Рефераты. Организационное поведение государственных служащих






Организационное поведение государственных служащих

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

Организационное поведение государственных

служащих

СОДЕРЖАНИЕ.

 

1.       Введение

2.                 Основная часть. Организационное поведение государственных

служащих

2.1.          Исторический опыт нормативно-правового регулирования

государственной службы в России

2.2.          Институт государственной службы: содержание и структура

2.3.          Организационное поведение государственных служащих

природоохранных органов

3.                 Заключение

4.                 Список литературы

ВВЕДЕНИЕ.


Позиция управления внутри любой организации, в том числе в органах государственного управления, в основном определяются тем предназначением и той ролью, которые призвана реализовывать данная организация. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в действие ресурсы организации для достижения ею своих целей. Менеджмент формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации и пр. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции: 1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению; 2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними; 3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей; 4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.

Решение вопросов организации и регулирования деятельности личного состава государственных органов относится к ведению государственной службы, которая, являясь одной из сторон деятельности государства, представляет собой определенную совокупность организационно-правовых мероприятий, связанных с установлением правового статуса государственной должности, определением способов замещения государственных должностей, условий и правил поступления на государственную службу, ее прохождением, продвижением и перемещением государственных служащих по служебной лестнице, проведением их аттестации, а также с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих, их поощрением и ответственностью, а также с прекращением государственной службы. Мероприятия организационного характера должны проводиться в соответствии с правовыми нормами или же им не противоречить, что свидетельствует о приоритетном положении права в сфере государственной службы. Правовой институт государственной службы является межотраслевым, включает в себя нормы государственного (конституционного) права, связан с рядом финансово-правовых норм, но в основном состоит из норм права административного.

Государственная служба, являясь важным социально-правовым явлением, может быть исследована с различных точек зрения: политической, социальной, организационной, психологической, этической, социологической, если рассматривать госслужбу как практическое участие граждан в осуществление целей и функций государства с помощью исполнения государственной должностью. В настоящей работе предпринята попытка исследования правовых основ государственной службы – института государственной службы, содержания, некоторых вопросов реформирования и организационного поведения государственных служащих.

Актуальность темы состоит в необходимости формирования современной модели государственного служащего, что обусловлено государственным строительством, изменениями форм и методов государственного воздействия, а значит новыми требованиями к персоналу органов государственной власти и управления.

Практическая значимость работы определяется предложением механизмов реформирования существующих противоречий в действующем правовом обеспечении государственной службы, и даются рекомендации по его совершенствованию.

Объект исследования – процесс формирования института государственной службы, на примере Вуктыльского комитета по охране окружающей среды.

Предмет исследования – правовые проблемы и социологический аспект организационного поведения государственных служащих.

Цель работы состоит в определении оптимальных путей формирования современной модели государственной службы.

Задачи работы: изучить историю возникновения и развития института государственной службы в России; рассмотреть некоторые проблемы становления государственной службы на современном этапе; дать анализ кадровой ситуации в органах охраны окружающей среды, управления и способам организационного поведения служащих.

2. Основная часть. Организационное поведение государственных служащих.

 

2.1. Исторический опыт нормативно-правового регулирования

государственной службы в России.


Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. В юридической науке понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства:

1)            представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;

2)            образован и действует на основе правовых актов (конституции и законов);

3)            выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

4)            наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

5)            состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых он образован;

6)            имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.

В настоящее время много написано о современной бюрократии, меньше - о бюрократии прошлого. Необходимо определиться, что следует подразумевать под бюрократией. Бюрократия – категория историческая. В России она берет начало со времени оформления абсолютизма. Не всякое лицо, причастное к управлению, можно назвать бюрократом, и не всякие учреждения бюрократическими. Лица, отправлявшие управленческие функции, известны на Руси со времени Русской Правды – уже тогда существовали вирники и тиуны. В последующие столетия численность должностных лиц увеличивалась, а номенклатура отправляемых ими функций усложнилась, но до XVIII столетия бюрократия в России не сложилась. Подобно тому, как монархическую систему правления мы относим к абсолютистской на основании определенных признаков (регулярной армии, бюрократии, правильно организованной финансовой системы и пр.), так и форму административного устройства мы вправе отнести к бюрократической только в том случае, если она удовлетворяет специфическим для нее требованиям. Главнейшее из них – наличие системы разнообразных признаков: зависимость чиновника от монарха; существование строгой иерархии учреждений и должностных лиц, руководствующихся в своей деятельности уставами и регламентами; унификация структуры и штатов учреждений и обязанностей должностных лиц; углубление разделения труда в управленческом аппарате, выражавшееся хотя бы в таком первичном его виде, как разграничение гражданской службы и военной и т.д.

В 1720 году Петром I был издан Генеральный регламент работы правительственных учреждений, в котором определялись правила поведения государственных служащих не только на службе, но и в быту: «… чтоб каждый свое дело знал и верно и прилежно оное отправлял, … чтоб безбожного жития не имели, также пития и игры, лжи и обманства удерживались, и чтоб оные в одежде чисто содержались, а в обхождении постоянно и недерзостно поступали. Будучи же увещание и обучение не поможет, и надежды на исправление не будет, то такого служителя… наказать отнятием чина или весьма отставить». Прекращение службы влекло прекращение получения жалованья, а перемещение по службе, связанное с понижением или повышением, отражалось на размере жалованья. Отсюда проистекало важное следствие – готовность проявлять служебное рвение.

Служба подвергалась строгой регламентации. Рабочий день продолжался пять часов, впрочем, продолжительность рабочего дня не была величиной постоянной: «когда нужда требует», канцеляристы работали сверх указанных часов. Членам коллегий «купно с канцеляристами» положен был четырехнедельный отпуск, используемый в один из летних месяцев, чтобы, как написано в регламенте, «в маетности свои ехать летним увеселением забавляться». Непрерывность работы обеспечивалась тем, что одновременно в отпуск отправлялась лишь треть состава.

Законодательно существование чиновничества как особой группы населения и его правовое положение было оформлено 24 января 1772г. принятием "Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…". Согласно Табели на классные чины принимались как потомственные дворяне, так и лица, которым был пожалован статус личного дворянина.

В соответствии с принятым в 1832 году Уставом о службе гражданской был значительно расширен социальный состав государственных служащих. Образование было важным критерием при приеме на службу. Социальный статус государственных служащих характеризовался наличием денежного содержания, размеры которого зависели как от выслуги лет, занимаемого чина и отношения к занимаемой должности, так и наличием определенного прохождения служебной лестницы. В Уставе четко определялись внутренние правила гражданской службы: "Все служащие возложенные на них обязанности обязаны исполнять согласно своей присяге с усердием, нелицемерно и добросовестно, не позволяя себе ни из вражды, ни из свойства или дружбы, а тем более из корысти или взяток, ничего противного долгу присяги, честности и возложенного на них служения".

Октябрь 1917г. внес в данную сферу общественных отношений значительные изменения. Декретами Советской власти «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» дореволюционный служебно-правовой институт продвижения по службе (чинопроизводства) был отменен. Позднее, правда, жизнь заставила детально урегулировать прохождение службы в Вооруженных Силах и органах внутренних дел. Что касается института государственной службы, то в качестве основных источников, существовавших до 1990г., можно назвать Временные правила о работе в государственных учреждениях и на предприятиях, утвержденные Декретом СНК РСФСР от 21 декабря 1922г., указы о введении классных чинов, рангов и специальных званий в некоторых отраслях, Единую номенклатуру должностей служащих (утв. Госкомтрудом СССР 9 сентября 1967г.), Положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности (утв. ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932г.), перечни №1 и №2 к Положению о порядке рассмотрения трудовых споров.

Известную негативную роль в законодательном регулировании вопросов государственной службы сыграла идея Программы КПСС, принятой XXI съездом КПСС в 1962г., в которой говорилось о том, чтобы работа в аппарате перестала быть особой профессией, а навыками управления овладевали все более широкие массы, и как следствие – отсутствие единого закона о государственной службе.

Позднее, однако, потребности государственного обеспечения реализации принятых решений обусловили возросшее внимание к этой проблеме. В Конституции СССР 1977г. (ст.35) впервые появилось слово «продвижение». Говорилось о продвижении по работе, в том числе и по работе в государственном аппарате.

После провозглашения государственного суверенитета РСФСР в 1990г., распада СССР в 1991г. в России обозначился новый период в становлении нормативной базы государственной службы.

В настоящий период основы российской государственной службы заложены в Коснтитуции РФ многие статьи которой (1, 10, 12, 32, 71, 73, 83, 89 и др.) прямо или косвенно закрепляют основы государственной службы. В Конституции Республики Коми также оговорены основы государственной службы (ст. 33 – право быть избранным в органы государственной власти и органов самоуправления; ст. 38 – право на труд, в том числе на государственных должностях).

Следующим по своей значимости актом, установившим правовую базу государственной службы, стал Закон «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995г. Это первый закон новой России, регламентирующий статус государственной службы на общегосударственном уровне. Его важной особенностью является то, что он создает как нормы прямого действия, которые не могут быть дополнены субъектами Федерации, так и нормы, которые могут быть дополнены последними. В частности, согласно ст.13 Закона виды поощрения и порядок их применения могут быть предусмотрены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Подобный подход заложен в п.5 ст.15 – гарантии, предусматриваемые для госслужащего; ст.16 – денежное содержание и ряде других.

Вторая группа актов призвана регламентировать в данном отношении тот или иной уровень государственной службы. Это – Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г., а также, к примеру, Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми».

Третий вид источников института государственной службы – федеральные акты, закрепляющие правовой статус службы на отраслевом уровне.

В четвертую группу источников данного института можно выделить акты, регламентирующие отдельные элементы организации государственной службы, в том числе: Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1995г.; Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе гослужбы» от 4 апреля 1992г., Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов федеральной исполнительной власти, Указ Главы Республики Коми «О квалификационных требованиях по государственным должностям государственной службы Республики Коми» и пр.

 

2.2. Институт государственной службы: содержание и структура.

 

Содержание правового института государственной службы. Современный правовой институт государственной службы – это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (федеральная, муниципальная, отраслевая; государственная должность, виды, реестр государственных должностей и служащих), статуса государственных служащих, гарантий и процедуры его реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения государственной службы.

Таким образом, правовому регулированию подлежат три большие сферы в системе государственно-служебных отношений:

1)                формирование системы государственной службы;

2)                создание статуса государственного служащего, гарантий его осуществления;

3)                механизм прохождения государственной службы (здесь может быть множество процессуальных норм, работающих в самых разных подинститутах, входящих в структуру института государственной службы).

Институт государственной службы состоит из первичных, исходных единичных юридический положений – правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости государственно-служебные отношения. Соединяясь между собой, государственно-служебные нормы образуют институт государственной службы.

Одними из первых шагов по созданию логически завершенной и структурно замкнутой правовой системы в области государственной службы стали утверждение в декабре 1993г. Указом Президента РФ Положения о федеральной государственной службе, а также принятие Государственной Думой 5 июля 1995г. федерального Закона об основах государственной службы РФ.

Процессы проводимой кодификации правового материала в сфере государственной службы выражены не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов федерации. В конституциях республик, а также в уставах (основных законах) областей и краев имеются главы, посвященные государственной и муниципальной службе субъекта РФ. Все правовые средства, используемые в сфере государственной службы, образующие комплексный административно-правовой режим, имеют единые регулятивные начала (дозволения, запреты, обвязывание, подчиненность, подотчетность и подконтрольность, доверие государства, верность служащих и т.д.).

Институт государственной службы включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: формирование государственно-служебного правоотношения; государственные должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а также от имени органов местного самоуправления) его функции; принципы службы; правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения. Этому институту права соответствуют конкретные нормативные акты, например, федеральный Закон об основах государственной службы РФ.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.