Рефераты. Организация оплаты труда в отделе розничной торговли ООО "Цифровое фото"
Система вознаграждения за труд должна быть создана таким
образом, чтобы она не подрывала перспективные усилия на обеспечение
производительности при краткосрочных негативный результатах.
Зарплата может действовать как фактор, стимулирующий развитие
производительности труда. Медленная работа часто вознаграждается оплатой
сверхурочных. Отделы, допустившие перерасход своей сметы в этом году могут
надеяться на увеличение сметы на будущий год. Сам факт более крупных затрат
времени не является автоматическим индикатором выполнения большего объема
работ, хотя схемы оплаты труда часто исходят именно из этих предположений.
Линия поведения должна заключаться в том, чтобы поощрять то,
что способствует росту производительности. В деятельности по организации оплаты
труда предпринимателю редко предоставляется полная самостоятельность. Обычно
оплата труда регулируется и контролируется компетентными государственными
органами. Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер
государственного воздействия с системой договоров.
Государственное регулирование оплаты труда включает:
законодательное установление и изменение минимального размера
оплаты труда в РФ;
налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда
предприятиями, а также доходов физических лиц,
установление районных коэффициентов и процентов надбавок;
установление государственных гарантий по оплате труда.
Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений
обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами,
индивидуальными договорами (контрактами).
Рис. 6 «Типы политики в области доходов и заработной платы»
Элементы политики государства в области доходов и заработной
платы имеют место в России (см. рисунок 6). Но при чрезмерной дифференциации
заработков, наличие денежных доходов централизованная политика в области оплаты
труда вряд ли принесет хорошие результаты. Ориентация на налоговое
регулирование доходов может стимулировать черный рынок. Потому главная надежда
, видимо, в политике переговоров, в частности, по поводу утверждения уровней
заработной платы, обеспечивающих гибкую и справедливую оплату труда.
Прожиточный минимум представляет собой показатель
минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг,
необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его
жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной
оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального
размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной
подготовки граждан по направлению службы занятости.
Минимальный размер оплаты представляет собой низшую границу
стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат
в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение
простых работ в нормальных условиях труда.
Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости
жизни и экономических возможностей государства. Минимальный размер оплаты
определяется в размере 40% прожиточного минимума, рассчитанного на душу
населения, что предполагает его периодически пересмотр с учетом имения индекса
потребительских цен и тарифов на услуги. Федеральным законом РФ «О повышении
минимального размеров оплаты труда», минимальный размер оплаты труда установлен
с 1 января 2008 г- 2583 рубля 49 копеек.
Минимальная ставка заработной платы основывается на
минимальном размере оплаты труда. Месячная минимальная заработная плата
работника, выполнившего свои трудовые обязательства (нормы труда), не может быт
ниже минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не
включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.
При определении минимальной ставки (оклада) работников предприятия работодатель
обязан предусматривать их в более высоком размере, чем установленный
Федеральным законом минимальный размер оплаты труда. На уровне минимального
размера оплаты труда ставка работников устанавливается в случаях, если предприятие
испытывает трудности экономического характера, либо в качестве специальной меры
по предотвращению массового высвобождения работников.
Для регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы
предназначена
Единая тарифная сетка, она является основой тарифной системы.
Она представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий
работников от рабочего разряда до руководителей организации.
Оплата труда работников не бюджетной сферы (муниципальных,
частных организаций, акционерных обществ, обществ с ограниченной
ответственностью и т. д.) определяется собственником предприятия, исходя из
законодательно установленного минимального размера оплаты отраслевых и
специальных соглашений, закрепленных в договорах и контрактах, и регулируется
действующей системой налогообложения на прибыль (доход) предприятия.
В условиях рыночной экономики и расширения прав организации в
области оплаты труда размеры ставок (окладов) системы премирования и условия
выплаты вознаграждений за выслугу лет определяются в коллективном договоре.
В трудовых договорах могут предусматриваться более высокие
размеры оплаты, чем предусмотренные в коллективных договорах. Конкретные
размеры поощрительных выплат определяются работодателем по результатам труда
работника. Оплата труда работников производится в первоочередном порядке по
отношению к другим платежам предприятия после уплаты налогов.
2.3. Тарифная система оплаты труда
и ее основные элементы
Тарифное нормирование
заработной платы является важней шим средством
проведения внутризаводской политики в области оплаты труда. Оно направлено на
обеспечение правильной оценки и оплаты конкретных видов
труда в зависимости от его количества, качества и условий труда, в которых он
осуществляется. Главным содержанием тарифного нормирования является разработка тарифной системы оплаты труда, которая включает тарифную ставку,
тарифную сетку и тарифно-квалификационные справочники.
Тарифная система — совокупность норм и нормативов, обеспечивающих
дифференциацию оплаты труда исходя из различий в сложности выполняемых работ и
условий труда, интенсивности и характера труда. Она состоит из следующих
основных элементов: тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки,
тарифные ставки первого разряда, районные коэффициенты к заработной плате, доплаты
к тарифным ставкам и надбавки за отклонения от нормальных условий труда.
В России действует единый тарифно-квалификационный справочник
работ и профессий рабочих (ЕТКС), квалификационные справочники должностей
руководителей, специалистов и служащих (КСД) производственных отраслей,
квалификационный справочник должностей служащих бюджетной сферы.
ЕТКС служит для определения разрядов работ и рабочих. В
большинстве отраслей промышленности работы подразделяются на шесть разрядов, в
некоторых отраслях — на восемь. С помощью ЕТКС решается наиболее трудная задача
сопоставления (соизмерения) разнообразных видов работ по степени их сложности,
а следовательно, и по уровню квалификации. Тарификация рабочих, т.е. присвоение
им в зависимости от уровня профессиональных знаний и трудовых навыков
определенного разряда, осуществляется комиссией на основе действующего ЕТКС,
который включает более 70 выпусков для профессий, общих во всех отраслях
народного хозяйства, а также отраслевые выпуски и является обязательным для применения
на государственных предприятиях и рекомендательным для предприятий других форм
собственности.
Тарифно-квалификационные справочники предусматривают применение
тарифных ставок первого разряда и тарифных сеток.
Тарифные ставки — это выраженный в денежной форме абсолютный
размер оплаты труда в единицу рабочего времени. Они определяют уровень оплаты
труда, так как заработок работника прежде всего зависит от размера тарифной
ставки 1-го разряда, которая рассчитывается из установленного минимального размера
оплаты труда и продолжительности рабочего времени.
Тарифная ставка работника соответствующей квалификации (Тст.i) определяется по
формуле:
Тст.i = Тст • Кт.i ,
(1)
где Тст — тарифная ставка 1-го разряда;
Кт.i — тарифный коэффициент i-го разряда.
Тарифная ставка 1-го разряда может быть часовой, дневной и
месячной. Часовая и дневная тарифные ставки 1-го разряда устанавливаются, как
правило, для рабочих-сдельщиков и повременщиков. Месячная тарифная ставка
1-го разряда устанавливается в настоящее время в Единой тарифной системе оплаты
труда работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на
бюджетном финансировании (ЕТС). Предприятия сами определяют тарифные ставки
1-го разряда и должностные оклады руководителей, специалистов и служащих,
которые не могут быть меньше рассчитанных по минимальному размеру оплаты труда.
Месячная тарифная ставка 1-го разряда в соответствии с принципами
разработки ЕТС не может быть ниже минимального размера оплаты труда,
устанавливаемого в законодательном порядке.
Тарифные сетки по оплате труда — инструмент дифференциации оплаты
труда в зависимости от его сложности для различных групп работников — включают
количество разрядов и соответствующие им тарифные коэффициенты.
Единая тарифная
сетка по оплате труда работников бюджетной сферы включает 18 разрядов, каждому
из которых соответствует свой тарифный коэффициент по отношению к тарифной
ставке 1-го разряда:
Тарифная сетка строится таким образом, чтобы обеспечивать
поразрядное нарастание тарифных коэффициентов как в абсолютном, так и в
относительном выражении.
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов представляет собой
разницу между тарифными коэффициентами. Например, разница между 1-м и 2-м
разрядами составляет 0,30. Относительное возрастание тарифных коэффициентов
представляет собой отношение большего коэффициента к меньшему минус 1,
выраженное в процентах. Например, относительное возрастание между 7-м и 8-м
разрядами составило 13% (3,12/2,76 х 100 = 13%). Соотношение между тарифными
коэффициентами крайних разрядов называется диапазоном сетки. Упомянутая выше
ЕТС характеризуется диапазоном 1:10,07. Величина тарифного коэффициента
показывает во сколько раз уровень оплаты работ (рабочих) данного разряда
превышает уровень оплаты работ (рабочих), отнесенных к первому разряду.
Предприятия могут самостоятельно разрабатывать заводские тарифные
системы, основой которых является единая тарифная сетка (ЕТС) для оплаты труда
всех категорий работников бюджетной сферы, включая рабочих, служащих,
специалистов и руководителей. В ЕТС профессии рабочих тарифицируются с 1-го по
8-й разряды; служащие, специалисты и руководители — со 2-го по 18-й разряды.
Районные коэффициенты к заработной плате являются механизмом
районного регулирования заработной платы.
Районное регулирование заработной платы включает:
а) районные коэффициенты к заработной плате. Они представляют
собой нормативный показатель степени увеличения заработной платы в зависимости
от местоположения предприятия и устанавливаются с учетом степеней
дискомфортности проживания, которые образуют пять зон. Диапазон районных
коэффициентов колеблется от 1,15 до 2,0;
б) процентные надбавки к заработной плате за непрерывный стаж
работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выплачиваются
по истечении шести месяцев, а максимального размера достигают после пяти лет
непрерывного стажа работы в этих районах. В зависимости от стажа работы и
местности надбавки колеблются от 10 до 100% заработка;
в) коэффициенты за работу в пустынях и безводных местностях и за
работу в условиях высокогорья установлены в диапазоне от 1,0 до 2,0.
Районное регулирование заработной платы является обязательным
требованием государства к субъектам хозяйствования, работодателю и работнику.
Особые условия оплаты труда включают оплату при отклонении от
нормальных условий труда, оплату работы в сверхурочное время, оплату работы в
праздничные дни, оплату за работу в ночное время и др. На предприятиях применяют
надбавки за высокое профессиональное мастерство; высокие достижения в труде;
выполнение особо важной работы на срок ее проведения; персональные надбавки,
устанавливаемые по решению руководителя, и др.
Величины стимулирующих доплат и надбавок определяются предприятием
самостоятельно и включаются в элемент себестоимости продукции «затраты на
оплату труда».
На предприятиях всех организационно-правовых форм могут использоваться
любые элементы тарифной системы в добровольном порядке, кроме обязательных в
соответствии с законодательством.
2.4. Формы и
системы оплаты труда
Наиболее распространенными формами оплаты
труда в практике работы предприятий являются сдельная и повременная, которые
находят отражение в разновидностях систем оплаты труда. Все разновидности форм
и систем оплаты труда базируются на тарифной системе и нормировании труда.
Различают следующие разновидности сдельной формы оплаты: прямая сдельная,
сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная, аккордная, аккордно-премиальная.
При сдельной форме оплаты труда заработок работника находится в
прямой зависимости от количества и качества изготовленной продукции или объема
выполненных работ.
Прямой фонд
заработной платы сдельщиков определяют по формуле:
,
(2)
где m – число наименований выпускаемой
продукции; -
сдельная расценка за единицу продукции, руб.; В – объем выпуска продукции, т,
шт., туб.
Определение
прямой сдельной расценки возможно по формуле:
,
(3)
Определение
косвенной сдельной расценки возможно по формуле:
,
(4)
где - часовая тарифная ставка
в соответствии с разрядом выполняемой работы, руб.; - норма времени на единицу
продукции, час.; -
норма выработки данной продукции.
- среднечасовая тарифная
ставка, определяется по таблице 2, в соответствии со средневзвешенным разрядом
производственных рабочих согласно таблице 3.
(5)
При расчете необходимо заполнить
таблицу 4.
Таблица 4.
Расчет средней
тарифной ставки.
Разряд
Условия
работы
Число производственных рабочих Рпр
Тарифная
ставка
Рпр.
чел.
%
руб. / ч
руб. / ч
руб. / ч
III
Нормальные
Тяжелые и вредные
Особо тяжелые
IV
Нормальные
Тяжелые и вредные
Особо тяжелые
V
Нормальные
Тяжелые и вредные
Особо тяжелые
VI
Нормальные
Тяжелые и вредные
Особо тяжелые
Итого:
100