Рефераты. Организация учета, анализа и аудита расчетов ОАО МК "Азовсталь" с государственным бюджетом...






С этого момента у продавца возникают валовые доходи и НО по НДС, у покупателя — валовые затраты и НК.

Как видим, схема достаточно проста, но в то же время имеет свои нюансы. Так, если на ответхранение передается товар, определенный родовыми признаками, то при неграмотном оформлений договора право собственности на такой товар может перейти к покупателю и в налоговом учете у продавца в момент отгрузки возникнут валовые доходи и НО по НДС.

Причина таких последствий кроется в ст. 423 ГК, согласно которой «если на хранение сданы вещи, определенные в договоре только родовыми признаками, то при отсутствии иного соглашения эти вещи переходят в собственность хранителя, и он обязан вернуть стороне, сдавшей их на хранение, равное или оговоренное сторонами количество вещей того же рода и качества».

С учетом вышеприведенных норм при отгрузке «родовых» вещей (песка, щебня навалом, зерна, картофеля и т. п.) в договоре ответхранения нужно указать, что право собственности на них к хранителю не переходит, и тогда валовых доходов не возникнет.

И еще один нюанс, связанный с ответхранением. Получение на ответхранение товары до перехода права собственности на них к покупателю по договору купли-продажи нельзя использовать в обороте хранителя-покупателя. В противном случае «включатся» нормы абз. 4 п. 1.23 Закона «О Прибыли» и такие товары будут считаться бесплатно предоставленными со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вот, собственно говоря, и все описание схемы. Конечно, даже несмотря на законность, ею лучше не злоупотреблять. А то если все отгрузки будут предваряться ответхранением, налоговики, чего доброго, узрят в такой оптимизации признаки притворности сделок.

Хотя на самом деле ничего притворного в этих сделках нет. В данном случае операция хранения действительно имела место и сделка заключалась именно ради этой операции. И то, что посредством такой операции предприятие смогло отсрочить свои налоги, вполне укладывается в рамки законодательства.

Просто само по себе хранение товаров преследует еще одну цель — отсрочку налогов. Но ничего противозаконного в этом нет.

Так что тонкую грань законности налогового планирования лучше всегда чувствовать и соблюдать. Хотя справедливости ради следует заметить, что при правильной постановке дела даже фактически имевшее место уклонение доказать бывает практически невозможно. Ведь главное в таких ситуациях — выявить фактическую направленность тех или иных действий плательщика. А без личных признаний сделать это очень трудно.

Безусловно, строить свою работу без учета различных объективных и субъективных факторов нельзя. Во-первых, для начала нужно договориться с покупателем, и если ему срочно нужен НК, то он может не согласиться на это. Во-вторых, если продавец заинтересован в покупателе больше, чем тот в продавце, то покупатель может просто не захотеть что-либо менять во взаимоотношениях с продавцом.

Кроме того, предприятие должно иметь репутацию ответственного плательщика налогов и располагать достаточным количеством средств для разрешения конфликтных ситуаций с помощью судебной системы.

2.6.  Организация аудита Налога на добавленную стоимость

 

В связи с новыми требованиями, в августе 2002 года на комбинате была создана служба внутреннего аудита, которая подчиненная административному директору.

В штате отдела внутреннего аудита семь человек.

В своей работе отдел внутреннего аудита руководствуется действующим законодательством, стандартами Украины об аудиторской службе и бухгалтерском учете и другими нормативными документами.

Внутренний аудит на комбинате осуществляется по следующим направлениям:

-          анализ системы учета и внутреннего контроля;

-          изучения бухгалтерской и операционной информации, экономичности и эффективности управленческих решений;

-          оценка качества и полноты информации;

-          разработка проектов управленческих решений и финансовых прогнозов;

-          проведение стратегического анализа;

-          консультирование бухгалтеров, экономистов и других работников комбината по вопросам бухгалтерского и управленческого учета.

К основным функциям внутреннего аудита относятся: консультирования работников комбината, проверка достоверности бухгалтерской отчетности, законности и целесообразности проведенных хозяйственных операций, заключаются системы бухгалтерского, налогового и оперативного учета.

В обязанности сотрудников ОВА входят также анализ финансово-хозяйственной деятельности, разработка предложений по ее эффективности, совершенствованию организационных форм и методов управления, а также информационных технологий.

Отдел внутреннего аудита обеспечивает защиту финансовых интересов предприятия, проводит исследование и проектирование в деле организации и методов учета, контроля, структур и технологий управления, а также разработку проектов документов, экспертных выводов и других материалов.

Главная задача отдела внутреннего аудита – предоставление теоретической и практической помощи экономистам, бухгалтерам подразделов и служб комбината в виде консультаций и рекомендаций по вопросам налогов, постановки бухгалтерского, налогового и оперативного учета, внутреннего контроля.

Отдел внутреннего аудита осуществляет свою деятельность по оперативному аудиторскому внутриведомственному контролю в форме проверок, экспертиз и консультаций, что оформляется соответствующими документами (аудиторский вывод), утвержденными, в зависимости от требований, административным директором или начальником отдела.

С сентября 2002 года отделом внутреннего аудита были проведены следующие аудиторские проверки:

-           финансово-хозяйственной деятельности мебельного цеха по состоянию на 01.07.02;

-           расходов и убытков от другой операционной деятельности за 7 месяцев 2002 года;

-           кредиторской задолженности комбината по состоянию на 01.08.02;

-           финансово-хозяйственных отношений комбината с ООО «Марита» за период с 01.01.00 по 30.06.02;

-           финансово-хозяйственной деятельности тепличного комплекса;

-           финансово-хозяйственной деятельности управления общественного питания (УОП) за период 2001 год – 9 месяцев 2002 года;

-           финансово-хозяйственной деятельности цеха автомобильного транспорта за период 2001 год – 8 месяцев 2002 года;

-           финансово-хозяйственной деятельности фирменного магазина-салона «Азовсталь» за период с 01.01.01 по 01.10.02;

-           финансово-хозяйственной деятельности печатно-множительного цеха за период 2001 год – 9 месяцев 2002 года;

-           финансово-хозяйственной деятельности цеха складирования УКБа за период 2001 год – 10 месяцев 2002 года.


По результатам проверок подготовленные аудиторские выводы.

Предоставлено более 10 консультаций работникам комбината по вопросам организации и ведения оперативного и бухгалтерского учета. Проведено 27 проверок по заданию руководства комбината.

Порядок проведения документальной проверки правильности отображения обязательств по налогу на добавленную стоимость


При проверке следует обращать внимание:

- имеют ли задолженность по другим налогам и платежам в бюджет в связи с отсутствием средств и наличием картотеки;

- не осуществляется ли деятельность по продаже товаров (работ, услуг);

поскольку плательщик налога, показывает в налоговой декларации с НДС значительные суммы налогового кредита, которые были оплачены поставщикам за приобретенные товары (работы, услуги) и основное учредительство и невещественные активы в случае.

Проверка правильности определения сумм налоговых обязательств

Проверка следует начинать с проверки  суммы налоговых обязательств прежде всего было установлено или отвечают они суммам, указанным в декларации по НДС, с данными книги учета продажи товаров (работ, услуг), порядок ведения которой утвержден приказом ДПА Украины от 30 мая 1997року № 165. 

Учитывая то, что соответственно Закону Украины от 26 сентября 1997 года N 550/97-ВР возникновение налоговых  обязательств по продаже товаров (работ, услуг) считается дата, которая приходится на налоговый период, на протяжении которого происходит любое из событий, которое состоялось раньше: или дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет плательщика налога как оплата товаров (работ, услуг), которые подлежат продаже, а в случае продажи товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства - дата их оприходования в кассе плательщика налога, а при отсутствии такой - дата инкассации имеющихся средств в банковском учреждении, что обслуживает плательщика налога; или дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) - дата оформления документа, что удостоверяет факт выполнения работ (услуг) плательщиком налога, то записи в книге учета продажи товаров (работ, услуг) продавцом проводятся исходя из этих дат.

При проверке нужно учитывать, что в книге учета продажи товаров ведется отдельный учет операций по продаже товаров (работ, услуг), по которым возникают и не возникают налоговые обязательства.

Сумма налоговых  обязательств по операциям,  которые  подлежат налогообложению отвечает итоговым данным граф 16 и 18 книги учета продажи товаров (работ, услуг)(см. дополнение Же) с учетом сумм коррекции, указанных в графе 20 книги (см. дополнение Же).  При выявлении случаев коррекции следует проверять наличие расчета коррекции количественных и стоимостных показателей в налоговой накладной формой № 2 к налоговой накладной(см. дополнение бы).

Дальше следует сопоставлять данные книги учета продажи товаров с первичными бухгалтерскими документами предполагаемыми аналитического и синтетического учета; выписками банка, прибыльными кассовыми ордерами, отчетами кассира, записями в журналы-ордера № 1, 2, 4 в части средств, которые поступили от покупателей в оплату за товары, работы, услуги.

В согласно Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом Минфин Украины от 1 июля 1997 года № 141 и зарегистрированной Министерством юстиции Украины 4 августа 1997 года за № 284/2088 с изменениями и дополнениями,(дальше - Инструкция) суммы налоговых обязательств по уплате налога на добавленную стоимость отображаются по кредиту счета 641 в  корреспонденции со счетами:

70”Доходы от реализации”, 71”Прочий операционный доход”, 74”Прочие доходы” - в случаях отгрузки готовой продукции, товаров, других материальных ценностей, передачи невещественных активов, выполнение работ, услуг, в оплату за какие средства от покупателя на дату отгрузки (передачи, выполнения) предприятие   не получило, а также в случаях получения имеющихся средств за товары и услуги;

643 "Налоговых обязательства в случаях зачисления на счета предприятия в учреждениях банков средств от покупателей (заказчиков) в оплату  продукции, товаров, других материальных ценностей, невещественных активов, работ, услуг, которые подлежат отгрузке (передаче,   выполнению).  После отгрузки предварительно оплаченной продукции, товаров, других материальных ценностей.  передачи невещественных активов, выполнение работ, услуг счет 70 ”Доходы от реализации”,71”Прочий операционный доход” дебетируется в корреспонденции со счетом 64 "Расчета по налогам" субсчет 3 " налоговых обязательств"

_Следует проверять или не имеет места случаи, когда после отгрузки основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров, передачи невещественных  активов, выполнение работ, услуг указанные ценности покупатель вернул продавцу, или долг покупателя признан безнадежным, в таком случаи продавец   на сумму излишне начисленного налога на добавленную стоимость уменьшает   сумму налогового обязательства с отображением способом сторно по дебету счета и  70”Доходы от реализации”,71”Прочий операционный доход”,74”Прочие доходы” кредита счета 641 "Налоговое обязательство”.

 Так же следует обращать внимание на случаи, когда Покупатель в месяце, в котором приобретенные товарно-материальные ценности возвращены продавцу или   долг   признан   безнадежным, осуществляет  увеличение налогового обязательства на сумму налога на добавленную стоимость и была отображена ли данная операция соответствующим образом: отображается способом сторно по дебету счета 641 "Расчеты по налогам", субсчет "   налога   на  добавленную   стоимость", и кредита счетов 37/7 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками",  76  "Расчеты  с другими дебиторами "

При проверке суммы налоговых обязательств, следует обращать внимание на правильность включения в налоговые обязательства сумм полученных до 1 октября 1997 года авансов (предыдущей оплаты) за товары (работы, услуги), отгрузка (выполнение, предоставление) которых состоится после указанной даты.  Такие суммы не учитываются при проведении одноразового пересчета сумм налоговых обязательств, а включаются в налоговые обязательства тех отчетных периодов, в которых происходит отгрузка (выполнение, предоставление) указанных товаров (работ, услуг) с подтверждением такой отгрузки (выполнение, предоставление) выпиской налоговой накладной и соответствующим отображением в налоговой накладной.

С целью выявления занижения сумм налоговых обязательств следует сопоставлять суммы дебиторской задолженности за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) в разрезе каждого покупателя (заказчика), отображенные в разделе II сводки № 16 "Отгрузка, отпуск и реализация продукции, работ, услуг" последнюю дату проверки с суммами кредиторской задолженности по счету 37/1”Расчеты с разными дебиторами по выданным авансам”, 36”Расчеты с покупателями и заказчиками”, 37/7"Расчеты с поставщиками и  подрядчиками", 63”Расчеты с поставщиками и подрядчиками” в разрезе каждого кредитора.  В таком случае, выявленное наличие за одним и тем же субъектом предпринимательской деятельности дебиторской задолженности и сумм полученных от него в виде авансов или предыдущей оплаты, суммы налога на добавленную стоимость из таких сумм были зачтены в счет налоговых обязательств по НДС, что отвечает законодательству.

Учитывая то, что соответственно пункту 4.1 статьи 4 Закона-1 база налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется  исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам  (тарифами) с учетом акцизного сбора, общегосударственных других налогов и собраний (обязательных платежей), за исключением налога на добавленную стоимость, которые включаются в цену товаров (работ, услуг) согласно с законами Украины по  вопросам налогообложения, а в состав договорной (контрактной) стоимости включаются   любые  суммы   средств, стоимость материальных и невещественных активов, которые передаются плательщику налога непосредственно покупателем или через   любую третью лиц в связи с компенсацией стоимости   товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, предоставленных) таким плательщиком налога, следует по данного бухгалтерского учета проверять полноту включения в суммы налоговых обязательств сумм таких средств.  В частности, при проверке следует обращать внимание на включение в базу налогообложения таких сумм:

- дотации и субсидии из госбюджета по видам продукции, на что установленные регулируемые цены;

- средства, полученные на развитие производственной базы ремонтно-будівельних предприятий;

- средства на возмещение расходов по командировкам и на выплату премий.

Такие средства можно выявить при проверке дебетовых оборотов по счету 31 "Счета в банках" и кредитовые обороты по счетам 48 “Целевое финансирование и поступление”, отображенных в журнале-ордере 12, а также - по счет 40”Уставный капитал”, отображенные в журнале-ордере 13.

С целью выявления сумм средств и стоимости   материальных   и невещественных активов, которые передаются плательщику налога через любые третьи лица в связи с компенсацией стоимости товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, предоставленных) таким плательщиком   налога, следует обращать внимание на наличие заключенных соглашений об уступку требования долга.

При проверке данных бухгалтерского учета следует обращать внимание на случаи занижения сумм налоговых обязательств, в результате не включения к базе налогообложения отпуска продукции (товаров, работ, услуг), отображенной в учете внешне счетом 70”Доходы от реализации”,71”Прочий операционный доход”,74”Прочие доходы”.  В частности, было сверено списание товарно-материальных ценностей из счетов 10 "Основные средства", 20 "Производственные запасы", 26 "Готовая продукция" и 28 "Товары" с целью выявления случаев занижения базы налогообложения при не учете реализации основного учредительства независимо от даты их приобретения и введения в эксплуатацию, отпуска неиспользованных в производстве товарно-материальных ценностей и отходов производства, предоставление услуг по аренде имущества, по сохранению, подделке товаров и передаче товаров (работ, услуг ) для непроизводственного использования.

Следует проверять или не имеет места занижение суммы налоговых обязательств в результате неправильного определения базы налогообложения  в случаях продажи товара (работ) услуг) без оплаты или с частичной оплатой их стоимости в пределах бартерных (товарообменных) операций, натуральных выплаты в счет оплата труда физическим лицам, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиком налога, передачи товаров (работ, услуг) в пределах баланса плательщика для непроизводственного использования, расходы на которые не относятся к валовым расходам и не подлежит амортизация, а также связанному с продавцом лицу.  В таких случаях было обращено внимание на то, чтобы база налогообложения определялась согласно пункта 4.2  Закона-1 исходя из фактической цены операции, но не ниже привычной цены.

При этом, привычные цены определяются в порядке, предусмотренном пунктом 1.20 статьи 1 Закона Украины от 22 мая 1997 года.  № 2Й/97-ВР "О налогообложении дохода предприятий"(дальше - Закон-2), поскольку соответственно пункту 11.1 статьи 11 Закона-1 срок "привычная цена" в рамках Закона-1 понимает в значении.  определенному Закону Украины от 22 мая 1997 года.  № 2Й/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий"

При проверке также следует обращать внимание на особенности определения налоговых обязательств по отдельным операциям.

В частности, такие операции, когда к налоговым обязательствам должны включаться суммы НДС, начисленные по операциям продажи на таможенной территории Украины готовой продукции, произведенной из давальческого сырья нерезидента, или такого сырья.  При этом, соответственно пункту 4.4 статьи 4 Закона-1 базой налогообложения такой готовой продукции является договорная (контрактная) стоимость  такой продукции с учетом акцизного сбора, ввозной таможенной пошлины, а также других налогов, собраний (обязательных платежей), за исключением налога на добавленную стоимость, которые включаются в цену такой   готовой продукции согласно   законам Украины по вопросам   налогообложения.  Определенная стоимость Перечисляется в украинские   гривны за валютным (обменным) курсом Национального банка Украины, что действовал на момент возникновения налоговых обязательств.  При этом   налог выплачивается в бюджет покупателем в порядке, предусмотренном   для налогообложения товаров, которые импортируются, а ответственность за   уплату налога покупателем такой продукции несет отечественный ее переработчик. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.