Рефераты. Организация учета товарных операций в розничной торговле»






Для определения результатов от продаж составляется расчет торговой наценки, относящейся к реализованным товарам по среднему проценту, расчет производится за январь 2004 года согласно алгоритму исчисления (приложение К):

1.      Находим предварительное сальдо торговой наценки – 157.150-43

2.      Определяем итоговую сумму товаров путем сложения (реализовано за месяц, т.е. товарооборот плюс остатки товаров на конец отчетного периода) – 733.107-96

3.      Исчисляем процент торговой наценки (валового дохода) путем деления предварительного сальдо торговой наценки на итоговую сумму товаров и умножая ее на 100, по расчету она равна 21,44 процента.

4.      Чтобы рассчитать реализованное наложение на остаток товаров, нужно взять рассчитанный процент торговой наценки (21,44%) от остатка товаров, в нашем примере она составляет 518.860-68, а реализованное наложение равно 111.243-73.

5.      Реализованное положение на продажные товары находим путем вычитания из предварительного остатка торговой наценки (157.150-43) суммы реализованного наложения на остаток товара (111.243-73), реализованное наложение за январь 2004 года составило 45.906-70.

Для определения себестоимости проданных товаров необходимо рассчитать сумму расходов, относящихся к проданным товарам (транспортные расходы), но так как нет транспортных расходов, расчет не производится. Сумма реализованного наложения списывается на себестоимость проданных товаров:

Д         42                               К         90/2                 45.906-70

При закупке новых товаров увеличивается сумма торговой наценки по счету 42, при продаже этих товаров происходит увеличение товарооборота и уменьшение товарных остатков на конец периода. Процент торгового наложения на остаток товара увеличивается вследствие увеличения поступления торговой наценки и увеличения товарооборота. Также происходит увеличение торговой наценки на остаток товара и суммы торговой наценки, относящейся к реализованным товарам (реализованное наложение).

Увеличение товарооборота повышает прибыль торговой организации, а уменьшение товарных остатков способствует приобретению новых и увеличивает товарооборачиваемость.

2.4   Учет расходов на продажу

 

Расходы, производимые торговыми предприятиями в процессе осуществления своей деятельности дополнительно к оплате стоимости товаров, называются расходами на продажу.

Для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг используется счет 44 «Расходы на продажу» торговые организации должны учитывать на данном счете все расходы, связанные с их основной деятельностью.

Синтетический учет расходов на продажу ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 собираются все производственные расходы, а по кредиту осуществляется их списывание. При этом дебетовое сальдо показывает остаток издержек обращения на остаток товаров на конец отчетного периода.

В учете расходы на продажу собираются по дебету 44 «Расходы на продажу», при этом с данным счетом корреспондируют различные счета в зависимости от источника расходов и затрат.


Таблица 4

Отражение на счетах бухучета операций, связанных с учетом расходов на продажу

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Д

К

1.

 

 

 

2.

 

3.

 

4.

5.

 

6.

7.

 

8.

 

Начисление амортизации по

-         основным средствам

-         нематериальным активам,

используемым в процессе продажи товаров

Отражены расходы по оплате услуг сторонних организаций, связанных с продажей товаров

НДС учтен в составе расходов на продажу по работам (услугам), используемым при продаже товаров

Учтены в расходах на продажу расходы подотчетных лиц

Начислена зарплата работникам занятых в процессе продажи товаров.

Начислены налоги с заработной платы

Включена в состав расходов на продажу стоимость товаров израсходованных в рекламных целях

Учтена в расходах на продажу сумма начисленных налогов и сборов, относимых на себестоимость

 

44

44

 

 

44

 

44

44

 

44

44

 

44

 

44

 

02

05

 

 

60

 

19

71

 

70

70

 

41/2

 

68

 

Аналитический учет по счету 44, ведется по видам и каждой статье расходов. К таким расходам относятся:

1.      Транспортные расходы. Это оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров, по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузка из них, за временное хранение грузов на станциях, портах.

2.      расходы по оплате труда. К этой статье относятся затраты на оплату труда основного торгово-производственного персонала предприятия с учетом премий за производственные показатели, стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам; единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности в данной организации, доплат в случае временной утраты трудоспособности до фактического заработка, установленные законом.

3.      Расходы по амортизационным отчислениям основных средств и нематериальным активам, используемые в процессе продажи товаров являются суммы амортизационных отношений на полное восстановление основных, производственных средств, предоставляемых бесплатно предприятием общественного питания, обслуживающим торговые коллективы.

4.      Расходы на рекламу. На эту статью относят расходы на оформление витрин, выставок, разработку и печатание рекламных изданий (каталогов, брошюр), рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, по телевидению), стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактными посредническими организациями бесплатно и не подлежащих возврату.

5.      Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.

6.      Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

7.      Расходы на тару.

Списание расходов по продажам в торговых организациях может осуществляться двумя способами:

1.      Отражение на счетах бухучета операций, связанных с учетом расходов на продажу в полном объеме.







Таблица 5

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Д

К

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

Отражена выручка от продажи товаров

Списана фактическая себестоимость проданных товаров

Списана фактическая себестоимость проданных товаров

Начислен НДС с выручки от продажи товаров

Отражен финансовый результат от продажи товаров:

-         прибыль

-         убыток

60

90/2

90/2

90/3

 

90/9

99

90/1

41/2

44

68

 

99

90/9

 

2. Пропорционально стоимости товаров, проданных в отчетном периоде, могут списываться только транспортные расходы организации, учтенные на счете 44. Расчет транспортных расходов, подлежащих сжатию делается ежемесячно.

В соответствии с гл. 25 ст. 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относится стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном периоде и суммы расходов на доставку (транспортные расходы0 покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. все остальные расходы за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 настоящего кодекса, осуществленные в текущем месяце. Признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Сумма прямых расходов, относящихся к остаткам товаров на складе. Определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

  1. Определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.
  2. Определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца.
  3. Рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 настоящей статьи) к стоимости товаров (пункт 2 настоящей статьи).
  4. Определяется сумма прямых расходов, относящихся к остатку товаров на складе, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца.
  5. Сумма издержек обращения на реализованные товары определяется так: сумма прямых расходов на остаток товаров на начало месяца прибавляется сумма расходов по поступившим товарам и вычитывается сумма прямых расходов относящихся к остатку товаров.

В практической  деятельности организации движение товаров не  ограничивается только поступление и выбытием в результате их реализации.  Кроме экономического фактора существуют и другие, в результате воздействия которых  материальные ценности торговой            организации либо поступают, либо убывают.

Факторами, позволяющими разделить на четыре группы выбытия товаров для целей бухучета, являются:

1.      Правовые факторы – выбытие и поступление товаров происходит в результате осуществления предпринимательской  деятельности.

2.      Экономические факторы – в результате  уценки товаров.

3.      Естественные факторы: выбытие  товаров происходит в результате физико-химического, механического  воздействия.

4.      Психологические факторы – выбытие товаров происходит в результате  насильственного отчуждения собственности в корыстных целях.

Масса товаров может меняться вследствие механического воздействия или воздействия природных условий. Уменьшение массы товаров происходит вследствие распыления сыпучих веществ, потери влаги, усушки, утруски.

Потери товара при перевозке, хранении и реализации, обусловленные  естественными факторами – называется естественной убылью.

В настоящее время утверждены нормы естественной убыли:

1)      Зерна и семян масличных культур (приказ Минсельхоза России от 23 января 2004 г. № 55).

2)      Металлических грузов при перевозке железнодорожным транспортом (приказ Минпромнауки России от 25 февраля 2004 года № 55).

В торговых организациях потери в пределах норм естественной убыли можно учесть, только если такие нормы разработаны и утверждены (приказ МНС России от 20 декабря 2002 года №5Г-3-02/729).

В законе, которым была введена в действие часть вторая Налогового кодекса, сказано, что федеральные Законы и  иные нормативные акты, действующие на территории России и не вошедшие в  перечень актов, которые утратили силу, применяются. При этом они не должны противоречить части второй Кодекса (ст. 29 Закона от 5 августа 2000 г № 118-ФЗ).

Из этого следует, что раз нормы естественной убыли не отменены, значит они действуют.

Документами, которыми можно пользоваться при начислении естественной убыли:

1. Приказ Минторга РСФСР от 1 марта 1985 года № 54 «О нормах естественной убыли и отходов продовольственных товаров в торговле.

2. Письмо Минторга РСФСР  от 21 мая 1987 года № 085 «Нормы естественной убыли производственных товаров в розничной сети государственной и кооперативной торговли и др.

Товарные потери в пределах установленных норм уменьшают  налогооблагаемую базу при расчете налога на  прибыль путем их включения в  состав издержек обращения.

Сверх-нормативные потери погашаются  также организацией и не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Естественная убыль – это категория, имеющая отношение только к  продовольственным товарам. К промышленным товарам применяются нормы потерь в результате боя (стекло), вытечки, россыпи и нормы  при потери  товарного вида, связанной с боем или порчей потребительской тары.

Потери товаров вследствие естественной убыли могут быть списаны только после  инвентаризации товаров на основе соответствующего расчета и утверждены в соответствии с положениями инструкции.

Естественная убыль определяется лишь по  реализации за отчетный период товаров  независимо от срока их хранения в розничном торговом предприятии.

Общая сумма естественной убыли по всем товарам, реализованным за  межинвентаризационный период, определяется путем сложения  суммы естественной убыли по каждому товару. Чтобы определить сумму естественной убыли по каждому товару, надо  произведение оборота реализации конкретного вида товара умножить на соответствующую норму естественной убыли.

Оборот по реализации товара за межинвентаризационный период определяют расчетным путем на основе показателей товарного баланса:

ТН + П + Р + В + ТК

или

Р= ТН + П - В -ТК,

где ТН, ТК  - остаток товаров на начало и конец межинвентаризационного периода (по данным инвентаризации)

            П – объем поступивших товаров за межинвентаризационный период.

            В – объем выбывших товаров за межинвентаризационный период.

            Р – объем реализованных товаров.

Информация об объеме поступления и выбытия товаров берется из приходных и расходных  первичных документов по движению товаров.

Естественная убыль товаров,  проданных в розницу рассчитывается специальным образом:

Остатки товаров по данным инвентаризации на начало отчетного периода  прибавляется сумма исчисленной убыли по документам на поступившие за этот период товары и  исключается убыль, исчисленная по документам на выбывшие товары, а также  на фактический остаток товаров,  по инвентаризационной описи на конец отчетного периода.

Естественная убыль товаров списывается по фактическим размерам, по не выше установленных норм. Убыль может быть списана в полном  (расчетном объеме), если в результате инвентаризации будет установлена недостача в сумме  равной или превышающей размер  расчетной естественной убыли  за инвентаризационный период. Если недостача товаров в результате инвентаризации будет меньше расчетной  величины естественной убыли, то естественная убыль может быть снижена только  в сумме недостачи.

Таблица 6

Отражение на счетах бухучета операций, связанных с учетом применения

естественной убыли

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Д

К

1.

2.

3.

 

4.

5.

 

Отражена недостача товаров

Списана недостача в пределах норм естественной  убыли

Восстановлен НДС в части недостачи в пределах  норм естественной убыли

Списана недостача за счет виновного лица

Восстановлен НДС в части недостачи, взыскиваемого с виновного лица

94

44

44

91/2

73/2

 

73/2

41/2

41/2

41/2

68

94

 

68

 

Оформляя взыскание недостач товаров за счет виновных лиц, необходимо помимо правил бухгалтерского учета руководствоваться и положениями Трудового кодекса РФ.

Статьей 238 ТК РФ установлена обязанность работника возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб.

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

По общему правилу, изложенному в ст.241 ТК РФ, за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

Однако в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами, на работника может возлагаться материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба. Такие случаи предусмотрены ст. 243 ТК РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.