Рефераты. Органы госбезопасности России (1917-1980-е годы)






В 1945 г. Великая Отечественная война закончилась победой советского народа над немецко-фашистскими войсками. Вклад военной разведки в победу был огромен. Это отмечали в своих воспоминаниях такие видные советские военачальники, как Г.К.Жуков, А.М.Василевский, К.К.Рокоссовский, И.С.Конев, И.Х.Баграмян, С.М.Штеменко, Н.И. Крылов и многие другие. В ходе войны выработалась эффективная система организации разведки и ее применения, сложились боевые традиции, сформировались высококвалифицированные кадры, накопился богатейший опыт проведения разведывательных операций. Все это было использовано в последующие годы, когда мир разделил «железный занавес» и ведущие мировые державы были втянуты в так называемую холодную войну.


1.4 .Деятельность органов госбезопасности СССР в послевоенный период (1945-1954гг).

Первое послевоенное десятилетие явилось весьма напряженным и интересным периодом в жизни нашей страны и ее органов государственной безопасности. В эти годы активно шло восстановление разрушенных в войну сел, городов и целых регионов, поднимались из руин фабрики, заводы, создавались новые отрасли промышленности. Деятельность отечественных органов безопасности развертывалась в 1945-1954 годах в условиях непростой политической и оперативной обстановки. К числу основных внешних факторов, оказавших огромное влияние на направленность и содержание их работы, следует, прежде всего, отнести начало "холодной войны" между СССР и ведущими западными странами.

В условиях существовавшей в стране однопартийной политической системы фактическое руководство в сфере обеспечения государственной безопасности, военного строительства и т.п. сосредоточилось в послевоенный период в руках узкого круга лиц, входивших в состав Политбюро ЦК ВКП (б). Органы "Смерш" - НКГБ-МГБ-МВД СССР находились под постоянным контролем лично И.В. Сталина, а также назначаемого из числа членов Политбюро ЦК ВКП (б) куратора. Ими в послевоенный период являлись поочередно А.А. Кузнецов, Г.М. Маленков и Н.А.Булганин[12].

Все важные решения в сфере правового регулирования деятельности органов госбезопасности принимались по устоявшейся с годами одной и той же схеме. Инициаторы - ими, как правило, выступали члены Политбюро и Центрального комитета ВКП (б), ЦК и обкомы партии союзных и автономных республик, краев и областей, центральный аппарат "Смерш "- НКГБ - МГБ - МВД СССР выходили со своими предложениями в Секретариат ЦК ВКП (б), который в качестве первой инстанции их рассматривал и утверждал. По второстепенным вопросам - назначениям руководителей местных органов госбезопасности, незначительным штатным изменениям и т.п. решения Секретариата ЦК ВКП (б) было достаточно и оно, оформленное в письменном виде, направлялось для выполнения в орган исполнительной власти - Совет Министров СССР, который принимал соответствующее постановление. По наиболее серьезным вопросам рассмотренные предварительно в Секретариате ЦК ВКП (б) документы поступали для окончательного утверждения в Политбюро ЦК ВКП (б) и лишь затем, оформленные в виде выписки из протокола заседания, направлялись в органы исполнительной власти. Именно такой путь проходили решения, касавшиеся задач, структуры органов разведки и контрразведки, использования специальных сил и средств, назначения руководителей центрального аппарата органов госбезопасности, проведения массовых выселений отдельных категорий населения и т.п.

На протяжении всего первого послевоенного десятилетия достаточно активно шел процесс организационного строительства и совершенствования структуры советских органов государственной безопасности, который условно можно разделить на три основных этапа. Первый из этих этапов, по сути, является периодом воссоединения органов госбезопасности в рамках единого ведомства и расширения их компетенции. Его хронологические рамки охватывают 1945-1951 годы.

Известно, что к моменту окончания второй мировой войны в силу ряда причин органы государственной безопасности, и, прежде всего, контрразведывательные подразделения, оказались рассредоточенными по четырем различным ведомствам. Внешнеполитическая разведка, транспортные и территориальные органы контрразведки входили в состав самостоятельного Наркомата государственной безопасности СССР. Военная контрразведка была представлена на этот момент времени Главным управлением контрразведки "Смерш" НКО СССР, Управлением контрразведки "Смерш" НКВМФ СССР и органами "Смерш" НКВД СССР, обслуживавшими в оперативном плане пограничные, внутренние и железнодорожные войска наркомата внутренних дел. Подобное положение объяснялось тем, что вхождение в состав военных ведомств позволяло в годы войны военной контрразведке, опираясь на помощь командования, более эффективно решать свои задачи на фронте и в прифронтовой полосе. Однако сохранение раздробленности контрразведывательной службы в мирное время могло бы стать серьезной помехой в организации эффективной борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью спецслужб иностранных государств.

Вопрос об объединении органов государственной безопасности был поднят на уровне партийно-государственного руководства страны весной 1946 года. К этому времени в рамках преобразования СНК СССР в Совет министров СССР НКГБ СССР было переименовано в Министерство государственной безопасности СССР.

По поручению И.В. Сталина министр госбезопасности СССР В.Н. Меркулов, его заместитель С.И. Огольцов и начальник ГУКР "Смерш" НКО СССР В.С. Абакумов подготовили записку с проектом реорганизации Министерства государственной безопасности СССР и представили ее 3 мая 1946 года главе правительства. Проект предусматривал ряд серьезных структурных изменений в МГБ СССР, главным из которых было включение в состав министерства военной контрразведки "Смерш". 4 мая 1946 года представленный проект был рассмотрен и утвержден на заседании Политбюро ЦК ВКП (б).

В обновленном виде Министерство государственной безопасности стало включать в себя: Первое Главное управление по разведывательной и контрразведывательной работе за границей, Второе Главное управление по контрразведывательной и разведывательной работе внутри СССР (среди гражданского населения и иностранцев), Третье Главное управление по контрразведывательной работе в частях вооруженных сил СССР, Четвертое управление - розыскное, Пятое управление - оперативное (наружное наблюдение, предварительная разработка), Шестое управление - шифровально-дешифровальное, управления охраны № 1 и 2 (охрана правительства), Следственную часть по особо важным делам.

Кроме того, в структуру центрального аппарата МГБ СССР входил ряд самостоятельных оперативных отделов: отдел "А" (оперучеты, статистика, архив), отдел "В" (цензура и перлюстрация корреспонденции), некоторые другие.

Состоявшееся 20 августа 1946 года решение Политбюро ЦК ВКП (б) о приеме-сдаче дел МГБ СССР наметило дальнейшие мероприятия по совершенствованию организационной структуры органов государственной безопасности. В целях обеспечения борьбы с агентурой иностранных разведок и "антисоветским подпольем" на железнодорожном транспорте, на морском и речном флотах в МГБ СССР создавалось специальное управление и его органы на местах. Центральный аппарат МГБ пополнился дополнительно отделом оперативной техники, а также тюремным и финансовым отделами. При министре государственной безопасности СССР образовывалось свое ведомственное Особое совещание.

В начале 1947 года были произведены новые серьезные структурно-кадровые преобразования в системе органов МГБ, на этот раз связанные с необходимостью усиления борьбы с националистическим сепаратистским подпольем в западных регионах страны. В соответствии с постановлением СМ СССР от 20 января 1947 года из МВД Литовской, Латвийской, Эстонской ССР, управлений МВД западных областей Украины и Белоруссии в соответствующие министерства и управления МГБ республик и областей передавался личный состав отделов по борьбе с бандитизмом. Этим же решением был оформлен переход из МВД в МГБ внутренних войск. На базе отошедших к МГБ отделов по борьбе с бандитизмом в марте - апреле этого же года были сформированы управления-отделы 2-Н МГБ-УМГБ Украины, Белоруссии и Прибалтийских республик по борьбе с националистическим подпольем.

1947 г. вошел в историю отечественных органов государственной безопасности и как год серьезного реформирования всей системы советской внешней разведки. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 30 мая 1947 года был создан Комитет информации (КИ) при Совете Министров СССР, который возглавил министр иностранных дел СССР В.М. Молотов. Созданное самостоятельное ведомство внешней разведки оказалось, однако, по мнению ряда исследователей недостаточно работоспособным. Разрыв традиционных связей военной и внешнеполитической разведок со своими бывшими коллегами из Министерства вооруженных сил (МВС) и МГБ СССР негативно сказывался на результатах оперативной деятельности. В силу этого уже в январе 1949 года из состава Комитета Информации была выведена и передана в МВС военная разведка. Статус же оставшихся разведподразделений был понижен и Комитет Информации вошел в подчинение Министерства иностранных дел СССР.

Весьма неординарным завершением происходившего в период 1947-1949 годов процесса перераспределения сил и компетенций между МВД и МГБ стало принятое в октябре 1949 года Политбюро ЦК ВКП (б) и правительством решение о передаче в министерство госбезопасности органов милиции и пограничных войск. Нельзя не отметить, что таким образом фактически была воспроизведена ситуация начала 1930-х годов, когда органы внутренних дел и пограничники входили в состав ОГПУ СССР.
Вхождение пограничных войск в состав МГБ СССР позволило улучшить координацию местных органов госбезопасности и пограничников по вопросам повышения эффективности охраны госграницы, розыска нарушителей.

Последним крупным организационным мероприятием первого этапа стало создание в МГБ СССР согласно решению Политбюро ЦК ВКП (б) от 9 сентября 1950 года специальных Бюро № 1 и Бюро № 2. Задача первого из них состояла в проведении диверсионных актов за границей, а второго - в выполнении специальных заданий внутри СССР.

Очередной второй этап организационного строительства органов государственной безопасности СССР, временные рамки которого охватывают период с середины 1951 по февраль 1953 года, протекал в гораздо более спокойном темпе. Наступление нового периода в развитии органов госбезопасности непосредственно связано с арестом В.С.Абакумова и появлением 11 июля 1951 года решения Политбюро ЦК ВКП (б) "О неблагополучном положении в Министерстве государственной безопасности СССР".

К числу весьма важных структурных преобразований органов госбезопасности второго этапа следует, прежде всего, отнести возвращение в состав МГБ СССР внешнеполитической разведки. Решение об этом было принято на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) от 1 ноября 1951 года. Организационно внешняя разведка вошла в состав заново созданного Первого главного управления МГБ СССР. Примерно в это же время, в марте 1952 года, в центральном аппарате МГБ на базе Главного управления внутренних войск и Управления войск правительственной "ВЧ" - связи МГБ было сформировано Главное управление Внутренней охраны МГБ СССР.

Последней крупной реорганизацией сталинского периода истории отечественных органов государственной безопасности стало решение инстанции от 30 декабря 1952 года о создании Главного Разведывательного управления (ГРУ) МГБ СССР на базе слияния уже существовавших Первого и Второго главных управлений, Бюро № 1 и некоторых других отделов. Предусматривалось, что ГРУ МГБ СССР будет состоять из двух основных управлений: Управления по разведке за границей и Управления по контрразведке внутри страны. Однако данное решение так и не было претворено в жизнь в связи с последовавшей вскоре смертью И.В. Сталина и новой реорганизацией правоохранительных органов.

Смерть бессменного в течение тридцати лет лидера страны весной 1953 года положила начало новому третьему этапу реформирования органов госбезопасности. Уже 5 марта 1953 года Совет Министров и Президиум Верховного Совета СССР в своем совместном постановлении признали необходимым осуществить некоторые мероприятия по улучшению партийного и хозяйственного руководства страной. Согласно этому постановлению большая часть министерств объединялась в более крупные ведомства. В рамках этой компании МГБ СССР и МВД СССР вошли в состав нового Министерства внутренних дел СССР, главой которого был назначен Л.П. Берия.

Внутренняя структура созданного нового ведомства в целом не претерпела существенных изменений. Определенные изменения произошли в основном только в центральном аппарате МВД СССР и территориальных органах. Так, внешняя разведка, вопреки традициям, получила наименование Второго главного управления, а контрразведывательная служба стала Первым главным управлением. Бывшее Пятое управление МГБ СССР было, в свою очередь, разделено на два управления: Четвертое (секретно-политическое) и Пятое (экономическое). Главное управление охраны МГБ СССР на транспорте стало Шестым (транспортным) управлением. Главное управление охраны превратилось в Девятое управление МВД СССР, а Третье главное управление (военная контрразведка) сохранило свое наименование, но потеряло статус главка. С лета 1953 года его органы на местах стали называться особыми отделами МВД. Вспомогательные отделы прежнего министерства госбезопасности ("А", "Б" и т.д.) стали именоваться спецотделами и получили цифровые наименования от единицы до десяти. Свое обозначение сохранили лишь отделы "М" (мобилизационный) и "П" (спецпоселенцы).

Подводя итоги рассмотрения вопроса об организационном строительстве, следует отметить, что в силу исторических традиций и реалий международной, внутриполитической и оперативной обстановки в развитии советских органов государственной безопасности в послевоенный период возобладала тенденция к объединению их в рамках единого ведомства. Органы МГБ СССР представляли собой в этой связи "универсальную" спецслужбу, а точнее совокупность нескольких спецслужб: внешней разведки, контрразведки, политического сыска, охраны правительства, охраны границ и обеспечения правительственной связи. Другой характерной для данного периода тенденцией стало перераспределение сил, средств и компетенции между МВД и МГБ СССР.

К моменту окончания второй мировой войны во главе советских органов государственной безопасности оказались в основном те люди, которые сделали карьеру после массовых операций 1937-38 годов и являлись выдвиженцами наркома внутренних дел Л.П. Берии.

Возглавив МГБ СССР в мае 1946 года, В.С. Абакумов стал опираться на своих бывших подчиненных из военной контрразведки. В результате этого многие прежние руководители ГУКР "Смерш" НКО и управлений контрразведки фронтов оказались в период 1946-1951 годов во главе ведущих управлений и отделов центрального аппарата министерства.

После клеветнического заявления старшего следователя М. Рюмина о сокрытии министром госбезопасности от ЦК ВКП (б) данных по важным уголовным делам, В.С. Абакумов в июле 1951 года был отстранен от работы и арестован. Новым министром госбезопасности в августе 1951 года был назначен С.Д. Игнатьев, сделавший ставку на привлечение в органы МГБ и назначение на руководящие должности бывших партийных и советских работников.

Оказавшись во главе ведомства госбезопасности, С.Д. Игнатьев, слабо разбираясь в тактике ведения текущих операций и разработок, тем не менее, смог вскрыть ряд действительно серьезных проблем в деятельности органов МГБ СССР и попытался, насколько это было в его силах, добиться соблюдения законности в оперативной и следственной работе.

Возглавивший после смерти Сталина объединенное МВД СССР Л.П. Берия постарался избавиться от выдвиженцев С.Д. Игнатьева, но был 26 июня 1953 года арестован и позднее расстрелян вместе с несколькими своими ближайшими сотрудниками. После его ареста органами внутренних дел и государственной безопасности до создания 13 марта 1954 года Комитета государственной безопасности при СМ СССР руководил С.Н. Круглов.

Подобные регулярные перестановки руководителей "верхнего эшелона" органов НКГБ-МГБ-МВД являлись серьезным препятствием для повышения эффективности работы органов государственной безопасности. Они порождали атмосферу неуверенности, лишали руководителей стимула серьезно заниматься совершенствованием работы в подчиненных органах. В работе ряда подразделений центра и периферии не чувствовалось преемственности.

Проводимые органами государственной безопасности в 1949-1950 годах "массовые операции" и "чистки" обусловили тот факт, что именно на это время приходится в первое послевоенное десятилетие пик арестов граждан за "антисоветскую пропаганду". Если в 1948 году за данный вид преступления было арестовано 9 499 человек, то в 1949 году эта цифра составила 15 471 человек, а в 1950 году - 12 427 человек. В последующие годы число арестованных за "антисоветскую пропаганду" значительно снижается. 

Проведенный анализ основных направлений деятельности органов НКГБ-МГБ-МВД СССР позволяет сделать вывод о том, что с окончанием второй мировой войны органы государственной безопасности СССР получили лишь короткую "передышку". В 1946-1947 годах началось новое серьезное осложнение политической и оперативной обстановки. С учетом этого, а также выполняя установки партийно-государственного руководства, органы НКГБ-МГБ-МВД СССР создали и поддерживали в стране в первое послевоенное десятилетие жесткий контрразведывательный режим, занимались подавлением любых форм инакомыслия.

В целом, не смотря на определенные издержки, следует признать, что в условиях разгоравшейся "холодной войны" органы государственной безопасности СССР оказались на высоте требований момента. Пресекая разведывательно-подрывную деятельность иностранных разведок и незаконных вооруженных формирований, они внесли существенный вклад в дело обеспечения суверенитета и территориальной целостности страны, сохранение завоеванных СССР в ходе второй мировой войны международных позиций.

 

1.5. Комитет государственной безопасности


Комитет государственной безопасности - одна из мощнейших в мире организаций по обеспечению государственной безопасности. КГБ было создано в марте 1954 года на базе существовавшего Министерства госбезопасности.

Приказом председателя КГБ от 18 марта 1954 г. была определена структура нового ведомства, в котором, не считая вспомогательных и обеспечивающих подразделений, были образованы: Первое главное управление — внешняя разведка и контрразведка, «активные мероприятия», анализ поступающей из резидентур информации; Второе главное управление — внутренняя контрразведка, борьба со шпионажем и с подрывными действиями, промышленная безопасность; Третье главное управление - контрразведка в советских вооруженных силах (военная контрразведка), ОО (особые отделы); Четвертое управление - политический розыск, вело работу по розыску политических преступников и изменников родины, в дальнейшем занималось охраной и внутренней безопасностью посольств и консульств, осуществляло контрразведку на транспорте; Пятое управление — борьба с антисоветской деятельностью (работа во всех идеологических организациях, с диссидентами); Шестое управление — контрразведка на всех видах транспорта (занималось антидиверсионной деятельностью, предотвращением опасных ситуаций и т. д., впоследствии занималось защитой госсекретов в экономике); Седьмое управление — служба наружного наблюдения (оперативный поиск); Восьмое главное управление — шифровальное и дешифровальное, работало по прямому назначению; Девятое управление — обеспечение охраны руководства страны и секретных объектов, Кремлевский полк; Десятое управление – учетно-архивное; Главное управление пограничных войск; Управление правительственной связи; Инспекторское управление — осуществляло проверку деятельности подразделений КГБ в центре и на местах; Следственная часть по особо важным делам (на правах управления); Управление хозяйственной службы. Кроме перечисленных главков и управлений в составе комитета существовали десять самостоятельных отделов, затем добавилось еще два. КГБ прекратил свое существование накануне распада Советского Союза (декабрь 1991 года).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.