В качестве примера ниже рассматривается
процесс целеполагания по функциональным подсистемам, чаще всего выделяемым в
организациях (маркетингу, нововведениям, производству, персоналу, финансам и
общему менеджменту), а в таблице 1.2 приводятся примерные формулировки целей по
этим подсистемам. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и
количественно измерены с помощью соответствующих показателей.
Таблица 1.2. Формулировки целей
функциональных подсистем в коммерческих организаций
Функциональная подсистема
Ключевая цель
Маркетинг
Выйти на первое место по продаже
продукции (определенного вида) на конкретном рынке
Производство
Достичь наивысшего уровня
производительности труда при производстве всех (или определенных) видов
продукции
Научно-исследовательские
разработки (инновации)
Завоевать лидерские позиции по
вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки
определенный процент доходов от объема реализации (продаж)
Финансы
Сохранять и поддерживать на
необходимом уровне все виды финансовых ресурсов
Персонал.
Обеспечить условия, необходимые
для развития творческого потенциала работников и повышения уровня
удовлетворенности и заинтересованности в работе
Общий менеджмент
Определить критические области
управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение
запланированных результатов
Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для
определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их
достижение. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого
процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы
собственности и т.д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в
их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, контроль и
мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой,
показывающей содержание любого процесса управления (рисунок 1.1). Стрелки на
диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно
лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и
мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации,
обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Рисунок 1.1. Взаимосвязь функций управления
Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и
сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое
состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления».
Под ними понимается определенное совокупность управленческих действий, которые
логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных
целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на
«выходе» системы. [9, стр. 111]
В этом определении подчеркивается целенаправленный характер процесса,
осуществляемого аппаратом управления организации, а также его связь с
функциями, целями и необходимыми для их реализации ресурсами. Процесс
управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с
выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.
Схематически этот подход отражен на рисунке 1.2, где производственный процесс
представлен в виде «черного ящика» с «входами» и «выходами», а управленческий
процесс рассматривается 6 составе трех блоков: М – моделирование состояния объекта
управления на основании поступающей от него информации; Р – разработка и
принятие управленческих решений; В – организация выполнения принятых решений.
Последний блок по информационным каналам связан со «входом» производственного
процесса и таким образом обеспечивает изменения, запланированные системой
управления.