Рефераты. Основы сертификации






Мерой конкурентоспособности по сравнительной прибыльности является норма прибыли компании.

В связи с обострением конкурентной борьбы понятие "конкурентоспособность" часто распространяется не только на товар, но и на предприятие, компанию или даже на страну.

Наиболее часто необходимость в оценке конкурентоспособности возникает ещё до появления новой продукции, т.е. на этапе её проектирования и разработки. Именно на этом этапе закладывается до 80% будущих эксплуатационных расходов потребителя.

Важным аспектом конкурентоспособности изделия является степень его новизны и соответствия требованиям потребителя. Данный показатель определяется интенсивностью научно-исследовательских работ и прежде всего в области машиностроения.

Одной из появившихся в последнее время тенденций определения конкурентоспособности товаров и соответственно их продуцентов является оценка на основе патентной информации. 80% информации, содержащейся в патентах на изобретения, невозможно найти ни в каких других источниках. Информация о патентовании изобретений конкурирующей компанией очень важна для предприятия в его конкурентной борьбе.

Пути достижения конкурентоспособности продукции. Выпуск новых технически сложных машин и оборудования, других конкурентоспособных товаров ведёт к дальнейшему обострению конкурентной борьбы и соответственно к созданию всё более совершенных изделий.

На сегодня ни одна страна не в состоянии по всем видам промышленного оборудования находиться на уровне современных требований. Поэтому стремятся к сосредоточению усилий на создании ограниченной номенклатуры такой продукции, которая может найти спрос и реализация которой позволит получить максимум прибыли. Отсюда высокая степень концентрации и специализации научно-технических работ и исследований, объединение капиталов, расширение международного научно-производственного кооперирования отдельных фирм или даже стран.

Так, в Китае с 1978 года проводится в жизнь реформа в отношении управления качеством продукции, в основе которой лежит использование иностранного опыта управления применительно к типичным для китайской действительности условиям. Там широко внедряется "всеобщий контроль качества" (ТQС –total quality control), причём критерием успеха предприятия считается конкурентоспособность его продукции на внешнем рынке. Введение ТQC потребовало в корпорациях перестройки подхода к пониманию проблемы управления качеством во всех звеньях производства, а также в службах маркетинга и сервиса.

В 1981 году на XXV конференции Европейской организации по контролю качества (ЕОКК) в Париже была обоснована необходимость осуществления стратегии качества как на уровне фирм, так и в масштабах государств.

Для проведения в жизнь эффективной стратегии качества фирма должна предпринять конкретные меры в трёх направлениях, каждое из которых ведёт к фундаментальному укреплению экономического положения фирмы, а все вместе дают решающие преимущества в конкурентной борьбе на рынке:

создание современной программы улучшения качества. Цель - достижение первенства в уровне качества продукции среди конкурентов на рынке;

осуществление этой программы (мероприятия по улучшению качества должны проводиться систематически в направлениях маркетинга, производства и последующего обслуживания);

постоянная оценка достигнутых результатов в двух направлениях: определение степени удовлетворения потребителя качеством товара и подсчёт полной стоимости достижения этого удовлетворения.

Амстронг - представитель Потсдамского института менеджмента [40] - сопоставил отношения к вопросам качества в Японии, как стране, в которой имеются наиболее значительные достижения в этой области, и западноевропейских странах (табл. 5.1).

Таблица 5.1


В западноевропейских странах

В Японии

Повседневное выявление дефектов

Планируемое на длительный пери-

од предотвращение дефектов

Политика покупки комплектующих изделий, основанная на их низких ценах

Политика покупки комплектующих изделий, основанная на низком уровне их дефектности

Общие "идеи" повышения качества

Жёсткая политика качества на всех направлениях

Контроль за производством через сведения о ремонте

Контроль за производством на основе анализа

Соглашение о качестве на основе просьб покупателя

Соглашение об уровне качества по инициативе поставщиков

Цель - прибыль. Качество - само по себе

Цель - качество. Прибыль - следствие

Промышленник-изготовитель должен опережать запросы покупателя в отношении качества изделий и предлагать ему товары с совершенно новыми свойствами, которые потребитель порой даже не может себе вообразить.


5.5.2. Основные понятия и определения в области качества продукции

Качество является наиболее обобщенной и в то же время единственной характеристикой предмета, отражающей совокупность бесконечного множества всех его свойств. Однако нас интересуют не все свойства предмета, а только те, которые позволяют использовать предмет для удовлетворения той или иной потребности. Прежде всего товар должен обладать такой совокупностью физико-механических, химических, электрических и тому подобных свойств, которая представляет собой его потребительскую стоимость и отвечает требованию покупателя товара.

По ГОСТу 15467-79* (СТ СЭВ 3519-81) дано следующее определение качества продукции: "Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением".

Повышение качества продукции дает положительный эффект как для изготовителя, так и для её потребителя и для хозяйства страны в целом (рис.5.2 ).














 


Рис. 5.2. Показатели эффективности от повышения качества


Высокое качество продукции представляет собой фактор интенсивного роста национального богатства. Чем выше качество продукции, тем богаче страна.

Отличительной особенностью проблемы качества продукции является то, что она с ускорением научно-технического прогресса, улучшением материальных и социальных условий жизни, ростом культурного и образовательного уровня населения не упрощается, а становится более сложной и более острой.


5.5.2.1. Взаимосвязь количества и качества продукции

Удовлетворение потребностей и эффективность производства определяются только совокупностью объёмов и качества продукции. При фиксированном объёме потребности чем выше уровень качества, тем, как правило, меньшее количество изделий нужно для удовлетворения потребностей. И, наоборот, чем ниже качество, например, надежность (долговечность), тем больше изделий необходимо для удовлетворения фиксированного объёма потребностей. Такой вид зависимости характерен в основном для продукции, главным свойством которой являются производительность, содержание полезного вещества, надежность (долговечность).

В большинстве случаев более высокое качество не только создаётся для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые и даёт импульсы развитию общественного производства и повышению уровня жизни населения.

При низком качестве труд, материалы, энергия, затрачиваемые на производство низкокачественной продукции, омертвляются, в связи с чем во многих случаях возникает затоваривание, а потребность остаётся неудовлетворённой. И, наоборот, высокое качество сберегает труд, сырьё, материалы и создаёт материальные условия для успешного развития общества.


5.5.2.2. Контроль и оценка качества продукции

Необходимость контроля качества с целью получения данных об объекте управления отражена в ГОСТе 15467-79. Контроль продукции состоит из двух этапов: получение информации о фактическом состоянии продукции (ее количественных и качественных признаках); сопоставление полученной информации с заранее установленными техническими требованиями, т. е. получение вторичной информации. При несоответствии фактических данных техническим требованиям осуществляется управляющее воздействие на объект контроля с целью устранения выявленного отклонения от технических требований.

Классификация видов контроля представлена в п 3.3.4. Сложность проблемы качества требует комплексного подхода к организации службы качества предприятия, в которую целесообразно включить не только подразделение, осуществляющее контроль качества, но и подразделения по организации всей работы в области обеспечения и анализа качества, а также стимулирования качества.

В систему контроля качества на крупных фирмах входят подразделения испытаний на надежность, контроля материалов, стендовой отработки и проверки макетов, опытных образцов продукции. Неотъемлемой частью работы по контролю качества является контроль покупных изделий, входной контроль на всех участках и технологических переходах в производстве, оперативный и окончательный (финишный) контроль готовой продукции.

Научной основой современного технологического контроля стали математико-статистические методы.

Любая оценка качества продукции подразумевает выбор номенклатуры показателей качества, по которым она будет проводиться, определение их значений и сопоставление с аналогичными показателями, принятыми за базу для сравнения.

Оценка уровня качества продукции может осуществляться при следующих обстоятельствах:

разработке новых изделий и организации их производства;

аттестации и сертификации продукции;

анализе динамики уровня качества выпускаемой продукции;

выборе наилучшего варианта изделия для экспорта из числа выпускаемых или намечаемых к выпуску видов аналогичной продукции;

расчётах фактической экономической эффективности выпуска данной продукции;

стимулировании улучшения качества продукции и т.п.

Показатели качества продукции принято подразделять на три группы в соответствии с основными составляющими уровня качества.

Первая группа, характеризующая технический уровень, включает нижеследующие показатели, которые отражаются в нормативно-технических документах.

1) Назначения, к которым могут относиться технические, например, классификационные (мощность электродвигателя, емкость ковша экскаватора и т.д.); функциональные (производительность машин, прочность ткани, калорийность пищевых продуктов и т.д.); конструктивные (габаритные размеры, коэффициент сборности, взаимозаменяемости и т.д.); показатели состава и структуры (процентное содержание вещества в рудах, концентрация примесей в кислотах и т.д.).

2) Надёжность по ГОСТу 27.002-89 - это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Надёжность является комплексным свойством, в которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения можно включить безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определённые сочетания этих свойств.

Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени и наработки.

Долговечность - свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путём технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость - свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способности объекта выполнять требуемые функции в течение и после хранения и (или) транспортирования.

3) Эргономические. Эти показатели учитывают гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические свойства человека.

4) Эстетические. Показатели основаны на эстетическом восприятии объекта, в том числе дизайна.

5) Технологичности. Данные показатели характеризуют трудоёмкость, материалоёмкость и себестоимость изделия.

6) Стандартизации и унификации. Они характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными деталями, сборочными единицами, комплектами и комплексами.

7) Безопасности. Этими показателями обеспечиваются требования по защите человека в условиях аварийной ситуации, вызванной слу­чайными нарушениями правил, изменением условий и режимов эксплуа­тации или потребления.

8) Экологические. Характеризуют выполнение требований по защите окружающей среды.

9) Транспортабельности. Они включают вопросы упаковывания, герметизации, крепления, погрузки, разгрузки, распаковывания и т.п., а также материальных и трудовых затрат на выполнение этих операций.

10) Патентно-правовые, которые имеют важное значение при определении конкурентоспособности продукции.

Ко второй группе относятся показатели, характеризующие качество изготовления. Эти показатели могут быть оценены с помощью коэффициента дефектности или индекса дефектности, которые будут рассмотрены ниже.

Экономическими показателями данной группы являются: затраты промышленности на устранение и переделку брака; расходы на удовлетворение претензий потребителей в связи с выявлением дефектов или недостатков в процессе эксплуатации или потребления товаров.

Третья группа показателей характеризует достигнутый уровень качества продукции в эксплуатации или потреблении. К ним относятся фактические значения основных свойств изделий, заложенных в них при разработке и производстве.

Любая оценка качества продукции подразумевает сопоставление характеристик оцениваемого предмета с аналогичными свойствами других изделий. За эталон для оценки качества изделия могут быть приняты :

конкретная реально существующая продукция, реализация которой на данном рынке приносит ее производителю наибольшую экономическую выгоду;

гипотетическая продукция, качество которой в максимальной степени обеспечивает удовлетворение потребностей покупателей;

стандарт, признанный в стране покупателя. Технический уровень и качество каждого изделия, каждого вида продукции характеризуются большим количеством показателей, общая классификация которых установлена Методическими указаниями по оценке уровня качества промышленной продукции (РД 50-149-79). Для важнейших видов продукции номенклатура показателей технического уровня и качества устанавливается специальными государственными стандартами, определяющими систему показателей качества продукции.


5.5.2.3. Количественная оценка качества продукции (квалиметрия)

При оценке качества по ГОСТу 15467-79 в соответствии с основными положениями квалиметрии (см. п. 3.9) могут быть применены следующие показатели.

1) Единичный показатель качества продукции - это показатель, который характеризует одно из свойств изделия. Примерами единичных показателей могут служить: наработка радиоприёмника на отказ; интенсивность отказов резистора; калорийность топлива; коэффициент вариации проволоки по толщине; долговечность автомобиля и т.д.

2) Комплексный показатель качества продукции характеризует изделие по нескольким свойствам. Он может включать несколько простых свойств или одно сложное свойство продукции (состоящее из нескольких простых свойств). В качестве примера комплексного показателя может служить коэффициент готовности

 ,

где Т - наработка изделия на отказ (показатель безотказности); Тв- среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности) .

Таким образом, коэффициент готовности зависит от двух свойств изделия - безотказности и ремонтопригодности.

Другим примером комплексного показателя качества продукции является показатель К0, вычисляемый как средняя взвешенная величина:

, (5.1)

где Кi - показатель i-го свойства оцениваемой продукции; ai - коэффициент весомости показателя Кi.

Из формулы (5.1) следует, что данный показатель характеризует "n" различных свойств продукции. Этот показатель представляет собой условную величину, выражаемую в условных единицах, например, в баллах, и реального физического содержания не имеет.

3) Определяющий показатель качества продукции. Этот показатель часто используют для принятия решения об оценке качества изделия. Свойства, учитываемые определяющим показателем, в свою очередь, могут характеризоваться единичными и (или) комплексными показателями качества продукции. Если определяющий показатель является комплексным, его называют обобщённым.

4) Интегральный показатель качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

При сроке службы более одного года интегральный показатель запишется в следующем виде:

 ,

где Пс - суммарный полезный годовой эффект от эксплуатации или потребления продукции, выраженный в натуральных единицах (м, кг, шт и т. д.); Зс - суммарные капитальные затраты на создание продукции; j(t) - поправочный коэффициент на срок службы в течение "t" лет,

 ,

(здесь Ен - нормативный коэффициент экономической эффективности);

Зэ - суммарные затраты на эксплуатацию продукции (техническое обслуживание, ремонт и др. текущие затраты).

Для экспортируемой продукции интегральный показатель качества  ,

где Пс - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции потребителем в конкретных условиях его страны; Зс - единовременные затраты покупателя на приобретение товара; 3t - суммарные эксплуатационные затраты в t-ом году в условиях страны покупателя; Т - срок службы изделия.

Наряду с интегральным показателем качества продукции может применяться величина, обратная ему и называемая "удельные затраты на единицу эффекта".

5) Индекс качества продукции. Это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал времени, равный среднему взвешенному относительных значений показателей качества этой продукции.

Пример1. Имеется "s" различных видов продукции, для каждого из которых определен комплексный показатель качества в рассматриваемом периоде Кi (i=1,2,...s), а также соответствующие базовые значения показателей Кiб. Индекс качества в этом случае ,

где bi - коэффициент весомости данного вида продукции,

(Сi - стоимость продукции i-го вида в рассматриваемый период).

Пример2. Для всех видов продукции установлены три группы качества, определяемые баллами В1, В2, В3. Если в рассматриваемый период была выпущена продукция этих групп на суммы соответственно С1, С2, С3, то индекс качества ,

где Вср, Вср.б - средний балл продукции соответственно за оцениваемый и базовый периоды, Вср = b1×В1 + b2×В2 + b3×В3 ,

где bi - коэффициент весомости i-ой группы продукции,

.

6) Коэффициент дефектности продукции представляет собой среднее взвешенное количество дефектов, приходящееся на единицу продукции. Для определения коэффициента дефектности берётся выборка из "n" единиц продукции и в ней подсчитываются все дефекты, разбитые заранее на "а" видов. Для каждого вида дефекта устанавливается коэффициент весомости – rj (j = 1,2,...,а).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.