Рефераты. Основы управленческого учета






Планирование, нормирование и лимитирование -  входят в систему управления предприятием.

   Планирование - непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно связано с решением проблем будущего. Планирование эффективно только тогда, когда оно базируется на статистических  исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности.

  Нормирование - процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленные на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.

Лимитирование - первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит- установление границ выдачи, исходя из норм.  Система лимитирования должна состоять не только из расчета лимита отпуска материалов цехом,  но и из учетных и контрольных операций. Поэтому в системе управленческого учета лимитированию отводят роль оперативной информации, позволяющей активно влиять на формирование материальных затрат.

Анализ - в процессе анализа выявляются отклонения и причины вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства, принимаются соответствующие управленческие решения.

 Контроль – завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные системы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая его специфическую сферу деятельности.

Все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение целей управления.

Принятие решений в предпринимательской деятельности.

Принятие решений, так же как и обмен информаци­ей, — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участка­ми и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решений довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в органи­зации, а непрерывная последовательность решений ха­рактеризует непрерывность процесса управления. Более того, только изучение процесса разработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сто­рону управления, так как содержание управления рас­крывается в содержании принимаемых решений. Поэто­му так важно понять природу и сущность решений.

Понимание характера управленческих решений зави­сит прежде всего от точки зрения на место и роль про­цесса принятия решений в системе менеджмента. С по­зиций системного анализа процесс управления является в сущности процессом решения проблем организации, возникающих по мере ее функционирования и развития. Цикл управления всегда начинается с постановки целей и выявления проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения. Анализ по­лученного результата или, точнее, оценка степени дос­тижения поставленной цели, служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений, во­зобновляя таким образом управленческий цикл. (Прин­ципиальная схема этого процесса представлена на рис. 1.3. Это показывает, что всякое управление реализует вполне определенную последовательность трех основных этапов:

·     определяет состояние управляемого объекта (иден­тификация проблемы);

·     вырабатывает для данного состояния оптимальное воздействие (разработка и принятие решения);

·     реализует его (реализация решения).

Иначе говоря, смысл управленческой деятельности состоит в обеспечении достижения организацией по­ставленных целей, содержание же управления заключа­ется в выработке определенных мер, направленных на реализацию этих целей, осуществляемой в форме приня­тия и осуществления решений. Разработка, принятие и реализация решений являются, таким образом, концентри­рованным выражением самой сущности управления.

Рис. 1.3. Схема процессов управления и формирования решения.


Что же такое решение? Попытаемся дать сначала са­мую общую характеристику. Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа сталкиваются с необходимостью выбора од­ного из нескольких возможных вариантов действия. Ре­зультат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решениеэто выбор альтернативы.

Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров мож­но привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню, выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор мес­та проведения отдыха, выбор специальности при полу­чении профессионального образования, выбор вида бан­ковского вклада и т.д.

Любому поступку индивида или действию коллекти­ва предшествует предварительно принятое решение. Ре­шения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта уни­версальность объясняется сознательным и целенаправ­ленным характером человеческой деятельности. Однако, не смотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отлича­ется от решений, принимаемых в частной жизни.

Что же отличает управленческие (организационные) решения?

·          Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собст­венных потребностей (хотя их влияние и играет опреде­ленную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.

·          Последствия. Частный выбор индивида сказывает­ся на его собственной жизни и может повлиять на не­многих близких ему людей. Менеджер, особенно высо­кого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работни­ков,   и   его  решения   могут  существенно   повлиять  на жизнь многих людей. Если организация велика и влия­тельна, решения ее руководителей могут серьезно отра­зиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

·          Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существуют определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений.

·          Профессионализм. В частной жизни каждый чело­век самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией приня­тие решений -- гораздо более сложный, ответственный и  формализованный  процесс,  требующий  профессио­нальной подготовки. Далеко не каждый сотрудник орга­низации, а только обладающий определенными профес­сиональными знаниями и навыками наделяется полно­мочиями самостоятельно принимать определенные ре­шения.

Рассмотрев эти отличительные особенности приня­тия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.

Управленческое решение – «это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации».[1]

Одной из характерных черт исследований, относя­щихся к проблеме принятия решений (как и вообще ко всем управленческим проблемам), является их междис­циплинарный характер, объединение различных, а ино­гда и далеких по своему предмету областей науки. В разработке теории принятия решений участвуют фило­софы и математики, психологи и социологи, экономи­сты и юристы. Это вполне естественно, так как управ­ленческое решение — комплексное явление и для понимания его сущности необходимо рассмотреть все его ос­новные аспекты.

1.        Психологический.  Его особенность заключается в том, что решение рассматривается прежде всего как ло­гико-мыслительный акт, т.е. под управленческим реше­нием   понимается   внутренняя   мыслительная   деятель­ность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы.

2.        Информационный. Этот подход подчеркивает ин­формационную  природу  принятия   решений.   Процесс принятия решения в этом случае рассматривается как процесс преобразования исходной информации в ин­формацию управленческого решения, а само решение трактуется   как   информация,   специально   собранная, проанализированная и переработанная субъектом управ­ления.

3.        Юридический. В этом аспекте главное внимание уделяется правовой стороне принятия решения - его полномочности и юридическим последствиям. Управ­ленческое решение при этом рассматривается прежде всего   как   организационно-правовой   акт,    принятый субъектом управления в установленном порядке и соот­ветствующим образом оформленный.

4.        Организационный. Этот подход подчеркивает осо­бенность управленческого решения как акта организа­ционных изменений. В этом случае управленческое ре­шение определяется  как один  из. Моментов  волевого действия руководителя, состоящий в выборе цели дейст­вия и средств ее достижения и организующий практиче­скую деятельность субъектов управления..

Эти различные подходы концентрируют внимание на каком-то одном, пусть и важном, аспекте управленче­ского решения, но не дают полного представления о нем. И только их объединение позволяет понять сущ­ность такого сложного процесса, как принятие решений.

Рассмотрев сущность управленческого решения, пе­рейдем к изучению его характеристик.

Таким образом разработка, принятие и реализация решений является концентрированным выражением самой сущности управления.

Решение – это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах управления и составляет часть любой функции менеджмента.

Процесс принятия решения.

    Так как информация, подготовленная бухгалтерами-аналитиками, должна рассматриваться в свете ее конечного влияния на принятие решений то необходимым условием для правильного восприятия управленческого учета в предпринимательской деятельности является понимание процесса принятия решения.

Процесс принятия решения, планирования, контроля и регулирования. 

 


1.определите задачи.

              ò              

2.приступите к поиску альтернативных вариантов.

ò

1          3.соберите данные об альтернативных вариантах действий.

ò

4.выберите альтернативные варианты действий.

ò

                                     5.осуществите принятые решения.

ò

6.сравните фактические запланированные результаты.

2                                             ò

                     7.примите меры по устранению отклонений от плана.

 


1.- процесс планирования

2.- процесс контроля и регулирования


Из представленной модели принятия решения видно, что первые пять этапов представляют собой процесс принятия решения или планирования. Планирование, по существу, является осуществлением выбора среди альтернативных вариантов и действий по принятию решения. Последние два этапа отражают процесс управления, который складывается из оценки и корректировки фактических показателей с целью реализовать выбранные альтернативные варианты.

Определение целей и задач.  

  Прежде чем принять правильные решения, необходимо определить цель или

руководящее направление, которые помогут принимающим решения оценить предпочтительность одного варианта действий перед другим.

   Ведется большая полемика о том, какие цели и задачи должны ставить перед собой фирмы. Обычно, согласно экономической теории, владельцы фирмы преследуют цель получения максимальной прибыли или, более точно, увеличения богатства держателей акций. Выдвижение в качестве цели достижения максимальных прибылей аргументируют по-разному. С юридической точки зрения владельцы обыкновенных акций являются владельцами фирмы, которая поэтому для получения ими прибылей должна управляться их достоверными менеджерами. Есть и другой аргумент в пользу выбора этой цели: увеличение прибылей ведет к росту всеобщего экономического благосостояния, т. е. повышая свое благосостояние, вы тем самым повышаете  благосостояние всего общества. Более того, вполне разумным представляется мнение о том, что большие прибыли послужат интересам фирмы больше, чем маленькие. Поэтому максимизация прибылей в данном случае является по крайней мере полезной аппроксимацией (приближением).

    Некоторые исследователи этого вопроса, такие, как Симон (1959), полагают, что многие бизнесмены ставят перед собой задачу скорее найти путь к получению удовлетворительных прибылей, а не к их максимизации.

Так как возможности человеческого разума не безграничны и человек может в какой-то определенный момент работать с ограниченным количеством информации (Симон, описывая эти ограничения, применяет термин ограниченная разумность), то он  занимается поиском решений только до тех пор, пока не находит первое же приемлемое. Дальнейшие попытки найти лучшее решение или наилучшее решение не делаются. Такой подход, когда поиск заканчивается подбором удовлетворительного, а не оптимального решения, известен как поиск удовлетворительного решения.

Есть мнение, что фирма- это коалиция различных групп людей: владельцев акций, наемных работников, покупателей, поставщиков и правительства, каждую из которых нужно оплачивать не ниже определенного минимума для того, чтобы она могла принимать участие в этой коалиции. Любые сверх доходы по отношению к этим установленным минимумам рассматриваются в качестве предмета заключения сделок между различными группами.

   Кроме того, фирма подвержена ограничениям со стороны общества. Поддержание чистоты окружающей среды, предоставление работы инвалидам труда, создание предприятий социальной инфраструктуры и мест отдыха и развлечений - все это примеры состоящих перед обществом задач, в решении которых  фирма должна принимать участие. Очевидно, было бы слишком просто сказать, что единственной целью фирмы является максимизация прибылей.

    Некоторые менеджеры ищут пути создания основ власти и построения империи; другими целями являются безопасность и стремление устранить неопределенность в будущем, таковые соображения могут победить желание получить голые прибыли. Тем не менее мы придерживаемся взгляда, что в основном фирмы стремятся максимизировать величину притока будущих платежей наличными (т.е. будущие денежные поступления наличными за вычетом платежей наличными), или, выражаясь более точно, приведенную стоимость притока будущих поступлений наличными.

       Причины, как цели для максимизации прибылей:

1.Маловероятно, что выбор какой-то другой цели даст возможность с такой же эффективностью оценить способность организации (предприятия) функционировать в будущем.

2.Сомнительно, что максимация приведенной стоимости  будущих поступлений денежной наличности может быть реализована на практике без выработки принципов, необходимых для достижения этой цели, изучив которое вы поймете, как увеличить поступления денежной наличности;

3.Реализация этой цели помогает держателям акций как одной из групп в коалиции участников сделки понять, во что им обойдется выбор других целей, т.к. становится известным распределение сумм наличных денег между участниками коалиции.

    Другие аргументы в пользу выбора  этой цели можно найти, проанализировав рассуждения Брейли и Миерса (1984): «Давайте, однако, предположим, что мы убеждены в том, что администрация (дирекция) должна иметь белее широкие полномочия. Администрация (дирекция) по-прежнему должна уметь анализировать решения, с точки зрения владельца акции, если она хочет достичь баланса интересов владельцев акций и потребителей, наемных работников и общества в целом. Определение приведенной стоимости позволяет администрации (дирекции) судить о том, насколько конкретные решения отвечают интересам владельцев акции».

Поиск альтернативных курсов (вариантов) действий.

    Второй этап процесса принятия решения заключатся в поиске ряда возможных курсов (вариантов) действий, направленных на достижение поставленных целей. Если внимание администрации (дирекции) компании всецело поглощено ассортиментом продукции и рынками сбыта  сегодняшнего дня и она выпускает из-под контроля тенденцию к сужению рынка  сбыта своей продукции и движения денежной наличности, то появляется опасность, что в будущем она не сможет генерировать достаточно денежной наличности, чтобы выдержать конкуренцию. Для максимизации будущего притока денежной наличности существенно, чтобы администрация постоянно получала информацию о возможных положительных и отрицательных для нее тенденциях в развитии экономической  обстановки и немедленно принимала меры, при помощи которых можно было бы защищать организацию (предприятие) от всяких неожиданностей в будущем. В частности, компании рекомендуется прибегнуть к одному или нескольким из следующих курсов действий:

1-выпуск новых товаров для сбыта на уже существующих рынках;

2-выпуск новых товаров для сбыта на новых рынках;

3-создание новых рынков для уже выпускаемых товаров.

После альтернативных курсов действий вызывает необходимость  получить информацию об ожидаемо конъюнктуре и изменений экономической обстановки. Это самый трудный и важный этап процесса принятия решения.

Сбор данных для выбора альтернативных курсов действия.  

     Когда вероятные сферы деятельности определены, администрация должна оценить возможные темпы роста показателей своей деятельности, способность компании удержать соответствующую долю рынка и осуществить движение денежной наличности для каждого альтернативного курса действий в  различной экономической среде. Так как проблемы, ожидающие своего решения,  существуют в изменчивой и не всегда понятной экономической среде, необходимо рассмотреть определенные факторы,  которые находятся вне контроля принимающего решение и могут оказывать влияние на каждый альтернативный курс действий. Эти неуправляемые факторы называются экономической средой. Примерами таких возможных состояний экономической среды являются экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.