Рефераты. особенности финансов организации малого бизнеса







1.3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства

 

Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

 Фонды поддержки малого предпринимательства являются юридическим лицом. Основными направлениями деятельности фондов поддержки малого предпринимательства являются:

- содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и  мероприятий в области малого предпринимательства;

-  участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

- участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;

- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

- содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

 На сегодняшний день за фондами поддержки малого бизнеса законодательно  закреплено право заниматься кредитной деятельностью. Так, кредитование малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малых предприятий (ФПМП). ФПМП в 1998г., через банки- партнеры предоставил малым фирмам около 8 тыс. кредитов на сумму около 120 млн. долл. В 1999г. – примерно столько же, но на сумму в два раза меньше. В 2000г. ФПМП вышел на докризисные объемы кредитования, что в значительной мере связывается с ростом спроса на кредиты со стороны производственных малых предприятий. Конечно, объемы кредитования малым предприятиям в рамках ФПМП с учетом общего числа , трудно считать весомыми, основная нагрузка здесь ложится на региональные фонды поддержки.

 Но абсолютное большинство российских региональных фондов поддержки малых фирм, привыкших к постоянной  бюджетной “подпитке”, в настоящее время вообще не имеют средств на организацию кредитования в экономически значимых масштабах.


1.4 Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности

 

1.4.1  Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре


 Главным преимуществом малого предприятия в условиях современного рын­ка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение "уловить" возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией сво­их ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из краткого упоминания особенностей малого предприятия: оно не связано об­ширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожида­ющими дивидендов от вложенного капитала; ему проще пе­рестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая "ниша", и манипулировать ценами на свою продук­цию; перед ними вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с по­мощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработ­ной платы.

 Кроме того, малое производство, как правило, более эко­номично. У малого предприятия, по сравнению с крупным, короче сроки капи­тального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2—2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше использу­ют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря про­стоте и гибкости процедуры управления.

 Преимущества маневренности и экономичности ста­новятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и, именно в та­ком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существова­нии которого крайне заинтересован крупный бизнес.

 Почему же именно теперь все эти свойства малого биз­неса оказались столь широко востребованными? Внешними факторами, изменившими в лучшую сторону рыночный ста­тус малого предприятия, послужили компьютерная революция 70-х гг. и ми­ровой энергетический кризис. Они вызвали переход произ­водственных систем ведущих промышленных стран на но­вую технологическую базу.

 С появлением качественно новой техники, основанной на широком применении микросхем, стало возможным за счет резкого ускорения переналадки оборудования перейти к выпуску продукции небольшими сериями, непрерывно обновляя ее номенклатуру. Для крупных предприятий становится более выгод­ным передавать малым часть заказов на мелкосерийную про­дукцию, специальные модули или завершающие операции по сборке. Используя лизинг, малые специализированные предприятия быстро обзавелись современным оборудовани­ем. На основе субконтрактов многие из них получили доступ к технической документации, рабочим чертежам, производ­ственным ресурсам крупного предприятия. Будучи заинтересованными в "при­вязке" зарекомендовавших себя субпоставщиков, крупные предприятия конст­руируют и проектируют для них новые изделия, помогают улучшать технологию производства, совершенствовать ме­тоды контроля за качеством продукции и т. п.

 Перестраиваться стали и сами крупные предприятия. Мотив "экономии на масштабах", т. е. укрупнение производства, бывший для них главным в течение десятилетий, отошел на задний план. Сверхконцентрация во многих случаях достигла пределов экономической целесообразности и стала давать обратный эффект — усиление неуправляемости, инертности, бюрок­ратизации, отставание от требований рынка и технического прогресса, падение производительности труда. Энергоемкость крупного производства обернулась огромным ростом издер­жек, убытками и задолженностью. Поэтому с 70-х гг. круп­ное производство в ведущих странах Запада, а сегодня уже и в России, вступило в фазу массовой реорганизации — вы­деления специализированных звеньев и участков в неболь­шие фирмы, самостоятельные в коммерческом отношении (т. е. вступающие в рыночную конкуренцию на свой страх и риск), но так или иначе ассоциированные с головным пред­приятием.

 Многосторонняя кооперация небольших и совсем мел­ких специализированных предприятий, имеющих самое раз­ное происхождение и различный хозяйственно-правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного про­изводства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы — субподряда в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т. д.), совмес­тного выхода на внешние рынки, венчурного бизнеса и т.п. Благодаря возможностям кооперации малый бизнес пользуется рыночными преимуществами на основе деталь­ного знания своей клиентуры, близости к дифференциро­ванным рынкам. Это характерно прежде всего для пред­приятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за своей малой емкости не слишком интересуют крупный бизнес. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается стабильностью, технология про­изводства еще не отработана, что создает для МП много­численные рыночные "ниши".

 Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависи­мость потребительского спроса от колебаний моды, успе­вая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные зап­росы покупателей (работа на заказ). Во многом его разви­тие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десяти­летий назад залогом успешного сбыта товаров было его со­ответствие рыночным стандартам, то теперь — новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определя­ется качеством и разнообразием сервиса.

 Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления. Значительная часть малых предприятий создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспорт­ных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.

1.4.2 Инновационная роль малого предпринимательства


Ин­новационная роль малого бизнеса часто реализуется в коо­перации с крупным предприятием. Помимо производственной кооперации, о ко­торой говорилось выше, существует аналогичное разделе­ние труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оно осуществляется небольшими наукоемкими предприятиями — венчурными малыми предприятиями, которые занимаются поиском принципи­ально новых продуктов и процессов, работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя до­работку и пробное освоение научно-технических новшеств, не требующих крупных и капитальных затрат.

 Кооперация в сфере НИОКР позволяет крупным предприятиям значитель­но сократить период разработки принципиально новых ви­дов продукции (нередко с 10—15 до 4 лет) и увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Экономически она высокоэффективна: по имеющимся оценкам, малыми фир­мами в США производится в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на крупных предприятиях, а затраты на одного инженера или исследователя — вдвое ниже. Поэтому вен­чурное предпринимательство получает широкое распрост­ранение. Концерн "Дженерал электрикс", например, связан с более чем 200 независимыми исследовательскими фирма­ми, фактически целиком работающими на его потребности. Частный сектор инвестирует в малые инновационные пред­приятия огромные средства: ежегодный объем капиталовло­жений венчурных фондов США оценивается в 3—4 млрд долл., совокупные инвестиции венчурных фондов Велико­британии, ФРГ, Франции и Италии составляют более чем 3,5 млрд ЭКЮ.

 Однако определенная часть малых фирм пытается вести само­стоятельную инвестиционную деятельность, в чем ей ока­зывает поддержку государство. Если крупный капитал зани­мается поиском и стимулированием отдельных перспектив­ных в коммерческом отношении малых инновационных форм, то государство поддерживает инновационную деятельность сектора малых предприятий как такового. В США федеральное правитель­ство финансирует 35% расходов малых фирм на НИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты, а на уровне штатов и органов местного самоуправления действу­ют программы, увязывающие поддержку инновационных малых предприятий с конкретными нуждами этих территорий. Значительное число малых предприятий осуществляет инновации в форме обновления тех­нологии, менеджмента, организации труда и номенклатуры продукции. В этом плане государственная помощь также  играет большую роль. Она выражается в содействии различ­ным способам передачи технологии, прежде всего в форме участия в создании соответствующей инфраструктуры — бизнес-инкубаторов и технопарков (предоставление земель­ных участков, налоговые льготы и т. п.). Целью является "вы­ращивание" технически передовых предприятий, которые в перспективе смогут осуществить диффузию новейших тех­нологий во все сферы национальной экономики. Тем самым удается частично компенсировать характерную для малых фирм не­хватку финансовых средств, необходимых для проведения научных исследований и разработок.

1.4.3. Особенности целеполагания


В рыночных условиях раз­личия между крупными и малыми предприятиями в воп­росах целеполагания определяются тем, что первые фор­мируют рыночную конъюнктуру, а вторые подстраиваются под нее. У небольших фирм отсутствуют детальные стра­тегические планы. По мнению предпринимателей, достаточно и ориентировочных оценок основных параметров деятельно­сти, поэтому даже важнейшие решения зачастую принима­ются ситуативно.

 Неразвитость стратегического мышления наиболее бо­лезненно сказывается в первые годы существования малого предприятия, когда на деле проверяется необходимость предлагаемых им товаров и услуг. Если малое предприятие нашло свою нишу, в дальнейшем из-за ее локальности надо лишь поддерживать стационар­ный режим функционирования на основе стандартных опе­ративных решений. Потребность в стратегическом плане по­является, если малый бизнес решил перешагнуть порог, от­деляющий его от среднего.

 Ограниченный временной горизонт управленческих ре­шений малого предприятия в ситуации неустойчивой рыночной конъюнкту­ры переходного периода имеет определенные преимущества по сравнению со стратегическим планированием крупного предприятия. Когда успех бизнеса в большей мере обуслов­лен регулирующим воздействием государства (или отсутстви­ем такового воздействия), чем внутрифирменными факто­рами, стратегический план развития, разрабатываемый в скользящем режиме и включающий средне- и краткосроч­ные программы, может оказаться неэффективным в силу своей неизбежной жесткости. Позволяя надежно диагности­ровать, контролировать конъюнктуру в условиях стабиль­ности, такой порядок управления, присущий большому биз­несу, плохо приспособлен к необходимости быстрой адапта­ции в случае постоянно меняющейся внешней среды. На­против, оперативный режим управления малым предприятием, указывающий возможность существования, развития фирмы, главным об­разом с благоприятной внешней обстановкой, существенно повышает адаптационный потенциал малого бизнеса в пере­ходной экономике управленческой структуры, привлечения специалистов. Упрощенный менеджмент создает малой фирме опре­деленное преимущество, проявляющееся в гибком, быст­ром приспособлении к меняющимся требованиям и услови­ям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситу­ации. Выделение управленческих функций происходит на малом предприятии за счет персонификации их в узком кругу лиц и начинается, с учетно-бухгалтерской. Это объясняется запутанностью, усложненностью официальной бухгалтерии, необходимостью зачастую вести вторую, неофициальную. Показательно, что у предпринимателей-индивидуалов, платящих низкие на­логи, имеющих упрощенную форму отчетности, нет жалоб на сложность бухгалтерской работы и желания, объединив­шись, нанять профессионального бухгалтера.

 Основные решения почти всегда руководитель малого предприятия при­нимает единолично. Единоначалие имеет свои преимущества. Решения принимаются быстро, так как время на их обсуж­дение и согласование сведено к минимуму. Выполняется то, что задумано, решения не искажаются при их "трансляции". В случае удачи авторитет руководителя заметно повышается, что облегчает дальнейшее руковод­ство.

 Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может обернуться барьером для развития биз­неса. При таком порядке управления значительно возраста­ет роль предпринимателя, его врожденных качеств, про­фессиональных знаний, субъективных установок. Не будет преувеличением сказать, что количество стабильно функ­ционирующих малых предприятий не может превышать, число людей, спо­собных к самостоятельной предпринимательской деятельно­сти.

 Единоначалие имеет и негативные последствия, при­чем даже в режиме оперативного управления предприяти­ем. Не подконтрольность руководителя провоцирует ошибоч­ные решения. Совершенные промахи, подрывая его авто­ритет, снижают "управляемость" работников, а в конечном счете — внутренний потенциал бизнеса. Еще опаснее авто­ритарный менеджмент, когда речь идет о принятии стратегических решений. Именно поэтому с увеличени­ем масштабов бизнеса, горизонтов внутрифирменного пла­нирования происходит усложнение структуры управления предприятием, размежевание прав собственности и контро­ля. В целом российские малые фирмы в вопросах целеполагания соответствуют рыночному стандарту. Из-за неразвитости рыноч­ных отношений, нестабильности внешней среды под этот стандарт зачастую попадает и более крупный бизнес. У ма­лых, средних и крупных предприятий сегодня есть общие проблемы, "разведенные" в ситуации благоприятной эконо­мической и политической конъюнктуры. Это сказывается на структуре, порядке разработки и реализации целей пред­приятия. Подчас возможность предвидеть и моделировать будущее в большей степени определяется не масштабом бизнеса, а его отраслевой принадлежностью. Даже неболь­шие торговые фирмы могут успешнее планировать деятель­ность на перспективу, чем средние, а то и крупные произ­водственные предприятия.

1.4.4 Особенности менеджмента

 

Простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руково­дителя во всех делах фирмы — одни из наиболее ярких отличий российского малого предприятия от крупного.

Специфика менедж­мента малой фирмы заключается в том, что руководитель может и вынужден принять на себя решение большинства проблем.

Возможность концентрации власти определяется самим масштабом бизнеса: рынки локальны, номенклатура мала, объем производства невелик, число партнеров огра­ничено, небольшой штат сотрудников позволяет всех дер­жать в поле зрения. Наряду с этим малому предприятию не свойственно, да и  не нужно, принимать нестандартные управленческие ре­шения, кардинально меняющее ситуацию внутри фирмы и вне ее.

Следовательно, и нет потребности в управленцах — специалистах высокого класса. Для руководства малой фирмой доста­точно средней квалификации в сочетании с доступностью информации, консультационных услуг.

 Руководитель малого предприятия должен принять на себя всю полноту ответственности, так как услуги, профессионалов-управлен­цев стоят дорого. Выгода, которую может дать постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима с затратами на его содержание.

Лишь когда фирма ориенти­рована на рост, на преодоление барьеров входа в группу предприятий, более крупного бизнеса, требования к управ­лению возрастают, появляется необходимость усилить ру­ководство за счет создания более сложной структуры.

1.4.5 Особенности финансирования деятельности


 Одно из, главных отличий малого предприятия от крупного предприятия — порядок финансирования, предполагающий использование в первую

очередь и главным образом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для малого предприятия существует еще один источник — банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так и в рамках специальных программ, с привлечением специализированных программ, специализи­рованных финансовых структур, при поддержке государ­ства.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.