Рефераты. Особенности крымско-татарской архитектуры






Боковая дверь в южной стене зала Совета и Суда ведёт в просторный Фонтанный дворик, куда можно попасть через Портал Алевиза из Посольского сада. Накрытое вторым этажом и частично освещённое верхним светом, переливающееся под прямым углом пространство Фонтанного дворика с рядами деревянных колонн… главные «герои» дворика – два фонтана: Золотой и фонтан Слёз.

Сооружённый в 1763 году (правление хана Каплан-Гирея) из белого мрамора в традициях османской архитектуры. Золотой фонтан – малая архитектурная форма в виде портала с прямоугольным завершением и неглубокой арочной нишей, вверху украшенной резной стилизированной раковиной, растительным орнаментом и сталактитовым поясом. Утраченная со временем и восстановленная со временем в 1963 г. реставраторами позолота орнаментов и рельефных надписей (с датой постройки и изречением Корана) дали имя фонтану: Манзуб – Золотой.

Однако не пышный Золотой, а изящный Сельсебиль (райский источник), известный теперь как фонтан Слёз, стал уникальным поэтическим центром дворца»[38]. Так, к примеру, А.С. Пушкин в своей поэме «Бахчисарайский фонтан» пишет о Гирее, который воздвигает фонтан в честь девушки, которую он полюбил – Диляре, христианке по происхождению. Фонтан располагался в углу дворца. Над ним возвышалась магометанская луна и сохранилась надпись. Автором фонтана был иранский мастер Омер. Исследователи В. Коваленко и Е. Алтабаева называют этот фонтан «подлинным шедевром восточного искусства, полным глубокой символики, выражающей вечные темы любви и смерти»[39]. Омер на мраморной плите, украшенной растительным орнаментом, расположил чаши для воды. В верхней части он вырезал цветок лотоса из пяти лепестков, символ человеческого лица. В центре цветка подобие человеческого глаза, из которого капают «слёзы». Они падают в верхнюю центральную чашу, из неё в боковые, затем в следующую – среднюю. мотив раздвоения потока и последующего слияния повторяется трижды. В самом низу вырезана похожая на улитку спираль, символ продолжения жизни, преодоления лишений и страданий[40].

Арочный вход ведёт из фонтанного дворика в Малую мечеть, построенную в XVI в. в византийских традициях. прямоугольной формы здание ориентировано для мечети необычно: продольно осью в направлении восток-запад, но михраб устроен, как требует ислам: в южной продольной стене, а вход – в северной стене.

Одна из дверей Фонтанного дворика ведёт в Летнюю беседку, или Альгамбру, названную так по имени мавританского дворца в Испании, славившегося беседками и фонтанами. Автором её, как и фонтана Слёз, является Омер. Альбагамба – квадратного плана павильон с круглыми колоннами, несущими второй этаж. Потолок деревянный расписной, пол мраморный, с квадратным бассейном и фонтаном посередине, тоже из белого мрамора.

Е.В. Крикун отмечает, что изначально беседка имела решетчатое бамбуковое ограждение, была увита виноградом и розами.[41]

Из летней беседки можно попасть в Бассейный садик: вытянутый вдоль восточного фасада главного корпуса и соединенный на одной оси трубами. В этом отгороженном с трёх сторон высокой каменной стеной, журчит вода в мраморном желобе, украшенном изображением резвящихся рыбок, а у южной стороны «плачет» беломраморный фонтан – дубликат фонтана Слёз.

Широкая деревянная лестница ведёт из фонтанного дворика на второй этаж, в Посольский зал, высокий и просторный – одно из наиболее просторных помещений дворца. Ранее пол был мраморный, а теперь покрыт досками. Потолок деревянный и расписан голубым цветом с золотом и отделан столярными мозаичными украшениями.

Парадная дверь в конце зала приводит в гостиную хана Крым-Гирея, называемую и Фруктовой беседкой, и Золотым кабинетом. Через два яруса витражных окон сюда поступал свет, а в четвёртой стене – входная дверь, высокий камин, встроенный шкаф. Стены расписаны архитектурными деталями с позолотой, лепными алебастровыми вставками, изображающими под натуру фрукты в вазах, поэтому и пошло название гостиной – «Фруктовая».

Ещё одной значительной комнатой Ханского дворца является Кофейная комната. В ней находятся две яруса витражных окон, ориентированных на юг и запад, т.к. комната угловая. Здесь же располагается встроенный шкаф для кофейной посуды и неприметная дверь, ведущая вниз по узкой деревянной лестнице, в комнату евнуха и гаремный сад[42].

Гаремный комплекс до наших дней не сохранился, т.к. был уничтожен пожаром 1736 г. Единственное, что дошло до наших дней – комната Екатерины II, однако в данный момент эта комната является закрытой и находится в крайне тяжёлом состоянии, т.к. требует капитального ремонта.

Большой вклад в реставрационные работы внёс архитектор ХIХ в. Колодин. Он сумел отобразить и сохранить первоначальный вид того, что реставрировал.

Ещё одной посторойкой, о которой стоит упомянуть является Емиль-Джами построена по желанию супруги Крым-Гирей-хана (1764-1768), на что указывает сохранившаяся внутри на одной из стен надпись: «Диляра, Божья милость на неё, год 1178 (1764). Кроме этого У. Боданский приводит как доказательство легенду, в которой Диляра завещала её похоронить в таком месте Бахчисарая, откуда была бы видна её любимая мечеть Емиль-Джами. Из окон мечети действительно открывается вид на горы и на город, а налево виден мавзолей Диляра-Бикеч… На фасаде мечети работал Омер, который и жил при дворе.[43]

У. Боданский говорит, что уже при нём рассматриваемая мечеть не функционировала, т.к. кто-то убил имама, а в к. ХIХ в. здесь функционировала школа (мектеб). Исследователи считают, что мечеть была роскошной, т.к. находилась в самом центре города, где жила знать. В плане мечеть представляла собой четырёхугольник, к восточной стороне которого присоединялся минарет. Здание перекрыто четырёхскатной крышей с черепицей ярко-изумрудной поливы, поэтому и название мечети переводится как «зелёная».

Со стороны южного фасада, обращённого на юг, имелся вход прямо во двор мечети, ко входу вела каменная лестница, которой уже нет. В начале ХХ в. по свидетельству У. Боданского вход в мечеть был с западной стороны. С южной стороны на оси здания находится михраб со сталактитовой обработкой, испорченная позднейшей раскраской.

В мечети имеются фрески под названием «Три мечети». Автором их является Омер. Например, розы и цветы на арках отлично нарисованы и расписаны в принятых розоватых тонах; на арках и стенах – стихи из Корана, написанные графически безукоризненно чёрной краской по белому полю[44].

Как ни странно, однако, никто из исследователей, работами которых мы пользуемся, об этой мечети не упоминает.

При рассмотрении данной главы мы приходим к следующим выводам:

1.                 В Гезлёве в наши дни действует со времён средневековья мечеть Джума-Джами. Автором её является архитектор Синан. Средневековые бани, часть текие дервишей и крепостные ворота находятся в плачевном состоянии и требуют реставрации.

2.                 В Солдайе наиболее выдающимся сооружением XIV в. является Судакская крепость, которая была построена в то время, когда на территории указанного города находились генуэзцы. Когда же Османская империя сделала вассалом Крымское ханство, судакская крепость, расположенная в хорошо защищённом месте стала служить татарам.

3.                 Солхат- столица Крымского ханства до перенесения её в Бахчисарай в сер XV в. Здесь одним из выдающихся памятников татарской архитектуры является Мечеть Узбека и рядом расположенное с ним медресе (духовное училище мусульман). К этому же периоду относится Коршун-Джами, название которой переводится как «свинцовая мечеть». Эта мечеть интересна тем, что при её постройке в расстоянии между камнями клали свинец, замазывая таким образом щели.

4.                  Крымскотатарская архитектура Кафы представлена большим количеством мечетей, что связано с исламизацией населения. Самой распространённой среди которых является мечеть Муфтий-Джами.

5.                 Самым большим наследием крымскотатарской архитектуры периода средневековья, дошедшим до нас, остаётся архитектура Бахчисарая,


на территории которого сохранились практически все построения периода Крымского ханства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Рассмотрев данную тему, мы уделяли внимание практически всем архитектурным сооружениям, построенным на территории таких городов как: Гезлёв, Солдайя, Солхат, Кафа, Бахчисарай, а также общую характеристику крымско-татарских сооружений. В некоторых из перечисленных городов работал известный в то время архитектор Ходжа Синан. В частности, он построил мечеть в Гезлёве, а его последователи работали в Кафе. Ещё одним выдающимся мастером того времени, творившим в Бахчисарае являлся Омер. Позже, уже во времена Таврической губернии нередко в строительной компании фигурирует имя архитектора Колодина, проводившего реставрации в мечетях и в Ханском дворце, пытаясь не нарушать первоочерёдный вид сооружений.

В наше время практически все строения рассматриваемого нами периода находятся в критическом состоянии. Средств, выделяемых государством на ремонт их недостаточно и с каждым годом у нас всё больше шансов потерять то ту или иную архитектурную постройку. Даже знаменитый во всём мире Ханский дворец, требует капитального ремонта, а многие его ранее действовавшие комнаты просто закрыты для посетителей. В современной Евпатории лишь мечеть Джума-Джами выполняет свою функцию, но и у той обсыпается известь со стен, на цементных ступеньках, которые ведут на второй этаж стирается краска. Правда, перед входом в неё лежит куча песка, что свидетельствует о том, что её начинают реставрировать. Однако, неизвестно, на какой период растянется эта реставрация. В намного худшем состоянии находится текие дервишей. В ней отреставрирован лишь центральный вход, что же касается минарета и здания, находящегося около него, так они стоят полуразрушенные, а вокруг них растёт полуметровый бурьян. О состоянии турецких бань, мы к сожалению, ничего не смогли узнать, но судя по внешней стене забора, оно невнушительно. Что же касается современного состояния Кафы, Солхата и Солдайи, то скорее всего, оно не особо отличается от выше описанных архитектурных построек.   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Архитектурно-археологические исследования в Крыму / Под ред. А.И. Баранова, В.Н. Даниленко, Е.А. Паршиной и др.-К.: Наукова думка, 1988. – 163 с.

2.                 Боданский У. Бахчисарайские памятники. – Симферополь: Типография Таврическаго Гебернскаго Земства, 1916. – 6 с.

3.                 Буров Г.М. Топография и архитектура Бахчисарая и его ближайших окрестностей в 1665-1666 гг. по данным Эвлии Челеби // Известия Крымского республиканского краеведческого музея. - 1994.- №5. – 68 с.

4.                 Гармаш П. Крым: Путеводитель. – Симферополь: Вояж, 1998. – 84 с.

5.                 Домбровский О., Сидоренко В. Солхат и Сурб-Хач. – Симферополь: Таврия, 1978. – 125с.

6.                 Дорогой тысячелетий: Экскурсии по средневековому Крыму/ Под ред. Л. Литвиновой. – Симферополь: Крым, 1966. – 190 с.

7.                 Драчук В., Кара Я., Челышев Ю. Керкинитида – Гезлев – Евпатория. – Симферополь: Таврия, 1977. – 125 с.

8.                 Коваленко В., Алтабаева Е. На черноморском перекрёстке (Крым с древнейших времён до конца XVIII века). Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Севастополь: Искра, 2000. – 263 с.

9.                 Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. – 111 с.

10.            Нагаевская Е.В. Бахчисарай: Очерк-путеводитель. – Симферополь: Таврия, 1976.– 109 с.

11.            Нагаевская Е.В. Бахчисарай: Очерк-путеводитель. – Симферополь: Таврия, 1979. – 140 с.

12.            Манштейн Х. Г. Описание дворца хана крымского и столичного его города Бахчисарая, учинённые по приказу графа Миниха // Отечественные записки, -1895. - №31. – 32с.

13.            Полканов А.И., Полканов Ю.А. Судак: путеводитель. – Симферополь: Таврия, 1981.- 125 с.

14.            Тунманн. Крымское ханство. – Симферополь: Таврия, 1991. – 92 с.

15.            ЦГАРК.Ф.27. – Оп. 13. – Д. 4964. – 20 л.

16.            ЦГАРК. Ф. 27. – Оп. 13. – Д. – 130 л.

17.            ЦГАРК. Ф. 27. – Оп. 13. – Д. 59. – 128 л.

18.            ЦГАРК. Ф. 27. – Оп. 13. – Д. 159. – 18 л.

19.            ЦГАРК. Ф. 27. – Оп. 13. – Д. 164. – 28 л.

20.            ЦГАРК. Ф. 27. – Оп. 13. – Д. 269. – 537 л.

21.            ЦГАРК. Ф. 27. – Оп. 13. – Д. 207. – 22 л.

22.            ЦГАРК. Ф. 27. – Оп. 13. – Д. 320. – 14 л.

23.            ЦГАРК. Ф. 27. – Оп. 13. – Д. 421. – 94 л.

24.            ЦГАРК. Ф. 27. – Оп. 13. – Д. 959. – 91 л.

25.            ЦГАРК. Ф. 27. – Оп. 13. – Д. 482. – 6 л.

26.            ЦГАРК. Ф.27. – Оп. 13. Д. 2084. – 189 л.

27.            ЦГАРК. Ф. 27. – Оп. 13. Д. 3975. – 38 л.

28.            Чурилов И.И. Бахчисарай. Историко-археологический музей: Фотоальбом. – Киев: Мистецтво, 1973. – 125 с.

29.            Челеби Эвлия. Книга путешествий. – М.: Вост. Лит., 1961, вып.1.- 144с.

30.            Якобсон А.Л. Средневековый Крым. – М-Л.: Наука, 1964. – 170 с.

Приложение 1


«Его Превосходительству Господину Тайному Советнику Гражданину Губернатору и Кавалеру Александру Ивановичу Казначееву

Помощника Таврическаго

Архитектора Химотченка.

Рапорт

В следствие преджписания Таврической Губернской Строительной Комиссией от 19-го Декабря 1936 г., основанного на предложении Вашего Превосходительства оной комиссии от 14-го того ж Декабря; Осмотрев древние крепостные ворота, находящиеся в городе Евпаториии. Нашёл я в них следуящие повреждения: - В передней части ворот, обращённых к морю, в своде оных по всей арке сдымалась значительная трещина на пространстве почти всего свода, что означенная передняя часть ворот отклонилась. И даже угрожает падением; каковую опасность усуглубляет и вывалившаяся камни в том же своде. Кроме того имеются небольшие трещины в том своде, под которым находятся городские лавки. Но от сего повреждения не предвидится большой опасности; и при том в наружной и внутренней части крепостных ворот местами обвалились углы и выпали камни; - обвалились углы и выпали камни;- створы сих ворот сделанные из брусьев и оббиты плоским железом с наружной стороны; на коих около четвёртой части таковой обивки не лишилось. О чём донеся Вашему Превосходительству, имея честь при сём предоставить для удобнейшаго снятый мною с натуры означенных ворот чертежом в плане и просмотреть используемый в описании главной трещины.


Помощник Губернскаго Архитектора

8-го Января 1837 г.  Химотченко»

Источник: ЦГАРК.Ф.27. – Оп. 13. – Д. 421. – Л. 3.

Приложение 2

«16 июля 1858 г.

Строительная и дорожная комиссия от 3-го июля №1852 препроводила в канцелярию мой проект и смету на постройку двух минаретов при Евпаторийской Соборной мечети. Составление архитекторских помощников Еремкьевых и утверждённые по журналу. Комиссии, состоявшейся 26 апреля прошлого года в сумме 7947 руб. 39,5 коп. Усматривая ж имеющихся в канцелярии моих сведений, что на постройку 1-го минарета при этой мечети определено ж татарского сбора только 2000 руб. серебра. А на постройку другого – только 1000 руб. Я предлагаю Строительной и Доручённой Комиссии предписать архитекторскому начальнику Еремпьеву составить вновь вновь проект на постройку 1-го минарета, невходя ж имеющийся на этот предмет суммы 2/т руб. серебра, составив вместе с таким новым проектом и смету на устройство другого минарета, принимаемого обществом на свой счёт; просмотрение и утверждение их передать в канцелярию мою.


Генерал-Лейтинант Дренивский

Правитель канцелярии Якович»


Источник: ЦГАРК. Ф.27. – Оп. 13. - Д. 149. – Л. 8.


1 Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С. 81.

[2] Гармаш П. Крым: путеводитель. – Симферопол: Таврида, Вояж, 1998. – С.210.

[3] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С.81 – 82.

[4] Драчук В., Кара Я., Челышев Ю. Керкинитида – Гезлев – Евпатория. – Симферополь: Таврия, 1977. – С.67 – 81.

[5] Эвлия Челеби. Книга путешествий. – М.:  Вост.лит., 1961.- Вып.1. – С. 27.

[6] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С.86.

[7] Драчук В., Кара Я., Челышев Ю. Керкинитида – Гезлев – Евпатория. – Симферополь: Таврия, 1977. – С.51.

[8] Полканов А.И., Полканов Ю.А. Судак: путеводитель. – Симферополь: Таврия, 1981.- С.66.

[9] Архитектурно-археологические исследования в Крыму/ Под ред. А.И. Баранова, В.Н. Даниленко, Е.А. Паршной и др.-К.: Наукова думка,  1988. - С. 81-89.

[10] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С.8.

[11] Дорогой тысячелетий: Экскурсии по средневековому Крыму/ Под ред. Л. Литвиновой. – Симферополь: «Крым», 1966. – С. 174.

[12] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С.11.

[13]Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С.12.

[14] Там же. - С.13.

[15] Домбровский О., Сидоренко В. Солхат и Сурб – Хач. –  Симферополь: Таврия,1978. - С.30-31.

[16] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С.14-15.

[17] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С. 19-20.

[18] Нагаевская Е.В. Бахчисарай: Очерк-путеводитель. – Симферополь: Таврия, 1976. – С.20.

[19] Чурилов И.И. Бахчисарай. Историко-археологический музей: Фотоальбом. – Киев: Мистецтво, 1973. – С.9.

[20] Буров Г.М. Топография и архитектура Бахчисарая и его ближайших окрестностей в 1665-1666 гг. по данным Эвлии Челеби // Известия Крымского республиканского краеведческого музея. - 1994.-  №5. –С.27.


[21] Нагаевская Е.В. Бахчисарай: Очерк-путеводитель. – Симферополь: Таврия, 1976. – С.20.

[22] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С.43.

[23] Боданский У. Бахчисарайские памятники. – Симферополь: Типография Таврическаго  Гебернскаго Земства, 1916. – С. 3.

[24] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С. 46.

[25] Нагаевская Е.В. Бахчисарай: Очерк-путеводитель. – Симферополь: Таврия, 1976. – С. 24.

[26] Коваленко В.,  Алтабаева Е.На черноморском перекрёстке (Крым с древнейших времён до конца XVIII века). Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Севастополь: Искра, 2000. – С. 249.

[27] Эвлия Челеби. Книга путешествий. – М.: Вост.лит., 1961. - Вып.1. – С.81.

[28] Манштейн Х. Г. Описание дворца хана крымского и столичного его города Бахчисарая, учинённые по приказу графа Миниха // Отечественные записки, -1895. - №31. – С. 25.


[29] Эвлия Челеби. Книга путешествий. – М.: Вост.лит., 1961. - Вып.1. – С.81.

[30] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С.62.

[31]Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С.62 – 63.

[32] Боданский У. Бахчисарайские памятники. – Симферополь: Типография Таврическаго  Гебернскаго Земства, 1916. – С. 4.

[33] ЦГРК.Ф.27. – Оп. 13. – Д. 4964. – Л.15-16.

[34] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С.46.

[35] Боданский У. Бахчисарайские памятники. – Симферополь: Типография Таврическаго  Гебернскаго Земства, 1916. – С.3.

[36] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С. 48.

[37]Там же. - С. 51.

[38] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С. 52-53.

[39] Коваленко В.,  Алтабаева Е.На черноморском перекрёстке (Крым с древнейших времён до конца XVIII века). Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Севастополь: Искра, 2000. – С. 248.

[40] Там же. – С. 248-249.

[41] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С. 54.

[42] Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.). – Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. -  С. 55-56.

[43] Боданский У. Бахчисарайские памятники. – Симферополь: Типография Таврическаго  Гебернскаго Земства, 1916. – С. 5.

[44] Боданский У.Бахчисарайские памятники.–Симферополь:Типография Таврическаго  Губернскаго Земства, 1916.–С.6.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.