Рефераты. Ответы на вопросы контрольной работы по праву






Ответы на вопросы контрольной работы по праву

Содержание


1. Заполните таблицу сравнительного анализа ............................................. .3

Виды обстоятельств. Обстоятельства, исключающие признания, деяния преступлением, административным проступком, гражданским правонарушением.

2. Понятие и общая характеристика контрольно-надзорных органов в РБ.. .5

3. Система права и система законодательства РБ......................................... 10

4. Критический анализ научной работы по проблеме источников права РБ... 18

5. Выявить в тексте нормативного акта 3 нормы права, которые нуждаются в расширенном толковании и 3 нормы права, которые нуждаются в ограниченном толковании       24

Список использованных источников............................................................ 25

1. Заполните таблицу сравнительного анализа.


Виды обстоятельств. Обстоятельства, исключающие признания, деяния преступлением, административным проступком, гражданским правонарушением.


Вид обстоятельства

Признаки

Обстоятельства, исключающие признания

Необходимая оборона;
• Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

• Крайняя необходимость;

• Выполнение специального задания по предупреждению или раскрытию преступления;

• Обоснованный риск для достижения общественно полезной цели;

• Исполнение обязательного приказа или распоряжения.

Деяния преступлением

• по объекту посягательства (объект преступного посягательства более социально значимый, чем иных правонарушений);

• по характеру и степени общественной опасности (преступление влечет большой материальный ущерб, моральный или физический вред, чем иные проступки);

• по виду противоправности (преступление запрещается УК, иные правонарушения – семейным, трудовым, административным и другими кодексами);

• по характеру санкций (уголовно–правовые санкции более строгие (наказание, судимость), чем санкции административного и других кодексов);

• по органу, применяющему воздействие (наказание): лицу, совершившему преступление, назначает наказание только суд, а совершившему иной деликт принимает меру воздействия или наказания не только суд, но и должностные лица.

Деяния административным проступком

основанием для административной ответственности является административное правонарушение, а иногда вообще неправомерное деяние;

административная ответственность менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица, к которому применяется, и увольнения с работы;

административная ответственность состоит в применении к субъектам административных взысканий, является карательной ответственностью;

к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания;

субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели). административной ответственности присущ всеобщий характер, поскольку правила (например, дорожного движения, поведения в общественных местах и др.), нарушение которых влечет административную ответственность, являются обязательными для всех граждан;

существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту;

административная ответственность урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности.

Деяния гражданским правонарушением

неправомерность нарушения субъективных гражданских прав;

наличие убытков (вреда);

причинная связь между нарушением субъективных гражданских прав и наличием убытков (вреда);

вина нарушителя


2. Понятие и общая характеристика контрольно-надзорных органов в РБ.


Среди контрольно-надзорных органов выделяют Прокуратуру РБ, Комитет государственного контроля РБ, Конституционный суд РБ и ряд других.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах (статья 125 Конституции Беларуси).

Конституция определяет прокуратуру как единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, назначаемым Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором (статья 126).

Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О прокуратуре Республики Беларусь" и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.

Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля (ст. 129 Конституции).

Комитет государственного контроля образуется Президентом. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом (ст. 130 Конституции).

Президентом также утверждается структура и штатная численность Комитета государственного контроля.

В настоящее время структура Комитета государственного контроля представлена следующим образом: Председатель Комитета государственного контроля, первый заместитель Председателя Комитета государственного контроля, три заместителя Председателя, один из которых - директор Департамента финансовых расследований, Департамент финансовых расследований, главное управление бюджетно-финансового контроля, главное управление контроля за деятельностью государственных органов, главное управление контроля за банковской системой и рынком ценных бумаг, главное управление контроля за работой отраслей сферы материального производства, главное управление контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов, главное управление контроля за работой отраслей социальной сферы, главное управление контроля за внешнеэкономической деятельностью, главное управление контроля потребительского рынка и сферы услуг, главное информационно-аналитическое управление, главное экспертно-правовое управление, управление координации деятельности контролирующих органов, управление инспекционно-кадровой работы, финансово-хозяйственное управление, секретариат, комитеты государственного контроля областей, управления Департамента по областям и г. Минску, межрайонные комитеты государственного контроля, межрайонные отделы управлений Департамента по областям и г. Минску.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов; сохранностью и использованием государственного имущества; исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности; соблюдением актов законодательства в области инвестиционной деятельности; законностью использования государственных ресурсов; соблюдением законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств; состоянием контрольно - ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом; соблюдением законодательства в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях; соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов; исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения; соблюдением участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг; поставкой товаров для государственных нужд; соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения; исполнением государственными органами, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности; соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.

В своей деятельности Комитет государственного контроля и его территориальные органы руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь", иными законами, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь[1].

Согласно статье 116 Конституции Беларуси Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, остальные шесть избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей - 11 лет, но допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения:

о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложениям Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Беларуси.

Предложения о проверке конституционности акта вправе вносить в Конституционный Суд Президент, Палата представителей Национального собрания, Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров. Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта. В то же время граждане вправе непосредственно инициировать вынесение решений на основании норм части четвертой статьи 122 Конституции, а суды - в порядке части второй статьи 112 Конституции.

Конституционный Суд в соответствии со статьями 40, 116 (часть первая) и 122 (часть четвертая) Конституции, устанавливающими, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а также в судебном порядке обжаловать решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан, рассматривает такие обращения и при необходимости выносит решения об устранении противоречий или пробелов в законодательстве.

Конституционный Суд проверяет на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

Конституционный Суд вправе вносить Президенту, в палаты Парламента, Совет Министров и другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются конституционность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Нормативные правовые акты, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Заключения Конституционного Суда по вопросам конституционности нормативных актов являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд - единственный орган судебной власти, чьи основные полномочия и порядок формирования прямо определены в Конституции. При этом, как отмечено в части седьмой статьи 116 Конституции, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются специальным законом.

В связи с тем что Конституционным Судом проводится проверка акта на его соответствие не только Конституции, но и другим актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, возможна проверка конституционности всех норм по вертикали. Поэтому, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, Конституционный Суд может в своем решении (заключении) указать на неконституционность и другого, обладающего более высокой либо более низкой юридической силой, чем нормативный акт, о проверке которого поступило предложение.

Принимая заключения и иные решения, имеющие обязательный характер, Конституционный Суд оказывает влияние на развитие правовой системы страны, на формирование национального законодательства и на правоприменительную деятельность. При вынесении решений Конституционный Суд учитывает положения международных правовых актов.

Основываясь на изученных и рассмотренных материалах, Конституционный Суд ежегодно направляет Президенту и палатам Парламента страны послания о состоянии конституционной законности в республике.

3. Система права и система законодательства РБ.


Система права представляет собой его внутреннее строение, которое состоит из объединений правовых норм.

Традиционно структура или система современного права представлена такими элементами: норма права, институты права, подотрасль и отрасль права, которые, в свою очередь, объединяются в материальное и процессуальное право, частное и публичное, национальное и международное. Такая система права исходит из его позитивистского понимания и фактически создается государством.

Норма права, как указывалось ранее, является первичным элементом системы права. В ней фиксируется только одно правило поведения, одно субъективное право или юридическая обязанность. Практическая ценность норм права состоит в их множественности и взаимодействии.
Основанием деления системы права на отрасли служит два критерия: предмет правового регулирования, который включает в себя определенную сферу общественных отношений (семья, собственность, государственная власть) и метод правового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (категорический, властный, административный) и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный). Императивный метод правового регулирования предполагает жесткую регламентацию поведения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное), отношения власти и подчинения, он не допускает отступления от правовых предписаний. Диспозитивный метод предполагает относительную свободу поведения сторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.