Рефераты. Оценка туристского потенциала Одинцовского района






·            Создание экономических механизмов, стимулирующих развитие базовых отраслей территориально-рекреационной сферы.

·            Использование прогрессивных технологий в сфере туристского обслуживания.

·            Восстановление, сохранение и рациональное использование культурного и природного потенциала района.

·            Рекламно-информационное обеспечение продвижения туристских услуг и продуктов на внутреннем и внешнем рынках.

·            Благоустройство города и района с учётом перспективы развития туризма.

·            Обучение и подготовка менеджеров в сфере туристского бизнеса.

·            Обеспечение потребностей баз отдыха за счёт внутренних ресурсов.

·            Укрепление материально-технической базы имеющихся туристско-оздоровительных комплексов.

   

Для того чтобы реализовать поставленные задачи была создана система программных мероприятий, состоящая из трех основных блоков:


1. Меры, направленные на создание современной системы управления туристско-рекреационной сферой и координация туристской деятельности в районе:

Создание в структуре администрации Одинцовского района комитета по туризму, главной задачей которого должна была стать разработка политики в сфере туристско-рекреационной деятельности в масштабах района, пропаганда района как туристского центра, координация туристско-рекреационной деятельностью района; создание  при главе администрации района Координационного Совета по туризму. Главные функции: анализ состояния и динамики развития туристско-рекреационной деятельности, разработка предложений. Решения Совета носят рекомендательный характер; создание Муниципальной туристской корпорации. Основные функции: привлечение инвестиций, финансирование строительства и реконструкции туристских объектов, инвестирование инновационных проектов; создание при корпорации Фонда развития туризма,  финансирующего пропаганду района, как туристского центра, мероприятия по защите и охране окружающей среды и культурно-исторических памятников, разработку инновационных проектов и прочее.

2. Формирование правово - экономического механизма стимулирования развития туристско-рекреационной сферы в районе:

Принятие соответствующих постановлений, местных нормативно-правовых актов и соглашений руководства района с заинтересованными сторонами (в Москве и Московской области, СНГ и ряде зарубежных стран) о сотрудничестве в этой сфере; организация работ по сертификации и лицензированию в сфере туризма; создание благоприятных налоговых и кредито-финансовых условий для стимулирования туристско-рекреационной сферы района; поиск и привлечение внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций.


3.  Меры, направленные на развитие туристско-рекреационного потенциала Одинцовского района:

         Инвентаризация и систематизация имеющихся в районе туристских ресурсов, определение предельно допустимой нагрузки по отдельным зонам для экологической защиты и организации воспроизводства экологических систем; анализ и прогнозирование московского (подмосковного) туристского рынка с определением  ''своих''  ниш; создание специализированных модулей туризма и отдыха на базе уникальных ресурсов различных зон района (например, модуль ''Спортивная рыбалка – Нарские острова'') и разработка на этой основе нестандартных сценариев туристско-рекреационного обслуживания; разработка и внедрение комплексной компьютерной информационной системы ''Туризм и отдых'' для организации статистического учёта и анализа показателей состояния, тенденций развития туристско-рекреационной сферы и повышения её эффективности.


Ожидаемый результат осуществления данной программы – формирование высокодоходного и многопрофильного туристско-рекреационного комплекса, соответствующего мировым стандартам с одной стороны и важный социально – экономический эффект с другой:

-  Создание условий для удовлетворения потребностей туристов в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к российским культурным ценностям.

-  Повышение престижа России, Москвы, Подмосковья, Одинцово и Одинцовского района как мировых центров туризма и отдыха, повышение привлекательности туризма как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества.

-  Повышение уровня и качества жизни жителей Одинцовского района, его социально-культурного уровня (решение проблем занятости населения, повышение культурного и профессионального уровня, улучшение бытовой и социально-культурной инфраструктуры района)

-  Оптимизация структурной перестройки хозяйства района (укрепление материальной базы, развитие соответствующих отраслей экономики

-  Сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия района.

-  Пополнение районного бюджета (ежегодный прирост валютной выручки – 1 млрд долларов по России, ежегодное увеличение туристского потока – 14-15%, приток в районную экономику иностранного капитала).

        

Роль туризма в экономической, социальной и культурной жизни страны трудно переоценить. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке при обязательном условии – проведении активной государственной политики в области развития туризма (по данным ВТО, поступления Испании от туризма за 1991 г. достигли 19 млрд долл. США).

Правительство РФ признает  приоритетными направлениями государственное регулирование туристской деятельности и поддержку  развития внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. {23}

Поэтому, каждый закон, постановление,  каждая новая программа, концепция – это шаг вперед в развитии туристской индустрии. И эта программа не исключение. Очень важно, что администрация Одинцовского района  понимает необходимость развития туризма, ведь район обладает весьма и весьма благоприятной базой для создания масштабного туристского комплекса и на сегодняшний день туристско-рекреационные ресурсы используются далеко не в полной мере.

Программа «Одинцовский район - подмосковный центр международного туризма» - важный шаг в развитии туристской индустрии в районе. Программа направлена на решение первых и самых главных задач: создание правовой, организационной и экономической среды для дальнейшего формирования туристской структуры, а именно, создание координационной, управленческой и финансовой структур – фундамента, и распределение полномочий. Далее, уже эти функциональные единицы должны начать поиск, разработку и внедрение инновационных программ, направленных на восстановление и развитие ресурсов района.

 

5.3.   РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В ОДИНЦОВСКОМ РАЙОНЕ


Оценив туристско-рекреационный, экономический и историко-культурный потенциал, проанализировав перспективный туристский поток и рассмотрев программу «Одинцовский район - подмосковный центр международного туризма и отдыха» я разработала ряд своих предложений, направленных на развитие туризма в районе и  объединила их в программу. Данная программа является логичным продолжением рассмотренной программы и представляет из себя ряд наиболее простых краткосрочных мероприятий, не требующих серьезных капиталовложений и направленных на развитие туристской индустрии.


ПРОГРАММА:

В сфере общественного питания:

-  организация летнего питания под открытым небом – в красивом месте; вблизи туристских достопримечательностей, возможно, организовать частное предприятие питания, предлагающее обычные недорогие блюда, приготовленные на грили. Гастрономическое предложение должно быть очень разнообразным по видам, качеству и ценам. Для подобного проекта потребуется минимальные инвестиции, которые скоро себя окупят;

-  буфеты в музеях, позволяющие получить дополнительный товарооборот, помимо платы за входной билет;

-  стилизованные киоски вблизи туристских достопримечательностей, предлагающие блюда и напитки местного изготовления.

В сфере размещения:

-  организация  мини-гостиниц на 20-30 человек по принципу пансионов, построенных в пределах частного сектора  (например, в г. Одинцово); а также вдоль трасс федерального значения

-  построение кемпингов;

-  налаживание работы с туроператорами и турагентствами

-  создание домашних страничек в Интернет с достоверной информацией, красочными фотографиями, ценами (на такой страничке можно было устраивать небольшое анкетирование посетителей)

-  ввести периодическое анкетирование отдыхающих с целью выявления положительных результатов и пожеланий


    В сфере музеев:

-  перераспределение времени работы (увеличение за счёт week-end  и компенсация издержек за счёт рабочих дней, когда приток туристов невелик);

-  увеличение производства и качества сувенирной продукции, с включением в продажный ассортимент продукции народных умельцев;

-  кооперация с домами отдыхов, туристическими фирмами или другими музеями через размещение рекламных плакатов, сувениров и т. п.

-  организация и проведение особых праздников, связанных с музеем.

Важно при выполнение такой данной программы постоянно анализировать мнение посетителей, посредством проведения регулярных опросов.

В сфере социо - культурной жизни:

-Разнообразная летняя культурная программа является ещё одним способом получения средств для туризма.

-Культурные мероприятия (музыка, фольклор, фестивали) должны проводиться вблизи от туристских достопримечательностей, в выходные дни.

-Тесная взаимосвязь с туристско-рекреационными учереждениями, взаимореклама

Необходимо:

-  осуществить поддержку всех видов и жанров современной культуры, создать условия для широкого доступа всех социальных слоёв населения к культурным ценностям района;

-  укрепить материально-техническую базу муниципальных учреждений культуры;

-  сохранять и развивать народное и художественное творчество;

-  развивать систему дополнительного образования в сфере культуры;

-  обеспечить сохранение и реставрацию памятников историко-культурного наследия, наполнение библиотечных и музейных фондов.

    

 Изготовление сувениров:

Исследования показали, что туристы охотно используют возможность приобрести сувениры, чтобы осталось постоянное напоминание. Сувениры должны быть связаны с особенными достопримечательностями и  изготовлены в районе. Это в первую очередь даёт возможность существовать малым предприятиям. К сувенирной продукции могут относиться как почтовые карточки, справочники, путеводители по музею, так и более дорогие изделия, вплоть до предметов искусства. Возможна также продажа типичных изделий, произведённых в районе, которые могут к тому же иметь практическую пользу.  Соответствующие предприятия должны регулярно продавать свою продукцию или приглашать желающих на предприятие на экскурсию или фабричную распродажу.

Для экономического успеха очень важны рекламная и маркетинговая стратегии:

Сначала необходимо создать единый логотип, а так же рекламный лозунг, которые будут присутствовать на всех рекламных мероприятиях и во всех брошюрах. В центре рекламной линии при этом, конечно же, находится главная туристская достопримечательность  района,  '' магнит''  для посетителей.

    При проведении рекламной компании наиболее действенными представляются следующие виды рекламы:

-  сувенирная продукция с изображением местных достопримечательностей или сделанная в уникальном стиле;

-  брошюры и буклеты;

-  реклама на транспорте и рекламных щитах;

-  размещение рекламных плакатов в местных рекреационных учреждениях;

-  участие в выставках и кооперация с московскими и подмосковными фирмами.

При создании маркетинговой программы необходимо:

1.     Оценить имеющийся туристский потенциал с позиций привлекательности для туристов;

2.     Установить цель развития туризма в районе: какой вид туризма и почему нужно развить? Какое значение должен иметь туризм в муниципальной политике?

3.     Оценить туристские целевые группы, на которых хотят сконцентрировать внимание. Следует определить, какие целевые группы хотелось бы преимущественно иметь.

4.     Оценить ситуацию спроса и специфических требований соответствующих целевых групп: Какое предложение ищет соответствующая целевая группа?  Чему оказывает предпочтение?  Какова покупательная способность? Какие особенности следует учесть?

5.     На основании оценки предыдущего пункта  выделить туристское предложение, которое должно быть разработано в районе применительно к конкретным целевым группам:

-  в сфере культуры;

-  возможности для занятия спортом;

-  музеев;

-  в сфере питания;

-  возможности длительного пребывания (ночлег);

-  зимнего отдыха;

-  транспортных услуг;

-  производства сувениров и т. д.

6.     Составить образцы программ пребывания типичного туриста в районе в течение одного – двух дней, с учётом рекомендуемых мест ночёвки, питания, размещения.

Туристские учреждения и объекты туристской инфрастуктуры относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса, поэтому необходимо учесть следующие рекомендации:

-   При строительстве инфраструктурных объектов ввести систему размещения муниципальных заказов на конкурентной основе, что даст экономию средств местного бюджета, активизирует малое и среднее предпринимательство, создаст дополнительные рабочие места;

-   В помощь молодым предпринимателям, которые готовы начать работать в туристском бизнесе, создать «бизнес-инкубаторы», которые объединили бы их усилия в сферах строительства, ремёсел и услуг;

-   Произвести реформирование местных административных структур с включением в них организационного комитета по развитию туризма, в котором должны быть представлены администрация, предприниматели сферы общественного питания, гостеприимства и транспорта, руководители рекреационных учреждений, работники культуры и спорта, туристских фирм. Функции комитета должны носить координационный и консультационный характер.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        

Роль туризма в экономической, социальной и культурной жизни страны и регионах трудно переоценить. Для многих стран туризм превратился в существенный источник увеличения доходов от экспорта и роста  национальной экономики. Например, по данным ВТО в 1991 г. в мире зарегистрировано 450 млн. прибытий туристов и 278 млрд. долл. США поступлений, а к 2010, по прогнозам, количество международных туристских поездок удвоится, составив 937 млн. поездок и поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долл. США!!!

Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке при обязательном условии – проведении активной государственной политики в области развития туризма (по данным ВТО, поступления Испании от туризма за 1991 г. достигли 19 млрд. долл. США). {24}

Московская область таит в себе широкие возможности для развития туризма. Очень высокая плотность и концентрация памятников культурного наследия (200 объектов показа занесены в реестр памятников ООН), дающая неограниченные возможности для экскурсионной деятельности; Самый мощный научный потенциал(многочисленные университеты, академии, учебные, научно-исследовательские и проектные институты), являющийся основой для научного конгрессного туризма; Крупнейший центр Русской Православной Церкви, что обеспечивает развитие религиозного туризма; скопление разнообразных промышленных предприятий и деловых центров, определяющих широкие возможности для делового туризма; достаточно благоприятные природные условия для организации лечебно-оздоровительного отдыха и отдельных видов спортивного туризма; самая плотная рекреационная сеть (свыше 2000 учреждений отдыха и более 4000 туристических фирм); лучшая транспортная обеспеченность в России (11 крупнейших железнодорожных  и 15 автомобильных магистралей, 4 гражданских аэропорта, 3 из которых соответствуют международным стандартам,  2 речных порта), самым крупным ресторанно-гостиничным хозяйством (2490 мест в гостиницах и  мотелях области); самые большие трудовые ресурсы, которые после соответствующей профессиональной подготовки могут быть привлечены к работе в туристской сфере.


Одинцовский район Московской области относится к одним из самых перспективных районов для развития туристской индустрии. Район располагает богатыми природно – рекреационными и культурно-историческими ресурсами, что позволяет превратить Одинцовский район в один из самых перспективных для туристского освоения. В моей работе была проведена оценка рекреационных ресурсов, которая показала, что Одинцовский район представляет уникальное сочетание природных ресурсов с богатым культурным наследием. Природные рекреационные ресурсы района благоприятны для лечебного,  оздоровительного отдыха и некоторых видов спортивного туризма. Вследствие огромного историко-культурного потенциала территории, маршрутно-познавательный туризма  самый перспективный в районе. По территории района проложено много туристско-экскурсионных маршрутов познавательного туризма. Развитая дорожная сеть, наличие агропромышленного комплекса, а также широкой сети рекреационных учереждений – все это факторы, способствующие развитию туристской индустрии.

Популярность здравниц и живописных местностей среди москвичей, жителей Подмосковья и приезжающих туристов; Чрезвычайная насыщенность историко-культурными и археологическими памятниками; Географическое положение района, характеризующее его как основные туристские ворота для западных туристов; Нахождение на территории района одного из самых красивых и старинных городов Подмосковья – Звенигорода. Окрестности Звенигорода часто называют русской Швейцарией.

Конечно, следует отметить, что состояние многих туристских объектов неудовлетворительное - развал СССР и переход к рыночным отношениям отрицательно отразились на рекреационном хозяйстве России. Сложившаяся ситуация поставила перед отечественным туризмом задачу научиться работать в новых социальных, экономических и географических условиях.

Пережив «шоковую терапию», экономика российского туризма к 1995 году стала постепенно стабилизироваться. Изменилась и государственная политика в отношении туризма. С принятием Указа Российской Федерации (1995г.) «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» всемирная поддержка туризма стала приоритетной задачей государства. Следом за указом были разработаны федеральные целевые программы развития туризма и санаторно-курортного дела, принят Закон российской Федерации «О туризме», в которых была поставлена задача активизации туристской индустрии. При этом отмечалась необходимость проведения инвентаризации рекреационных ресурсов и построение региональных программ развития туризма, основанных на грамотном освоении рекреационного потенциала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.