Рефераты. Плоскостопие






Надо учесть, что стельки имеют определенный срок годности. Индивидуально изготовленные стельки из пробки необходимо менять не реже одного раза в полгода. Стельки из более мягких эластичных материалов следует менять еще чаще – каждые три-четыре месяца.

Ортопедическая обувь заказывается в специальных мастерских по направлению врача-ортопеда, следует иметь как минимум две пары: одну -  для улицы, другую – для дома.

Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие. Эти своеобразные «костыли» стоит использовать во время длительного пребывания ребенка на ногах. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как мышцы стопы слабеют еще больше.

При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей суставов стопы. Во время сна применяют лонгеты. При тяжелых формах плоскостопия с сильными постоянными болями показано оперативное лечение.

Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики.

Физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиник.

Исключение составляют тепловые процедуры, которые можно проводить  дома. Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на передненаружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы.

Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-500; длительность процедуры 30-40 минут, ежедневно или через день. Для озокеритовых аппликаций достаточно температуры 30-400 в течение 15-20 минут, два дня подряд с перерывом на третий день.

Курс лечения 15-20 процедур, повторять можно через два  - три месяца.

Тепловые процедуры дают максимальный эффект, если сразу же после них проводить лечебную гимнастику.

В домашних условиях можно применять контрастные кожные ванны. Для этого нужны два тазика с водой: один – с теплой (40-450), другой – с прохладной (16-200). Ребенок погружает ноги попеременно то в теплую, то в прохладную воду на несколько секунд. Процедура длится 5-10 минут и провидится ежедневно или через день в течение двух-трех недель. Ванны не только укрепляют мышцы и тренируют суставы стоп, но обладают замечательным закаливающим эффектом.

Массаж – необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случаи боли в стопах и восстанавливает нормальные условия. Для развития и роста нижних конечностей.

В педиатрической практике специальный массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук). Если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет достаточной подготовки), то можно ограничиться массажем спины и ног. Надо быть внимательным при обращении к специалистам (особенно платным) – массаж только ног мало эффективен. Управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые начинаются в поясничном отделении спинного мозга. Поэтому любой массаж ног должен начинаться с массажа спины или хотя бы поясничной области.

В зависимости от возраста и, следовательно, роста и веса ребенка, а так же объема массажа, сеанс занимает от десяти минут до получаса.

Курс массажа при плоскостопии обычно длительный около 20 сеансов, черезо день или ежедневно. Эффективным считается повторение курса 3-4 раза в  год. Однако, если ребенок пожаловался на боль и усталость ног после длительной прогулки или оживленной игры, не откладывайте делайте массаж «по необходимости».

Массировать ребенка можно на столе (если он там помещается), на жесткой кушетке или на полу. В любом случае у лежащего должна быть хорошая опора. При плоскостопии проводится общетонизирующий, то есть достаточно энергичный массаж. Масла и кремы лучше не использовать, так как они увеличивают скольжение рук и, следовательно, снижают интенсивность воздействия.

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ


2.1. Задачи исследования


Исходя из цели, мы поставили перед собой цели следующие задачи:

а) Выявить нарушение опорно-двигательного аппарата у детей посещающих ДОУ;

б) Определить эффективность профилактики плоскостопия.


2.2. Методы исследования

 

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1.     Анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

2.     Тестирование для выявления плоскостопия;

3.     Педагогический эксперимент;

4.     Методы тестирования физической подготовленности;

5.     Метод математической статистики.


2.2.1. Анализ научно-методической литературы

Анализ данных научно-методической литературы провидится с целью изучения проблемы коррекции и профилактики плоскостопия, методики проведения коррекционно-профилактических занятий.


2.2.2. Метод тестирования для выявления плоскостопия

Для выявления плоскостопия у детей посещающих ДОУ тест проводится при помощи плантографа.

Плантограф – это деревянная рамка (высотой 2 см. и размером 30*30 см., на которую натянуто полотно или мешковина) и сверху него полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается штемпельной краской или чернилами для авторучек, на окрашенную сторону кладется лист бумаги, на котором написано Ф.И. ребенка, группа, дата обследования. Ребенок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу), при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма.

Оценка плантограммы: заключение о состоянии свода стопы делятся на основании расположения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия проводится от середины пятки до средины основания большого пальца (смотреть приложение).

Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка – уплощение свода стопы. Если оба контура расположены внутри контура отпечатка – стопа плоская. Дети с неправильно сформированной стопой, направляются на консультацию к ортопеду. Плантограммы хранятся в медицинской карте ребенка.


2.2.3. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился нами с целью определения эффективности в использовании коррекционно-профилактических методов, как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Эксперимент проводится в течение шести месяцев в ДОУ «Журавушка». Из 80 детей, посещающих занятия ФК в ДОУ было выявлено с патологией уплощенной стопы 2 детей, с патологией плоской стопы 8 детей. В качестве экспериментальной группы была определена группа из 10 детей 5-7 лет, преступивших к занятиям по ФК непосредственно во время начала эксперимента. Результаты, полученные в ходе эксперимента, сравнивались с показателями их сверстников, не  посещавших занятия по ФК в ДОУ «Журавушка» и составлявших контрольную группу из трех детей.



2.2.4. Методы тестирования физической подготовленности

Для оценки различных сторон физической подготовленности детей 5-7 лет были включены следующие тестовые упражнения:

1)     Прыжок в длину с места;

2)     Челночный бег;

3)     Определение общей активной гибкости;

4)     Определение динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса.

Прыжок в длину с места:

По результатам прыжка в длину с места оценивалась скоростно-силовая подготовленность.

Прыжок в длину с места выполняется на размеченной площадке из исходного положения стоя, ноги согнуты в коленном суставе, руки отведены назад. Результат измеряется от контрольной черты до отметки, оставленной пятками ног с точностью до 0,5 см. Испытание повторяется дважды. В протоколе фиксируется лучший результат выраженный в сантиметрах (Лях В.И. 1998 г.).

Челночный бег 3*10  метров:

Используется для оценки уровня развития скоростных качеств.

Тест включает в себя бег по прямой 10 метров с двумя поворотами (общая дистанция 30 метров).

Упражнение выполняется из положения высокого старта. Испытуемый по сигналу начинает бежать в максимально быстром темпе, коснувшись отметки бежит обратно. Фиксируется время от старта до момента пересечения линии старта (с точностью до 0,1 секунда). В протокол вносится результат, выраженный в секундах (Кузнецов В.С., Хенодов Ж.К., 2000 г.).

Гибкость:

Ребенок стоит на краю скамейки плавно выполняет наклон. Вперед, не сгибая колени. За 0 принимается уровень опоры скамейки. По положению средних пальцев рук определяют результаты пробы. Выполняют  три попытки. Засчитывается лучший результат. Если ребенок не достает до пальцев ног, результаты записываются со знаком минус, если достает, со знаком плюс.

Динамическая силовая выносливость:

лежа на спине, ноги фиксированы, руки на поясе – определяется количество переходов из положение лежа в положение сидя в темпе, 16-20 раз в минуту (Е.С. Фатахова, 2001 г.).


2.2.5.  Методы математической статистики

Методы математической статистики использовались нами для обработки цифрового материала, полученного в результате исследования. Определялись следующие параметры:

М – средняя арифметическая

m – ошибка средней арифметической

D – показатель достоверности

Определение перечисленных параметров осуществлялось с достаточной точностью согласно известным методам статистической обработки данных. Достоверность различия определялась по t – критерию Стьюдента.


2.3. Организация исследования


Исследования проводились в три этапа. На первом (предварительном) этапе (октябрь-ноябрь 2003 года) были обоснованы гипотеза, цель и задачи исследования, проведены анализ и обработка данных научно-методической литературы, тестирование для выявления плоскостопия у детей 5-7 лет.

На втором этапе (ноябрь 2003 – апрель 2004 года) с целью предотвращения плоскостопия у исследуемого контингента и определения эффективности комплексов коррекционно-профилактических упражнений на занятиях ФК.

На третьем этапе (апрель – май 2004 года) проводилась обработка, интерпретация результатов и оформление данной курсовой работы.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


При плоскостопии, сопровождающемся уплотнением свода стопы, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить, а следовательно огромное значение имеет предотвращение плоскостопия.

Результаты оценки плантограмм у детей, посещающих занятия по ФК в МДОУ «Детский сад «Журавушка» на период 2002-2003 гг. позволили отметить, что из 73 детей, нормальные стопы у 63, у двоих  уплощенные и у восьми детей плоские стопы. На период 2003-2004 гг. из 80 детей у 71 ребенка нормальные стопы, у шести детей уплощенные стопы, у трех детей стопы плоские (таблица 1).  

Следовательно, что на период 2002-2003 гг. из всех детей посещающих занятия по ФК в МДОУ «Детский сад «Журавушка» 86% детей имеют нормальные стопы; 3% уплощенные стопы; 11% плоские стопы. На период 2003-2004 гг. у 89% детей – нормальные стопы; у 8% - уплощенные стопы, у 4% - стопы плоские (рис. 1).

Выводы


Из этого всего мы делаем вывод, что использованные комплексы (Приложения 1 и 2) коррекционно-профилактических упражнений на занятиях ФК позволили предотвратить плоскостопие у детей 5-7 лет посещающих МДОУ «детский сад «Журавушка».

Литература:


1.     Аленькин П.Ф. «Массаж и движения». – Екатеринбург., Средне-Уральское книжное издательство, 1992 год.

2.     Белая М.А. «Руководство по лечебному массажу», 2-е изд. – М.: Медицина, 1983 г.

3.     Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.

4.     Данько Ю.И. «Очерки физиологических упражнений». М.: Медицина. 1974 г.

5.     Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления». М. 1994 г.

6.     Зайцев А.А., Копеева Е.П. Палищук Н.К. Самугуб С.А. «Физическое воспитание дошкольников». – Калининград, 1997 г.

7.     Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. «Биомеханика двигательного аппарат человека». – М.: ФиС, 1981 г.

8.     «Как вырастить здорового ребенка» / Под ред. В.П. Алферова. – Л.: Медицина, 1991 г.

9.     Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г.

10. Легафт П.Ф. «Анатомия мышечной системы». – Л.: ФиС, 1938 г.

11. Легафт П.Ф. «Собрание педагогических сочинений». – М.: ФиС, 1953, Т. 4.

12. «Лечебная физкультура при заболевания в десятком возрасте». / По д ред.  С.М. Иванова. – М.: Медицина. 1975 г.

13. «Лечебная физкультура: справочник» / Под ред. В.А. Епифанова. – М.: Медицина 1988 г.

14. Маркс В.О. «Ортопедическая диагностика». – Минск: Наука и механика, 1978 г.

15. Матвеев С.В. Херодинов Б.И. «Здоровый ребенок. Физическое воспитание и врачебный контроль». – СПб.: Сотис. 1999.

16. Обижесвет В.П. «Настольная книга медицинской сестры детского  сада» 1998 г.

17. Осокина Т.И. «Пособие для воспитателей». М. 1988 г.

18. Олонцева Г.Н. «Учебное пособие». М. 1985.

19. Скоролупова О.А. «контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении». М. 2003 г.

20. Спешнев Ф.Ф. «Спортивно-вспомогательная гимнастика». – М.: ФиС. 1957.

21. «Справочник по детской лечебной физкультуре» / Под ред. М.И. Фонарева. – Л.: Медицина. 1983 г.

22. «Травматология и ортопедия». / Под ред. Г.С. Юмашева. – М.: Медицина. 1990 г.

23. Хухлаева Д.В. «Теория и методики ОРВ детей дошкольного возраста». М. 1978 г.

24. Щербак А.П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении». М. 1999 г.

25. Юмашев Г.С., Репкер К. «Основы реабилитации».  М.: Медина 1973 г.

Приложение


Комплекс упражнений способствующих профилактике плоскостопия. Предупредить плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию  и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по возможности и несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели и после дневного сна.

Врачи рекомендуют ежедневно перед сном в течении пяти минут держать стопы ног в воде комнатной температуры. В летнее время по возможности чаще использовать ходьбу босиком по земле, песку, маленьким не острым камешкам, воде. Для укрепления свода стопы полезно лазание по гимнастической лестнице, канату, босиком. Ходьба по доске, бревну, развивает не только свод стопы, но и является хорошим средством для предупреждения плоскостопия и косолапия у детей. Полезно ходить по ребристой доске, поставленной с наклоном 30 градусов (например на рейку гимнастической лестницы).

Проводят специальные занятия по предупреждению плоскостопия. Продолжительность занятий – 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках на одной, а затем на двух ногах.

I. Разминка.

1. Хождение на высоких носочках.

2. Хождение на пяточках.

II. Основной комплекс упражнений.

1. «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводи и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от пола.

2. «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.

3. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень),  сначала одной. Затем другой ногой.

4. «Сборщик» - И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.

5. «Художник» - И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. «Гусеница» - И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.

7. «Серп» - И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

8. «Мельница» - И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.

9. «Барабанщик» - И.П. – тоже. Стучим носками ног не касаясь его пятками.

10. «Веселые прыжки» - И.П. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги, перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол, вернуться в И.П.

11. «Носильщик» - поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П.

12. И.П. – лежа на животе руки в упоре, ноги вместе. Носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Перейти в упор лежа. С опорой на передний отдел стопы и кисти рук.

13. И.П. – лежа на спине ноги врозь скользить стопой правой ноги по голени левой.

14. И.П. – стоя на носках опускаться на пятки и снова подняться.

Приложение


Рекомендации.

Комплекс упражнений для лечения плоскостопия.

Для того чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы ног, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя или лежа. И только затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, можно переходить к упражнениям в положении стоя или в ходьбе.

Все упражнения следует делать медленно, тщательно, до появления ощущения легкой усталости. Количество движений определяется индивидуально, в зависимости от возраста ребенка и его физического развития.

Упражнения, выполняемые в положении сидя:

1.     Сгибание и разгибание стоп вместе или попеременно.

2.     Круговые движения стопами по максимальной окружности в оби стороны.

3.     Вращение мяча средней величины.

4.     Захват и набрасывание мелких предметов.

5.     Катание на велосипеде.

Упражнения, выполняемые в положении стоя:

Эти упражнения лучше делать держась за опору на уровне груди.

1.     «Сокращение» стоп.

2.     Перекатывание с носка на пятку.

3.     Приседания.

4.     Отталкивание мяча тыльной стороной стопы.

Игровые упражнения для ног.

1.     «Ходьба на носках».

2.     «Пройти по линии».

Начертить мелом на полу прямую линию. Предложить ребенку пройти по ней, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги, затем – обратно, спиной вперед, ставя носко к пятке.

Подвижные игры при плоскостопии.

1.     «Ловкие ноги». Дети сидят на полу, опираясь сзади руками, ноги вытянуты вперед, стопами удерживают мяч. Перекладывают мяч в сторону, передавая его другому игроку.

2.     «Великаны и Карлик». «Великаны» ходят приподнимаясь на носках как можно выше, «Карлики» передвигаются присев на корточки.

Приложение


Динамика показателей физического развития детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, регулярно посещавших ДОУ и детей редко посещавших ДОУ.

Количество

n

Группа

Период эксперимента

Показатели физического развития

Масса тела

Длина тела

Результаты диагностики

10

Экспериментальная

До эксперимента

18,68

112,35

2,3

После

20,82

118,25

2,8

7

Контрольная

До эксперимента

19,72

109,8

2,3

После

21,8

114,2

2,5


Таблица .

МДОУ «Детский сад «Журавушка».

Динамика показателей заболевания плоскостопия у детей 5-7 лет

Период

Количество детей

Норма

Уплощенная стопа

Плоская стопа

2001-2002

50

35

5

10

2002-2003

73

62

2

8

2003-2004

80

71

6

3





Приложение


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский САД «Журавушка»

Диагностическая карта «Физическое развитие».

октябрь 2003 – май 2004 г.

(старший дошкольный возраст).

Двигательные навыки детей.

№ п/п

ФИ ребенка

Прыжок в длину с места

Гибкость

Динамическая силовая выносливость

Челночный бег 3*10 м.

н.э.

к.э.

н.э.

к.э.

н.э.

к.э.

н.э.

к.э.

1

Королев Саша

2

3

3

3

2

2

3

3

2

Перепелицина Ира

2

2

2

3

2

3

2

2

3

Протасова Ксюша

2

3

2

2

2

3

2

2

4

Касаткин Эдик

2

3

2

2

3

3

2

3

5

Антипин Сергей

2

3

2

2

3

3

3

3

6

Татаринова Настя

3

3

3

3

2

3

3

3

7

Пихо Павел

3

3

2

3

2

3

2

2

8

Иванов Ваня

3

3

2

3

2

3

3

3

9

Матвеев Сергей

2

3

2

3

2

3

3

3

10

Колесников Дима

2

2

2

3

2

3

2

2

Итого

2,3

2,8

2,2

2,7

2,2

2,9

2,5

2,6







Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.