Рефераты. Банкротство как предмет юридического регулирования






Сложным оказался узел вопросов, связанных с применением ст. 103, 104 Закона о банкротстве. В соответствии со ст. 103 все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выяв­ленное в ходе его проведения, составляет конкурсную массу. Таким обра­зом, конкурсная масса — это имущество, предназначенное для распределе­ния между кредиторами. В силу ст. 104 Закона из состава конкурсной массы исключаются объекты соцкультбыта и безвозмездно передаются на баланс уполномоченных органов местного самоуправления. Факт безвоз­мездной передачи таких объектов муниципалитетам вызвал судебные спо­ры, которые возбуждались, главным образом, конкурсными кредиторами. По одному из таких споров высказался в своем постановлении от 16 мая 2000 года и Конституционный Суд.

Так, при банкротстве 000 "Судский ЛДК-А" и формировании кон­курсной массы в нее не была включена котельная, обслуживающая посе­лок Суда Вологодской области. Кредитор — компания "Timber Holdings International Limited" подала жалобу в Конституционный Суд на наруше­ния статьей 104 Закона о банкротстве предписаний ст. 35 (ч. 3) Конститу­ции РФ Конституционный Суд в своем постановлении указал, что поло­жение п. 4 ст. 104 Закона о банкротстве не соответствует ст. 35 (ч. 3), 46 (ч. 1) и 55 (чч. 2 и 3) Конституции РФ в той части, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяется переда­вать муниципальным образованиям объекты соцкультбыта без выплаты должникам-собственникам, находящимся в процедуре конкурсного произ­водства, разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, а также не допускается судебная провер­ка такой передачи по существу. Указанное постановление Конституцион­ного Суда вызывает необходимость обсудить ряд принципиальных вопро­сов теории и правоприменительной практики.

Прежде всего, как соотносятся понятия "собственность" и "имущество" в смысле ст. 35 Конституции РФ? В постановлении Конституционного Суда РФ эти понятия, по существу, отождествляются, то есть имущест­венные права и обязанности рассматриваются как разновидность собст­венности и на этой основе выстраивается идея о нарушении прав собст­венности конкурсного кредитора. Эти выводы построены на теориях "фикции", "бестелесности вещи", когда таковой признаются права (права и обязанности).

На взгляд доктора юридических наук, профессора Зинченко С., в Конституции РФ понятие "имущество" равнозначно понятию вещи, которой собственник вправе владеть, пользоваться и рас­поряжаться по своему усмотрению. Имущественные же права, включенные гражданским законодательством в понятие "имущество" (ст. 128 ГК РФ), не отождествляются с понятием собственности, хотя и составляют часть имущества. То есть здесь понятие "имущество" представлено в широком смысле в силу его функциональной нагрузки — быть объектом граждан­ских прав. Так что противоречий между ст. 35 Конституции и ст. 128 Гражданского кодекса РФ в этой части нет.

Нарушаются ли права собственности кредитора (указанной компании) в приведенном случае? Думается, что нет, ибо он находится с должником не в вещно-правовых (собственнических), а в обязательственно-правовых отношениях. У него к должнику-банкроту есть имущественное право тре­бования, которое рассматривается как мера возможного поведения управомоченного лица. У должника-банкрота встречным коррелятом выступает мера должного поведения (обязанность) по отношению к кредитору. Пра­во собственности на конкурсную массу принадлежит должнику, поэтому вопрос о нарушении права собственности в принципе может ставить лишь он, если есть на то основание. В материалах дела доказывается, что собст­венником наряду с должником является и кредитор в смысле его прав требования. При таком рассуждении можно дойти и до признания долж­ника и кредитора собственниками конкурсной массы. Но это будет уже правовой нонсенс. В этом смысле кредитор в принципе не может ставить вопрос о неконституционности ст. 104 Закона о банкротстве как не соот­ветствующий ст 35 Конституции, где речь идет о защите права собствен­ности. Его право собственности не нарушается в анализируемой цепи от­ношений.

Нарушается ли право собственности должника в результате примене­ния ст. 104 Закона о банкротстве в смысле ст.35 Конституции РФ о ли­шении его права собственности? Полагаем, что нет. Собственник-должник лишается своего имущества на основании решения арбитражного суда о его банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов протекает в рам­ках процедур, которыми и реализуется (исполняется) решение суда.

Нарушается ли право собственности должника фактом безвозмездной передачи имущества, изъятого из оборота, муниципалитету? Не нарушает­ся, так как он по своему статусу является неплатежеспособным, банкро­том: в отношении него уже принято решение о ликвидации как субъекта права. Он находится в процессе ликвидации. Вот почему законодатель в ст. 104 Закона о банкротстве указывает не на отчуждение объектов ком­мунальной инфраструктуры, а на их передачу соответствующему муници­пальному образованию.

Объекты, изъятые из оборота, теряют (а могут изначально не иметь) качества товарности. Они не являются товарами, поэтому передача ком­мунальной инфраструктуры муниципальным образованиям не могла про­изводиться возмездно. По признаку нетоварности недопустима и компен­сация их за счет какого бы то ни было бюджета (федерального, местного).

Нарушаются ли имущественные права кредитора тем, что объекты ин­фраструктуры передаются местному самоуправлению? Не нарушаются, так как конкурсная масса, за счет которой удовлетворяются требования кредитора, не должна содержать в себе те объекты, которые изъяты из оборота. По существу, эти объекты не могут входить в кон­курсную массу, так как они не являются товаром и их нельзя реализовы­вать в целях удовлетворения требований кредиторов.

Соответствует ли ст. 104 Закона о банкротстве ст. 35 Конституции РФ? Все вышесказанное позволяет ответить утвердительно. Вызывает удивление логика заявителя жалобы: он доказывает, что нару­шается его право собственности как кредитора и просит Конституционный Суд признать ст. 104 Закона о банкротстве не соответствующей ст. 35 Конституции, поскольку нарушается право собственности должника, ли­шающегося имущества без равноценного возмещения его стоимости. Од­нако ни то, ни другое в данной ситуации не прослеживается.

Изымается ли имущество у банкрота-должника? Вся логика вышеиз­ложенного свидетельствует о том, что имущество не изымается, а безвоз­мездно передается муниципалитету. Имущество может изыматься у действующего субъекта. Имущество ликвидируемого субъекта, изъятое из обо­рота, может только передаваться соответствующим структурам.

Нарушается ли баланс частного и публичного интересов в этом случае? Не нарушается, так как до банкротства должника котель­ная эксплуатировалась как общее достояние, в котором реализовывался частный интерес 000 и публичный - местного населения. После бан­кротства должника частный интерес прекращается, а публичный сохраняет силу.

Но и при сохранении существующего положения в ст. 104 Закона о банкротстве необходимо внести изменения. Надо прямо указать, какое имущество не входит в конкурсную массу. Законодатель применил другой прием и определил, какое имущество исключается из конкурсной массы. А это порождает споры о том, надо исключать такие объекты или нет. Ес­ли же имущество изначально не входит в конкурсную массу, кредиторы ни при каких обстоятельствах не будут на него претендовать. Если же в ходе доработки проекта изменений и дополнений к Закону о банкротстве будет реализовываться идея, содержащаяся в постановлении Конституци­онного Суда РФ, то и тогда законодателю необходимо выработать меха­низм разумной и справедливой компенсации за имущество, передаваемое должником-банкротом органам муниципального образования.

В соответствии со ст. 97 Закона о банкротстве срок конкурсного произ­водства не может превышать один год, но в исключительных случаях ар­битражный суд может продлить его на шесть месяцев. Следовательно, максимальный срок конкурсного производства составляет 18 месяцев. Од­нако п. 3 указанной статьи предусматривает, что при необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх сроков, предусмотренных выше. Таким образом, в императивной форме максимальный срок конкурсного производства законом не установлен, что не может не вызывать на практике определенные трудности и злоупотребления со стороны как должника, так и отдельных кредиторов. В проекте изменений и дополнений к Закону о банкротстве этот вопрос не урегулирован, целесообразно устано­вить пресекательный срок конкурсного производства аналогично срокам, установленным для проведения процедур наблюдения и внешнего управ­ления.

В Законе о банкротстве (ст. 120) предусмотрено, что кредиторы и должник могут заключить мировое соглашение. Редакция статьи некор­ректна, так как в п. 2 указано, что решение об утверждении мирового со­глашения принимается большинством от числа конкурсных кредиторов, то есть каждому кредитору при принятии решения принадлежит один голос независимо от суммы. Здесь пропущено слово "голосов", а это порождает массу злоупотреблений. В проекте данный недочет устраняется. Однако на практике возникают и иные вопросы, связанные с заключением мирового соглашения. В соответствии с п. 3 ст. 122 Закона "условия мирового со­глашения для конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосо­вании по вопросу о заключении мирового соглашения, а также голосовав­ших против его заключения, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов той же очереди, голосовавших за его заключение". Однако это положение не всегда можно провести в жизнь.

К примеру, конкурсными кредиторами и должником было заключено мировое соглашение на следующих условиях: срок погашения задолжен­ности перед кредиторами пятой очереди составляет три года, вопрос по размеру выплат решен. Казалось бы, условия мирового соглашения одина­ковы для всех кредиторов данной очереди. Однако если кредиторы, что часто бывает на практике, являются не только конкурсными кредиторами, но и заинтересованными лицами в отношении предприятия-должника, то вполне вероятно, что для них удовлетворение требований в соответствии с условиями мирового соглашения менее актуально, чем для остальных конкурсных кредиторов. Следовательно, при визуальном равноправии всех конкурсных кредиторов фактически кредиторы, голосовавшие против за­ключения мирового соглашения, оказываются в худших условиях, так как вынуждены ждать получения задолженности три года. А ведь на практике бывают случаи, когда обычные конкурсные кредиторы в соответствии с условиями мирового соглашения ждут погашения задолженности и боль­шее количество лет, что не может не сказаться на их финансовом состоя­нии. Целесообразно было бы ввести пресекательный срок (один год) для исполнения должником условий мирового соглаше­ния. Представляется, что введение такой нормы лишило бы кредиторов, не заинтересованных в скорейшем погашении должником своих обяза­тельств перед ними, возможности совершать различного рода злоупотреб­ления.


2. Порядок рассмотрения дела о банкротстве в Арбитражном суде


Процессуальную основу рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве составляют Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы закона о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК с учетом специфики дел.

Рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судом можно  условно подразделить на две стадии: разбирательство дела в арбитражном суде и процедура банкротства.

Первая стадия представляет собой собственно арбитражный процесс, начинающийся с подачи заявления о признании должника банкротом и заканчивающийся вынесением судебного акта (решения, определения), которым устанавливается юридический факт - несостоятельность или состоятельность должника. 

Как и предыдущий закон, Закон о несостоятельности (банкротстве) 1998 г. предусматривает, что споры по делам о несостоятельности рассматриваются арбитражными судами (ст.28).

Задачей второй стадии – процедуры банкротства (конкурсного производства, внешнего управления, мирового соглашения) – является реализация судебного акта. На второй стадии на первый план при решении задач судопроизводства выступает арбитражный управляющий, осуществляющий свою деятельность под контролем арбитражного суда.

В статье 29 закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена подведомственность дел арбитражному суду. Что касается подсудности, то данное правило определяющее, что дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по месту нахождения должника, сформулировано в указанной статье как исключительная подсудность, и не позволяет изменить ее по выбору заявителя или соглашению сторон.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ст. 14 АПК).


2.1. Подача заявления кредитором


Для подачи заявления в арбитражный суд необходимо наличие двух признаков: во-первых - требование к должнику – юридическому лицу должно в совокупности составлять не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда; во-вторых, – указанные требования не погашены в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 29 закона). Отсутствие какого-либо из указанных признаков является основанием отказа в принятии заявления о признании должником банкротом (ст.42).

Особенностью данного процесса является то, что в нем отсутствуют истец, а есть заявитель, впрочем, нет и ответчика.

Заявление о признании несостоятельным может быть подано как кредитором, так и самим должником. В зависимости от того, кто подает заявление, закон устанавливает различный порядок его оформления и содержания.

Так, при подачи заявления самим должником закон устанавливает следующие правила:

Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно должно быть подписано руководителем должника – юридического лица или лицом, его заменяющим. Необходимыми реквизитами указанного документа являются: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником; сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам; размер задолженности по обязательным платежам; обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявляемых к бесспорному (безакцептному) списанию; сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности; номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций; сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве; перечень прилагаемых документов. Данный перечень является не исчерпывающим, в заявлении могут быть указанны и иные сведения, необходимые для правильного разрешения дела (статья 33 закона). Здесь стоит обратить внимание на то факт, что подписание заявление производится только руководителем должника или его заместителем. В отличие от правила, предусмотренного в АПК, когда право на подписание искового заявления может быть передано представителю, статья 33 закона о банкротстве не допускает такую передачу полномочий.

Должник обязан направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле (статья 33). Перечень документов, которые должны быть приложены, содержится в статьях 34 закона и 104 Арбитражном процессуальном кодексе РФ и является исчерпывающим.

Порядок и содержания заявления, подаваемого кредитором, регулируется статьями 35-37 закона.

Заявление, так же как и в случае подачи заявления должником, подается в письменной форме, но отличительной особенностью является то, что данное заявление может быть подписано не только руководителем кредитора – юридического лица, но и его представителем (статья 35). В нем должна быть указана следующая информация: наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора; наименование должника и его почтовый адрес; наименование кредитора и его почтовый адрес; размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов и пени); обязательство должника перед кредитором, из которых возникло требование, а также срок его исполнения; доказательство обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса; доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора; перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов. В тех случаях, когда требования кредитора к должнику основаны на различных обязательствах должника, они могут быть объединены. Также в одном заявлении могут быть объединены требования нескольких кредиторов.

Прилагаемые к заявлению документы подразделяются на два вида. Первый – те, которые предусмотрены статей 64 АПК и второй – документы, названные в законе о банкротстве.

В отличие от предыдущего закона настоящий не предусматривает обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования спора, поэтому пункт 3 статьи 104 АПК не применяется.

Заявление кредитора – Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (ст.38), налогового или иного уполномоченного органа (ст. 39), прокурора (ст.40), должны отвечать требованиям предъявляемым к заявлению кредитора.

Поскольку разбирательство дел о несостоятельности существенно отличается от дел по экономическим спора, то при подачи заявления стоит руководствоваться нормами закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Для обращения в арбитражный суд необходимо уплатить государственную пошлину. В соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине» от 9 декабря 1991 г.  в редакции Федерального закона от 19 июля 1997 г.№ 105-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» заявление о признании предприятия банкротом оплачивается государственной пошлиной в размере 20 минимальных размеров оплаты труда.

В случае не выполнения при подачи заявления, как кредитором, так и должником, требований, предусмотренных статьями 32-40 закона о банкротстве арбитражный суд возвращает заявление. «В статье не содержится конкретных условий для принятия заявления о признании должника банкротом. Имеется лишь указание общего характера о необходимости соблюдения требований, предусмотренных АПК и законом».

При соблюдении всех необходимых требований и отсутствия оснований для отказа в принятии или возвращения заявления, судья единолично, не позднее трех дней, выносит определении о принятии. В определении при введении наблюдения указывается о назначении временного управляющего из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии таких предложений – из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих; меры по обеспечению требований кредиторов.


 2.2. Меры по обеспечению требований кредиторов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.