Решение на сутки командир подразделения принимает на основе уяснения задачи, оценки обстановки.
Данные обстановки командир подразделения получает от командира воинской части, органа внутренних дел (милиции), а также в результате проверки службы войсковых нарядов.
Получив задачу, командир подразделения должен уяснить объем службы, состав, особые обязанности и порядок подготовки войсковых нарядов, что необходимо сделать по улучшению патрульно-постовой службы, обучения и воспитания личного состава, укреплению дисциплины и уставного порядка, мероприятия по тыловому обеспечению.
При оценке обстановки командир подразделения учитывает:
· состояние общественного порядка и оперативную обстановку в районе несения службы;
· маршруты патрулирования и их удаленность от места дислокации подразделения;
· наличие личного состава, транспорта и средств связи;
· уровень подготовки, воинской дисциплины и служебный опыт военнослужащих, результаты несения патрульно-постовой службы за прошедшие сутки;
· время суток, метеорологические условия и их влияние на действия войсковых нарядов;
· мероприятия, проводимые органами внутренних дел, органами местного самоуправления, общественными объединениями, и их влияние на организацию патрульно-постовой службы.
В решении на сутки командир подразделения определяет: оперативную обстановку в районе несения службы; на каких участках (пунктах, объектах) сосредоточить основное внимание при несении патрульно-постовой службы; задачи взводам (отделениям): количество, виды, состав и начальников войсковых нарядов; время и места несения службы; порядок и время инструктажа личного состава; мероприятия по воспитательной работе, укреплению воинской дисциплины и поддержанию твердого уставного порядка; порядок взаимодействия и связи войсковых нарядов между собой, нарядами милиции и другими взаимодействующими органами; боевой расчет подразделения на случай резкого осложнения оперативной обстановки; организацию контроля за боевой службой, обучением, службой суточного наряда, поведением личного состава и использованием транспортных средств.
В зависимости от обстановки и характера задач в решении могут предусматриваться и другие вопросы.
Основное содержание своего решения командир подразделения записывает в книгу боевой службы.
На основе принятого решения командир подразделения ставит задачи (отдает распоряжения) своему заместителю (помощнику), командирам взводов (отделений), старшине и другим исполнителям. Перед постановкой задач он доводит итоги патрульно-постовой службы за прошедшие сутки и изменения в оперативной обстановке.
Подбор личного состава в войсковые наряды производит командир роты с учетом предложений своих заместителей, командиров взводов, характера выполняемой задачи, опыта службы, морально-боевых и психологических качеств военнослужащих.
В войсковой наряд по охране общественного порядка назначаются военнослужащие одного отделения, а при численности наряда более отделения — одного взвода.
Молодые солдаты назначаются в войсковые наряды только после отработки с ними в подразделениях специальной программы по изучению порядка и правил несения боевой службы. В первый месяц они несут службу в войсковых нарядах в качестве стажеров с наиболее опытными военнослужащими. Запрещается назначать в войсковые наряды военнослужащих, не принявших военной присяги, не усвоивших программу подготовки молодого солдата, совершивших проступки, по которым ведется расследование, больных, а также для отбывания дисциплинарного взыскания.
Подготовка войсковых нарядов к несении патрульно-постовой службы проводится в предусмотренное распорядком дня время, для чего отводится не менее 1 часа.
Подготовка войсковых нарядов включает:
· боевой расчет личного состава;
· инструктаж начальников патрульных групп и войсковых нарядов;
· инструктивные занятия со всем личным составом войсковых нарядов;
· материально-техническое и медицинское обеспечение.
Боевой расчет личного состава производится командиром подразделения, для чего выстраивается весь личный состав. На боевом расчете командир подразделения объявляет:
· итоги службы за прошедшие сутки;
· оперативную обстановку в районе несения службы;
· войсковые наряды для несения службы по охране общественного порядка;
· расчет личного состава и порядок действий при резком осложнении обстановки;
· порядок проведения занятий по боевой подготовке с военнослужащими, свободными от службы;
· наряды на работу военнослужащих, которые будут исполнять обязанности по должности, освобожденных от несения службы по болезни и другим причинам;
· приказы вышестоящих начальников, поощрения и взыскания.
Инструктаж дежурных по войсковым нарядам, начальников патрульных групп проводят командир воинской части или его заместители (отдельно дислоцированного подразделения), начальников патрулей — командиры подразделений. На инструктаже начальников войсковых нарядов доводятся:
· итоги и оценки службы каждого войскового наряда за прошедшие сутки;
· оперативная обстановка в районе несения службы;
· состав, задачи каждого войскового наряда и особенности их выполнения, транспортные и технические средства;
· порядок взаимодействия и связи войсковых нарядов между собой, с нарядами милиции и другими взаимодействующими органами.
Кроме того, на инструктаже проверяются знание обязанностей, порядок действий при происшествиях, напоминаются требования по соблюдению законности, воинской дисциплины, порядка обращения с оружием и меры безопасности при несении боевой службы; объявляется, когда, где и кем будут проводиться инструктивные занятия с личным составом. Руководство подразделениями в период несения патрульно-постовой службы осуществляет командир подразделения или его заместитель.
Он отвечает за своевременное прибытие подразделений в органы внутренних дел (к местам несения службы), за полноту и качество выполнения поставленных задач, состояние воинской дисциплины на службе, строгое соблюдение личным составом законности и обязан:
· знать обстановку в районах несения службы и поставленную задачу;
· определять меры безопасности при следовании личного состава к месту выполнения задач и обратно, а также при несении службы;
· проверять несение службы дежурным по войсковым нарядам, начальниками патрульных групп и войсковыми нарядами;
· постоянно поддерживать связь с дежурным по органу внутренних дел, обмениваться с ним информацией об обстановке в местах несения службы;
· при осложнении обстановки или возникновении чрезвычайных обстоятельств в местах несения службы по согласованию со старшим оперативным начальником (по решению старшего оперативного начальника) проводить маневр силами и средствами;
· принимать доклады от дежурных по войсковым нарядам;
· по окончании службы проверять наличие личного состава, оружия, боеприпасов, специальных средств, имущества и подводить итоги службы;
· докладывать командиру (начальнику) о результатах службы, если руководство подразделениями осуществляется заместителем командира (начальника).
Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы является важнейшим элементом укрепления исполнительской дисциплины и обеспечения постоянной, высокой активности личного состава в охране общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и административные правонарушений, а также средством обучения военнослужащих непосредственно на маршруте (посту).
В войсковых нарядах с учетом особенностей их службы проверяются:
· правильность расстановки и использования личного состава и технических средств, в соответствии с принятым решением и складывающейся обстановкой, наличие войсковых нарядов на своих постах и маршрутах;
· четкость и оперативность управления войсковыми нарядами, своевременность доведения до них информации об изменениях обстановки;
· знание войсковыми нарядами оперативной обстановки на территории поста (маршрута), выполняемой задачи, а также своих прав, общих и особых обязанностей;
· качество несения службы нарядами и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений;
· уровень взаимодействия между войсковыми нарядами, сотрудниками других подразделений милиции и общественными объединениями, участвующими в охране общественного порядка;
· экипировка, внешний вид личного состава;
· соблюдение войсковыми нарядами законности и дисциплины, знание ими мер безопасности на боевой службе;
· количество совершенных преступлений и административных правонарушений на участке маршрута и принятые по ним меры;
· правильность оформления и ведения установленных служебных документов.
Право проверки службы войсковых нарядов имеют все прямые начальники, их заместители, старшие оперативные и оперативные начальники, их заместители, а также:
· лица по поручению Министра внутренних дел Российской Федерации, его заместителей, командующего внутренними войсками и его заместителей;
· лица по поручению командующего войсками округа, командира соединения, воинской части внутренних войск и старших оперативных начальников;
· лица, прибывшие для руководства проведением инспектирования (проверки), и по их поручению офицеры и генералы из числа инспекторской (проверяющей) группы — войсковые наряды инспектируемых (проверяемых) ими воинских частей внутренних войск;
· начальники органов внутренних дел, их заместители, в распоряжение которых прибыл войсковой наряд для несения патрульно-постовой службы;
· офицеры подразделения, от которого назначен войсковой наряд.
Прямые начальники, их заместители, офицеры подразделения, а также сопровождаемые ими лица допускаются к проверке беспрепятственно, остальные лица — по предписанию и удостоверению личности.
Проверка службы войсковых нарядов старшими оперативными и оперативными начальниками, их заместителями, а также лицами по их поручению осуществляется совместно с командирами специальных моторизованных воинских частей, подразделений, их заместителями, дежурными по войсковым нарядам и начальниками патрульных групп.
Проверка несения службы войсковыми нарядами может быть гласной или негласной. Более усиленной проверке должны подвергаться войсковые наряды, несущие службу при осложнении обстановки, ночью и в ненастную погоду и носить внезапный характер.
При негласной проверке проверяющий скрытно ведет наблюдение за действиями войскового наряда. В случае нарушения порядка несения службы войсковым нарядом или необходимости оказания ему помощи проверяющий прекращает скрытое наблюдение и принимает меры по устранению нарушений, оказанию соответствующей помощи. О результатах негласной проверки проверяющий докладывает рапортом командиру воинской части.
Проверка службы войсковых нарядов планируется штабом воинской части на месяц и отражается в специальном графике.
Офицеры и прапорщики, назначенные для проверки службы, инструктируются командиром воинской части или начальником штаба. При необходимости им выделяется автотранспорт.
Проверяющий обязан знать требования Временного устава внутренних войск, настоящего Наставления, оперативную обстановку в городе (районе), зоне поста (маршрута), объективно оценивать качество несения службы, не допуская упрощений и послаблений, быть выдержанным и тактичным.
Лиц, проверяющих службу войскового наряда, сопровождает по маршрутам начальник патрульной группы или дежурный по войсковым нарядам.
Запрещается проверять несение службы путем попытки отобрать оружие, инсценировки правонарушений, а также применять другие способы, которые могут привести к несчастным случаям и иным тяжким последствиям.
При обнаружении недостатков в организации и несении патрульно-постовой службы, проверяющий обязан принять необходимые меры к их устранению.
За грубое нарушение правил несения службы войсковой наряд может быть снят с маршрута с доклад начальнику органа внутренних дел (командиру воинской части) и уведомлением дежурного.
О результатах проверки несения службы войсковыми нарядами, проверяющий делает запись в контрольном листе патруля и патрульно-постовой ведомости. Эти данные используются для проведения инструктажей и оценки работы военнослужащих.
Итоги службы за сутки в подразделениях подводятся ежедневно при проведении боевого расчета, в ходе инструктажа начальников войсковых нарядов и инструктивных занятий с личным составом.
Оценка службы войскового наряда ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно") определяется командиром подразделения и выставляется в патрульно-постовой ведомости. При этом учитываются состояние общественного порядка на маршруте и меры, принятые нарядом, результаты проверки службы и отзывы органов внутренних дел.
Оценку каждому военнослужащему выставляет дежурный по войсковому наряду. При этом учитываются знание и практическое выполнение обязанностей личным составом при несении службы, активность в пресечении правонарушений, вежливость, культура и справедливость в обращении с гражданами, дисциплинированность и подтянутость.
Учет и оценка результатов службы войсковых нарядов ведутся в целях определения фактического состояния общественного порядка и борьбы с преступностью в местах несения службы, расстановки сил и средств, а также привития личному составу чувства ответственности за выполнение поставленных перед ним задач.
Результаты службы войсковых нарядов, участвующих в охране общественного порядка, оцениваются командирами подразделений ежедневно при подведении итогов за сутки, отражаются в патрульно-постовой ведомости, книгах боевой службы и анализируются с учетом оперативной обстановки ежемесячно в целом за батальон (роту) и раздельно за каждое подразделение.
Деятельность подразделений оценивается по реальному вкладу в обеспечение общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также по фактическому состоянию общественного порядка в городах, на неохраняемых объектах транспорта.
По каждому тяжкому преступлению, совершенному во время службы войсковых нарядов в местах несения ими службы и не раскрытому (не пресеченному) с их участием, проводится служебное расследование, о результатах которого докладывается руководству органа внутренних дел.
Итоги службы военнослужащего по охране •общественного порядка оцениваются по следующим критериям:
· состояние общественного порядка и борьбы с преступностью на территории маршрута или поста (наличие или отсутствие преступлений и административных правонарушений, роль войскового наряда);
· личное участие и активность военнослужащего в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, задержании преступников, в том числе личным сыском по приметам; проявление мужества, решительности, находчивости и умения быстро ориентироваться и правильно действовать в сложной обстановке;
· знание требований законов, уставов, наставлений, приказов и инструкций;
· количество инициативных задержаний преступников;
· соблюдение дисциплины и законности, строевая выправка и внешний вид, а также вежливость в обращении с гражданами;
· содержание технических средств, правильность их использования и эксплуатации;
· взаимодействие с войсковыми нарядами, участковыми инспекторами, сотрудниками криминальной милиции, другими нарядами органов внутренних дел и членами общественных объединений по охране правопорядка.
3.Организация и порядок проведения инструктивного занятия с личным составом заступающим на службу по охраны общественного порядка и обеспечение безопасности.
Инструктивные занятия со всем личным составом войсковых нарядов проводят офицеры подразделения и прапорщики — командиры взводов по решению командира роты в учебном городке, классе, помещении с учетом особенностей выполняемой задачи, с использованием служебных документов, а также схем, макетов и других учебных пособий.
На инструктивном занятии подводятся итоги службы за прошедшие сутки, объявляется состав войскового наряда, указывается, какие транспортные средства, средства связи и другая техника ему выделяются; доводится оперативная обстановка и указывается порядок несения службы, использования средств связи и выделенных транспортных средств; определяется порядок взаимодействия с соседними войсковыми нарядами и поддержания связи. С личным составом изучаются обязанности войсковых нарядов, особенности применения оружия и специальных средств, требования по соблюдению законности, меры безопасности при несении службы, отрабатываются вводные по действиям войсковых нарядов, проводятся тренировки по нормативам и задачам.
Заключение
Для успешного выполнения служебно-боевых задач, поставленных перед специальными милицейскими воинскими частями и подразделениями необходима определенная последовательность, которая имеет место быть, но не всегда данный перечень соблюдается, что неизбежно приводит к нарушению норм и законов, установленных законодательством Российской Федерации. Дабы избежать этого, я в своей работе попытался осветить всю необходимую последовательность работы командира патрульно-постового взвода.
Я надеюсь, что разработанная мною курсовая работа окажет помощь командирам воинских частей и подразделений.
В заключении следует отметить, что вопросы, раскрытые в моей курсовой работе не имеют необходимую всесторонность и глубину раскрытия данной темы. Часть из них, безусловно, требуют более глубокого теоретического изучения и практических проверок.
Я выдвигаю предложение о необходимости дальнейшей теоретической разработки данной темы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ!
1.Официальные документы я нормативные акты:
1.Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит.,1993. 96с. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Ассамблея ООН 17 декабря 1979 года. М.: Международные отношения 1998г.
2.Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года № 2052с «Об утверждении Временного устава внутренних войск Министерства внутренних дел».
3.Закон РФ от 6 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.
4.Закон РФ от 12 марта 1998 г. «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998.№22 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. (Постановление Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета.
2. Учебники, учебные пособия:
5. Наставление по служебно-боевой деятельности подразделений, караулов и войсковых нарядов воинских частей оперативного назначения и специальных моторизированных воинских частей Внутренних Войск МВД Российской Федерации. М.: 1996.
5. Можаев М.Н. Служебно-боевое применение воинских частей, подразделений, войсковых нарядов Внутренних Войск прим Чрезвычайных обстоятельствах в условиях введения Чрезвычайного положения. Саратов, 2004. С. 94-98; 4-16.
Страницы: 1, 2