|
В 2006 году потребительская кооперация по собственной инициативе включилась в реализацию приоритетных национальных проектов, и в первую очередь проекта развития сельского хозяйства. Наращивание производства, заготовок, переработки и реализации мяса, молока, другой продукции, развитие инфраструктуры - эти задачи ставит перед собой потребкооперация, реализуя национальный проект «Развитие АПК». Однако в числе участников национального проекта по развитию АПК потребительская кооперация не включена и, таким образом, лишена возможности получения в рамках проекта кредитов на закупку перерабатывающего, холодильного оборудования, транспорта, скотовозов и молоковозов и другого нужного оборудования. В проекте федерального бюджета на 2007 год организациям потребительской кооперации предоставлено право наравне с предприятиями агропромышленного комплекса получать возмещение из федерального бюджета по кредитам, взятым не только на закупку сельскохозяйственного сырья для промышленной, но и первичной переработки. Добиться такого решения, к слову, тоже стоило немалых усилий.
Событием особой важности для потребительской кооперации России было принятие законов Российской Федерации: «О потребительской кооперации в Российской Федерации» в 1992 году, «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федера-
1 Таблица составлена автором на основе данных, представленных отделом статистики Татпотребсоюза.
18
ции» в 1997 году, «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» в 2000 году. По существу, это символизировало признание общественной необходимости потребительской кооперации как целостной модели хозяйствования. Упорядочились взаимоотношения кооперации с органами государственной власти, были законодательно закреплены основные кооперативные принципы, структура управления, роль пайщиков как хозяев своих потребительских обществ. Этот период с полным на то основанием можно назвать возрождением российского кооперативного движения.
2.3. Финансово - хозяйственная деятельность Тетюшского РайПО
Товарооборот общественного питания за 2006 год составил 5,5 млн.рублей, т.е. выполнение составило лишь 79% по сравнению с 2005 г. обеспечен прирост на 30 % или в сумме 1,3 млн.рублей.
Собственная продукция в товарообороте общепита составляет 55% или в сумме это 3,0 млн.рублей. Выполнение плана по собственной продукции обеспечено лишь на 89%, прирост к 2005 г.- 35% или в сумме 800 тыс.рублей.
Выработано и реализовано обеденных блюд в количестве 128,2 тыс. блюд, с приростом 110,7 %.
В настоящее время общепит занимается только обеденной продукцией.
Работает 3 точки, количество посадочных мест которых - 108. Численность работников - 18 человек, их среднемесячная зарплата составляет 3482 рублей, производительность труда на одного работающего -307,2 тыс. рублей, это ниже средних районных показателей за год, где
19
средняя зарплата 3885 рублей, а производительность труда - 406 тыс.
рублей.
Финансовым результатом является полученная прибыль за год - 348 тыс.
рублей.
Заготовительный оборот в отчетном году составил 7,9 млн. рублей. Из доведенных видов обеспечено выполнение только по 4- это: макулатура, молоко, яйцо, хлебопродукты.
Прирост заготовок по сравнению с 2005 годом обеспечен по молоку на 14,7%, тряпью на 79%, макулатуре на 12%, по кожсырью в 4 раза. Закуплено в физическом объеме:
■ Молоко-325 тн.
■ Мяса- 21 тн.
■ Макулатуры- 70 тн.
■ Шерсти -1,3 тн.
■ Тряпья- 4,3 тн.
РайПО закупает мясо на потребности, на нужды торговли и общественного питания, остальными видами заготовок занимается ПО «Заготовитель», в основном это закупка молока, т.к. этот вид является самым востребованным видом заготовок, потому что коньюктура рынка позволяет иметь коммерческий интерес. Несколько изменилась ситуация с закупкой кожсырья, т.е. обеспечен прирост закупок на 327 шт. или на 400%. У всех желающих данное сырье принимается безотказно, на территории заготконторы.
Автотранспортное хозяйство РайПО состоит из 40 единиц, из которых 8- тракторов, 6-автомобилей КАМАЗ , 4- УАЗ, 9-ГАЗ, 6-ЗИЛ, 1-молоковоз, 2- служебных легковых, 4- комбайна.
Силами автотранспорта завезено в систему 16,7 тыс. тн. грузов, выполнено почти 2 тыс.тн.- км. грузооборота.
В связи с большим износом техники транспортные расходы РайПО превышают 7 млн. рублей, что занимает почти 1/3 часть всех издержек
20
обращения РайПО. Средний срок эксплуатации 11 лет, т.е. транспортный парк требует постоянного обновления.
Отметим, что по системе РайПО получена прибыль от реализации товаров и услуг в сумме 4 млн. 859 тыс. рублей (см. табл. 2).
Таблица 2 Прибыль от реализации товаров и услуг по системе Тетюшского РайПО9
Торговля
1564 тыс. руб.
Производство
2228 тыс. руб.
Общепит
538 тыс. руб.
Заготовки
35 тыс. руб.
Прочие отрасли
494 тыс. руб.
Итого
4 млн.859тыс. руб.
1 Таблица составлена на основе данных Тетюшского РайПО.
21
III. Проблемы развития потребительской кооперации
В развитии кооперативных форм хозяйствования, доказавших гибкость и жизнеспособность, сегодня есть ряд нерешенных проблем.
Первая связана с правовым регулированием отношений кооперативной собственности. В российском законодательстве (даже в Конституции) нет нормы, закрепляющей кооперативную форму собственности, отсутствует само понятие «кооперативная форма собственности». На практике это приводит к очень большим негативным последствиям.
Во-вторых, гражданское законодательство отдельных кооперативов относит к разному типу организаций: производственные - к коммерческим, потребительские - к некоммерческим. Однако правоприменительная практика норм налогового, земельного, алкогольного законодательств пошла таким путем, что к потребительским кооперативам применяются нормы, установленные как к коммерческим организациям. То есть не учитывается, что потребительский кооператив по сути своей является некоммерческой организацией и создается для удовлетворения потребностей его членов.
В - третьих, задача превращения кооперации в значимый сектор экономики ставит проблему подготовки кадров для кооперации. Подготовленность кадров, их возрастной состав - серьезная проблема. Молодые работники предпочитают работать на престижной, требующей высокой квалификации, должности, чего требует современное состояние экономики России. Потребительской кооперации нужны не просто работники той или иной профессии, а специалисты с кооперативным сознанием, которые исповедуют идеологию и принципы потребительской кооперации.
Сегодня перед потребительской кооперацией стоят масштабные, серьезные задачи, которые под силу, прежде всего, высококлассным специалистам, знающим специфику потребительской кооперации, обладающими современными методами экономического анализа и управления.
Кроме того, возрастает актуальность обеспечения исследований по про-
22
блемам кооперации. В связи с этим существенно увеличивается роль и значимость кооперативного образования. В настоящее время образован Российский университет кооперации, имеющий пятитысячный коллектив ученых и преподавателей, более 50 тысяч студентов. Он располагает широкой сетью филиалов в регионах России от Мурманска и Калининграда до Камчатки и Дальнего Востока и реализует все формы обучения, программы переподготовки и повышения квалификации. То есть, созданы все условия для того, чтобы существенно расширить подготовку кадров для кооперативных организаций, приблизить образование к местам проживания сельских жителей. Для повышения эффективности учебной и научно-методической работы в университете созданы специализированные кафедры, которые занимаются проблемами организации кооперативов и управления кооперативным хозяйством.
Волнует и тот факт, что профессионально подготовленные работники потребительской кооперации, не всегда могут устроиться на такую должность, которая соответствует их квалификации, в результате чего соглашаются на любую работу. Это говорит о том, что потенциал трудового ресурса остается невостребованным. Но следует заметить, что на сегодняшний день эта проблема имеет решение, так как на фоне обсуждения реформирования системы профессионального образования возникла идея создания образовательных кластеров. Система работы образовательных кластеров заключается в том, что базовые предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Иными словами, кластер - это цивилизованная форма рыночных отношений между образовательными учреждениями и работодателями. Основной целью кластера является достижение устойчивого экономического развития и повышения конкурентоспособности отрасли торговли и сервиса за счет развития технологий, внедрение инноваций, а также повышение, как эффективности текущего использования ресурсов, так и уровня профессионализма работников.
23
Следовательно, политику занятости в системе потребительской кооперации необходимо направить на молодежь. Более того, упор на трудоустройство молодежи - это первоочередная задача вей системы потребительской кооперации.
В - четвертых, существует проблема в заготовительной деятельности организаций Республики Татарстан:
1. Наблюдается большая неравномерность в освоении ресурсов сельскохозяйственной продукции и сырья по районам республики Татарстан (см. табл. 3).
10 |
Таблица 3 Освоение заготовительными организациями Татпотребсоюза ресурсов
сельскохозяйственных продуктов и сырья
№ п/п
Наименование района
Заготооборот В тыс. руб.
Число дворов
Закуплено с 1 двора (руб.)
1
Азнакаевский
18748
5639
3324
2
Аксубаевский
2446
5236
467
3
Актанышский
249
7714
32
4
Апастовский
1299
6176
210
5
Бавлинский
100001
3816
2621
6
Бугульминский
9500
4208
2258
7
Высокогорский
7210
10941
659
8
Елабужский
10900
2663
1094
9
Мензелинский
23004
3793
6065
10
Тюлячинский
842
3119
270
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что показатели по освоению ресурсов с одного двора различаются между районами в десятки и даже в сотни раз. Это говорит об имеющихся резервах заготовительных предприятий.
2. Многочисленные частные предприниматели не соблюдают элементарные ветеринарные требования: хранят сырье в гаражах, сараях. Другими словами, не проводится асколизация сырья, исследование на сибирскую язву. В целях улучшения технологии заготовок, следует ужесточить нормы ветеринарного контроля, что в свою очередь, создаст конкурентные преимущества у организаций потребительской кооперации
10И.Т. Насретдинов, З.Н. Мирзагалямова. Развитие заготовительной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности потребительской кооперации // Межвузовский сборник трудов, 2005. - с. 190
24
3. Перспективным
направлением заготовительной деятельности явля
ются закупки лектехсырья. Например, в 2005 году был небывалый урожай
красной рябины, что бывает только один раз в три - четыре года. Но, следует
заметить, что не все потребительские общества
подключились к этому виду
деятельности, хотя он является высокорентабельным. К сбору дикорастущих
ягод можно привлечь школьников,
нетрудоспособных граждан, пенсионеров.
4. Отдельно можно отметить вопросы осуществления
качественного
экономического анализа деятельности
заготовительной организации, опти
мизации налогообложения, разработки моделей
стимулирования и оплаты
труда работников. Для решения этих вопросов
организациям потребитель
ской кооперации необходимо более тесно
сотрудничать с учеными коопера
тивных вузов.
5. Необходимо срочно реконструировать имеющиеся на
заготовитель
ных предприятиях аммиачные холодильники на
энергосберегающие и чистые
экологические технологии заморозки и хранения, что в значительной степени
снизит издержки предприятий и повысит
качество закупаемой продукции.
Все это, в конечном счете, позволит в ближайшей перспективе возродить потребительскую кооперацию, несколько утраченную роль ведущего заготовителя сельскохозяйственной продукции и сырья.
Многие организации в системе потребительской кооперации являются либо убыточными, либо их прибыль составляет незначительную долю. Потребительская кооперация все более уступает развивающемуся частному бизнесу. В связи с этим Татпотребсоюз стал внедрять элементы предпринимательства в свою деятельность.
В сложившейся рыночной ситуации ориентация предприятий питания только на внутренние возможности каждого из них недостаточна. В целях достижения стабильной деятельности отрасли общественного питания требуется поиск дополнительных источников для расширения масштабов деятельности.
В целом, считается необходимым коренным образом пересмотреть тип
25
функционирующих и вновь вводимых предприятий общественного питания, специфику их деятельности, направленную на обеспечение общего товарооборота и оборота собственной продукции.
Также важным фактором повышения эффективности труда выступает стимулирование. Сегодняшняя практика доказывает необходимость использования разнообразных систем стимулирования труда. В условиях инновационной экономики требуется повысить стимулирующую функцию заработной платы и обеспечить связь заработной платы с деятельностью и конечными результатами предприятий кооперативной промышленности.
Стимулирующая функция заработной платы состоит в обеспечении определенной, необходимой для работодателя трудовой отдачи от наемного работника, в создании определенного стереотипа его поведения в процессе производства, в максимальном раскрытии потенциальных возможностей, инициативы, изобретательности - одним словом, в полной реализации им своих физических и духовных потребностей в процессе трудовой деятельности.
Существует ряд факторов, от которых зависит стимулирующая функция заработной платы: установление тесной связи размера заработной платы работника к овладению новыми знаниями, повышению своей квалификации, возрастание роли ответственности по отношению к своей роли. Перечисленные факторы способствуют увеличению производительности труда работников и полному удовлетворению потребностей.
Заметим, что стимулирующая функция тесно связана с мотивацией труда. Мотивация труда - процесс побуждения человека к активной деятельности по выполнению целей организации с помощью системы стимулов и выполнения конкретных желаний.
Для повышения стимулирующего воздействия заработной платы на рост эффективности общественного производства следует увеличить число учитываемых на предприятиях зарплатообразующих факторов:
1. Учет индивидуальных качеств и достижений работника;
26
2.
Установление зависимости заработной платы
работника от резуль
татов хозяйственной деятельности
организации;
3.
Степень вовлеченности (объем информации,
составляющей ком
мерческую тайну, умение ее хранить,
преданность организации);
4.
Возрастание роли ответственности по
отношению к своей работе и
управлению подчиненными;
5.
Создание механизма оплаты труда,
побуждающего работника к ов-
ладеванию новыми знаниями, повышению своей
квалификации.
Учет перечисленных факторов способствует, с одной стороны, росту производительности труда наемных работников, с другой, более полному удовлетворению их потребностей (в признании, уважении, самовыражении).
Важно отметить, что сегодня система стимулирования труда работников потребительской кооперации недостаточно продумана: формы и разновидности заработной платы, также принципы оплаты труда должны быть понятны каждому работнику.
Для решения данной проблемы, следует восстановить как стимулирующую, так и воспроизводственную и регулирующую функцию оплаты труда. Должна быть установлена четкая зависимость заработной платы работников от результатов финансово - хозяйственной деятельности организации. Однако при этом, следует соблюдать правильные соотношения между темпами роста совокупного оборота и темпами роста заработной платы.
Таким образом, несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, может и должна приложить все усилия к стабилизации экономики и выхода на траекторию устойчивого экономического роста.
27
Заключение
В заключение следует подчеркнуть, что потребительская кооперация, как и прежде, является лидирующей кооперативной системой и в своей основе продолжает оставаться социально ориентированной системой, которая направлена на борьбу с бедностью, с безработицей, бездуховностью максимально используя свои ресурсы. Также упорядочены взаимоотношения кооперации с органами государственной власти, законодательно закреплены основные кооперативные принципы. Современная потребительская кооперация проникает во все сферы отрасли экономики, формирует оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий, организаций.
В настоящее время по дороге рыночной экономике движется вся Россия. Но у потребительской кооперации возникает немало серьезных трудностей в процессе адаптации к рыночным отношениям и достижении устойчивого социально экономического развития. Это характеризуется тем, что в условиях рынка на сегодняшний день социально-экономическая деятельность потребительской кооперации развивается в конкурентной среде, где разворачивается соперничество между хозяйствующими субъектами за потребителей, за доступ к ресурсам и их размещение. Для обеспечения долговременной конкурентоспособности недостаточно только обладание преимуществ на основе факторов. Важен не только запас факторов, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются, приспосабливаются в нужном предприятии. Иными словами инновации определяют сегодня конкурентное преимущество и конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, связанные с историей, современным состоянием потребительской кооперацией (на примере Тетюшского РайПО) и с актуальными проблемами. Это такие проблемы как: регулирование отношений кооперативной собственности; подготовка кадров для кооперации; заготовительная деятельность организации Республики
28
Татарстан.
Несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, должна приложить все усилия к стабилизации экономике. Отметим, что решение данных проблем возможны лишь при эффективном влиянии человеческого фактора, прежде всего таких качеств личности, как духовность, нравственность и образованность.
Также историческое значение потребительской кооперации заключается в смягчение результатов глобализации, которая должна способствовать развитию регионального рынка.
Российская потребкооперация стала одной из массовых и сильных в мире и получила новые перспективы и стимулы развития. Таким образом, ее стабильное устойчивое развитие возможно путем возрождения демократических принципов кооперации, управление экономикой, повышения роли пайщиков в контроле над деятельностью организации и умелого сочетания функционирования советов правления всех уровней.
29
Список использованной литературы
1.
Вахитов К.И. История потребительской кооперации в России / К.И.
Вахитов: Учеб. пособие. - М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998. - 50 с.
2.
Гордеев А.В. Торговать на рынках должны сами производители /
А.В.Гордеев// «Вестник кооперации» -2006.-№8. -С. 7 - 13.
3.
Гордеев А. М. Форма взаимовыгодного сотрудничества/ А.М.Гордеев //
Деловой вестник.- 2006.- № 12.-С.-24-27.
4. Гухаров В.А. Кооперация //Деловой вестник -2006.-№10(72).-С. 10-20.
5.
Енаненко В.А. История возрождения //Деловой вестник
-2006.-
№14(62).-С.50-57.
6. Демелев В. Р. Мы едины //Деловой вестник-2006.-№9(50).-С.35-42.
7. Добин
М.Н. Вперед на верный путь //Деловой вестник -2006.-
№12(72).-С.30-40.
8.
Добрынин В.А. Актуальные проблемы
агропромышленного комплекса
/ В.А. Добрынин: Учеб. пособие для вузов. - М.: МСХА, 2001.-180 с.
9.
Захаров И.В. Потребительская кооперация
России в условиях транс
формации экономических отношений / И.В. Захаров: Учеб. пособие. -
М.: Маркетинг, 2001. - 50 с.
10. Мазурицкий A.M. Формирование системы сельской кредитной кооперации в России/ A.M. Мазурицкий // Сельский кредит.- 2003.-№3.- С. 25-37.
11 .Николаев М.Н. У третьего сектора экономики большое будущее/ М.Н. Николаев // Вестник кооперации. - 2006.-№ 8.-С.-28-38.
12.Пахомов В.М. Кредитная кооперация : теория и практика / В.М.
Пахомо: Учеб. пособие. - М.: МК, 2002.- 170 с.
13.Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ. ред. М. В. Сероштан. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. - 292 с.
14.Проблемы развития региональных систем сельской кредитной кооперации. - М, 2001.
15.Рудник Н. Мы не островок России, мы- единая Россия//Деловой вест-
■
ник «Российской кооперации»-2006.-№6(66).-С.16.
^.Сельскохозяйственные кооперативы: Учеб. - методич. Пособие / Под ред. А. А. Степанова, И. Г. Рассомахина. - Саратов.- 2000
17.
Сельскохозяйственные кооперативы: Учеб. - методич. Пособие / Под
ред. А. А. Степанова, И. Г. Рассомахина, Ю.Г. Нарядкина и др. -
Саратов.-2003.-205 с.
18. ТкачА.В.
Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие. 3. -е
изд. - М: Издательско - торговая корпорация «Дашков К».- 2003.- 304
с.
31
Страницы: 1, 2
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.