Рефераты. Повышение рентабельности предприятия туризма






Повышение рентабельности предприятия туризма

Содержание


Введение. 3

1. Рентабельность как показатель характеризующий эффективность деятельности предприятия. 4

1.1. Рентабельность: понятие. 4

1.2. Расчет и оценка рентабельности продаж.. 15

2.    Выявление путей повышения рентабельности предприятия туризма. 18

2.1. Особенность классификации затрат в туристической деятельности. 18

2.2. Возможные пути повышения рентабельности предприятия. 19

2.2.1. Снижение издержек как путь повышения рентабельности предприятия туризма. 21

2.2.2. Дифференциация производства как путь повышения рентабельности предприятия туризма. 22

2.2.3.   Слияние и поглощение как способ повышения рентабельности предприятия туризма. 25

3. Заключение. 30

Список используемой литературы.. 31


Введение


В настоящее время туристический бизнес развивается быстрыми темпами и является одной и высокодоходных и растущих отраслей. В связи с чем изучение деятельности туристических фирм с точки зрения их хозяйственного функционирования является актуальной темой для исследования.

Основной целью данной работы является выявление путей повышения рентабельности предприятия туризма.

В данной курсовой работе рассматривается повышение рентабельности с помощью таких методов, как снижение издержек, дифференциация производства, объединение предприятий путем слияния и поглощения.

В процессе написания работы ставятся следующие задачи:

- рассмотрение специфики показателя рентабельности предприятия;

- рассмотрение путей повышения рентабельности предприятия туризма.


1.                Рентабельность как показатель характеризующий эффективность деятельности предприятия

 

 1.1 Рентабельность: понятие


По своей сути прибыль является важнейшей финансовой категорией, отражающей финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.

По своему экономическому содержанию прибыль является денежным выражением части стоимости прибавочного продукта и как финансовая категория выполняет воспроизводственную, стимулирующую и контрольную функцию.

При осуществлении воспроизводственной функции она является одним из основных источников финансирования расширенного воспроизводства. При выполнении стимулирующей функции – источником формирования поощрительных фондов и социального развития коллектива предприятия. Через контрольную функцию она показывает результативность хозяйственной деятельности.

В экономической литературе прибыль определяется как часть чистого дохода, которые непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции.

Из курса экономической теории известно, что чистый доход – это категория производства, связанная с процессом деления труда на необходимый и прибавочный. Прибавочный продукт – это продукт, созданный трудом людей на предприятия, который выступает как чистый доход общества.

Таким образом, прибыль является важнейшим показателем, характеризующим финансовый результат деятельности предприятия. Увеличение этого показателя предполагает прирост потенциальных возможностей предприятия: расширение основной деятельности, возможность выплаты или увеличения размера дивидендов и др.

В бухгалтерском учете финансовый результат определяется на счете Прибылей и убытков за отчетный период путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период (кассовый способ). Бухгалтерская прибыль находит свое отражение в форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках»

Другим принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления, который состоит в отражении реального притока (оттока) денежных средств предприятия. Эти методы дают разные величины прибыли, при этом метод начисления отражает более реальную картину о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (уменьшении) стоимости его капитала. 

Основными показателями прибыли предприятия являются: балансовая прибыль (убыток); прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг; прибыль от финансовой деятельности; прибыль от прочих внереализационных операций; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль. Все показатели прибыли содержатся в форме № 2 бухгалтерской отчетности предприятия – «Отчет о финансовых результатах».

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.

Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций определяется как результат по реализации основных средств и прочих активов, как разница между общей суммой полученных и утраченных: штрафов, пени и неустоек и других санкций; процентов; курсовых разниц по валютным счетам; прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; убытков от стихийных бедствий; потерь и списания долгов и дебиторской задолженности; поступлений долгов, ранее признанных как безнадежные; прочих доходов, потерь и расходов.

Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом, она равна балансовой уменьшенной на суммы доходов, облагаемых по другим ставкам (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в других предприятиях и др. в соответствие с действующим законодательством) и льгот.

Чистая прибыль предприятия определяется как разница между балансовой прибылью и суммой уплаченных налогов.

Величина чистой прибыли наиболее важна при анализе хозяйственной деятельности предприятия, т.к. именно она направляется на производственное и социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда и другие цели.

Другие показатели прибыли необходимы для оценки эффективности основной деятельности предприятия, определения структуры прибыли и налоговой нагрузки на предприятие.

В современных условиях на ряду с основной деятельностью предприятия осуществляют деятельность на прямую не связанную с основной деятельностью предприятия. Однако они оказывают непосредственное влияние на формирование балансовой прибыли предприятия и отражаются в форме № 2 как результаты от операционной и внереализационной деятельности.

Финансовые результаты от прочей реализации возникают по операциям с имуществом организации. К ним относятся прибыль (убыток) от реализации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, финансовых активов и иного имущества; списание основных средств по причине морального износа, сдача помещений в аренду, содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, аннулирование производственных заказов, прекращение производства, не давшего продукции. Доходы, причитающиеся по этим операциям, и затраты, связанные с получением этих доходов, показываются в форме № 2 развернуто по статьям «Прочие операционные доходы», «Прочие операционные расходы». Кроме того, в составе операционных доходов и расходов отражаются результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (курсовые разницы), а также сумма причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финансовых результатов.

Результаты от финансовой деятельности образуются на предприятии, если оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги других организаций либо принимает участие в совместной деятельности. Суммы, причитающихся в соответствии с договорами к получению дивидендов (процентов) по облигациям, депозитам отражаются в форме № 2 по статьям «Проценты к получению», «Проценты к уплате». Доходы, подлежащие к получению по акциям по сроку, в соответствии с учредительными документами отражаются в форме № 2  по статье «Доходы от участия в других организациях»

В состав прочих доходов от внереализационных операций включаются: кредиторская и депонентская задолженность, по которой срок исковой давности истек: поступление ранее списанных долгов, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, прибыль, полученная по операциям с тарой, присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров поставщиками, суммы страхового возмещения и покрытия из других источников убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, зачисление на баланс имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации.

В состав прочих расходов от внереализационных операций включаются: убытки от списания и недостачи материальных ценностей, выявление при инвентаризации сверх норм естественной убыли в случаях, когда виновники не установлены или в иске отказано судом, суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствие с установленном порядком, убытки по операциям с тарой, убытки от списания безнадежных долгов, убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, убытки от  стихийных бедствий; присужденные или признанные предприятием штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров.

Таким образом, основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, при этом абсолютная величина прибыли не позволяет судить об эффективности деятельности предприятия. Показателем, который характеризует отдачу, вложенных предприятием средств является рентабельность.

Рентабельность – это коэффициент полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности  предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д.

Предприятие считается рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно покрывает все свои издержки и получает прибыль. По этому в широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. Но определение рентабельности как прибыльности не достаточно точно раскрывает её экономическое содержание из-за отсутствия тождества между ними, т.к. сумма прибыли и уровень рентабельности, как правило изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разном направлении.

В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов (рисунок 1). Их можно разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.

Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия,  которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, т.е.  внутренние факторы. Их можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.

Из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста  прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся :

-          изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

-          изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака  и отходов в объеме выпускаемой продукции;

-          изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

-          Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

-          повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;

-          использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

-          повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов  относятся:

-                    географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д,

-                   конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар,

-                   ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменении доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики,

-                   государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменении законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменении ставок рефинансирования и т.д.

Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. К сожалению, публикуемая бухгалтерская и финансовая отчетность не позволяет точно оценить рентабельность предприятия, т.к. на основе ее нельзя определить структуру выпускаемой (реализуемой) продукции, ее себестоимость и цену реализации, структуру заемных средств и расходы, связанные с возвратом заемных средств по каждому кредиту и займу, состав и структуру основных фондов, величину их износа. Источник для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), приложение к балансу (форма №5).  

                   


Факторы, влияющие на уровень рентабельности







Внутренние


Внешние







-          географическое положение;

-          конкуренция и спрос на продукцию фирмы;

-          ситуация на финансовом, кредитном и др. рынках;

-          государственное регулирование цен, тарифов, налогов, ставки рефинансирования, санкций и т.д.

Внепроизводственные


Производственные






-      снабженческо-сбытовая деятельность

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.