Рефераты. Подвижники краеведения






Подвижники краеведения

                     Городская краеведческая конференция

                               «Мой край задумчивый и нежный».




                               


                                  



                                               РЕФЕРАТ

                          

                                     «Подвижники краеведения».

                                      «Земляки Ельчане»



                                                               


                                                               Выполнил:

                                                   Сулеина Нина Николаевна

 «Подвижники краеведения».


При ознакомлении с  материалами по теме «Исчезнувшие памятники» города Ельца, посчастливилось узнать о людях, которые стояли у истоков краеведения нашего края. Возникло огромное желание узнать больше о  елецких краеведах, узнать, что двигало этими людьми, героически  взваливших  на себя тяжёлый труд и  ради чего они всё это делали.

Кто же они, подвижники краеведения города Ельца?

Первый елецкий краевед – елецкий купец И. И. Уклеин.

«Род Уклеина является коренным елецким родом. Уже в середине XYIII столетия дед Ивана Ивановича Уклеина – Григорий Уклеин был видным купцом, избранным ратманом, т.е. членом городского магистрата. Дом Уклеиных  по Соборной  улице…

Отец Иван Ивановича Уклеина – Иван Григорьевич – имел  большую торговлю красным товаром. Жил вполне зажиточно, хотя большого богатства никогда не имел. Человек он был строгий и горячий, в семье настоящий деспот.  Жену свою  Дарью Павловну, урожденную Голощапову, женщину очень добрую, и детей, двух сыновей, Ивана и Василия, и дочерей Анну, Клавдию и Александру, держал в постоянном страхе. Все должны были относиться к нему с необыкновенным почтением. Ни встать, ни сесть без разрешения было нельзя  (подушка с волосами, в театр через окно по лестнице). В 1846 году он умер на 80-м году жизни».

Иван Иванович родился в 1794 г., он торговал с отцом, а потом вместе  с братом Василием. Семейная жизнь его сложилась неудачно. Он был женат на Марфе Сергеевне, урожденной Кожуховой, очень красивой, он обожал ее, а она изменяла ему. Иван Иванович был человек не совсем обыкновенный и, в полную противоположность своему папаше, очень отзывчивый, добрый. Торговлей интересовался мало, много читал и в домашней жизни никто не видел от него ничего плохого.

Вот что рассказывал об Уклеин его брат Василий Иванович: «1852 года 4-го января в 1-м часу по полуночи помер наш любезный братец Иван Иванович на пятьдесят осьмом году своей жизни. Он был при соборной постройке помощником к строению. Имел величайшее усердие к храму и постройке оного себя посвятил, оставляя свое занятие.

Избран был в бургомистры городского магистрата. В жизни был молчалив, краток. Не обижал других. Переносил равнодушно нанесенные ему обиды, был добр, милостив, рассудителен, не льстив, не лицемерен. Любил  говорить правду, не терпел  ложь. С плохими людьми не занимался. Знал вполне архитектуру, размерил и поставил собор без архитектора. Образован был вполне не учителями, но охотою чтением книг. Достаточен умом, аккуратен во всех поступках. Умел писать отлично письма, давать полезные советы другим без лицемерия. Не корыстолюбив на деньги, не желал многого, любил умеренность. Таким был первый историк города Ельца.

Елец, Орл. губ. 23 октября 1927 г.»

Копия настоящей рукописи: «Краткое историческое сведение о городе Ельце, составленное елецким купцом И.И. Уклеиным» была прислана в 1927 году в Елецкий пролетарский музей из г. Орла. Эта копия была напечатана на пишущей машинке, причем имела ряд явных описок, допущенных, как можно с уверенностью сказать, при перепечатке с подлинной старинной рукописи. «Интересно, что ни в одной печатной работе о городе Ельце я не встречал упоминания о «Кратком историческом сведении». Между тем, будучи первой попыткой сбора исторических сведений о городе Ельце, оно представляет большой интерес и, по всей вероятности, было известно «первому» историку города Ельца Редингеру, составившему книгу  «Материалы для истории и статистики города Ельца», изданную в 1865 г., т.е. на  двадцать лет позднее труда Уклеина. Книга Редингера является библиографической редкостью и даже не была обнаружена мною в Публичной библиотеке им. Ленина в Москве. Не видев саму книгу Редингера, я не могу утверждать, что там нет ссылок на труд Уклеина, но если это так, то значит, Редингер умышленно укрепил свой приоритет».

Елец, 16 октября 1944 года. Борис Нацкий. 

Не хочется вступать в дискуссию, кому принадлежит первенство в истории краеведения. Ведь ещё до И. И. Уклеина были  «Путешественные записки Василия Зуева от С. Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году», в которых известный русский естествоиспытатель, занимаясь изучением города Ельца с точки зрения его географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей, указал на то, что «Сколь ни древен и не знатен сей город, как в старине, так и ныне, однако собственного герба не имеет, а разве почесть тот, который носит полк по нем призываемый, и который представляет древо ель и под ним стоящего еленя».

Наша цель рассказать о всех краеведах, оставивших потомкам сведения о Ельце в исторических документах и летописях, в художественной литературе.

 Михаил  Александрович Стахович родился 22.03.1820, «рос в Пальне, затем поступил в Московский университет (словесное отделение философского факультета), после окончания которого, отправился в Германию изучать философию и музыку. Там он женился на немке, однако брак оказался неудачным, и, вернувшись в Пальну, он развелся и сошелся с крестьянкой  Аксиньей Александровной Гревцовой.

В Пальне Стахович изучает крестьянский быт и местный фольклор и с этой же целью разъезжает по соседним губерниям, записывает народные песни прямо с голоса крестьян. Автор четырех тетрадей «Собрание русских народных песен». Также автор краеведческого труда «История, этнография и статистика Елецкого уезда».

Во время Крымской войны М. А. Стаховича, как человека либерального, ратовавшего за освобождение крестьян с землею  и освободившего многих своих крестьян, вопреки сопротивлению губернатора, избирают предводителем дворянства Елецкого уезда.

Всероссийскую известность Пальна-Михайловка приобретает в связи с хозяйственной, общественной и культурной деятельностью братьев Стаховичей, Михаила Александровича и Александра Александровича.

«Продолжая семейное увлечение коннозаводством, которое «уже в то время начинало зацветать в Елецком уезде», М. А. Стахович «любил и понимал это дело…». Однако наибольшая популярность пришла к М. А. Стаховичу как к поэту, писателю драматургу, знатоку народного быта с заботами, миросозерцанием тяглового мужика или однодворца, страшному фольклористу, музыканту-теоретику, краеведу и активному гражданину своего времени». Краеведческая книга М.А. Стаховича «История, этнография и статистика Елецкого уезда» (М. 1858) вышла отдельным изданием, а затем была опубликована посмертно «Вестником Императорского Русского Географического Общества».

«В основу характеристики Елецкого уезда в его историческом развитии Стаховичем положен географический принцип. …Географическая характеристика уезда поражает всеобъемлющим знанием местного ландшафта, исключительной наблюдательностью краеведа, которому елецкая топография и топонимика знакомы до деталей. Географические описания М.А Стаховича документальны, просты, естественны и в то же время поэтичны, чем-то близки к тургеневским, однако самостоятельны и своеобразны».

Исследуя особенности быта, нравов, культуры Елецкого уезда, писатель первостепенное внимание уделяет характеру речи его основных жителей – крестьян однодворцев, у которых отмечает такое явление, как яканье, отсутствие звука - Щ.

Особое внимание читателя М.А. Стахович обращает на писцовые книги и крепости на землю, которая закрепляется за предками однодворцев, казаками и боярскими детьми, - за службу.

В статистическом обзоре Елецкого уезда М.А. Стахович приводит цифровые  данные о его населении, сословиях, характеризует специфику сельского хозяйства, его различные и многочисленные отрасли, связанную с ним промышленность, систему рыночных отношений как внутри уезда, так и со страной в целом”.

М. А. Стахович «создал группу любителей краеведов по изучению сооружений елецкой крепости XIY – XYII веков, ее подземных тайниках…

Все это в его время еще хорошо сохранилось, так что он смог создать план подземных помещений и подземных ходов. Старожилы и его помощники…, в своих беседах утверждали, что М. Стахович в подземельях собрал целый музей оружия и предметов военного быта XIY – XYII веков».

«Выпустив в свет свой многоаспектный краеведческий труд «История, этнография и статистика Елецкого уезда», М.А.Стахович основал замечательную традицию краеведческого любопытства к своему углу, его соотношения со всей страной и благодарного признания труда предшественников, на которых он спирался в своем исследовании»

«Как это не парадоксально, так горячо любивший народ М. А. Стахович был убит в своем имении с целью грабежа своими же писарем и старостой, которых он облагодетельствовал». «26. 10.1858 погиб и похоронен в Пальне».

Николай Ридингер, один из первых краеведов города Ельца. Великая заслуга Н. Ридингера в том, что он собрал и систематизировал в своей книге «Материалы по истории и статистики города Ельца», опубликованной в 1865 году, в городе Орле,  огромный материал по истории города Ельца.

Исторические памятники древности не были предметом его изучения, но на 46 страницах своей книги он сказал своё мнение: « Изобилие лесов, ныне почти исчезнувших, дозволяло строиться скоро и дешево; но зато все здания в этом городе и даже церкви долгое время были деревянными и поэтому легко подвергавшиеся пожарам частым и сильным.  Не только изобилие лесов и дешевизна их в целой России, но и простота тогдашней жизни и малые требования были причиной того, что каменных зданий везде было мало. Вот почему так редки в России руины старинных строений, а в Ельце их совсем нет».

Краевед, Н. Ридингер, записывал легенду, повествующую о нахождении на Воронце летней резиденции или конюшен елецких князей. « Ко времени Темира Аксака относят устройство подземных ходов из города к реке Сосне…. Этих следов теперь и следов не осталось, но старожилы помнят, что они были».

Краевед Ридингер, пытаясь найти разгадку топонима «Елец»  приводит известные ему опыты народной этимологии и делает своё собственное заключение: « Название города многие производят от слова «ель», предлагая, что вокруг него были еловые леса; река Сосна, протекающая через Елец, еще более подтверждает это мнение. Другие производят имя Ельца от оленя (по-славянски «елень»). На основании этих догадок и ель, и олень помещены в елецком гербе…».

Описывая крупные исторические события, в которых Елец играл немаловажную роль, Н. Ридингер писал: «С полным благоговением, преклоняясь над прахом предков, Елец с гордостью может сказать, что и он, стоя на окраине земли русской, отслужил своему отечеству долгую, трудную службу, полную бесчисленных, дорогих и невозвратимых жертв».

Небольшая книга Н. Ридингера, но большой и замечательный труд по истории нашего города, где читатели, историки и краеведы-любители могут найти  документальные материалы по истории Ельца с древних времён  до середины XIX века. 

 «Город воплощается многократно, причудливо преображённым». Свои золотые строки, в этот елецкий текст, вписали  М. Пришвин, И.Бунин, Т. Хренников, Н. Жуков, Н. Семашко и многие другие.

Имя Михаила Михайловича Пришвина  тесно связано с Ельцом и Елецким краем. Он родился 4 февраля 1873 года. «Отец его Михаил Дмитриевич, не пережил несчастья (проигрыш в карты), умер. Мать, Мария  Ивановна Игнатова-Пришвина долго трудилась («на банк»), чтобы выкупить заложенное отцом имение. Деньги были ей нужны, прежде всего, для того, чтобы дать всем своим пятерым детям высшее образование…. Архивные документы подтверждают, что Михаил Пришвин учился в Елецкой мужской гимназии с 1883 по 1889 год,… из которой когда-то его исключили после конфликта с В. В. Розановым.

Пришвинский Елец – это не только сохранившиеся сегодня здания, но и то, что уже исчезло под натиском неумолимого времени, что погибло по причине неуважения к прошлому.

Как был прав наш земляк, писатель-философ М. Пришвин, утверждавший, что «всё великое совершается в провинции». Это великое» складывается из малых, внешне ничем особым не примечательных дел, но именно они определяют наше настоящее и будущее».

М. М. Пришвин стоял у истоков краеведческой работы в Ельце. В дневниках и романе «Кащеева цепь» описывается создание музея, который был расположен тогда на  Торговой улице (мира). Сейчас на этом месте стоит Дом торговли. Елецкое краеведение многим обязано Пришвину. Художник в нем был еще и философом, ученым, требовавшим от человека постоянного осмысления окружающего: «Наша Россия, как Родина наша, очень маленькая такая, какой мы видим ее с нашей родной колокольни, чувство родины дает нам представление, подобное тому чувству, которое в древности создало образ плоской земли. Когда к чувству присоединилось знание, земля стала шаром. Так наша Россия, если мы узнаем ее географию, станет для нас отечеством: без знания своей родины она никогда не может стать для нас отечеством.  Вопрос: что означает слово родина и слово отечество, какая между ними разница? Ответ: родина – место, где мы родились, отечество – родина, мною сознанная.  Цель многих статей – указать такой путь, чтобы каждый, прочитав и обдумав написанное мною, мог бы немедленно приступить к делу изучения своего родного края. …Мы любим свой край, но не знаем что, не можем разобраться, различить с высоты».

Наверное, поэтому М. М. Пришвин создает первый советский музей в Ельце, вместе с  учительницей А. Н. Сафоновой. 6 мая 1919 при музее состоялся съезд учителей по вопросам краеведения. С докладами выступили М. М. Пришвин и С. А. Измалков. Съезд подчеркнул важность изучения родного края. Было решено  «собрать коллекции, которые отвечали бы общеобразовательным и воспитательным целям».

После Октябрьской революции совмещал краеведческую работу с работой агронома и учителя: преподавал в бывшей Елецкой гимназии (из которой был исключен в детстве), в школе второй ступени в селе Алексино Дорогобужского района (там же директор), служил инструктором народного образования. Организовал музей усадебного быта в бывшем имении Барышникова, принимал участие в организации музея в городе Дорогобуже.

И сегодня мысли Пришвина поражают своей глубиной и актуальностью. «Если мы хотим, чтобы наши дети осознали свою родину и почувствовали, что такое отечество, мы обязаны дать им такую возможность. Описание, узнавание и сохранение пришвинского Ельца поможет нам решить эту задачу…. Для нас важно найти то, что было знакомо Пришвину и показать, как родина становится отечеством».

И. А. Бунин. «Сотни раз описан Елец в творчестве Бунина, описан многогранно, во всеобъемлющей временной панораме: от географии, топографии, топонимики, социально-экономической, этнографической, бытовой, культурной и речевой специфики до истории города и уезда с их героической древностью, до обозримой старины и современности, что он воспринимал в органической «связи с былым, далеким, общим», пробуждающим понимание России с ее прошлым и настоящим. Художественное погружение в елецкую вековую давность стало для Бунина концептуальным: она формировала в нем и его героях национальное сознание, «сладкое и скорбное чувство родины, России, всей ее темной древности».

«В ощущение древней Руси  Бунина вместе с его автобиографическим героем Алексеем Арсеньевым погружает, прежде всего, Чернавская  дорога,   на которой отец, отвозивший сына в гимназию, сообщает ему, что «этими местами шел когда-то с низов на Москву  и по пути дотла  разорил наш город сам Мамай». Эта дорога, уже отжившая свой век, пробудила в мальчике очарование древности, чувство  родины и национального самосознания: «Несомненно, что именно в этот вечер впервые  коснулось меня сознание, что я русский и живу в России,… и я вдруг почувствовал эту Россию, ее прошлое и настоящее, ее дикие, страшные и все же в чем-то пленяющие особенности и свое кровное родство с ней…»

«Так елецкая школа Бунина, помимо гимназии, складывается из различных нюансов древнерусского города, его исторического времени и пространства, и познание жизни  осуществлялось на пересечении его горизонталей и вертикалей. Вот как его автобиографический герой вспоминает своё юношеское восприятие Ельца:  напечатать с текста на листочках».

В Бунинской обрисовке города выступает летописный слог, летопись выступает и в прямых речевых оборотах и в форме летописного времени.

Сквозь призму исторической древности воспринимает Бунин и пейзажную панораму Ельца с его пространственным окружением: «Дальше, за притоком, - Черная Слобода,  Аргамача, скалистые обрывы, не которых она стоит, и тысячи лет текущая под ними на далекий юг, к низовьям Дона, река, в которой погиб когда-то молодой татарский князь…; его, говорят, покарала чудотворная икона Божьей Матери, и доныне пребывающая в самой старой из всех наших церквей, что стоит над рекой, как раз против Аргамачи, тот древний образ… темный средневековый лик, смиренно и горестно склоненный к левому плечу под серебряным кружевным, колючим венчиком… в алмазах, жемчугах и рубинах…». «С противоположной стороны, при въезде в город – «древний мужской монастырь, который «томит мыслью о его старине…, я в этом чувствую что-то прекрасное, что мне мучительно хочется понять и выразить в стихах, в поэтической выдумке…».

«Подобно тому, как Л. Н. Толстой  без  Ясной Поляны не мог себе представить России и своего отношения к ней, не мог бы до пристрастия любить ее, так и Бунин через Елец и елецкую древность входил в ощущение России и « своего кровного родства с ней».

 «Вечное познание истины заставляет человека собирать информацию  и передавать её новому поколению…». Эти слова Заведующей отделом культуры администрации города Ельца Г. М. Шеламовой, следует отнести  в первую очередь  к елецким подвижникам краеведения. Благодаря именно этим самоотверженным людям, мы  можем узнать тысячелетнюю историю нашего древнего Ельца.

Каждый из нас должен понять, что наша святая обязанность - оставить нашим детям ту Россию, которую не жалея жизни берегли и передали нам наши предки - великую, сильную, независимую, богатую своим культурным наследием.

Мы обязаны сохранить, сберечь, приумножить культурное наследие нашего города, нашей области, всей страны – это и есть Русская национальная идея сегодня.

Великая благодарность людям, которые написали эти книги, нашим знаменитым краеведам. Огромная благодарность людям, которые эти книги напечатали.  Большая благодарность людям, которые сберегли эти книги для потомков.

Особая благодарность библиотекарю Центральной  библиотеки им Горького – Поповой Валентине, которая помогла подобрать материал по темам.

Литература:


1. Историко-культурный центр города Ельца. Елец – город воин.

    Редактор-составитель М. Д. Филимонов. РИФ «МАРТ», 2005г.

2. Елец, В. П. Горлов и др., Центрально-Черноземное книжное издательство,  

    Воронеж – 1978 г.

3. Елец веками строился. В. Горлов, А. Новосельцев

    НПО ОРИУС, Липецкое изд., 1993 г.

4. Краеведческий сборник, Елецкая быль -  выпуск первый, Краеведческий 

    сборник, НПО ОРИУС, тип. ЛИ Роскомпечати  г. Липецк, 1994 год.

5. Краеведческий сборник, Елецкая быль -  выпуск второй, Художники  

    вспоминают, НПО ОРИУС, тип. ЛИ Роскомпечати  г. Липецк, 1994 год.

6. Краеведческий сборник, Елецкая быль -  выпуск третий, Г. П. Скареднов,      

    Мы из Ельца, НПО ОРИУС, тип. ЛИ Роскомпечати  г. Липецк, 1994 год.

7. Горлов В. П., Новосельцев А.В. Елец веками строился. НПО Ориус,

   Липецкое издательство Мининформпечати РФ,1993 год.

8. Очерки Истории Елецкого уезда. Выпуск 2. Семья Стаховичей

    Елецкие корни 1996 г. Елец, изд. Елецкие куранты.

9.Становление культурно – образовательной среды Липецкой области  

     (Елецкий край) 2004, изд. Елецкий государственный университет им.  

     И. А. Бунина.





2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.