Рефераты. Права и обязанности проводника в вагонах дальнего следования перевозки пассаж






Как было сказано выше, пассажир должен начи­нать свою поездку с того пункта, который указан в би­лете. Если при отправлении поезда место оказалось свободным, начальник поезда размещает на нем пас­сажира или отдает его в продажу, поэтому пассажир, совершающий посадку в поезд уже в пути следования, теряет право на то место, которое отмечено в его би­лете на начальном пункте отправления. В междуна­родных поездах действует порядок, согласно которо­му место, не занятое пассажиром в течение 30 мин после отправления поезда, считается свободным и мо­жет быть предоставлено другому пассажиру или пе­редано в продажу.

Если при посадке в поезд пассажиров с мелкими жи­вотными или птицей (хотя это и разрешено Правилами перевозок) соседи по купе возражают против сов­местного проезда с ними, проводник может урегулиро­вать этот конфликт сам или с помощью начальника поезда. Если пассажир в купе международного вагона возражает против перевозки животных, то владельцу животных предоставляется место в другом купе. При несогласии его оплатить стоимость проезда и плацкар­ты в отдельном купе, ему отказывается в перевозке.

Пассажиры разного пола могут ехать вместе в спальных вагонах международного поезда только с обоюдного согласия. В противном случае начальник поезда обязан перевести их в другое купе.

Проводники должны предупреждать пассажиров своего вагона о подъезде к их станции назначения. Проводники спальных вагонов несут ответственность за проезд пассажирами станций назначения и пересад­ки, указанных в билете. В случае проезда пассажиром станции высадки составляется акт за подписью на­чальника поезда, проводника и самого пассажира. Акт заверяется на станции и дает право пассажиру возвратиться, на станцию назначения, которую он про­ехал, без оплаты проезда.

Если установлено, что пассажир отстал от поезда, проводник сообщает об этом начальнику поезда. За­тем с участием двух пассажиров как свидетелей со­ставляют акт, в котором указывают вид и количество вещей, принадлежащих отставшему пассажиру. Акт подписывают начальник поезда, проводники вагона и оба пассажира-свидетеля. Проводник обязан обеспе­чить сохранность вещей и по указанию начальника по­езда передать их на станцию по пути следования или в пункте назначения. Если в вагоне проводник обна­ружил забытые или утерянные вещи, он должен обра­щаться с ними как с находкой. Эти вещи могут быть возвращены во время рейса пассажиру, заявившему о потере, в том случае, если он может точно описать их. Факт возвращения вещей пассажир должен под­твердить проводнику в любой форме — письменно или устно. Если владелец утерянных вещей не обнаружи­вается, их сдают в камеру забытых вещей на вокзале станции назначения.


2.4. Обслуживание пассажиров в пути следования


Выполняемая проводником работа в пути разнооб­разна, и главная цель ее — обеспечить пассажирам комфортные, санитарно-гигиенические и безопасные. условия проезда. В обязанности проводника входит; предоставление пассажирам необходимых услуг, управ­ление техническими устройствами вагона - отоплени­ем, вентиляцией, кондиционированием воздуха и др., санитарное содержание вагона, обеспечение выполне­ния правил проезда пассажирами, поддержание обще­ственного порядка в вагоне, учет и передача свободных мест, оказание необходимой помощи Пассажирам в случае болезни, сообщение пассажиру необходимой ему информации о расписании движения поезда.

Не менее двух раз в сутки проводник обязан де­лать влажную уборку в вагоне. Четыре раза в сутки, а если необходимо, то и чаще должны убираться туалеты с обязательным мытьем полов. В купейных, мягких и вагонах СВ дважды в сутки пылесосят до­рожки в купе и коридоре. Перед остановками поезда на больших станциях, при следовании через санитар­ные зоны городов и курортных мест, перед мостами и тоннелями туалеты следует закрывать, а пассажи­рам разъяснить, что это требуется санитарными правилами.

Мусор пассажиры сбрасывают в специальный ящик в малом коридоре вагона (со стороны нерабочего там­бура). На стене вагона вывешивается надпись с ука­зывающей стрелкой «Для мусора». Скапливающийся в пути мусор проводник сжигает в топке котла или ч удаляет в специальные мусоросборники на станциях, которые указаны в книжке расписаний. Выбрасывать мусор на перегонах и станциях запрещается как пас­сажирам, так и персоналу поезда.

Пассажирские поезда в нашей стране за один рейс могут проследовать через несколько климатических зон, с севера на юг, с запада на восток и наоборот, по­этому одной из важнейших обязанностей проводника является поддержание необходимого теплового режи­ма в вагоне. Это возможно при правильной эксплуа­тации системы отопления и вентиляции.

При температуре наружного воздуха до —40 °С температуру в вагоне поддерживают при угольном отоплении не ниже 18 °С, при электрическом комбини­рованном—в пределах 18—20°С. Перед подачей на посадку вагон должен быть достаточно прогрет. В пу­ти следования проводник вагона обязан топить котел водяного отопления, следить за работой и состоянием отопительной системы. В вагонах с электрическим или комбинированным (электрическим или угольным) отоплением она должна постоянно работать в автома­тическом режиме и на ручное управление отоплением переходят с разрешения начальника поезда или поезд­ного электромеханика только при неисправности эле­ментов автоматики или при нарушении нормального температурного режима.

Пассажирские вагоны оборудованы устройствами для естественной и принудительной вентиляции. Про­водник вагона должен хорошо знать их работу и пра­вильно применять эти знания на практике. Необходи­мо обеспечивать в вагоне нормальны! воздухообмен, чтобы при длительном пребывании значительного ко­личества пассажиров в нем не повышались влажность и температура воздуха и содержание в составе возду­ха вредных для жизнедеятельности организма веществ не превышало допустимой нормы. Температура в ва­гоне регулируется с помощью вентиляционных устройств, особенно системы кондиционирования воздуха. Как правило, пассажиры хорошо чувствуют себя при температуре воздуха внутри вагона 18— 20 °С и влажности 30—70 %. Максимально допустимое "содержание углекислого газа в воздухе 0,1 % от объ­ема, пыли — не более 1 мг/м3.

С увеличением скорости движения пассажирских поездов до 160 км/ч и выше попадание пыли в вагон при закрытых окнах, дверях и рефлекторах резко воз­растает в результате подсоса через не плотности, по­этому система вентиляции должна создавать необхо­димый подпор воздуха изнутри вагона, чтобы обеспе­чить обмен воздуха и исключить попадание пыли.

Во время рейса проводник должен постоянно кон­тролировать температуру в вагоне и состояние венти­ляции, не только полагаясь на свои ощущения, но и следя за показаниями приборов. Следует также прислушиваться к мнению пассажиров. Занимаясь своей работой или находясь в служебном помещении, проводник может не ощущать духоты и повышенной температуры в вагоне.

Принудительная вентиляция обеспечивает в зим­нем режиме дополнительное поступление тепла для обогрева вагона, так как воздух подогревается кало­рифером, летом с ее помощью происходит воздухооб­мен и охлаждение воздуха внутри вагона. Установка принудительной вентиляции пассажирского вагона действует на трех режимах, или ступенях, работы. Первая ступень с малым объемом подаваемого возду­ха применяется зимой. Вторая ступень с подачей сред­него объема воздуха в вагон используется весной, осенью или летом при малой населенности вагона и при сравнительно невысокой температуре наружно­го воздуха. Третью ступень с подачей большого объ­ема воздуха применяют летом.

Наиболее комфортные условия для пассажи­ров созданы в вагонах, оборудованных устройствами кондиционирования воздуха. В этих установках воз­дух, подаваемый в вагон летом, охлаждается, а зимой подогревается, что позволяет в более широких диапазонах изменять температуру, влажность и другие па­раметры воздуха внутри вагона. Кондиционирование воздуха позволяет создавать в вагоне нормальные условия проезда при температуре наружного воздуха от+ 32°С до —40 °С. В настоящее время установками |для кондиционирования оборудованы вагоны СВ, вагоны-рестораны и часть купейных вагонов. В этих ва­гонах окна в купе не открывающиеся, а окна в коридоре вагона открываются через одно.

Естественная вентиляция вагона осуществляется через потолочные дефлекторы и открываемые окна. Проводник с помощью устройств отопления и вентиляции зимой и летом регулирует температуру и воздухообмен внутри вагона. Нормальный тепловой ре­жим в вагоне зимой, при низких температурах наруж­ного воздуха, достигается правильной работой системы водяного отопления котла и подогревом по­ступающего из вентиляционной установки воздуха до температуры не менее 20 °С.

Если в вагоне становится слишком жарко, провод­ник должен уменьшить нагрев котла отопления и уве­личить приток воздуха через вентилятор. В зимнее время при большой населенности вагонов, особенно плацкартных или с общими местами, при работающей вентиляционной установке нужно приоткрывать деф­лекторы в пассажирском помещении для улучшения воздухообмена и удаления использованного воздуха с большой влажностью и содержанием углекислоты. Со стороны котлового конца вагона дефлекторы от­крывают на 10—15 мм, в не котловой части вагона —на 20—25 мм.

Объективным показателем плохой работы венти­ляционной установки является запотевание окон с внутренней стороны вагона. В этом случае провод­ник включает более высокую подачу воздуха в вагон, а чтобы не охладить помещение, усиливает работу отопления. При выходе из строя системы электроснаб­жения вагона или неисправности самой вентиляцион­ной установки дефлекторы открывают.

Летом, при температуре наружного воздуха +20 °С и выше, вентиляционная установка вагона должна ра­ботать непрерывно, в том числе и на остановках поез­да. Вентилятор выключают на 10—15 мин в течение каждого часа работы. При повышении температуры в вагоне выше + 25°С вентиляционная установка не обеспечивает снижения температуры, поэтому необ­ходимо открыть окна с одной стороны вагона, а при температуре +30 °С и выше открыть все окна. При этом надо иметь в виду, что при движении на двухпутных участках с правой стороны по ходу поезда имеется опасность попадания пыли от встречных поездов в от­крытые окна вагона (рис. 1). Поэтому открывать окна необходимо с правой стороны по ходу поезда. При движении поезда со скоростью свыше 120 км/ч окна не открывают, так как через них будет попадать в ва­гон большое количество пыли. Летом и при работаю­щей принудительной вентиляции все дефлекторы должны быть открыты, зимой постоянно открытыми оставляются дефлекторы в туалетах.


Положение «открыто» положение «закрыто

Рис.1. Закрывание и открывание окон в пассажирском вагоне

1-защелка; 2-трехгранная головка; 3-нажимная рама; 4-фиксатор; 5-ручка


На рис. 1 показаны устройства для закрывания и открывания вагона. При подготовке опускных окон на зиму следует запереть защелку 1. Винты с трех­гранной головкой 2, установленные на нажимной ра­ме 3, необходимо равномерно затянуть. В этом состо­янии открывать окна больше нельзя. Открывание окон с усилием приводит к повреждению фиксирующих де­талей и самих окон.

Установка кондиционирования воздуха должна ра­ботать в автоматическом режиме и поддерживать тем­пературу воздуха в вагоне в пределах 22—25 °С летом и 18—22 °С зимой. Работа установки автоматически отрегулируется с помощью установленных в вагоне тер­мостатов, которые регулируют на изменение температуры При неисправности Термостатов можно перейти на ручное управление. Разрешение на это дает поезд­ной электромеханик, к которому проводник вагона обязан обращаться при любой неисправности систем кондиционирования, вентиляции, электроснабжения

Проводник обязан постоянно обеспечивать пасса­жиров своего вагона кипяченой охлажденной водой. Для этого в вагоне имеются комбинированный кипя­тильник непрерывного действия, охладитель питьевой воды и бачок для питьевой воды с разборным краном. Кипятильник (рис. 2) служит для обеспечения пас­сажиров питьевой водой и для приготовления чая.


Рис.2. Система питьевого водоснабжения


В пункте перестоя перед подачей вагона на посадку проводник растапливает топку кипятильника и топит ее древесным углем или топливными брикетами. Элек­трический обогрев кипятильника включается только при движении поезда. Производительность кипятиль­ника непрерывного действия при работе на твердом топливе 16—18 л/ч, на электрообогреве—12—14 л/ч. После приготовления достаточного количества ки­пяченой воды (при уровне на водомерном стекле ки­пятильника, соответствующем отметке 15 л) ее зака­чивают ручным насосом в охладитель питьевой воды до тех пор, пока она не покажется в смотровом стекле в верхней части охладителя. Затем на электрораспре­делительном щите включают охладительную установ­ку. Проверяют качество питьевой воды и ее темпе­ратуру, которая должна быть в пределах 12—18 °С.

Место для разбора питьевой воды находится в нише стенки служебного отделения, расположенного в ма­лом коридоре котлового конца вагона.

Горячая вода необходима также для умывальни­ков в туалетах и для мойки посуды. В котловом от­делении вагона имеются водоподогреватели. Летом вода нагревается топкой, зимой — змеевиком с горя­чей водой, температура которой не должна быть вы­ше 70 °С. В служебном помещении проводника обору­дована мойка для посуды, изготовленная в виде сталь­ной эмалированной раковины или раковины из нержа­веющей стали. Раковина имеет смеситель горячей и холодной воды и сливную трубу. Горячая вода посту­пает по специальному трубопроводу к умывальникам в туалетах, а также используется для уборки в вагоне, мойки туалетов и оттаивания унитазов в зимнее время.

Система электроснабжения современных пасса­жирских вагонов обеспечивает работу, люминесцент­ного освещения, устройств вентиляции и кондиционирования воздуха, высоковольтного отопления вагона, а также комбинированного кипятильника и охладителя питьевой воды, преобразователей для электро­бритв. Проводник принимает непосредственное учас­тие в управлении работой системы электроснабжения вагонов и контролирует действие сигнализации нагрева рельсовых букс вагона и пожарной сигнализации.

Основные аппараты управления, сигнализации и защиты установлены на электрораспределительном щите, расположенном в служебном купе проводника. С пульта электрораспределительного щита с помощью переключателей и кнопок производится управление всей системой электроснабжения вагона, а также отоп­ления и вентиляции. На пульте управления вагонов имеется также сигнализация (лампы) замыкания и утечки тока на массу плюсовых и минусовых цепей, включения преобразователя люминесцентного освеще­ния, включения групп осветительных приборов, элек­трокипятильника, охладителя питьевой воды, циркуля­ционного насоса отопительной системы, преобразова­теля для электробритв, хвостовых сигнальных фонарей. На пульте управления расположены сигналь­ные лампы подачи в магистраль высоковольтного на­пряжения и включения отопления вагона. Кроме того, имеется сигнализация нагрева букс.

При аварийном выходе из строя генератора и аккумуляторной батареи предусмотрена подача тока че­рез низковольтную подвагонную магистраль из сосед­него вагона и наоборот.

Проводник должен знать, как управлять системой электроснабжения вагонов, уметь определить возни­кающие неисправности. Для этого в служебном купе вывешивается общая схема системы электроснабже­ния. Имеется спецификация составляющих схему эле­ментов, и приведены их основные данные. Составными частями схемы являются система электроснабжения, система освещения, высоковольтное электроотопление, управление вентиляционной установкой, радиотранс­ляционная сеть, радиоустановка (в вагонах с радио­купе).

Главный переключатель для системы электроснаб­жения имеет три режима: дневной, вечерний и ночной. В позиции «дневной режим» включаются лампы осве­щения котельного отделения, штепсельные розетки в коридоре, туалетах и под вагоном, вызывная звон­ковая сигнализация. В позиции главного переключа­теля «вечерний режим» включаются все лампы освеще­ния, а в позиции «ночной режим» — только лампы на­каливания и штепсельные розетки.

В установленные часы работы поездного радиоуз­ла пассажиры получают возможность прослушать по­следние известия, передачи очеркового, музыкально-развлекательного характера. Особое значение имеет служебная информация, которая в каждом поезде должна передаваться не реже двух раз в сутки. Пас­сажирам сообщаются основные положения Правил пе­ревозок пассажиров, в том числе правила поведения пассажира на железнодорожном транспорте. Пассажи­ров предупреждают о необходимости соблюдения пра­вил пожарной безопасности и общественного порядка. Проводник должен не только следить за исправностью радиотрансляции в вагоне, но и предупреждать пас­сажиров о необходимости 'прослушивания служебной информации. В то же время следует обращать внима­ние на то, чтобы работа поездной радиотрансляцион­ной сети не .раздражала пассажиров и не мешала их отдыху. Для этого периодически проверяют громкость включения репродукторов, особенно в коридоре купей­ного и мягкого вагонов, и в случае необходимости звук уменьшают.

Проводник обязан следить за соблюдением общественного порядка в вагоне, не допускать распития спиртных напитков, курения в купе, коридорах, туа­летах и тамбуре с рабочей стороны вагона, а также нахождения в вагоне посторонних лиц. Не допуска­ются также азартные игры и спекуляция. Проезд в тамбурах, на переходной площадке и крыше вагона запрещен.

В обязанность проводника входит обеспечение со­хранности внутреннего инвентаря и самого пассажир­ского вагона. Свободные купе должны быть закрыты на ключ, с выключенным радио, светом и закрытыми окнами.

 О прибытии на станцию назначения проводник за­ранее предупреждает пассажиров, а за 30 мин до это­го убирает постельные принадлежности, производит расчет с пассажирами за чай и кондитерские изделия и возвращает им билеты. После полной остановки по­езда на станции назначения проводник открывает на­ружную тамбурную дверь, протирает поручни и начи­нает высадку, а затем и посадку пассажиров.

По прибытии поезда в пункт оборота, после высад­ки пассажиров проводники собирают использованное постельное белье в мешки и складывают их в рундуки, убирают на верхние полки и в потолочные нищи мат­рацы, подушки и одеяла. Очищают пылесосом и свер­тывают ковровые дорожки и купейные коврики, подме­тают полы, вытирают пыль с диванов, полок, столиков, стен, с электроарматуры, выносят мусор из вагонов в специальные мусоросборники. За время перестоя по­езда в пункте оборота должны быть вымыты все полы и туалеты. Это делает бригада мойщиков или сами проводники в зависимости от установленного порядка. В пункте формирования и приписки пассажирского поезда после прибытия пересчитывают и складывают как использованное, так и чистое белье, готовя его к сдаче. Подметают пол, протирают от пыли все внутренние поверхности пассажирских помещений, коридоров, уби­рают туалетные помещения, котельную, тамбуры. Уда­ляют из вагонов мусор. Если бригада меняется, то она сдает внутренний инвентарь вагона другой бригаде или в кладовые.


2.5. Услуги, оказываемые пассажирам в поездах


 В поезде пассажирам предоставляется целый комп­лекс бесплатных и платных услуг. В вагонах со спаль­ными местами выдаются постельные принадлежности и комплект постельного белья в упакованном виде (две простыни, наволочка и полотенце). Плата за пользование им 1 руб., но если в набор включены до­полнительные предметы: второе полотенце, туалетное мыло и др., — стоимость услуги повышается. Пасса­жир имеет право потребовать замены некачественного постельного белья без оплаты. В пути следования пас­сажир может взять за плату новый комплект постель­ного белья взамен использованного. Квитанции за пользование постельным бельем не выдаются. Для ко­мандированных отчетом за пользование постелью в по­езде служит билет на спальное место в вагоне.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.