Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
1.1. Понятие, признаки и виды иностранных работников
1.2. Правовое регулирование труда трудящихся-мигрантов нормами международного права
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
2.1. Источники правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников в Российской Федерации
2.2. Порядок привлечения иностранной рабочей силы
2.3. Трудовой договор с иностранным работником
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Прибытие в Российскую Федерацию иностранцев с целью трудовой деятельности, а также выезд наших сограждан на работу за рубеж – весьма распространенное явление в современной российской действительности. Вместе с тем, если взглянуть в историческом аспекте, то проблемы внешней трудовой миграции являются сравнительно новыми для отечественного правоведения. СССР был отгорожен «железным занавесом» от международного рынка труда и от иностранных инвестиций. Вплоть до начала 80 годов прошлого века для советских граждан существовали жесткие ограничения на выезд за рубеж и въезд иностранных граждан в СССР.
Россия вплотную столкнулась с ними в процессе демократических преобразований 80-90 годов и особенно после распада СССР. Россия становится как «донором» рынка труда, принимая большое количество мигрантов из стран СНГ и Китая, так и его «реципиентом», поскольку российские граждане трудятся в различных странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу. Вместе с тем в России до последнего времени отсутствовало комплексное регулирование правовых отношений с участием трудящихся-мигрантов, не была сформирована понятийная база, не наработана судебная и правоприменительная практика. При этом опыт советского законодательства здесь неприменим, поскольку абсолютно не соответствует новым реалиям.
Миграция иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию является одним из направлений внешней трудовой миграции. Она представляет собой наиболее многочисленный миграционный процесс, оказывающий влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в государстве. Практика свидетельствует, что значительная часть иностранных граждан, находясь в Российской Федерации, осуществляет трудовую деятельность без оформления разрешений на работу, стремясь остаться в теневом секторе экономики, и, таким образом, переходит на нелегальное положение. Указанная ситуация в очередной раз подтверждает необходимость проведения специального исследования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации[1].
Таким образом, вопросы, касающиеся порядка привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства для ведения трудовой деятельности на территории Российской Федерации, являются весьма актуальными и еще недостаточно изученными в правоприменительной практике.
К вопросам трудовой миграции обращались различные авторы, в частности, О.В.Абрамова, Е.В.Виноградова, В.В.Глазырин, Э.Р.Григорьев и Л.В. Труханович, Р.Ш.Давлетгильдеев, О.К.Дадаев, Е.С.Скачкова, В.В.Трубин, И.В. Халевинский и др. В последние годы были защищены диссертационные работы Н.А.Андриановой «Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России» (2002); В.А.Асриян «Социальные и трудовые права мигрантов в РФ» (2004); Ю.В.Жильцовой «Правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов» (2002). По глубине исследования проблемы мне хочется выделить научно-практическое пособие Г.С.Скачковой «Труд иностранцев в России: правовое регулирование» (2006).
Целью исследования является комплексный анализ правового регулирования труда иностранных граждан в РФ, для чего поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие «трудовой миграции» и «иностранного работника»;
- проанализировать основные международно-правовые акты и национальное законодательство ряда иностранных государств в сфере трудовой миграции;
- выделить проблемы правового регулирования внешней трудовой миграции в современном российском законодательстве;
- рассмотреть особенности трудового договора с трудящимся-мигрантом;
- сформировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере труда иностранных граждан.
В качестве методов исследования применялись сравнительно-правовой, формально-логический и системный методы научного познания. По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.
Процесс перемещения физических лиц через границы государств для занятия трудовой деятельностью в литературе называют по-разному: «международный рынок труда», «международный трудовой обмен», «международное перемещение трудовых ресурсов»[2]. В российских нормативных правовых актах используется термин «внешняя трудовая миграция»[3].
Внешняя трудовая миграция – это осуществляемое в порядке, установленном нормами международного права и национального законодательства, добровольное, временное перемещение лиц в государство, гражданами которого они не являются, с целью осуществления на его территории трудовой деятельности. В литературе приводятся и другие определения. Так, по мнению Ю.В. Жильцовой, «внешняя трудовая миграция – это временное изменение места жительства с целью занятия оплачиваемой деятельностью в иностранном государстве»[4].
К сожалению, в действующем законодательстве понятие «внешней трудовой миграции» отсутствует, хотя сам термин используется. Полагаем, законодателю необходимо разработать и включить соответствующую дефиницию в один их нормативных правовых актов, регулирующих вопросы внешней миграции. Понятие иностранного работника используется в российских и международных актах для обозначения субъектов именно внешней трудовой миграции. Правовой статус трудящихся-мигрантов имеет некоторые особенности.
Нормативного определения трудящегося-мигранта российское законодательство не содержит. В ст.11 Конвенции МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах содержится следующее определение: трудящийся-мигрант – это лицо, которое мигрирует из своей страны в другую с намерением получить работу, иначе, чем на собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта. Конвенция не применяется к пограничным работникам, морякам, а также выехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам. Понятие «трудящийся-мигрант» уточняется в Конвенции МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения. Особо подчеркивается, что оно охватывает только лиц, законно въехавших в страну в качестве трудящихся-мигрантов. Таким образом, исключается возможность его применения к нелегальным мигрантам. Кроме того, согласно Конвенции к трудящимся-мигрантам не относятся лица, приезжающие с целью получения профессиональной подготовки или образования; лица, въехавшие в страну для выполнения специальных функций на ограниченный период времени по просьбе работодателя и обязанные ее покинуть после их завершения.
Самое широкое определение понятия «трудящийся-мигрант» дается в Международной Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.), согласно которой этим термином обозначается любое лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является.
Несколько иначе толкуется рассматриваемое понятие в ст.1 Европейской Конвенции 1997 г. о правовом статусе трудящихся-мигрантов, согласно которой термин «трудящийся-мигрант» означает гражданина государства-участника, которому разрешено другим государством-участником проживать на его территории для выполнения оплачиваемой работы. При этом акцент делается на гражданстве, то есть из сферы действия Конвенции исключаются лица без гражданства (апатриды).
Проведенный анализ международных актов позволяет сделать вывод об отсутствии единообразного применения термина «трудящийся-мигрант». К общим признакам трудящегося-мигранта относятся: 1) иностранное гражданство; 2) место постоянного проживания; 3) цель прибытия в страну – выполнение оплачиваемой работы; 4) временный характер пребывания в принимающей стране; 5) легальность, то есть разрешение компетентного государственного органа на такое временное пребывание; 6) регулирование трудовых отношений национальным законодательством страны пребывания. На основании выделенных признаков сформулируем определение: Трудящийся-мигрант – физическое лицо, которое на законных основаниях занимается трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого он не является и в котором не имеет постоянного места жительства.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[5] (далее – Закон № 115-ФЗ) вместо термина «трудящийся-мигрант» использует термин «иностранный работник», определяя последнего как иностранного гражданина, временно пребывающего в РФ и осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность; при этом временно пребывающими считаются иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Как видим, содержание терминов «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» по российскому законодательству фактически совпадает.
На наш взгляд, категории «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» должны соотносится как общее и частное. Иностранным работником следует называть тех мигрантов, которые работают по найму, на основе трудового договора, то есть являются участниками трудовых правоотношений (само наименование «работник», характерное именно для трудового права, говорит в пользу этого подхода). Но к трудящимся-мигрантам можно отнести также и другие категории граждан, занимающихся оплачиваемой трудовой деятельностью не на основании трудового договора (например, индивидуальные предприниматели или лица, работающие по договору подряда). В международных актах и юридической литературе субъект внешней трудовой миграции именуется именно понятием «трудящийся-мигрант».
Правовой статус иностранного работника складывается из совокупности его прав, обязанностей и ответственности. Состав социальных и трудовых прав человека, которыми в равной степени пользуются и трудящиеся-мигранты, не одинаков в актах разных международных организаций, международных договорах и российском законодательстве. Согласно ст.13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Как отмечается в литературе, составить исчерпывающий перечень индивидуальных трудовых работников-мигрантов вряд ли возможно[6]. Во всяком случае в перечень основных трудовых прав трудящихся-мигрантов следует включить: право на свободу труда без дискриминации и запрет принудительного и обязательного труда; право на равные возможности и на равное обращение в сфере занятости; право на информацию и на консультации; право па справедливые условия труда; право на здоровые и безопасные условия труда; право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей; право на защиту в случае прекращения занятости, а также в случае банкротства работодателя; право на защиту своего человеческого достоинства в период трудовой деятельности; социальные права (право на социальное страхование, социальное обеспечение, медицинское и социальное обслуживание) и др.
В сфере правового регулирования трудовой миграции большое значение имеют нормы международного публичного и частного права, закрепленные в актах, принятых ООН, МОТ, Советом Европы, СНГ, региональными объединениями государств, а также многосторонних и двусторонних соглашениях РФ.
Акты ООН в области трудовой миграции. Главный вклад нормативных актов ООН в регулирование труда мигрантов состоит в разработке и принятии Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, одобренной 45-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году[7]. Россия в данной Конвенции не участвует, однако не исключается ее присоединение в будущем.
Основные положения Конвенции, на мой взгляд, следующие: Термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является (ст.2). Запрещена какая-либо дискриминация мигрантов в сфере труда, в частности, устанавливается, что они пользуются не менее благоприятными условиями, чем граждане государства работы по найму (ст.ст. 7, 43, 45, 55 и др.). Трудящиеся-мигранты и члены их семей могут свободно покидать любое государство, включая государство своего происхождения. Это право не должно подлежать каким-либо ограничениям, за исключением тех, которые предусматриваются законом, необходимым для охраны национальной безопасности, общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признанными в настоящей части Конвенции другими правами (ст.8). Трудящийся-мигрант или член его или ее семьи не должен лишаться разрешения на проживание или получение работы или высылаться только на основании невыполнения обязательства, вытекающего из трудового соглашения, если только выполнение такого обязательства не представляет собой одно из условий получения такого разрешения (ст.20). Трудящиеся-мигранты и члены их семей пользуются правом свободного передвижения по территории государства работы по найму и свободой выбора местожительства в нем (ст.39). Трудящиеся-мигранты имеют право переводить свои заработанные средства и сбережения, в частности такие суммы, которые необходимы для содержания их семей, из государства работы по найму в государство происхождения или любое другое государство (ст.47). Трудящиеся-мигранты в государстве работы по найму имеют право свободно выбирать свою вознаграждаемую деятельность с учетом некоторых ограничений или условий (ст.52).
Акты Международной Организации Труда. Наибольший вклад в правовое регулирование вопросов трудовой миграции вносит Международная Организации Труда. Главной идеей Конвенции МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» от 1 июля 1949 г.[8] является признание государствами-участниками равенства в отношении мигрантов независимо от национальной, расовой принадлежности, религии, пола.
Общая защита трудящихся-мигрантов согласно Конвенции № 97 обеспечивается: организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и снабжении их необходимой информацией (ст.2); принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в вопросах иммиграции и эмиграции (ст.3); принятием мер, облегчающих все стадии миграции, включая перемещение и прием мигрантов (с.4); организацией медицинского обслуживания мигрантов (ст.5); разрешением переводить на родину заработок и сбережения (ст.9) и т.д. Конвенции № 97 указывает на необходимость заключения письменных трудовых договоров и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты. Провозглашается равенство мигрантов с гражданами страны пребывания в уровне минимальной заработной платы.
Отдельные Рекомендации МОТ предусматривают возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания наравне с гражданами этого государства; получить определенные гарантии в вопросах занятости, обеспечения информацией и др.[9]
МОТ исходит из того, что трудовая миграция представляет собой не только экономическое, но и социальное явление; влекущее последствия не только для самого лица, вовлеченного в трудовые отношения, но и для членов его семьи. Поэтому Конвенция МОТ № 118 «О равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», принятая 28 июня 1962 г.[10] гарантирует равноправие граждан страны пребывания и мигрантов в сфере социального обеспечения независимо от срока пребывания в стране. При этом в отношении трудящихся-мигрантов могут предусматриваться такие социальные гарантии, как: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной трудоспособности, пособие по безработице и т.п.
Следует назвать Конвенцию МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения», принятой 24 июня 1975 г.[11] Государства-участники должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры к ее сокращению. Кроме того, Конвенция требует обеспечить равенство в обращении, социальном обеспечении, участии в профсоюзах и прочие социальные гарантии для лиц, находящихся на территории государства на законных основаниях в качестве трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Общепризнано, что конвенции и рекомендации МОТ служат ориентиром для развития национального законодательства и политики в сфере труда. На современном этапе уже можно говорить о сформировавшейся системе международных трудовых актов, состоящих из конвенций и рекомендаций МОТ, которые принято называть «Международным трудовым кодексом». Вместе с тем, многие международно-правовые акты о трудовой миграции на территории России не действуют, что, на мой взгляд, является анахронизмом времен «холодной войны». Тем более, «российское трудовое законодательство несмотря на наличие кодифицированного нормативно-правового акта, по многим параметрам в той или иной мере отстает от требований МОТ в вопросах регулирования труда с участием иностранцев»[12].
Российская Федерация не ратифицировала ни одну из международных конвенций, касающихся трудящихся-мигрантов. Как отмечается в литературе, время их принятия относится к периоду существования СССР, который практически не участвовал в международном обмене труда. Россия в начальный период становлении своей государственности не была заинтересована в ратификации данных конвенций, вследствие экономической невозможности их выполнения[13]. Кроме того, следует учитывать и национальный менталитет (особенности правосознания населения) – настороженное отношение россиян к работникам-иностранцам. Однако, в настоящее время ситуация изменилась. Россия все активнее включается в международный обмен трудовыми ресурсами. Большое количество наших сограждан трудоустраиваются за рубежом. Наша страна заинтересована в привлечении иностранной рабочей силы вследствие демографического кризиса, следствием которого становится недостаток трудоспособного населения. Эти обстоятельства обусловливают необходимость ратификации международных актов ООН и МОТ в сфере трудовой миграции.
Страницы: 1, 2, 3, 4