Рефераты. Правовое регулирование лесохозяйственной деятельности






·                   леса государственных природных заповедников;

·                   леса национальных парков;

·                   леса природных парков;

·                   заповедные лесные участки.[27]

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ог­раниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

Наконец, к лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Относительно использования данной группы лесов Лесной кодекс РФ устанавливает требование, согласно которому при за­готовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологи­ческих функций этих лесов. В свою очередь, леса третьей груп­пы разделяются на освоенные и резервные леса по критериям, устанавливаемым федеральным органом управления лесным хо­зяйством.

Лесной кодекс РФ регулирует как отнесение лесов к группам, так и перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. На практике потребность в изменении статуса лесных земель возникает в связи с решением общественно значимых задач экономического разви­тия, например, для строительства дорог, трубопроводов, линий электропередачи и т.п. Так, перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы осуществляется Правитель­ством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ. Соответствующее решение должно быть согласовано с федеральным органом управления лесным хозяйством.[28]

Основными организационно-правовыми инструментами обес­печения рационального использования и охраны лесов служат, согласно Лесному кодексу РФ, расчетная лесосека, государствен­ный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр, мони­торинг лесов, государственные программы использования, охра­ны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, обязательная сертификация лесных ресурсов, лесоустройство, договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, лесорубочный билет, ордер и лесной билет, лицензирова­ние права лесопользования, государственный контроль за состоя­нием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

Поскольку лесные ресурсы относятся к восстановимым, лес­ное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесо­разведение. С учетом изменений, произошедших в лесном фонде, в лесоустроительных проектах предусматривается уста­новление объема работ по воспроизводству лесов, способов их проведения и определение воспроизводимых древесных пород. Задачи по воспроизводству лесных ресурсов определяются лес­хозами федерального органа управления лесным хозяйством. Воспроизводство лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала - обязанность как лесхозов, так и лесопользователей.

Особенностью правового регулирования отношений по поводу лесов является то, что лесное законодательство устанавливает требования по охране и защите лесов. Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленно­го порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. Одно­временно регулируется защита лесов от вредителей и болезней леса.

Характеризуя правовой режим лесов, важно отметить особен­ности использования лесных ресурсов. Один из основных видов использования - заготовка древесины. Лесной кодекс РФ регу­лирует ее применительно к двум видам - рубкам главного поль­зования и рубкам промежуточного пользования.

В отношении рубок главного пользования Кодекс устанавли­вает требование, согласно которому заготовка древесины может осуществляться в перестойных и спелых древостоях. Что касает­ся рубок промежуточного пользования, то они связаны с рубками ухода за лесом, выборочными санитарными рубками, рубками ре­конструкции и иными рубками малоценных древостоев, а также древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции, и прочими рубками (сплошны­ми санитарными рубками, расчисткой лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубка­ми для иных целей).

Принципиальным при регулировании рубок является вопрос о способах их проведения. Они зависят от группы, к которой отнесен тот или иной лес. Так, в лесах третьей группы, т.е. наи­более эксплуатируемых, рубки главного пользования должны проводиться способами, обеспечивающими своевременное восста­новление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. На практике в таких лесах широко, до 90% общей площади вырубок, проводятся сплошные рубки, наиболее удобные для лесозаготовителей, но наносящие непоправимый экологический вред.

В лесах второй группы рубки главного пользования должны проводиться способами, направленными на восстановление цен­ных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использо­вать лесные ресурсы.

В лесах первой группы, экологически наиболее ценных, про­водятся рубки главного пользования, направленные лишь на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное ис­пользование перестойных и спелых древостоев. Такие рубки не направлены на удовлетворение экономических интересов.[29]

В лесах национальных парков, природных парков, особо цен­ных лесных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источни­ков водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитар­ной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных за­щитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки.

В лесах государственных природных заповедников, на запо­ведных лесных участках допускаются только прочие рубки, соот­ветствующие заповедному режиму. При регулировании и прове­дении рубок в заповедниках важно учитывать, что заповедники создаются для проведения научных исследований и их режим должен быть неприкосновенным. Человек не должен вмешивать­ся в естественные процессы, происходящие в экосистеме запо­ведника.

В горных лесах применяются способы рубок главного пользо­вания с учетом защитного, противоэрозионного и водорегулирую­щего значения этих лесов.

Кроме того, при рубках и главного пользования, и промежу­точного пользования заготовка древесины осуществляется в соот­ветствии с региональными правилами рубок или наставлениями. Такие правила (наставления) утверждаются федеральным орга­ном управления лесным хозяйством.

Особенностями обладает правовое регулирование использова­ния, охраны, защиты и воспроизводства лесов, не входящих в лесной фонд, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности.

Использование лесов, расположенных на землях обороны, регулируется с учетом того, что такие леса предназначены для обеспечения нужд обороны и закрепляются за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, т.е. Министерством обороны РФ, которое и осуществляет ведение лесного хозяйства, а также обеспечивает рациональное использование, охрану, за­щиту и воспроизводство лесов, расположенных на закрепленных за ним землях. Порядок ведения лесного хозяйства, а также ис­пользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, располо­женных на землях обороны, определяется специальным законо­дательством РФ, но в соответствии с Лесным кодексом РФ. Государственный контроль за ведением лесного хозяйства, ис­пользованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, рас­положенных на землях обороны, проводится совместно федеральным органом управления лесным хозяйством и Минобороны Рос­сии.

Исходя из того, что леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки, веде­ние лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на таких землях, осу­ществляются в порядке, устанавливаемом органами государст­венной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями Лес­ного кодекса РФ. При этом в лесах, расположенных на землях городских поселений, допускается лишь проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок. Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством «городских» лесов ведется государ­ственными органами субъектов РФ, федеральным органом управ­ления лесным хозяйством и специально уполномоченным госу­дарственным органом в области охраны окружающей среды.

Регулируя рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, Лесной кодекс РФ исходит из того, что при этом должны обеспе­чиваться улучшение состояния растительности и выполнение ею своих функций. Такая растительность предназначена для обеспе­чения защиты земель от воздействия неблагоприятных природ­ных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Допускается проведение рубок ухода, са­нитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, а также прочих рубок древесно-кустарниковой растительности.[30]

Что касается древесно-кустарниковой растительности, распо­ложенной на землях железнодорожного транспорта, автомобиль­ного транспорта и землях водного фонда, предназначенной для защиты транспортных магистралей и каналов от неблагоприят­ных природных явлений, предотвращения загрязнения окру­жающей среды, снижения шумового воздействия транспорта, то Лесной кодекс РФ допускает рубки ухода, санитарные рубки, рубки реконструкции, рубки специального назначения и прочие рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на соответствующих землях.

Прогрессивный опыт, накопленный в мире, показывает, что чрезмерные темпы' использования лесных ресурсов в действи­тельности не так уж необходимы. Объемы вырубки лесов могут быть значительно снижены усилением контроля за отходами и увеличением использования вторичных материалов. Для произ­водства бумаги и упаковочного картона вместо интенсивных рубок леса многие государства всемерно используют вторичное сырье. Так, доля бумаги, полученной из макулатуры, в общем производстве бумаги составляет в Швеции 53%, в Японии -52%, Западной Европе - 46%, США - 45%. В этих государст­вах по всей территории созданы четко действующие и разветвлен­ные системы сбора макулатуры. В России существовавшая систе­ма пунктов сбора макулатуры практически разрушена. Макулатура, как правило, выбрасывается в контейнеры для бы­товых отходов и вывозится на свалки или сжигается.[31]


2.2. Основные принципы лесного законодательства


В основе лесного законодательства, прежде всего, лежит регулирование земельных отношений, связанных с предоставлением земельных участков для осуществления различных видов лесопользования. Только затем рассматривается лес, как природная экосистема и природный ресурс.

Несмотря на то, что удалось в значительной мере детализировать нормы, касающиеся общедоступного лесопользования, пребывания граждан в лесах, тем не менее в законе осталась неопределенность норм, по которым может быть ограничено или запрещено пребывание граждан в лесах, а также право граждан свободно и бесплатно для собственных нужд осуществлять заготовку дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых и недревесных лесных ресурсов.

Под давлением общественности установлена федеральная собственность на земли лесного фонда и лесные участки из состава этих земель, но при этом полномочия Российской Федерации по управлению лесами переданы на уровень субъектов Российской Федерации и должны осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета. Несмотря на формальное сохранение федеральной собственности на участки лесного фонда, по мнению специалистов, законодательство создает достаточно предпосылок для появления частной собственности на лесные участки и в дальнейшем их купли / продажи.

В лесном законодательстве введена новая классификация лесов в зависимости от их экономического, экологического и социального значения. Леса делятся на три вида - защитные, эксплуатационные и резервные леса. Кроме того, осталась правовая норма - особо защитные лесные участки, которая позволяет сохранять наиболее ценные лесные участки в эксплуатационных лесах. В целом это является положительным моментом в регулировании лесных отношений, но важно, чтобы при фактической реализации данных норм не произошла «потеря» уже существующих особо охраняемых территорий, водоохранных зон и прочих защитных лесов.[32]

Существенные изменения произошли в отношении определения правового режима и ограничений использования защитных лесов. Прежде всего, сняты ограничения на проведение рубок в защитных лесах и лесах ООПТ. Единственным ограничением в лесах особо охраняемых природных территорий, а также в лесопарках и городских лесах является запрещение сплошных рубок.

Существенно расширен перечень видов использования лесов, которые по существу являются видами землепользования. Появились такие экзотические виды лесопользования, как осуществление работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов, осуществление религиозной деятельности и т.д. При этом, сняты ограничения по строительству в лесах капитальных и временных сооружений, развитию объектов лесной и промышленной инфраструктуры. Отдельные статьи Лесного кодекса направлены на прямое стимулирование и привлечение инвестиций в промышленное освоение лесов, которое ничего не имеет общего с устойчивым ведением лесного хозяйства интенсивными методами, а направлено на освоение новых лесных массивов и расширение зоны лесопользования.

Согласно лесному законодательству, использование лесов осуществляется на правах:

·                   постоянного (бессрочного) пользования лесными участками,

·                   ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут),

·                   аренды,

·                   безвозмездного срочного пользования лесными участками.

По существу, перечисленные права пользования автоматически перенесены из земельного законодательства и не понятно, как эти нормы будут работать применительно к лесным отношениям.

Определено, что заготовка древесины является предпринимательской деятельностью. Граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка – договоров купли-продажи лесных насаждений. Договор аренды заключается на срок от 10 до 49 лет.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.[33]

Все арендные отношения максимально приведены в соответствие с нормами гражданского права. Заключение договоров аренды осуществляется по результатам аукционов, за исключением случаев предоставления в аренду лесных участков для осуществления работ по изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений, портов и т.д.. Кроме того, без конкурса будут предоставляться лесные участки для реализации инвестиционных соглашений в области освоения лесов, для создания и эксплуатации лесоперерабатывающей инфраструктуры. Это фактически стимулирует неограниченное освоение лесов.

Возможность участия общественности в процессе управления лесами предусматривается в качестве одного из основных принципов лесного законодательства, но фактически не может быть реализована из-за отсутствия реальных механизмов влияния общественности на принятие управленческих решений по ведению лесного хозяйства и организации лесопользования.

Сроки договоров аренды сокращены с 99 лет и могут устанавливаться в пределах от 10 до 49 лет, а для видов лесопользования, связанных со строительством гидросооружений, трубопроводов, добычи полезных ископаемых и прочих нетрационных видов лесопользования допускается аренда на срок от 1 года до 49 лет. По истечении срока аренды установлено преимущественное право добросовестного арендатора при заключении договора аренды на новый срок. Но при этом не ясно, кто при пролонгации договора аренды будет решать настолько арендатор был добросовестен. При этом законодательство предусматривает заключение договора аренды только по результатам аукциона, хотя правила проведения аукционов в принципе не предусматривают возможности учитывать преимущественные права ответственных лесопользователей, т.к. победителем аукциона может быть только тот, кто дал большую цену на аукционе. Исключительно аукционный способ распределения лесных ресурсов особенно беспокоит лесопромышленные компании, т.к. допускает к участию в аукционе лиц которые не имеют реальной возможности для осуществления лесопользования и стремятся использовать возможность передать арендованные участки в субаренду или могут использовать приобретение лесных участков в аренду вокруг крупных лесоперерабатывающих комбинатов, как дополнительный рычаг в ведении корпоративных войн с целью захвата прибыльных предприятий.

На арендатора возлагаются обязанности по ведению лесного хозяйства, охране и защите леса, но законодательство не определяет какие мероприятия могут быть включены в эти понятия и в законе отсутствуют четкие требования к лесопользователям по ведению лесного хозяйства, в отношении сохранения биоразнообразия и решении социальных вопросов. Т.к. нет четкого определения и даже нет упоминания термина «ведение лесного хозяйства», то независимо от видов лесопользования, будь это сбор грибов и ягод, охота, пчеловодство или заготовки древесины, на всех лесопользователей в полном объеме должны распространятся требования по ведению лесного хозяйства, тушению лесных пожаров, лесовосстановлению, борьбе с вредителями и болезнями леса. При этом масштаб и объем этих лесохозяйственных мероприятий не определен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.