Рефераты. Правовое регулирование образовательной деятельности в СССР






Интендантское и оружейно-техническое отделения были переданы в училище из состава Московского военно-технического училища Внутренних дел, а автотехническое отделение - из состава Харьковского кавалерийского пограничного училища НКВД (г. Алма-Ата), которые в свою очередь были переформированы в Московское военное училище войск НКВД численностью курсантов - 900 человек, и Алма-атинское военное училище войск НКВД с численностью курсантов 800 человек. (Приказ НКВД 30.06.1945 г.). Московское училище приступило к подготовке офицеров: пехоты – 2 дивизиона, связи – 2 дивизиона, радиотелеграфистов – 1 дивизион, который приказом НКВД от 28.06.1946 г. был расформирован.[39]

Приказом НКВД от 18.07.1945 г. в Алма-атинском военном училище было открыто отделение служебного собаководства с двухгодичным ком подготовки, которое укомплектовывалось военнослужащими срочной и сверхсрочной службы Пограничных войск, имеющими опыт юты со служебной собакой и образованием не ниже 7-8 классов.

В сентябре 1945 г. на базе Харьковских военно-политических курсов младших лейтенантов было сформировано Военно-политическое училище войск НКВД со сроком обучения 3 года (приказ НКВД от 08.1945 г.).

Училище подлежало комплектованию военнослужащими войск БД с образованием не ниже 8 классов, возраст которых не превышал 25 г, кандидатами и членами ВКП(б) и предназначалось для подготовки политработников среднего звена. Приказом НКВД от 23.10.1945г. Курсы переподготовки офицеров-разведчиков были преобразованы в Каменец-дольскую школу усовершенствования офицерского состава. В школе наряду с переподготовкой офицеров предусматривалось учение дивизиона курсантов, набранных из сержантского состава срочной и сверхсрочной службы сроком на 11 месяцев. Согласно этому же

приказу курсы переподготовки оперативного состава пограничных войск

(г. Бабушкин) были преобразованы в Московскую школу усовершенствования оперативного состава войск НКВД.[40] Школы имели ту же структуру определения и обеспечения учебного процесса, что и военные училища и 2 дивизиона слушателей.

В связи с реорганизацией НКВД в МВД директивой УВУЗ № 9 от ,04.1946 г. все вузы НКВД были включены в систему МВД СССР.[41]

Реформирование системы военно-профессионального образования офицеров-пограничников происходило одновременно с созданием соот­ветствующей учебно-материальной базы в училищах и школах. Начало другой работе после войны было положено директивой УВУЗ № 20/2-0358 ВТ 6.05.1946 г. которой предусматривалось создание при всех вузах войск МВД учебных городков и учебных застав для повышения эффективности тактического обучения слушателей и курсантов.[42]

В связи с тем, что распоряжением Совета Министров СССР № 5804-от 4.05.1946 г. Кутаисское суворовское военное училище МВД СССР до передислоцировано в г. Петродворец на базу Ленинградского военного училища войск МВД СССР, последнее было переведено в г. Махачкалу на место дислокации 449-го Краснознаменного мотострелкового полка войск МВД (приказ МВД от 23.05.1946 г.). Эта передислокация имела важное значение: приближала обучение к войсковой практике, т.к. ом была государственная граница, охраняемая войсками Грузинского, Минского и Азербайджанского пограничных округов. Курсанты учились, активно привлекались и для проведения оперативных мероприятий, борьбы с банд формированиями, что давало хорошую практику для будущей службы.

Одним из путей совершенствования сети вузов и системы военно-профессионального образования офицерских кадров войск было увеличение сроков подготовки курсантов и слушателей в вузах (училищах и школах). Тем более, что уровень подготовки по-прежнему не удовлетворял руководство МВД и ГУПВ.

Усовершенствование   офицеров морпогранчастей  осуществлялось ЛВВМПУ.

В 1949 г. было создано МГБ СССР, которому были переданы и Пограничные войска. В соответствии с приказом МВД от 17.10.1949 г. в МГБ или Военный институт, все военные училища и школы, готовившие офицерские кадры Пограничных войск, Ленинградское суворовское военное училище и 30 % штатной численности и личного состава УВУЗ МВД.[43] мая 1950 г. вышло постановление Совета Министров СССР № 2116-1СС, касающееся вопросов усиления охраны Государственной границы СССР, в том числе и комплектования войск офицерским составом. Этот документ обязывал Военное министерство СССР выделять ежегодно для пограничных войск МГБ, из числа оканчивающих средние и высшие специальные военно-учебные заведения, 250 человек различных специальной: авиационной, морской, инженерной, военных переводчиков, медици­нских и ветеринарных работников и других специалистов по заявкам пограничных войск МГБ. Для Пограничных войск ежегодно в военных академиях, факультетах заочного обучения и КУОС представлялось - 75 мест, в т.ч. на общевойсковом факультете ВПА им. В.И. Ленина - 15 мест.[44]

Приказом МГБ от 8.08.1950 г., в целях улучшения организации обучения курсантов и усовершенствования офицерских кадров для войск МГБ приближения обучения к нуждам и практически задачам войск, военные училища и школы усовершенствования офицерского состава были переданы в ведение Главного управления Пограничных войск МГБ СССР. К ним относились:

-                     Высшее военно-морское пограничное училище;

-                     Московская ШУОС;

-                     Каменец-Подольская ШУОС;

-                     Московское военное училище (г. Бабушкин);

-                     Махачкалинское военное училище;

-                     Алма-Атинское военное училище;

-                     Харьковское военное училище (п. Померки);

-                     Военно-политическое училище (г. Харьков);

-                     Ленинградское суворовское военное училище.

Для руководства военными училищами и ШУОС в ГУПВ создавался отдел вузов. Общее методическое руководство и контроль за учебным процессом в вузах возлагались на 5-й отдел управления кадров МГБ. В учебные планы и программы были внесены изменения, касавшиеся про­фессиональной направленности содержания обучения.[45]

В 1951 г. приказом МГБ Алма-Атинская ШУОС также была передана в подчинение ГУПВ и приказом МГБ от 20.09.1951 г. переименована в Алма-атинскую пограничную ШУОС. Слушателями этой школы зачисля­юсь офицеры-пограничники из числа начальников пограничных застав, заместителей и контролеров контрольно-пропускных пунктов Погра­ничных войск, имевших среднее общее и военное образование и прослу­живших на границе не менее 1 года.[46]

24.11.1951 г. приказом МГБ все военные училища и школы усовер­шенствования офицерского состава, переданные в подчинение ГУПВ, получили наименование «пограничные» с присвоением им формы одежды граничных войск. Харьковское военное училище стало Первым Харьковским пограничным военным училищем, а Военно-политическое - Вторым Харьковским пограничным военным училищем.[47] Наименование «пограничных» учебные заведения сохранили и в последующем, после передачи Пограничных войск и вузов в МВД и перехода в подчинение УВУЗ.

Подготовку старшего и высшего (до округа) офицерского состава ж осуществлял Военный институт МГБ. Анализ руководящих документов конца 40-х - начала 50-х г.г. показал, что институт испытывал определенные трудности в решении поставленных задач. Так, в докладной записке по итогам проверки Военного института МГБ в 1949 г. отмечалась остаточная укомплектованность генералами и офицерами постоянного состава (77 % от штатной численности), слушателями основного факультетa 79 % (обучалось на 3-х курсах 429 чел., вместо 540 положенных по штату). Одной из причин не укомплектованности слушателями был высокий[ служебный ценз абитуриентов (5 лет службы в войсках, в то время, в Военной академии им. М.В. Фрунзе - 3 года). Кроме этого, были серьезные недостатки в организации и осуществлении учебного процесса.[48]

В то же время, сравнительный анализ учебных планов и программ основных факультетов Военного института и Военной академии им. М. Фрунзе в 1950 г. показал, что они практически копировали друг друга по структуре обучения и количеству часов на военные предметы, а разница (специальная и общеобразовательная подготовка) покрывалась за счет одного "лишнего" года обучения. Выпускники института получали квалификацию офицера с высшим военным образованием (полк - дивизия).[49]

В 1953 г. руководством МВД был принят ряд мер, направленных на совершенствование качества военно-профессионального образования, улучшения его практической направленности, повлекших организационно-штатные преобразования сети учебных заведений. Приказом МВД Московская и Алма-атинская пограничные ШУОС были расформированы, Второе Харьковское пограничное военное училище было реорганизовано школу усовершенствования политсостава. Калининградское военное училище МВД, готовившее кадры для ГУЛАГа, было преобразовано в пограничное военное училище с созданием соответствующей структуры, материальной базы и штатом - 600 курсантов.[50] Был установлен двухгодичный срок обучения курсантов. Согласно этому приказу была проведена реорганизация Московского пограничного военного училища МВД: упразднен пехотный профиль подготовки и училище переформировано по новому штату в составе:

- 3-х курсантских дивизионов связи;

- курсов усовершенствования офицерского состава связи (1 дивизион слушателей);

- курсов усовершенствования командно-оперативного состава (1 дивизион слушателей).

Анализ содержания подготовки офицерского состава войск МВД ил наличие серьезных недостатков в организации, проведении учебного процесса, что повлекло за собой значительные организационно-штатные преобразования, направленные на совершенствование военно-профессионального образования офицерских кадров.

Военном институте МВД СССР в 1952/53 учебном году и задачах по улучшению подготовки офицерских кадров" отмечались следующие недостатки:

- начетнический подход в преподавании;

- отрыв обучения от жизни войск, отсутствие связи с главными направлениями МВД;

- обучение слушателей оперативно-тактической подготовке носило в основном теоретический характер, не позволяло формировать у слушателей навыков управления частями и соединениями войск в современном бою, большая часть занятий по военным дисциплинам проводилась в классе;

- институт не имел своего лагеря и необходимой учебно-материальной базы по военным дисциплинам;

- слабо была организована и проводилась методическая и научно-следовательская работа.

Аналогичные недостатки в учебном процессе были характерны практически для всех вузов МВД.[51]

Оценивая уровень обучения по итогам 1954 г. по основным предметам, лучшими учебными заведениями были признаны Алма-атинское и Махачкалинское пограничные военные училища. По конкретным дисциплинам:

- основам марксизма-ленинизма - Махачкалинское;

- службе и тактике Погранвойск - Алма-атинское и Махачкалинское;

- тактике - Алма-атинское, Махачкалинское;

- огневой подготовке - Махачкалинское, Ленинградское;

-                      физической подготовке - Алма-атинское, Махачкалинское.[52]

В этой связи с переформированием Махачкалинского пограничного училища (Пр. МВД от 18.08.1955 г.) в Махачкалинскую пограничную школу усовершенствования офицерского состава в составе 2 дивизионов слушателей (300 человек). Пограничные войска лишились лучшего по единым показателям училища.

Материалы учебных заведений середины 50-х годов свидетельствуют, о том, что, несмотря на требования МВД сократить, многопрофиль­на вузов, на самом деле эта тенденция еще более усилилась.

Приказом МВД от 27.04.1955 г. "Об улучшении подготовки офицерских кадров в вузах МВД СССР" на Московское пограничное военное училище была возложена задача подготовки командиров саперных взводов для войск и органов МВД, 23.07.1955 г. расширена номенклатура спе­циальностей для выпускников профиля связи: радиосвязь, эксплуатация средств связи, линейно-кабельные сооружения связи.[53] Это было связано с подготовкой специалистов для всех структур МВД: правительственной связи, шифровки, радиоперехвата и т.п.

В 1955 г. вузами Пограничных войск было подготовлено 1317 офи­церов и переподготовлено 792 офицера (без Военного института и Воен­но-морского училища.

В 70-е годы принципы построения всей системы народного образования были закреплены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973 г.), Законе РСФСР «О народном образовании» (1974г.)[54] и аналогичных законах союзных республик, отражающих накопленный опыт и подводящих правовую базу под деятельность всех учебно-воспитательных учреждений страны. Хотя Конституция СССР относила к ведению Союза установление основных начал в области просвещения, указанные законодательные акты свидетельствовали о расширительном толковании этого понятия, так как отличались мелочной регламентацией вопросов, не требующих законодательного закрепления (стажировка и практика студентов, написание учебников и учебных пособий и т.п.).

Впервые за советский период вопросы подлинной демократизации и гуманизации высшего образования, автономии высшей школы были поставлены в конце 80-х гг. - это было вызвано изменением политического курса нового руководства. Переход к автономной модели высшей школы был экономически и социально детерминирован, признан необходимым средством преодоления кризиса общества и образования.[55] Были определены Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране, совместные постановления ЦК КПСС и СМ СССР[56] наметили пути решения основных вопросов в вузовской жизни с учетом роли высшего образования в ускорении социально-экономического развития страны.


[1] См. Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. Теоретичес­кие проб­лемы совершенствования. М., 1985, с.8-9.

[2] Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР. (1917-1936). М.,1985, с.21.

[3] Автономия и авторитарность, с.51.

[4] См. Покладок Е.Б., Спасская В.В. Эволюция автономии университета в Европе. М., 1992.

[5] Ленин В.И. О науке и высшем образовании. М., 1971, с.311.

[6] Корбут М.К. Указ. соч., т.2, с.301.

[7] См. Чанбарисов Ш.Х. Указ. соч., с.161.

[8] Концептуальные вопросы развития высшего образования. М., 1991, с.182.

[9] См. Амбросимова Н.М. Указ. соч., с.2.

[10] И в 1985 г. ей была дана такая же оценка С.И.Штамм (см. указ. соч., с.249). Однако сегодня нужно сместить акценты в споре и не доказывать необходимость контроля, а определять его разумные пределы.

[11] См. Корбут М.К. Указ. соч., т.2, с.300.

[12] См. Покладок Е.Б., Спасская В.В. Указ. соч.

[13] Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, №42, ст.879.

[14] СУ, 1921, №65.

[15] Поэтому в литературе его так иногда и называют. 

[16] В 50-е гг. такой состав советов вуза давал основание говорить о демократизации органов управления высшей школой (см. История Московского университета, т.2, М.,1955, с.85).

[17] См. Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании.

[18] «О заведовании студенческими делами и об участии студентов в управлении вузами».

[19] Постановление Минвуза СССР, Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 17.06.87 №435/20-11/ст7/10а «О первоочередных мерах по расширению участия студентов в управлении вузами». Бюллетень Минвуза СССР, 1987, № 8, с.2.

[20] Бюллетень КВШ Миннауки России, 1992, №4-6.

[21] См. Концептуальные вопросы развития высшего образования, с.185; Университеты и научные учреждения. М.-Л.,1935, с.31.

[22]  Постановление СНК СССР от 13.01.34 г.

[23] Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в РФ. - утв.  пост. Комитета по высшей школе Миннауки России от 13.03.92 №13. - Бюллетень , 1992, № 4-6.

[24] Приказ Минвуза СССР от 1.02.88 N62 "О восстановлении экстерната в высшей школе". - Бюллетень , 1988, № 5, с.24.

[25] См. Катаев Т.К. Высшая школа Советского Казахстана. Алма-Ата,1986; Красовский Н.И. Указ. соч.

[26] Сапаргалиев Г.С. Развитие советского законодательства о народном образовании. - "Советское государство и право", 1974, №3, с.20.

[27] См. С.И. Штамм. Указ. соч., с.257; Пути перестройки управления народным образованием: социально-экономический аспект. М., 1990, с.37-53.

[28] Реформа, соответственно, означает формирование саморазвивающейся системы высшего образования, придание ему независимого, самостоятельного автономного характера (см. Автономия и авторитарность, с.1).

[29]  См. Концептуальные вопросы.., с.183.

[30]  Справедливости ради следует отметить, что ЦК ВКП(б) перечислял на нужды вузов 1% от кредитов парторганизации и 1% жалования членов ВКП(б) (см. С.И.Штамм. Указ. соч.).

[31] См. Сапаргалиев Г.С. Развитие советского законодательства.., с.20; Хотеенков В.Ф. Система управления вузами : 30-е годы.- ВВШ, 1987, №11, с.19.

[32] Государственное управление народным образованием в СССР. А.-А., 1980.

[33] См. Хотеенков В.Ф. Указ. соч., с.19,22.

[34] См. Штамм С.И. Указ. соч., с.122.

[35] См. Пути перестройки управления народным образованием, с.46.

[36] Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе вузов и о руководстве высшей школой» от 23.06.36.  - В сб. «Высшая школа». М., 1978, с.14.

[37] Положение о научных работниках вузов 1924г., Положение о подготовке научных работников при вузах и научно-исследовательских учреждениях 1925г., Положения об аспирантуре и заочной аспирантуре 1939г.

[38] Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования.- утв.приказом Минвуза СССР и ВАК при СМ СССР от 15.09.87 №673/63. Бюллетень, 1987, №12, с.4.

[39] См.: ЦА ФПС, ф.796, оп. 1, д. 1.

[40] См.: ЦАФПС.ф. РЗВ.опЛ.д.1.

[41] См.: ГАРФ, ф.9422, оп.1, д.221, л.1. 2

[42] См.: ГАРФ, ф.9422, оп.1, д.223, л.25.

[43] См.: ЦА ФПС, ф.796, оп.1, д.55, л.л.1-3; ф.738, оп.1, д.91, л.45; ф.14, оп:7, д.194

[44] См.: ГАРФ, ф.9422, оп.1, д.691, л. 16.

[45] См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.37, л.л.64-66

[46] См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.40, л.л.139-140

[47] См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.40, л.л. 286-287

[48] См.: ГАРФ, ф.9422, оп.4, д.692, л.л.121-133.

[49] См.: ГАРФ, ф.9422, оп.1, д.1324, л.233

[50] См.: А ФПС, ф.14, оп.4, д.413, л.417

[51] См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.414, л.334.

[52] ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.414, л.л.333-337.

[53] См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.415.

[54]  Они подробно проанализированы Дороховой Г.А., Салищевой Н.Г., Сапаргалиевым Г.С. (см. указ. соч.)

[55] См. указ Президента СССР «О статусе высших учебных заведений».

[56] Пост. ЦК КПСС и СМ СССР от 13.03.87г.: № 325 «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве», №326 «О повышении роли вузовской науки в ускорении научно-технического прогресса, улучшении качества подготовки специалистов», №327 «О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров», №328 «О мерах по улучшению материальных и жилищно-бытовых условий аспирантов, студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений», №329 «О повышении заработной платы работников вузов». – «Бюллетень Минвуза СССР», 1987, №№ 6,7.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.