Рефераты. Происхождение государства






— государство создано Богом, как и весь мир;

— государь исполняет Божью волю, его власть незыблема;

— беспрекословное подчинение воле государя;

— церковь выступает посредником между Богом и государем.

Недостатки теории: не имеет научного обоснования, посколь­ку построена на вере.

2. Договорная теория происхождения государства

Представители: Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Дидро, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. Основные идеи:

— государство возникает в силу общественного договора, за­ключенного между людьми;

— согласно договору люди теряют часть своих естественных

прав, своей свободы в пользу государства, но при этом при­обретают гарантии защиты своей личности, своих прав, своей собственности со стороны государственной власти;

— каждый участник договора принимает на себя обязанность выполнять все требования со стороны государства;

— государство обязуется обеспечивать охрану порядка в обще­стве, защиту личности, имущества каждого;

— государство и общество несут взаимную ответственность за невыполнение своих обязательств.

Недостатки теории: идеализируется процесс возникновения государства как разовая сделка, непосредственно зависящая от воли человека, в то время как образование государства — это сложный эволюционный процесс, связанный с объективными факторами (со­циально-экономическими, географическими, военными, и т.д.).

3. Патриархальная теория происхождения государства Представители: Аристотель, Н. Михайловский и др. Основные идеи:

— государство образуется путем разрастания семьи по типу: семья — племя — союз племен — государство;

— власть главы семьи (патриарха) становится властью главы государства;

— государь — отец народа, который заботится о своих поддан­ных, как о членах своей семьи.

Недостатки теории: государственная власть и власть в семье — не тождественные понятия, поскольку призваны решать разные задачи.

4. Теория насилия

Представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др. Основные идеи:

— главными факторами, обусловившими процесс происхож­дения государства, выступают военно-политические (завое­вание, насилие, порабощение);

— государство является результатом завоевания слабого пле­мени другим, более сильным;

— для завоевания и дальнейшего управления порабощенными племенами требуется соответствующий аппарат управления и принуждения, которым и становится государство;

— порабощение порождает рабство, которое в свою очередь ве­дет к появлению частной собственности;

— экономическое господство властвующих приводит к появ­лению классов, сословий;

— государство по своей сути является организацией власти и силы.

Недостатки теории: военно-политические факторы действи­тельно сыграли определяющую роль в образовании ряда государств, однако в большинстве случаев причины военно-политического ха­рактера выступают второстепенными, уступая в первую очередь социально-экономическим факторам.

5. Психологическая теория происхождения государства

 Представители: Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др. Основные идеи:

— причины происхождения государства связаны с особеннос­тями человеческой психики;

— личность стремится к общению, испытывает потребность жить в коллективе;

— одни люди в силу своих особенностей психики стремятся повелевать, другие, наоборот, подчиняться;

— из власти, основанной на авторитете, возникает государствен­ная власть.

Недостатки теории: психика человека формируется под воз­действием социально-политических и иных факторов, поэтому вы­ступает не главным, а одним из многочисленных условий зарожде­ния государственности.

6. Ирригационная теория происхождения государства

Представители: К. Витфогель и др. Основные идеи:

— государство возникает вследствие проведения крупномас­штабных работ по строительству ирригационных сооруже­ний;

— организация подобных работ требует привлечения большой массы людей;

— для проведения строительства необходимо создание цент­рализованной системы органов управления. Недостатки теории: возникновение государства подобным об­разом происходило в основном в восточных регионах, где природ-но-климатические, географические условия требовали создания ир­ригационных сооружений. В других регионах не требовалось про­ведения подобных работ, и государства возникали в силу иных фак­торов.

7. Марксистская теория происхождения государства (матери­алистическая, классовая)

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основные идеи:

— государство возникло в силу социально-экономических фак­торов;

— общественное разделение труда, совершенствование орудий труда приводит к появлению избыточного продукта, част­ной собственности и, как следствие, к возникновению клас­сов — богатых и бедных;

— первобытная организация власти не способна управлять об­ществом, где существует противоборство классов;

— государство является результатом раскола общества на клас­сы;

— государственная власть принадлежит классу богатых;

— государство по своей сути является машиной, созданной гос­подствующим классом, для подавления эксплуатируемого класса.

Недостатки теории: социально-экономические факторы, в том числе и классообразование, действительно сыграли определяющую роль в процессе происхождения государства. Однако в данной тео­рии недооцениваются иные факторы (духовные, психологические и др.), которые сыграли немаловажную роль наряду с социально-эко­номическими причинами, а также гиперболизирована роль классов в образовании государства.


1.6. Государственная власть как разновидность социальной власти


Государственная власть является одной из разновидностей со­циальной власти. Любая общность людей не может существовать без отношений управления и подчинения. Именно такая категория, как власть, с помощью определенных средств воздействия обеспе­чивает организацию и функционирование данного вида общества.

Существуют различные виды социальной власти, каждый из которых характеризуется свойственными ему специфическими при­знаками. Однако государственная власть является особой разновид­ностью социальной власти.

В юридической литературе существует две точки зрения отно­сительно соотношения понятий «политическая власть» и «государ­ственная власть». Согласно одной позиции авторов, политическая власть более широкая категория, чем государственная, поскольку ее субъектом выступает не только государство, но и политические партии, общественные организации и другие институты политичес­кой системы.

Согласно другой позиции, понятия «политическая власть» и «государственная власть» тождественны. Политическая власть реа­лизуется государственными органами, при этом она воплощается в государственные институты и становится властью государственной.

Можно выделить следующие характерные признаки государ­ственной власти:

1) публичный характер, означающий существование специального аппарата управления и принуждения, обеспечивающего реа­лизацию государственно-властных велений;

2) распространение на всю территорию государства;

3) верховенство, выраженное в отсутствии на территории госу­дарства какой-либо другой конкурирующей власти;

4) независимость, означающая самостоятельность в принятии решений;

5) осуществление официально уполномоченными лицами, име­ющими статус государственных служащих;

6) применение мер государственного принуждения, обеспечива­ющих исполнение государственно-властных велений;

7) легитимный характер, т.е. признание обществом существую­щей в государстве власти;

8) легальный характер, означающий создание и функционирова­ние государственных органов на основании закона. Государственная власть — это публично-политическая раз­новидность социальной власти, обладающая качествами верховен­ства и независимости, легитимности и легальности.

1.7. Понятие и признаки государства

Существуют различные подходы к определению государства.

Государство — понятие многоаспектное, поэтому невозможно дать универсальное определение, характеризующее государство со всех позиций (правовых, социологических, психологических, и т.д.). Однако, выделив признаки, свойственные только государству и отличающие его от других организаций, можно сформулировать определение государства.

Характерные признаки государства:

1) наличие публично-политической власти, которая осуществля­ется специальным аппаратом управления и принуждения, от­деленным от общества и обеспечивающим реализацию госу­дарственно-властных велений;

2) государственный суверенитет, представляющий собой един­ство, верховенство государственной власти на всей террито­рии государства и независимость во внешнегосударственных отношениях;

3) система налогов и сборов;

4) единая финансовая система, казна;

5) территориальная организация населения;

6) территориальная организация органов государства;

7) территориальные границы;

8) официальное представительство интересов своих граждан (подданых);

9) монопольное право на принятие законов и других норматив­но-правовых актов.

На основе общих признаков государства можно сформулиро­вать следующее его определение.

Государство — это публично-политическая организация вла­сти в пределах, определенной территории, обладающая государ­ственным суверенитетом и выступающая официальным предста­вителем интересов своих граждан (подданых).

1.8. Сущность государства


По своей сути государство — это организация власти. Сущ­ность государства раскрывает предназначение государственной вла­сти в обществе, роль государства и его природу. Сущность государ­ства определяется теми интересами, которые данное государство поддерживает, выражает и защищает. Это могут быть интересы господствующего класса, определенной нации, всего общества, и т.д., поэтому выделяют несколько подходов к сущности государ­ства. Основными из них являются классовый и общесоциальный (общечеловеческий) подходы.

1. С позиции классового подхода государство служит интересам экономически господствующего класса, решает сугубо классо­вые задачи.

Марксистская доктрина рассматривала государство как клас­совую организацию политической власти, определяя его орудием, машиной, созданной для подавления одного класса другим.

Примером государства с классовой сущностью может служить рабовладельческое государство, поддерживающее интересы класса рабовладельцев, или феодальное, обеспечивающее привилегии фео­далов.

2. С позиции общесоциального (общечеловеческого) подхода го­сударство призвано обеспечить интересы всего общества, ре­шить общесоциальные задачи.

В любом государстве общество неоднородно, поэтому перед государством с общесоциальной сущностью стоит довольно слож­ная задача. Проведение социальной политики требует приложения серьезных усилий со стороны государственной власти с целью дос­тижения в итоге общественного компромисса.

Выделяют также и другие подходы к сущности государства, такие как расовый, религиозный, национальный, и т.д., с позиции которых определяющим фактором деятельности государства будут являться расовый, религиозный, национальный и иные интересы.

В сущности современного государства заложены как классо­вые, так и общесоциальные начала. Наличие классов в любом госу­дарстве явление неизбежное, поэтому государственная власть дол­жна учитывать также и классовые интересы.

Правовое государство на современном этапе призвано устра­нить демократическими методами противоборство различных клас­сов, социальных слоев, групп, которое может перерасти в конф­ликт, междоусобицу. При этом одной из главных задач государ­ства будет являться охрана прав и свобод личности независимо от пола, возраста, расы, национальности, имущественного и должно­стного положения, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.


2. Формы государства

2.1. Понятие и элементы формы государства


Важное теоретическое и практическое значение при исследо­вании сущности государства имеет такая категория, как форма го­сударства. Основные характеристики государства проявляются как в его функциях, так и в его форме. Если функции государства пред­ставляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач, то форма государства опре­деляет его внутренне устройство, способ организации государствен­ной власти.

Таким образом, если государство — это организация публич­но-политической власти, то форма государства — это способ орга­низации публично-политической власти.

Форма государства позволяет ответить на следующие вопро­сы;

1) кто правит в государстве, как организована государственная власть, какие государственные органы действуют, каков поря­док их образования, как распределены полномочия между ними (форма правления);

2) какие действуют принципы территориальной организации на­селения, каков характер взаимоотношений между государством в целом и его составными территориальными частями (форма государственного устройства);

3) с помощью каких приемов, средств и методов осуществляется государственная власть, какова степень участия населения в управлении делами государства (политический режим). Форма государства рассматривается как совокупность трех взаи­мосвязанных ее элементов:

1) форма правления;

2) форма государственного устройства;

3) политический режим.

Форму государства определяют как «способ организации по­литической власти, охватывающий форму правления, форму госу­дарственного устройства и политический режим»,

1) форма правления это организация государственной влас­ти, характеризующая порядок образования государственных органов, распределение полномочий между ними, их взаимо­отношения с населением,

2) форма государственного устройства — это внутреннее тер­риториальное устройство государства, отражающее харак­тер взаимоотношений между государством в целом и его со­ставными частями.

3) политический режим это совокупность приемов, способов, методов и форм осуществления политической власти. С категорией «форма государства» тесно связаны проблемы эффективности реализации государственной власти, состояния законности и правопорядка, и т.д., в чем выражается практическая значимость рассматриваемой категории.


2.2. Форма правления: понятие, виды


Особое место среди элементов формы государства принадле­жит форме правления.

Форма правления представляет собой организацию государ­ственной власти, характеризующую порядок образования государ­ственных органов, распределение полномочий между ними, их взаи­моотношения с населением.

Еще Аристотель проводил классификацию государств в зави­симости от способа организации государственной власти (формы правления). Он выделил монархию, республику и деспотию, а так­же соответствующие им разновидности: демократию (власть наро­да), аристократию (власть элиты), олигархию (власть немногих), охлократию (власть толпы), и т.д.

Современная юридическая наука выделяет два основных спо­соба организации государственной власти, т.е. две формы правле­ния:

1) монархия это форма правления, при которой верховная го­сударственная власть полностью или частично осуществля­ется единоличным главой государства и, как правило, пере­дается по наследству;

2) республика это форма правления, при которой государствен­ная власть осуществляется выборными органами, избирае­мыми на определенный срок и несущими ответственность пе­ред своими избирателями.

Кроме того, проводятся дополнительные классификации го­сударств в зависимости от формы правления.

По способу участия населения в принятии законов различают­ся:

1)                формы правления с непосредственным участием населения в  принятии законов (непосредственная республиканская форма правления, монархия с непосредственным участием населения в законотворческом процессе);

2)                формы правления, характеризующиеся наличием выборных представительных органов власти (республика, ограниченная монархия);

3)                формы правления, для которых не характерно участие населе­ния в законотворческом процессе (абсолютная монархия, не­которые особые формы правления).

По объему полномочий представительного законодательного органа существуют:

1)                парламентские формы правления (парламентская монархия, парламентская республика);

2)                формы правления, где парламент не является единственным верховным институтом политической власти или вообще от­сутствует (например, социалистическая республика). Однако двумя основными формами правления являются мо­нархии и республики.

2.3. Монархия как форма правления

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть полностью или частич­но осуществляется единоличным главой государства и, как прави­ло, передается по наследству.

Основные признаки монархии:

1) верховная государственная власть представлена единоличным главой государства — монархом;

2) власть, как правило, передается по наследству;

3) власть монарха носит бессрочный характер, т.е. является по­жизненной;

4) население не участвует в процессе передачи власти от одного монарха другому;

5) отсутствует юридическая и политическая ответственность мо­нарха;

6) власть монарха признается, как правило, священной;

7) монарх имеет титул князя, царя, короля, императора, шаха, и т.д.;

8) государство полностью несет расходы на содержание монар­ха.

В зависимости от того, ограничена ли власть монарха предста­вительным органом или нет, монархии подразделяются на:

абсолютные (неограниченные);

— конституционные (ограниченные).

Конституционные монархии в зависимости от соотношения полномочий между монархом и представительным органом под­разделяются на:

дуалистические;

— парламентские.

Таким образом, можно выделить три вида монархии: абсо­лютную, дуалистическую и парламентскую.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.