— государство создано Богом, как и весь мир;
— государь исполняет Божью волю, его власть незыблема;
— беспрекословное подчинение воле государя;
— церковь выступает посредником между Богом и государем.
Недостатки теории: не имеет научного обоснования, поскольку построена на вере.
2. Договорная теория происхождения государства
Представители: Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Дидро, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. Основные идеи:
— государство возникает в силу общественного договора, заключенного между людьми;
— согласно договору люди теряют часть своих естественных
прав, своей свободы в пользу государства, но при этом приобретают гарантии защиты своей личности, своих прав, своей собственности со стороны государственной власти;
— каждый участник договора принимает на себя обязанность выполнять все требования со стороны государства;
— государство обязуется обеспечивать охрану порядка в обществе, защиту личности, имущества каждого;
— государство и общество несут взаимную ответственность за невыполнение своих обязательств.
Недостатки теории: идеализируется процесс возникновения государства как разовая сделка, непосредственно зависящая от воли человека, в то время как образование государства — это сложный эволюционный процесс, связанный с объективными факторами (социально-экономическими, географическими, военными, и т.д.).
3. Патриархальная теория происхождения государства Представители: Аристотель, Н. Михайловский и др. Основные идеи:
— государство образуется путем разрастания семьи по типу: семья — племя — союз племен — государство;
— власть главы семьи (патриарха) становится властью главы государства;
— государь — отец народа, который заботится о своих подданных, как о членах своей семьи.
Недостатки теории: государственная власть и власть в семье — не тождественные понятия, поскольку призваны решать разные задачи.
4. Теория насилия
Представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др. Основные идеи:
— главными факторами, обусловившими процесс происхождения государства, выступают военно-политические (завоевание, насилие, порабощение);
— государство является результатом завоевания слабого племени другим, более сильным;
— для завоевания и дальнейшего управления порабощенными племенами требуется соответствующий аппарат управления и принуждения, которым и становится государство;
— порабощение порождает рабство, которое в свою очередь ведет к появлению частной собственности;
— экономическое господство властвующих приводит к появлению классов, сословий;
— государство по своей сути является организацией власти и силы.
Недостатки теории: военно-политические факторы действительно сыграли определяющую роль в образовании ряда государств, однако в большинстве случаев причины военно-политического характера выступают второстепенными, уступая в первую очередь социально-экономическим факторам.
5. Психологическая теория происхождения государства
Представители: Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др. Основные идеи:
— причины происхождения государства связаны с особенностями человеческой психики;
— личность стремится к общению, испытывает потребность жить в коллективе;
— одни люди в силу своих особенностей психики стремятся повелевать, другие, наоборот, подчиняться;
— из власти, основанной на авторитете, возникает государственная власть.
Недостатки теории: психика человека формируется под воздействием социально-политических и иных факторов, поэтому выступает не главным, а одним из многочисленных условий зарождения государственности.
6. Ирригационная теория происхождения государства
Представители: К. Витфогель и др. Основные идеи:
— государство возникает вследствие проведения крупномасштабных работ по строительству ирригационных сооружений;
— организация подобных работ требует привлечения большой массы людей;
— для проведения строительства необходимо создание централизованной системы органов управления. Недостатки теории: возникновение государства подобным образом происходило в основном в восточных регионах, где природ-но-климатические, географические условия требовали создания ирригационных сооружений. В других регионах не требовалось проведения подобных работ, и государства возникали в силу иных факторов.
7. Марксистская теория происхождения государства (материалистическая, классовая)
Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основные идеи:
— государство возникло в силу социально-экономических факторов;
— общественное разделение труда, совершенствование орудий труда приводит к появлению избыточного продукта, частной собственности и, как следствие, к возникновению классов — богатых и бедных;
— первобытная организация власти не способна управлять обществом, где существует противоборство классов;
— государство является результатом раскола общества на классы;
— государственная власть принадлежит классу богатых;
— государство по своей сути является машиной, созданной господствующим классом, для подавления эксплуатируемого класса.
Недостатки теории: социально-экономические факторы, в том числе и классообразование, действительно сыграли определяющую роль в процессе происхождения государства. Однако в данной теории недооцениваются иные факторы (духовные, психологические и др.), которые сыграли немаловажную роль наряду с социально-экономическими причинами, а также гиперболизирована роль классов в образовании государства.
1.6. Государственная власть как разновидность социальной власти
Государственная власть является одной из разновидностей социальной власти. Любая общность людей не может существовать без отношений управления и подчинения. Именно такая категория, как власть, с помощью определенных средств воздействия обеспечивает организацию и функционирование данного вида общества.
Существуют различные виды социальной власти, каждый из которых характеризуется свойственными ему специфическими признаками. Однако государственная власть является особой разновидностью социальной власти.
В юридической литературе существует две точки зрения относительно соотношения понятий «политическая власть» и «государственная власть». Согласно одной позиции авторов, политическая власть более широкая категория, чем государственная, поскольку ее субъектом выступает не только государство, но и политические партии, общественные организации и другие институты политической системы.
Согласно другой позиции, понятия «политическая власть» и «государственная власть» тождественны. Политическая власть реализуется государственными органами, при этом она воплощается в государственные институты и становится властью государственной.
Можно выделить следующие характерные признаки государственной власти:
1) публичный характер, означающий существование специального аппарата управления и принуждения, обеспечивающего реализацию государственно-властных велений;
2) распространение на всю территорию государства;
3) верховенство, выраженное в отсутствии на территории государства какой-либо другой конкурирующей власти;
4) независимость, означающая самостоятельность в принятии решений;
5) осуществление официально уполномоченными лицами, имеющими статус государственных служащих;
6) применение мер государственного принуждения, обеспечивающих исполнение государственно-властных велений;
7) легитимный характер, т.е. признание обществом существующей в государстве власти;
8) легальный характер, означающий создание и функционирование государственных органов на основании закона. Государственная власть — это публично-политическая разновидность социальной власти, обладающая качествами верховенства и независимости, легитимности и легальности.
1.7. Понятие и признаки государства
Существуют различные подходы к определению государства.
Государство — понятие многоаспектное, поэтому невозможно дать универсальное определение, характеризующее государство со всех позиций (правовых, социологических, психологических, и т.д.). Однако, выделив признаки, свойственные только государству и отличающие его от других организаций, можно сформулировать определение государства.
Характерные признаки государства:
1) наличие публично-политической власти, которая осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения, отделенным от общества и обеспечивающим реализацию государственно-властных велений;
2) государственный суверенитет, представляющий собой единство, верховенство государственной власти на всей территории государства и независимость во внешнегосударственных отношениях;
3) система налогов и сборов;
4) единая финансовая система, казна;
5) территориальная организация населения;
6) территориальная организация органов государства;
7) территориальные границы;
8) официальное представительство интересов своих граждан (подданых);
9) монопольное право на принятие законов и других нормативно-правовых актов.
На основе общих признаков государства можно сформулировать следующее его определение.
Государство — это публично-политическая организация власти в пределах, определенной территории, обладающая государственным суверенитетом и выступающая официальным представителем интересов своих граждан (подданых).
1.8. Сущность государства
По своей сути государство — это организация власти. Сущность государства раскрывает предназначение государственной власти в обществе, роль государства и его природу. Сущность государства определяется теми интересами, которые данное государство поддерживает, выражает и защищает. Это могут быть интересы господствующего класса, определенной нации, всего общества, и т.д., поэтому выделяют несколько подходов к сущности государства. Основными из них являются классовый и общесоциальный (общечеловеческий) подходы.
1. С позиции классового подхода государство служит интересам экономически господствующего класса, решает сугубо классовые задачи.
Марксистская доктрина рассматривала государство как классовую организацию политической власти, определяя его орудием, машиной, созданной для подавления одного класса другим.
Примером государства с классовой сущностью может служить рабовладельческое государство, поддерживающее интересы класса рабовладельцев, или феодальное, обеспечивающее привилегии феодалов.
2. С позиции общесоциального (общечеловеческого) подхода государство призвано обеспечить интересы всего общества, решить общесоциальные задачи.
В любом государстве общество неоднородно, поэтому перед государством с общесоциальной сущностью стоит довольно сложная задача. Проведение социальной политики требует приложения серьезных усилий со стороны государственной власти с целью достижения в итоге общественного компромисса.
Выделяют также и другие подходы к сущности государства, такие как расовый, религиозный, национальный, и т.д., с позиции которых определяющим фактором деятельности государства будут являться расовый, религиозный, национальный и иные интересы.
В сущности современного государства заложены как классовые, так и общесоциальные начала. Наличие классов в любом государстве явление неизбежное, поэтому государственная власть должна учитывать также и классовые интересы.
Правовое государство на современном этапе призвано устранить демократическими методами противоборство различных классов, социальных слоев, групп, которое может перерасти в конфликт, междоусобицу. При этом одной из главных задач государства будет являться охрана прав и свобод личности независимо от пола, возраста, расы, национальности, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Формы государства
2.1. Понятие и элементы формы государства
Важное теоретическое и практическое значение при исследовании сущности государства имеет такая категория, как форма государства. Основные характеристики государства проявляются как в его функциях, так и в его форме. Если функции государства представляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач, то форма государства определяет его внутренне устройство, способ организации государственной власти.
Таким образом, если государство — это организация публично-политической власти, то форма государства — это способ организации публично-политической власти.
Форма государства позволяет ответить на следующие вопросы;
1) кто правит в государстве, как организована государственная власть, какие государственные органы действуют, каков порядок их образования, как распределены полномочия между ними (форма правления);
2) какие действуют принципы территориальной организации населения, каков характер взаимоотношений между государством в целом и его составными территориальными частями (форма государственного устройства);
3) с помощью каких приемов, средств и методов осуществляется государственная власть, какова степень участия населения в управлении делами государства (политический режим). Форма государства рассматривается как совокупность трех взаимосвязанных ее элементов:
1) форма правления;
2) форма государственного устройства;
3) политический режим.
Форму государства определяют как «способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим»,
1) форма правления — это организация государственной власти, характеризующая порядок образования государственных органов, распределение полномочий между ними, их взаимоотношения с населением,
2) форма государственного устройства — это внутреннее территориальное устройство государства, отражающее характер взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.
3) политический режим — это совокупность приемов, способов, методов и форм осуществления политической власти. С категорией «форма государства» тесно связаны проблемы эффективности реализации государственной власти, состояния законности и правопорядка, и т.д., в чем выражается практическая значимость рассматриваемой категории.
Особое место среди элементов формы государства принадлежит форме правления.
Форма правления представляет собой организацию государственной власти, характеризующую порядок образования государственных органов, распределение полномочий между ними, их взаимоотношения с населением.
Еще Аристотель проводил классификацию государств в зависимости от способа организации государственной власти (формы правления). Он выделил монархию, республику и деспотию, а также соответствующие им разновидности: демократию (власть народа), аристократию (власть элиты), олигархию (власть немногих), охлократию (власть толпы), и т.д.
Современная юридическая наука выделяет два основных способа организации государственной власти, т.е. две формы правления:
1) монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично осуществляется единоличным главой государства и, как правило, передается по наследству;
2) республика —это форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок и несущими ответственность перед своими избирателями.
Кроме того, проводятся дополнительные классификации государств в зависимости от формы правления.
По способу участия населения в принятии законов различаются:
1) формы правления с непосредственным участием населения в принятии законов (непосредственная республиканская форма правления, монархия с непосредственным участием населения в законотворческом процессе);
2) формы правления, характеризующиеся наличием выборных представительных органов власти (республика, ограниченная монархия);
3) формы правления, для которых не характерно участие населения в законотворческом процессе (абсолютная монархия, некоторые особые формы правления).
По объему полномочий представительного законодательного органа существуют:
1) парламентские формы правления (парламентская монархия, парламентская республика);
2) формы правления, где парламент не является единственным верховным институтом политической власти или вообще отсутствует (например, социалистическая республика). Однако двумя основными формами правления являются монархии и республики.
2.3. Монархия как форма правления
Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично осуществляется единоличным главой государства и, как правило, передается по наследству.
Основные признаки монархии:
1) верховная государственная власть представлена единоличным главой государства — монархом;
2) власть, как правило, передается по наследству;
3) власть монарха носит бессрочный характер, т.е. является пожизненной;
4) население не участвует в процессе передачи власти от одного монарха другому;
5) отсутствует юридическая и политическая ответственность монарха;
6) власть монарха признается, как правило, священной;
7) монарх имеет титул князя, царя, короля, императора, шаха, и т.д.;
8) государство полностью несет расходы на содержание монарха.
В зависимости от того, ограничена ли власть монарха представительным органом или нет, монархии подразделяются на:
— абсолютные (неограниченные);
— конституционные (ограниченные).
Конституционные монархии в зависимости от соотношения полномочий между монархом и представительным органом подразделяются на:
— дуалистические;
— парламентские.
Таким образом, можно выделить три вида монархии: абсолютную, дуалистическую и парламентскую.
Страницы: 1, 2, 3