Обращает на себя внимание то, что среди жителей средних городов несколько более часто распространена позиция, согласно которой решение проблемы детской беспризорности и безнадзорности возможно путем упрощение процедуры лишения родительских прав и процедуры усыновления. Эту позицию назвали 22% опрошенных жителей «средних» городов (численность 100–500 тыс. чел.).
Таким образом, как показали результаты проведенного исследования, среди жителей исследуемых регионов, а также респондентов, проживающих в различных типах поселений, существует достаточно значимая дифференциация в представлениях о том, что является основными причинами роста детской беспризорности и безнадзорности, как эти проблемы можно сегодня решить. Причем, данные различия в оценках в первую очередь обусловлены спецификой социально-экономического уровня данного региона, оказывающего определенное влияние на состояние этой проблемы как в данном регионе, так и в данном типе поселения и формирующего «собственное» региональное видение решения этих проблем.
Результаты второго этапа исследования также подтверждают тот факт, что большинство россиян убеждены в том, что решение проблем беспризорных и безнадзорных детей находится исключительно в компетенции государства и семьи этих детей. При этом значимой дифференциации в оценках между жителями исследуемых регионов опросы не зафиксировали. Несколько выделяются на этом фоне жители Центрального региона, среди которых четверть опрошенных (24%) возлагают ответственность за решение этих проблем на муниципалитет, где такие дети в данный момент находятся[32].
Таблица 13
Как Вы думаете, кто, прежде всего, должен решать проблемы беспризорности детей?
В целом население России
Центральный регион
Хабаровский край
Татарстан
Иркутская область
Их семья
58
52
61
51
53
Государство
72
74
80
70
65
Муниципалитет, где такие дети в данный момент находятся
10
24
8
13
Родственники, знакомые, соседи
5
18
6
9
Церковь
3
2
1
Общественные организации
7
11
Благотворительные организации
Затрудняюсь ответить
Практически такая же картина наблюдается и среди респондентов, проживающих в различных типах поселений. Подавляющее большинство опрошенных убеждены в том, что ответственность за решение этих проблем находится исключительно в компетенции государства и во вторую очередь лежит на семьях этих детей.
Таблица 14
Среди всех опрошенных
Тип населённого пункта
Москва и Санкт-Петербург
Более 500 тыс. жителей
100–500 тыс.
Менее 100 тыс.
Села
54
55
59
57
64
82
14
12
4
0
При этом среди жителей исследуемых регионов существуют значимые различия в представлениях о том, какие государственные структуры должны координировать ситуацию с детской беспризорностью. Так, за создание специального министерства (службы) по делам семьи и детей чаще выступают жители Центрального региона: необходимость создания такого органа отметили 57% опрошенных.
Жители Татарстана, Иркутской области и несколько реже жители Хабаровского края считают, что этими вопросами следует заниматься Министерству здравоохранения и социального развития – 59%, 52% и 40% соответственно. И здесь следует выделить более «жесткую» позицию по этим вопросам среди жителей Хабаровского края, среди которых почти треть опрошенных (31%) убеждены в том, что вопросами координации ситуации с детской беспризорностью и безнадзорностью должно заниматься Министерство внутренних дел.
Таблица 15
Как Вы думаете, какое федеральное министерство (служба) должно координировать ситуацию с детской беспризорностью?
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
33
32
40
Министерство внутренних дел
21
20
31
Федеральная служба безопасности
Министерство образования и науки Российской Федерации
19
22
необходимо создание специального министерства (службы) по делам семьи и детей
44
30
Также определенная дифференциации по этому вопросу наблюдается среди респондентов, проживающих в различных типах поселений. Причем, интересно то, что жители средних и малых городов в большей степени отдают предпочтение в деле координации ситуации с детской беспризорностью и безнадзорностью Министерству образования и науки РФ. За создание специального министерства (службы) по делам семьи и детей в большей степени выступают жители мегаполисов и несколько реже жители средних городов и сельских поселений, среди которых эту позицию отметили 57%, 46% и 44% соответственно.
Таблица 16
более 500 тыс.
100-500 тыс.
менее 100 тыс.
село
46
56
45
34
25
17
23
49
16
Необходимо создание специального министерства службы по дела семьи и детей
43
35
28
Также различается позиция среди жителей исследуемых регионов и по отношению к возможности замены обществом государства в контроле за ситуацией с неблагополучными семьями и детьми. Причем, противниками такой замены выступают жители Хабаровского края, среди которых более половины опрошенных (52%) отметили, что этими вопросами должно заниматься только государство. Тогда как жители Татарстана, напротив, выступают, скорее за общественный контроль за ситуацией в этой сфере, и прежде всего, при помощи создания и функционирования смешанного общественно-государственного совета, контролирующего ситуацию с неблагополучными семьями и детьми. Так считает более трети опрошенных (37%). Существенно реже среди них встречаются противники такой замены – 21%[33].
Таблица 17
Как Вы думаете, может ли общество заменить государство в контроле за ситуацией с неблагополучными семьями и детьми? Если да, то какие формы участия общественности Вы считаете наиболее эффективными?
Смешанный общественно-государственный совет, контролирующий ситуацию с неблагополучными семьями и детьми
37
Общественный совет в каждом муниципалитете с наделением его правами административных решений
Наблюдательный совет, осуществляющий контроль над органами опеки
Независимый Уполномоченный по правам ребенка
Считаю, что этими вопросами должно заниматься только государства
36
41
Что же касается мнения опрошенных, проживающих в различных типах поселений, то здесь исследование практически не зафиксировало существенной дифференциации в оценках. По мнению относительного большинства респондентов, этими вопросами должно заниматься государство, хотя при непосредственном и самом широком участии общественности путем создания и функционирования смешанных общественно-государственных советов.
Таблица 18
15
Считаю, что этими вопросами должно заниматься только государство
29
Хотя и здесь несколько выделяется позиция жителей крупных городов, которые несколько реже придерживаются точки зрения, согласной которой контроль за ситуацией с неблагополучными семьями и детьми должен находится исключительно в компетенции государства. Этой точки зрения придерживается 29% опрошенных, тогда как среди жителей других типов поселений доля придерживающихся этой точки зрения находится в диапазоне 37–52%.
Существенная дифференциация фиксируется в отношении информационной представленности современного состояния проблем детей-сирот, детской беспризорности и безнадзорности. Причем, следует отметить, что те или иные аспекты состояния этих проблем представлены достаточно хорошо во всех исследуемых регионах. Дифференциация наблюдается, прежде всего, в тематике проблем, обсуждаемых в средствах массовой информации того или иного региона[34].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8