Рефераты. Проблемы возврата НДС при экспорте продукции






Проблемы возврата НДС при экспорте продукции

Министерство   образования   Российской   Федерации

Филиал   Байкальского   Государственного  Университета   экономики  и  права в  г.Братск

Экономический  факультет




УДК……………..

ББК………………







Учет   и  контроль  в  государственных  налоговых  органах

Тема: Проблемы  возврата  НДС   при  экспорте  продукции








Выполнила  ст-ка  БЗ-00

Н.Г.Николаевская

Научный  руководитель:

И.Н.Бобкова








Братск 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………1

1.НДС  ПРИ   ЭКСПОРТЕ………………………………………………………2

1.1.Начисление налога…………………………………………………………..2
1.2.Применение вычетов по НДС………………………………………………2
1.3.Порядок подтверждения права на получение возмещения НДС…………3
1.4.Об отмене перечня традиционных экспортеров…………………………..9
1.5.Расчеты  с бюджетом………………………………………………………..10
1.6.Если налоговый орган отказал в возмещении НДС………………………11
1.7.Письменное заявление экспортера на возврат НДС………………………13

1.8.Момент начисления процентов……………………………………………..13

1.9.Начисление пени…………………………………………………………….14
2. ПРОБЛЕМЫ  ВОЗВРАТА   НДС  ПРИ  ЭКСПОРТЕ………………………16
2.1.О возможных ошибках экспортеров…..……………………………………16
2.2.Если экспортная сделка не подтверждена…………………………………18
2.3.О причинах отказа в возмещении НДС…………………………………….20

2.4.Временный  регламент проведения проверок обоснованности применения нулевой ставки и вычетов по НДС……………………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..32

ВВЕДЕНИЕ

       В процессе предпринимательской деятельности организации  нередко осуществляют экспортные операции.  Государство заинтересовано в активизации внешнеэкономической деятельности, так как  это способствует интенсивному развитию национальной экономики и ее интеграции в мировую экономику.  Кроме того, происходит приток валюты  в страну, улучшается платежный баланс государства. Для того чтобы поддержать хозяйствующие субъекты, осуществляющие экспортные операции, государство строит свою налоговую политику таким образом, чтобы им было выгодно заниматься реализацией товаров (работ, услуг) на экспорт. Одной из таких льгот, которая предусмотрена налоговым законодательством Российской Федерации, является нулевая ставка НДС.  Но   предметом споров налоговых органов и экспортеров остается проблема обоснованности применения нулевой ставки и налоговых вычетов «входного» НДС со стоимости товаров (работ, услуг), использованных при производстве и (или) реализации на экспорт.    Целью  работы является  рассмотрение  таких  вопросов: проблемы  оформление документов  при   экспорте, порядок подтверждения права на начисление налога по ставке 0% и представления декларации,  принятие решения налоговым органом,   особенности расчетов с бюджетом.

 

 

 

 

 

 

1 НДС  ПРИ   ЭКСПОРТЕ

       Что такое экспорт? Экспорт товаров – таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию. (ТК РФ)

1.1.Начисление налога

       В соответствии с п. 1 с т. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров на территории РФ. При этом согласно ст. 147 НК РФ в целях исчисления НДС местом реализации товаров признается Россия, если товар в момент отгрузки или транспортировки находится на ее территории. Таким образом, реализация товаров на экспорт подлежит обложению НДС. Пунктом 1 ст. 164 НК РФ установлено, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется ставка налога в размере 0% при условии предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Сумма налога по операциям, связанным с реализацией товаров, облагаемых по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции ( п. 6 ст. 166 НК РФ ). В пункте 6 ст. 164 НК РФ определена обязанность предоставления в налоговые органы отдельной налоговой декларации в случае осуществления операций по реализации товаров на экспорт.

1.2.Применение вычетов по НДС

        Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы предъявленного и уплаченного НДС при приобретении на территории РФ:

1) товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;

2) товаров (работ, услуг) с целью их перепродажи.

Право на применение вычетов при осуществлении экспортных операций имеют только плательщики НДС. У организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность подачи налоговых деклараций по НДС, в том числе по налоговой ставке 0%, – такие налогоплательщики не вправе получать возмещение по налоговым вычетам на основании деклараций, представляемых в налоговый орган.

1.3.Порядок подтверждения права на получение возмещения НДС

      Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и получения налоговых вычетов при реализации товаров в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);

   2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке.

   В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров (припасов).

   В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;

   3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.

   При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

   При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

   В случаях и порядке, определяемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации.

   4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.

   При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:

   копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;

   копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации

   При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

   При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

   Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, могут не представляться в случае вывоза товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

   При реализации товаров   через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

   1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;

   2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;

   3) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров (припасов) на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.

   В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка (ее копия), подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком или комиссионером (поверенным, агентом) сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров (припасов). В случае, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.

   В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;  

  4) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.

   5) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

      Кроме того, налоговые органы могут потребовать у налогоплательщика представить полный комплект документов, подтверждающих фактические затраты, относимые на себестоимость экспортируемой продукции, НДС по которым организация предъявляет к возмещению из бюджета.

     Налоговые органы вправе:

            1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

     Пакет подтверждающих документов нужно сдать в течение 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Такой датой считается день, когда таможня поставила на грузовой таможенной декларации (ГТД) отметку «Выпуск разрешен».  Пени  которые  организация  уплачивает  за  опоздание   со  сроком  предоставления  пакета  документов,  ей  возвращены  не  будут   - экспортер  может   рассчитывать  только   на  возврат  НДС.

ООО «Неизвестный  покупатель»  21 апреля  2004 года    отгрузил  товар   на  экспорт  (на ГТД поставлена отметка таможенного органа «Выпуск разрешен»).

29 апреля 2003 года – партия товара пересекла границу РФ (на ГТД поставлена отметка «Товар вывезен», что согласно контракту означает переход право собственности на них).

Дебет 62 Кредит 90   товары пересекли границу, что в соответствии с контрактом означает переход права  собственности на товар от продавца к покупателю, то есть отражен момент реализации;

30 апреля 2003 года – поступила оплата от иностранного покупателя.

Дебет 52 Кредит 62  поступила оплата за экспортируемый товар.

Не позднее 20 мая ООО «Весна» должна предоставить в налоговую инспекцию  декларацию по НДС по операциям, облагаемым по ставке 0% за апрель.

18 октября 2003 года – истек 180-дневный срок, в течение которого ООО «Неизвестный  покупатель» должен был собрать полный пакет документов, подтверждающих факт экспорта. 

      Таможенным кодексом РФ допускается возможность периодического декларирования вывозимых товаров. В этом случае согласно ст. 138 ТК РФ в таможенный орган первоначально подается временная таможенная декларация, а после убытия товаров с таможенной территории России экспортер представляет полную таможенную декларацию. Таким образом, помещение товаров под таможенный режим экспорта при периодическом декларировании осуществляется в соответствии с временной декларацией. Следовательно, исчисление 180-дневного срока, установленного для сбора пакета подтверждающих документов, при периодическом декларировании вывозимых товаров следует производить со дня помещения товаров под таможенный режим экспорта на основании временной декларации.

1.4.Об отмене перечня традиционных экспортеров

        Приказом ФНС от 21.10.04 № САЭ-3-03/5@ отменено понятие «традиционный экспортер», а также перечень традиционных экспортеров. До принятия этого приказа экспортеры, входившие в этот перечень, представляли налоговые декларации по ставке 0% в те налоговые инспекции, где они состояли на учете, и решения о возмещении НДС принимались в данных инспекциях независимо от суммы налога. Остальные экспортеры, если была заявлена сумма налога менее 5 млн. рублей, сдавали декларации по месту своего учета, а в случае ее превышения – в региональное налоговое отделение.

        В настоящее время указанный порядок изменен. Если экспортер состоит на учете в межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, то решение о предоставлении льготы по НДС принимается по месту учета независимо от суммы налога. Если экспортер не является «крупнейшим налогоплательщиком», то решение о возмещении НДС в пределах 5 млн. рублей также принимается по месту учета, а при сумме свыше 5 млн. рублей – в региональном управлении ФНС России.  Экс-традиционные экспортеры теперь   будут ждать решения о возмещении налога три месяца ( ст. 176 НК РФ ), как и все остальные экспортеры.

1.5.Расчеты  с бюджетом

       По операциям, связанным с реализацией товаров на экспорт, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно по каждой операции, уменьшается на сумму налоговых вычетов и определяется по итогам каждого налогового период.

    Превышение сумм налоговых вычетов подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Порядок возмещения сумм НДС экспортеру установлен п. 4 ст. 176 НК РФ. Согласно этому пункту возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС по ставке 0% и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.  В течение этого срока налоговый орган проверяет обоснованность применения «нулевой» налоговой ставки и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налога.

      Если налоговым органом полностью или частично отказано в возмещении НДС, то не позднее 10 дней он обязан представить экспортеру мотивированное заключение такого решения. Если в течение этого срока решение об отказе в возмещении сумм НДС не вынесено и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, то налоговый орган должен принять решение о возмещении на сумму, по которой нет решения об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.

    В случае если налоговый орган принял положительное решение о возмещении сумм налога, но у налогоплательщика имеется недоимка и пени по НДС (либо недоимки и пени по иным налогам и сборам или задолженность по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат), то указанные суммы подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Такой зачет налоговые органы производят самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

      При отсутствии указанной недоимки суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению. Налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и не позднее трех месяцев направляет его для исполнения в соответствующий орган федерального казначейства.

     Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения ими решения налогового органа. Если такое решение органы федерального казначейства не получат по истечении семи дней со дня направления его налоговым органом, то датой поступления данного решения признается восьмой день.  При нарушении сроков, установленных п. 4 ст. 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

1.6.Если налоговый орган отказал в возмещении НДС

      С момента подачи декларации и документов, подтверждающих экспорт, налоговый орган имеет право в течение трех месяцев осуществить проверку указанных документов ( п. 4 ст. 176 НК РФ ).

В ходе проверки налоговым органом могут быть затребованы следующие документы:

1. Договоры с поставщиками экспортной продукции.

2. Счета-фактуры, накладные, товарно-транспортные накладные на поставку экспортной продукции.

3. Платежные поручения, выписки банка и другие документы, свидетельствующие об оплате продукции.

4. Книги покупок и книги продаж.

5. Бухгалтерские регистры по движению товара.

    Если налоговый орган отказал в возмещении НДС, то организация  имеет право обжаловать его решение в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд в порядке, предусмотренном гл. 19 НК РФ .

      Организация может подать жалобу с приложением обосновывающих документов в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня получения решения. Решение по жалобе принимается в течение месяца со дня ее получения.

    Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Исковое заявление в суд может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня получения решения налогового органа.



1.7.Письменное заявление экспортера на возврат НДС

    Постановлении Президиума ВАС РФ № 5351/04#"_ftnref4">http://www.audit-it.ru/account5/audar27.php - _ftn4#_ftn4 при проведении контрольных мероприятий налоговые органы должны выявлять следующие нарушения:

– по одному контракту за различные налоговые периоды в ГТД с различными датами перемещения товаров через пункты пропуска проставлена одна и та же личная номерная печать должностного лица таможенного органа;

– по однородным товарам, отгружаемым по различным контрактам несколькими организациями-экспортерами, отметки о вывозе на ГТД подтверждаются одной и той же личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

          В трехдневный срок со дня обнаружения указанных обстоятельств налоговые органы направляют данную информацию в соответствующий таможенный орган, который производил оформление товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Обобщая вышеизложенное, следует признать, что, по сути, все причины возникающих конфликтных ситуаций  между  экспортерами  и  налоговыми  органами  можно сгруппировать в две основные группы: первая – превышение полномочий налоговыми органами и допущение с их стороны расширительного толкования НК РФ; вторая – небрежность налогоплательщиков при сборе и оформлении документов, подтверждающих вывоз товаров в таможенном режиме экспорта.

      Как показывает практика, и та, и другая проблема разрешима. Первая обычно решается в арбитражном суде, и рассмотренные выше примеры показывают, что суды в своих постановлениях поддерживают налогоплательщиков и указывают на неправомерность действий налоговых органов.

       Вторая проблема чаще всего возникает из-за неаккуратно оформленных и заполненных документов, поэтому налоговые органы и отказывают в возмещении НДС по такому формальному основанию. Причина – отсутствие в штате предприятия специалиста по внешнеэкономической деятельности либо низкая его квалификация.

       Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф заявил, в 2006 году планируется либерализовать режим возврата НДС экспортера. Основные проблемы связаны с возмещением НДС при экспорте и налогообложении авансовых платежей по продукции, поставляемой на экспорт. Данные проблемы, по мнению министра, требуют «радикального решения».       С   2007 года для налогоплательщиков, применяющих ставку НДС 0%, будет введен заявительный порядок возмещения налога. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс поступят на обсуждение депутатов в июне 2005 года. Кроме того, Минфин России предлагает ввести единую форму декларации по НДС.


СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ
1.     Алгоритм   расчета. Распределяем  входной  налог. Журнал «Двойная  запись» № 4 2005г.
2.     Бухгалтерский  учет на  современном  предприятии  И.Е. Глушков. М.:-КНОРУС; Новосибирск  «ЭКОР-КНИГА», 2002-808с.
3.     ВАС   отобрал   у  контролеров  проценты.  Журнал  «Практическая  бухгалтерия» № 4 2005г.
4.     Изменились  правила   обязательной  продажи  валюты. Журнал «Главбух» № 12  2004г.
5.     Как организовать  раздельный  учет. «Российский  налоговый   курьер»  № 11 2005г.
6.     Коварство  «экспортного»  НДС. Журнал «Практическая  бухгалтерия»  № 3 2005г.
7.     Когда  и  как  нужно  восстановить   НДС. «Главная  книга»  Спецвыпуск 2005г.
8.     Мы  делили  НДС.  Журнал «Практическая  бухгалтерия». № 1 2005г.
9.     Налоговый  кодекс  РФ.
10. НДС  при  экспорте  товаров.   Журнал «Актуальные  вопросы  бухгалтерского   учета   и  налогообложения»  №3 2005г.
11. Нетрадиционный  счет-фактура.   «Учет. Налоги.Право»  № 20 2005г.
12. Сначала – подтвердить  экспорт,  потом  возмещать  НДС  по  авансу. Журнал «Главбух» № 21 2004г.
13. Таможенный  кодекс  РФ.
14. Финансы. Учебник/под ред.  О.В. Соколовой –М.:Юристъ, 2001.-784с.
15. Экспортный   НДС - ненормативная  ситуация. Газета «Учет. Налоги.Право»  № 20 2005г.
16. Экспортный  НДС: хит - парад  отказов.  Журнал  «Расчет» №4 2005г.
 



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.