Рефераты. Прохождение государственной службы за рубежом






Прохождение государственной службы за рубежом

БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Кафедра ГС и ТП





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственная служба в РФ и РБ»


на тему

«ПРОХОЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЗА РУБЕЖОМ»



Выполнила: студентка IV курса

специальности «Государственное и  муниципальное управление»

 (внебюджет)

Гайфуллина Р.Р.

 

 Проверил: к.ю.н., доцент

Гайдук В.В.



Уфа

2007


Содержание


Введение

1. Государственный служащий за рубежом: понятие и правовой статус

2. Подготовка кадров для государственной службы за рубежом

3. Поступление и карьерное продвижение государственных служащих

4. Денежное содержание государственных служащих

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Государственная служба была, есть и будет в обозримом будущем одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов её построения и функционирования, развития в нашей стране, особенностей государственной службы в различных странах – необходимы широкому кругу лиц, каким-либо образом соприкасающихся с данным институтом.

 Государственная служба, прежде всего, служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах, учреждениях, предприятиях. Это широкое понятие «государственной службы», которое применяется законодательством зарубежных стран. В Российской Федерации же понятие «государственной службы» используется в более узком смысле.

Актуальность изучения опыта организации и функционирования государственной службы в зарубежных странах обусловлены возрастанием роли государственного управления в осуществлении идущих социально-демократических преобразований, как в России, так и во многих развивающихся странах.

В мире существуют различные традиции организации государственно-служебной деятельности. Поэтому теоретический и практический интерес представляет опыт тех стран, государственная служба которых функционирует эффективно, и авторитет служащих в обществе достаточно высок. Таковыми в настоящее являются государственные службы развитых стран Запада – США, ФРГ, Великобритании и Франции, которые и будут рассмотрены в работе.


1. Государственный служащий за рубежом: понятие и правовой статус


В зарубежных странах нет однозначного определения термину государственный служа­щий, однако исследователи сходятся во мнении, что существуют некие оп­ределяющие понятия, которые характерны для государственного служаще­го большинства стран. К ним можно отнести физическое лицо:

1)         являющееся гражданином данного государства;

2)         занимающее должность в государственном аппарате;

3)         наделенное государственно-властными полномочиями в ком­петенции своей должности;

4)         выполняющее функции государства, поэтому действующее от
имени государства;

5)         действующее на возмездной основе, т. е. профессионально, по­лучающее основной источник дохода от деятельности на государственной службе;

6)  действия которого обеспечиваются государственным принуж­дением.

Например, в законодательно-нормативных актах Великобритании отсутствует четкое понятие «государственный служащий». Но на основе документальных источников авторы придают этому понятию широкий и узкий смысл. В узком смысле под служащим понимается лицо, являющее­ся служащим административного органа государственного управления. К государственным служащим в широком смысле относятся все служащие публичного сектора, включая как собственного гражданских служащих, т. е. служащих министерств и ведомств, так и служащих вооруженных сил, полиции, а также публичных корпораций, местных органов власти, систе­мы здравоохранения, школьного образования и т. п.

Не существует строгого определения понятия госслужащего и во Франции. Разделы 2, 3, 4 Общего Устава Государственной службы Фран­ции упоминают в качестве характеристики госслужащего: назначение на постоянную должность, оплачиваемую государственным бюджетом; при­своение определенного чина в соответствии с табелем о рангах Централь­ной, Территориальной или Больничной Государственной Службы.

В Германии понятие “государственный служащий» также охватывает всех работников государственных учреждений, к которым относятся не только сотрудники органов управления, но и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и преподаватели государственных университетов, судьи, полицейские, военнослужащие и т.д. Лица, находящиеся на государственной службе ФРГ, делятся на три группы: чиновники, служащие и рабочие. Чиновником является лицо, которое состоит с государством в публично-правовом «отношении службы и верности» и осуществляет свои функции на постоянной основе (ст. 33, п.4 Основного закона ФРГ). Чиновники и служащие (рабочие) отличаются друг от друга, прежде всего тем, что первые назначаются на службу пожизненно, а со служащими и рабочими заключаются трудовое соглашение, которое может быть расторгнуто. (1, стр. 111)

Верховный Суд Европейского сообщества при определении понятия госслужащего также отдал предпочтение такому критерию, как выполне­ние функций государственной власти. В своей деятельности госслужащие подчиняются определенному юридическому режиму, своду специфиче­ских прав и обязанностей. При получении депутатского мандата чиновник обязан оставить госслужбу.

В США служащий означает лицо, назначенное на государственную службу и вовлеченное в выполнение федеральных функций в соответствии с законом.

В целом в большинстве стран сохраняется тенденция к сокращению управленческого аппарата и переводу отдельных разрядов государствен­ных служащих (почтовиков, железнодорожников, работников морского, речного, воздушного транспорта и пр.) в частный сектор.

Фундаментом стабильно функционирующей государственной служ­бы является законодательное закрепление статуса государственного слу­жащего и последующее его неуклонное соблюдение. Государственная служба в целом обладает повышенной степенью консерватизма, стабиль­ности - по сравнению, например, с предпринимательской деятельностью.

Во всех странах руководство государственными служащими осуществляется на основе официально разработанной кадровой политики. В последние годы она стала более универсальной по своему содержанию, принципам и методам, по крайней мере, для европейских государств. Так, постоянная комиссия ЕС, занимающаяся региональными и местными ад­министративными органами, приняла Декларацию основных принципов игровой политики, которая является ориентиром в работе со всеми категориями государственных служащих. В Декларации изложены права и обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, ответственность региональных и местных органов управления за ее орга­низацию.

Основные обязанности госслужащих. Главная обязанность любого служащего - служение государству. Кроме того, в Декларации зафиксиро­ваны другие обязанности госслужащих:

1) При исполнении своих обязанностей государственные служащие
должны руководствоваться интересами данного регионального или мест­ного органа управления.

2) Служащий должен воздерживаться от действий или поведения, которые не совместимы с его должностью.

3) Служащий не должен раскрывать связанные с его работой конфи­денциальные данные.

4) Служащий несет ответственность за выполнение возложенных на него задач, за исключением распоряжений, явно противоречащих закону. Ответственность не снимается, если задача делегируется им своему под­чиненному.

5) Служащий не может заниматься деятельностью, не совместимой с его должностью. Служащим запрещено заниматься какой-либо профес­сиональной деятельностью, кроме основной, за исключением научно- преподавательской деятельности в университетах.

6) Служащий, в компетенцию которого попадает дело, в котором он лично заинтересован, должен проинформировать об этом соответствую­щий орган.

С целью гарантий выполнения служащими своих обязанностей Ус­тавы госслужб зарубежных стран предусматривают ряд дисциплинарных мер: порицание, предупреждение, понижение в чине, уменьшение жалова­ния, увольнение. Данные дисциплинарные меры накладываются руководи­телем, как правило, после консультации со специальными комиссиями. Наказанный служащий может с целью защиты подать жалобу в админист­ративный суд, в высший суд госслужбы и т. д.

В США к недобросовестным государственным служащим применя­ются меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, понижение в должности, временное отстранение от должности без оплаты труда до 14 дней, отпуск без содержания до 30 дней, понижение в должностной квали­фикации, сокращение должностного оклада, увольнение со службы. При этом, разумеется, все дисциплинарные меры могут быть обжалованы слу­жащим в Совете по защите системы заслуг.

Права государственных служащих. Права госслужащих по сравне­нию с работниками частного сектора несколько ущемлены. Это выражает­ся в том, что в ряде стран имеются ограничения на забастовки, хотя в Дек­ларации в ст. 27 госслужащий имеет право на забастовку. К основным правам госслужащих относятся: равенство доступа на госслужбу; право на жалование; право на отпуск и пенсию; право на профессиональное образо­вание; право на свободу взглядов; право на создание профсоюзов и объе­динений; право на специальную социальную защиту; право на стабиль­ность и гарантию работы.

Право на стабильность и гарантию работы характерно для всех зару­бежных стран. Именно это право отличает в первую очередь госслужащих от чиновников, принятых на работу по контракту на определенный срок. В принципе, человек, поступивший на госслужбу, становится госслужащим «пожизненно», до пенсии, за исключением добровольной отставки или увольнения за дисциплинарный проступок. В случае сокращения по какой-либо причине рабочего места государство обязано предоставить служаще­му другую должность, соответствующую его чину. (6, стр. 36-40)


2. Подготовка кадров для государственной службы


Построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей её целостности системы государственной службы, обеспечивающей реализацию функций государства, повышение качества оказываемых гражданам публичных услуг, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Это делает актуальным изменение к важнейшему национальному достоянию общества – его кадровому потенциалу, в том числе профессиональному корпусу государственных служащих.

Основу таких механизмов должны составить современные кадровые технологии, такие как: назначение на должность государственной гражданской службы по итогам проведения конкурса; содействие должностному росту государственных служащих на конкурсной основе; формирование и использование кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы; оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих посредством проведения аттестации и квалификационного экзамена; ротация служащих и другие. (12, стр. 62-63)

Исследуя международный опыт под­готовки кадров для государственной службы, можно выделить ряд общих для всех стран параметров. Статус госслужащего, как правило, закреп­лен в соответствующих правовых документах. Обязательным услови­ем для поступления на государственную службу является наличие базо­вого образования и специальной профильной подготовки. Кроме то­го, для повышения профессиональ­ных навыков в процессе карьерного роста государственный служащий регулярно должен посещать различ­ные курсы переподготовки, повышения квалификации, проходить ста­жировки и т.д.

К концу прошлого века во мно­гих развитых европейских и амери­канских странах были созданы спе­циальные программы подготовки кадров для государственной служ­бы, которые укладываются в еди­ный стандарт, получивший назва­ние МРА — Master of Public Administration. Несмотря на несомненное сходство основных образовательных программ в разных стра­нах, имеются существенные отли­чия, позволяющие говорить о не­скольких различных подходах к подготовке государственных служа­щих.

В первую очередь выделяют за­падноевропейскую и американ­скую системы подготовки специали­стов. Безусловно, американские стандарты основывались на евро­пейской традиции образования, од­нако исторические особенности раз­вития североамериканских стран обусловили значительные отличия в американских стандартах профес­сионального высшего образования. Следует отметить, что западноевропейские традиции образования также имеют свои особенности, привнесенные адаптацией образо­вательных программ под местные политические и социально-экономи­ческие, а также культурные усло­вия. В целом можно говорить о двух основных западноевропейских под­ходах к подготовке специалистов для государственной службы — анг­лосаксонском и французском. Для выстраивания целостной картины системы подготовки кадров для государственной службы за рубежом необходимо рассмотреть все три подхода: англосаксонский, французский и американский. (9, стр. 140)


2.1. Англосаксонский подход.


Основоположником этого достаточно традиционного подхода к подготовке кадров для государственной службы является Великобритания. Программы подготовки кадров для государственной службы в Великобритании ориентированы на реализацию концепции государственного управления, основной целью которого является повышение качества услуг, что требует развития у госслужащих навыков управления переменами и лидерского потенциала.

Существует в стране ведущее учебное заведение, где обучается основная масса служащих среднего и высшего звена, - Колледж государственной службы, образованный в 1970 г. Занятия проводятся по программам подготовки будущих руководителей. Успешное завершение подобной программы позволяет получить квалификацию, необходимую для продвижения вплоть до 3 класса включительно (всего существует 7 классов, высший из которых 1-й класс). Существуют также специальные программы повышения квалификации для руководителей 4-7 классов. Специалисты, занимающие высшие руководящие посты 1-2 класса, посещают специально разработанные для них «мастер-классы», посвященные тем проектам, которые они курируют в настоящий момент.

Следует подчеркнуть, что в Великобритании подготовка кадров считается одним из приоритетных направлений. Поэтому наряду с централизованной подготовкой госслужащих существует широкая система курсов, которые несут ответственность за подготовку кадрового резерва для выдвижения на более высокие должности и профессиональное развитие высших руководителей. Содержание обучения и программы профессионального роста госслужащих формируется с учетом специфики функций и должности, занимаемой чиновником. При всем многообразии форм и методов обучения общими для них являются: подготовка выпускной работы по проекту, теоретическая подготовка в учебном заведении, приобретение практического опыта. (12, стр. 57)

На протяжении довольно долгого времени Германия являлась законодательницей мод в области развития государственного управления как академической дисциплины. В настоящее время в немецких университетах возрождается традиция подготовки высококвалифицированных специалистов на базе широкого междисциплинарного подхода. Преобладание юридических дисциплин, что являлось отличительной чертой англосаксонского подхода, постепенно уступает место более сбалансированному варианту учебных программ. Правовые и экономические дисциплины находятся примерно в равном соотношении и подкрепляются необходимыми гуманитарными и математическими теориями. (9, стр. 140)

Основные требования, предъявляемые к госслужащим в Германии, - это профессиональное образование и специальная предварительная подготовка (вид и длительность которой дифференцируются в зависимости от уровня служебного положения). Непрерывное образование – обязательное условие продвижения в системе государственной службы. Широкий спектр обучающих программ позволяет сопровождать чиновника на протяжении всей его карьеры. Образовательные программы построены по модульному принципу, что делает их гибкими, отвечающими потребностям общества.


2.2. Французский подход.


Особенность французского подхода состоит в том, что государственное управление преподается как раздел политических и административных наук. В системе подготовки по государственному управлению во Франции преобладают два типа учебных заведений: институты политических исследований и университеты.

Подготовка государственных слу­жащих для органов государственного управления, которая во Франции носит название профессиональной постоянной подготов­ки, состоит из профессиональной начальной подготовки госслужащих и повышения квалифика­ции, которое организуется на протяжении всей их карьеры.

Различные министерства орга­низуют конкурсы прямого набора в корпус государственных служа­щих. Это французская специфи­ка, отличающая данную модель от британской и германской.

Особое место в области подго­товки по специальности «Государ­ственное управление» занимают две высшие школы, находящиеся в ведении премьер-министра: На­циональная школа администра­ции (НША) и парижский Институт политических исследований (ИПИ). В задачу НША входит подготовка чиновников для ком­плектования высших кадров администрации: членов Государст­венного совета, Счетной палаты, Финансовой инспекции (высшие органы управления), региональ­ных счетных палат, администра­тивных судов, Генеральной ин­спекции администрации, корпуса префектов, гражданских админи­страторов.

Парижский институт политиче­ских исследований — это независи­мое от университетов государст­венное учреждение научного, культурного и профессионального профиля, которое обеспечивает подготовку по политическим, эко­номическим и общественным на­укам.

Таким образом, во Франции, как и в Германии, система подго­товки госслужащих носит центра­лизованный характер и имеет многоуровневую структуру, ран­жированную в зависимости от це­лей обучения и степени професси­ональной подготовки слушателей. Однако если немецкие образова­тельные программы отличаются высоким уровнем сбалансиро­ванности экономических и пра­вовых дисциплин, то француз­ский подход ориентирован на углубленное изучение экономики. (10, стр. 117)

Некоторые страны Южной Ев­ропы восприняли французскую модель в качестве образца для разработки собственных про­грамм подготовки кадров для го­сударственной службы.

В Испании до конца 1980 го­дов существовала только школа политических наук, а в 1986 г. была официально признана новая отрасль знаний по французскому образцу — «политические и адми­нистративные науки». В этот пе­риод создавались новые школы политических наук и социологии, вводилось большее количество курсов по государственному уп­равлению, программы по подго­товке государственных служа­щих, включая курс государствен­ного менеджмента.

Реформа 1990-х годов косну­лась в основном государственной политики. В университетах по­явились новые трех-, четырех- и пятилетние программы, по окон­чании которых слушатели получа­ли ученую степень в области по­литических и административных наук.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.