Рефераты. Провалы рынка природопользования и необходимость его государственного регулирования






Провалы рынка природопользования и необходимость его государственного регулирования

Содержание:





ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3



1. ПРОВАЛЫ РЫНКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ_______________________________________________________6



1.1. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ_____________________________________________________10


2. МЕХАНИЗМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ_______________________________________________14




3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ_______________19


ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________27



ИСПОЛЬЗОВАНННАЯ ЛИТЕРАТУРА______________________________28

















ВВЕДЕНИЕ

Практика развитых стран показывает, что рыночные отношения в экологической сфере расширяются. Растёт из года в оборот экотехники, расширяется рынок отходов производства и т.д. В 1990 г. германский экспорт изделий, предназначенных для природоохранных нужд, достиг 8 млрд. марок. А в целом, по оценке ОЭСР, рынок экологической продукции и услуг составлял 200 млрд. долл.[1] В 90-ые годы прогнозы о том, экобизнес будет развиваться быстрее по сравнению с другими отраслями и сферами, в основном подтвердились.

Рыночный механизм хозяйствования расширяет границы прибыльных вложений в сбережение природных ресурсов с ростом их дефицитности. Производство экотехники, экопродуктов и чистые технологии становятся новым оружием завоевания рынка. Не случайно, в Японии образован комитет исследования в области экобизнес, целью которого является разработка направлений развития экономики в русле экологически безопасных технологий. В целом экобизнес начинает опираться на реакцию общественности, и предприниматели больше начинают уделять внимание осуществлению природоохранных мер. На базе экобизнеса начинает развиваться экомаркетинг и экологический менеджмент. Опросы, проводимые в ряде стран показали, что потребители стали отдавать предпочтение экологически чистым, хотя и более дорогим товарам. Соответственно фирмы начинают переходить на производство экологически чистой продукции. Например, одна из французских фирм производила 34 наименования экологически чистой продукции, среди которой электрические аккумуляторные батарее без содержания ртути, фильтры для кофе, в которых отсутствуют хлоропроизводные, биоразлагаемые пластиковые упаковочные пакеты и т.д.

Экология сегодня придаёт дополнительную потребительскую стоимость. покупатели готовы платить значительную цену за экологически чистые продукты и очень чувствительны к любой информации об их экологичности. Стандарты чистоты и качества товара наиболее высоки в Германии и Нидерландах. Соответственно экологии изменяется атрибутика товара. В Канаде – это три голубя как продолжение трёх кленовых листьев. В Японии – руки, обнимающие зелёный шар в виде буквы “e”. В США – крест на фоне земного шара. В Германии с 1977 года – “Голубой Ангел Экологии”. В Скандинавии – стилизованное изображение птицы в заштрихованном круге. В рамках Европейского Союза – марка евростандарта “ЕС”. В России экологичность продукции имеет гриф “Экологически чистый продукт”. [2]Кроме того, можно встретить на товарах знак зеленой оборотной стрелки. Он не означает экологическую чистоту продукта, а указывает о возможности его повторного использования.

В экологической сфере можно выделить следующие рынки: 1) отдельных видов природных ресурсов; 2) экотехники; 3) экологически чистой продукции; 4) отходов; 5) экологических услуг, рынки в этой сфере имеют общие моменты с обычными рынками, а также и свою специфику, каждый из перечисленных видов рынка имеет свою структуру.

Наибольший интерес среди них вызывает рынок экологических услуг, таких услуг можно насчитать более 20. Наиболее распространенными среди них являются: маркетинговые (изучение спроса на экологически чистые продукты и технику); НИОКР; “ноу-хау”; инжиринговые; лицензионные; лизинговые; обучения, переподготовки и повышения квалификации и т.п. услуги. Динамичным является рынок отходов, так как цены на первичное сырьё имеет тенденцию к росту. к тому же использование отходов производства и потребления как вторичное сырьё даёт не только экономический выигрыш, но и экологический.

Рынок в экологической сфере имеет свои особенности из-за специфичности товара и отношений к их собственности на ресурсы природы. Мероприятия по охране окружающей среды не всегда дают материализованный продукт. Результатом такой деятельности являются специфические услуги в виде недопущенного (предотвращённого ущерба) экосистемам, народному хозяйству и населению, или в виде улучшения (стабилизации) качества среды обитания людей. Средства, вложенные в природоохранную деятельность, выпадают из индивидуального кругооборота средств предприятий, так как эффект получают безвоздмезно другие предприятия и население. Например, возобновление леса оказывает благотворное влияние на окружающую среду, речной сток, предотвращает эрозию почв и т.д. На рынке предприятия не могут противопоставлять покупателям (потребителям) осязаемый товар. Иначе говоря “экологические товары” – это типичные общественные блага и внешние эффекты, которые трудно продать индивидуальному потребителю.[3]

Представление о месте экологии в рыночной экономике можно иметь, опираясь на пирамиду Р.Нуссбаума. Он считает, что в основании такой пирамиды лежит окружающая среда и её природные ресурсы. Выше расположены капитал и рабочая сила. Вершина пирамиды представлена непосредственно рынками продукции и услуг. Традиционный рынок работает по малому контуру и экологическую сферу затрагивает только частично при вовлечении в производство природных ресурсов.

Рынок существует только при условии, если производитель (продавец) является собственником производимого, а покупатель купленного продукта (товара). Но не все объекты природы могут быть собственностью производителей, так как отдельные из них представляют общее достояние. Некоторые блага (воздух, вода, чистота окружающего среды) относятся к группе первичных потребностей и являются благами непосредственного потребления и коллективного пользования (не могут быть персонализированными). Кроме того, некоторые блага нетранспортабельны. Но не всё выше отмеченное не означает, что рыночные отношения в экологической среде не могут существовать. Следует искать методы, пути вовлечения природных объектов на основе многосубъектности собственности, взаимоотношений социальных и хозяйствующих субъектов в процессе купли-продажи, то есть необходимо чтобы рыночные отношения функционировали по большому контуру.


1. ПРОВАЛЫ РЫНКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

Переход к чистому рынку, особенно в природоохране, не без основания вызывает тревогу, потому что рыночные отношения не способствуют оздоровлению природы. В экологической сфере имеет так называемое “фиаско”, “провалы”, “недостаточность” рынка. Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологий (техники) и осуществлению инфраструктурных природоохранных мероприятий, которые не дают сиюминутную отдачу. В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (распределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величину альтернативной стоимости и дают ложную информацию потребителю.

Источниками провалов рынков являются:[4]

·                          внешние эффекты;

·                          общественные блага;

·                          отсутствие цен на блага;

·                          трансакционные издержки;

·                          права собственности;

·                          отсутствие знаний и неопределённость информации;

·                          недальновидность.


Большинство из выше перечисленных источников относятся к экологической сфере. Обычно экологический аспект провалов рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать с виновника компенсации за нанесённый ущерб. Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах на товар, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.

В целом, следует отметить, что категория “внешние эффекты” чрезвычайно важное понятие в экономике природопользования. Существование “внешних эффектов” или экстерналий впервые подчеркнули неоклассики. А.Маршал ввёл понятие внешней экономии, а А.Пигу привёл пример негативных внешних эффектов. Экстерналии – это внешние эффекты (издержки) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на третьи лица. В охране природы подавляющее большинство экстерналий отрицательные. Отрицательные внешние издержки возникают в следующих условиях: 1) действие одного агента является причиной потери выгод другим агентом, а её потеря никем не компенсируется; 2) издержки несут индивид или группа (третьи лица – реципиенты), которые не являются участниками сделок. Внешние эффекты проявляются только при ограниченности ресурса. В экологической сфере они проявляются в случае, если фирма начинает выбрасывать загрязнения больше предельного объёма (V), чем может нейтрализовать окружающая природная среда. Экстерналии по-другому – это ущерб, устранение которого требует дополнительных затрат.

Выделяют следующие типы внешних эффектов:[5]

·                          временные (между поколениями);

·                          глобальные (между странами);

·                          межсекториальные;

·                          локальные.

Наиболее хорошо изучены локальные эстерналии.

На провалы рынка огромное влияние оказывают общественные блага – чистая вода, свежий воздух, красивый ландшафт, биологическое разнообразие растительного и животного мира. Свойства общественных благ следующие: 1) неделимость; 2) невозможность кого-либо от пользования ; 3) свободный (неограниченный) доступ каждого индивида к ним и соответственно невозможность заставить платить кого-либо за пользование.

По теории Коуза, в условиях чёткого определения прав с незначительными трансакционными издержками, рынок автоматически может обеспечить общественный оптимум и нет необходимости в государственном регулировании экстерналий. Если трансакционные издержки велики, то даже при наличии прав собственности рынок проблем не решает.

Таким образом, фиаско рынка не обеспечивает рациональное использование ресурсов, приводит к дополнительным издержкам. Преодолеть негативные моменты, связанные с возникновением экстерналий, наличием общественным благ, высоких трансакциональных издержек по установлению прав собственности возможно с помощью государственного регулирования. Однако в экологической сфере нельзя полагаться на чисто государственное (административное) регулирование. Имеет также место так называемая “осечка государства”, проявляющаяся в поощрении избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необоснованных субсидий, поиск политической ренты и т.п.

В экологической сфере должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы. Чисто рыночные отношения нацеливают предприятия на учет им главным образом наиболее очевидных результатов, где не отражаются экологические эффекты. По признанию П.Доунинга, частным рынком не учитываются процессы загрязнения среды и тем самым производится национальный набор товаров. Невидимая рука здесь не работает. По мнению большинства зарубежных экономистов, экологическое регулирование вполне вписывается в теорию экологически устойчивого развития. В “Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию” также подчёркивается повышении роли государства как гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, а также отмечается, что рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформулировать экономические стимулы.

1.1. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

В условиях, когда внешние эффекты достаются третьим лицам, фирмы производят товар больше оптимальной величины, и цена товара загрязнителя занижена. В итоге предприятия не заинтересованы в поиске путей к уменьшению загрязнения окружающей среды. Чтобы был стимул к природоохране загрязнителей, необходимо внешние эффекты интернализировать (превратить) в их внутренние издержки, то есть принцип “платить жертва” превратить “платит загрязнитель”. Впервые, как инструмент интернализации внешних эффектов, А.Пигу (1932г.) предложил ввести корректирующие налоги (пигулианский налог).

Методами интернационализации внешних эффектов могут быть всевозможные платежи, налоги и д.р. рычаги как административного, так и экономического характера.[6] В общем виде процесс интернализации внешних эффектов сводится к сведению частных предельных (дополнительных) издержек, не включающих затраты на возмещение ущерба (MC) в общественные предельные издержки (то во что обходится производство товара обществу) (MC). Иначе говоря, должно быть смещение кривой предложения (S) с целью оптимизации цены на товар, производство которого загрязняет окружающую среду.

Из рисунка видно, что фирма, стремясь максимизировать свои излишки производителя (прибыль), производит большой объём продукции и тем самым необоснованно увеличивает объём загрязнения. Учёт социальных издержек сдвигает кривую предложения влево и тем самым отражает интересы общества. В теории учёт внешних эффектов в ценообразовании прост, но на практике его осуществить труднее. Дополнительно усложняющими факторами процессы интернализации внешних эффектов являются проблемы экономической оценки природных ресурсов, ПРП, ущерба от загрязнения окружающей среды и т.д.

Функционирование регулируемого рынка возможно, если внеэкономические и экономические стимулы увязаны воедино на основе отношений социальных и хозяйствующих субъектов собственности на ресурсы природы. Основное внимание в экологическом регулировании должно быть направлено на определение и установление оптимального соответствия между спросом и предложением “экологического товара”.


рис.1











Модель регулируемого рынка в природопользовании должна учитывать издержки по предотвращению (ликвидации) загрязнения окружающей среды и наносимый ущерб. Ущерб от ухудшения состояния окружающей среды растёт в геометрической прогрессии (экспоненциально) с увеличением загрязнения, а затраты же на ликвидацию ущерба также растут в геометрической прогрессии, но с увеличением степени чистоты окружающей среды.

Если загрязнение окружающей среды не контролируется со стороны социальных субъектов, то для предприятий выгодно производить внешние издержки. Кривая предельных выгод совпадает для него с кривой ущерба. При регулировании же природоохранной деятельности предприятий им выгодно сокращать загрязнения до точки A - оптимального уровня, где существует равенство затрат и ущерба. Точка А является экономическим оптимумом загрязнения. Справа от этой точки лежит область безубыточности природоохранной деятельности.

Спрос со стороны предприятий на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду зависит от затрат на ликвидацию того или иного объёма загрязнения.[7] Предложение же зависит от экологического (самовосстановительного) потенциала природной среды региона. Чем меньше этот потенциал, тем меньше должно быть дано контролирующим органом разрешений на сброс (выброс). В регулировании экологической сферой следует воздействовать как на спрос, так и на предложение сбросов (выбросов) загрязняющих веществ с учётом их эластичности. Экологический потенциал, в силу своей ограниченности, с увеличением загрязнения окружающей среды становится неэластичным, переходя в абсолютно неэластичное состояние. Спрос на загрязнение со стороны предприятий будет зависеть от выбора технологий, исходного сырья и т.д., которые существенно влияют на затраты по охране окружающей среды. Сдвиг же по кривой предложения экологической ёмкости природной среды зависти от установления предельно-допустимых нагрузок на экосистемы, штрафов, платежей и т.п.

На основе сочетания принципов нормативного и платного природопользования возможно функционирование “рынка прав на загрязнения” (рынок лицензий на загрязнение). Графическая интерпретация такого рынка на основе спроса и предложения представлена в нижеидущем рисунке.


рис.2



     Рынок прав на загрязнение на практике опробован только в США по охране атмосферного воздуха. По простейшей схеме рынок прав на загрязнение должен функционировать следующим образом: в регионе или в масштабе принимается решение о допустимой общей нагрузке по выбросам в разрезе ингредиентов. В зависимости от величины такой нагрузки на открытом рынке выпускается и распространяется определённое количество прав на загрязнение (акций). Собственно рыночный процесс начинается после начального распределения прав. Предположим, у фирмы, а спрос на её продукцию растёт, но при этом значительно увеличиваются выбросы, а прав на на загрязнение гораздо меньше. Наращивание производства может оказаться невыгодным из-за высоких штрафных санкций за превышение лимита загрязнения или же больших затрат на строительство природоохранных объектов. Фирма Б наоборот, по каким-то причинам (снижение объёма производства, внедрение новой технологии, использование нового вида сырья и т.д.), имеет излишек прав. В этом случае А может приобрести прав на загрязнение у Б и тем самым увеличить свой доход. Этот метод охраны окружающей среды ещё называют методом “коллективной ответственности”, так как Б имеет право продать не100%, а меньше. В итоге действия рынка суммарный выброс какого-либо ингредиента будет меньше, чем было определено при выдаче (распространении) лицензий.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.