Ни один ребенок не
имеет всех этих характеристик, или же не имеет всех их в одно и то же время
(симптомы меняются с возрастом и умственным развитием). Необходимо отметить,
что у людей с аутизмом неровное развитие, что может позволить им быть
талантливыми в узкой области, например, в музыке или математике, тогда как у
них может быть большой дефицит в умениях связанных с повседневной жизнью. В
целом аутизм характеризуется нарушением в развитии мыслительных, социальных,
речевых/языковых умений и ненормальной реакцией на ощущения: зрение, слух,
осязание, реакция на боль и т.д.
Вывод:
На сегодняшний день очевидно, что различные патологические агенты могут
вносить индивидуальные черты в картину детского аутизма. Он может быть связан с
нарушениями интеллектуального развития, с более или менее грубым недоразвитием
речи, с нарушениями эмоционального и социального развития разной степени
выраженности. Однако независимо от этиологии основные моменты клинической картины
и общая структура нарушений психического развития при всех вариантах синдрома
остаются общими, достаточно характерными и требующими определенным образом
организованной коррекционной работы.
3. Методики работы при РДА
Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по
мере роста ребенка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется,
проявляясь во многом сходным типом проблем социализации, общения и интересов.
Для постановки диагноза аномалии развития должны отмечаться в первые 3 года
жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.
Аутизм — сложное нарушение развития, требующее
особенного подхода, осуществление которого невозможно без специальной
подготовки. Поэтому применение к обучению аутичного ребенка обычных методов (и
специальных приемов для детей с другими нарушениями) неприемлемо. Однако
возможно и успешное вхождение ребенка в детский коллектив. В каждом конкретном
случае это будет зависеть от доброго и терпеливого отношения к аутичному
ребенку воспитателя или учителя, в силах которого создать общую атмосферу
доброжелательности и заботы об особом ребенке в группе детей. Поэтому решение
об устройстве ребенка в массовое детское учреждение или отказе от этого пути
необходимо принимать, учитывая степень аутизации ребенка, тщательно взвешивая
все обстоятельства за и против.
Например.
…У ребенка с аутизмом нарушено формирование всех форм довербального и
вербального общения. Прежде всего, у него не формируется зрительный контакт,
ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки с немой просьбой,
чтобы его взяли на руки, как это делает здоровый малыш уже на первом этапе
социально-эмоционального развития.
…На всех этапах развития ребенок с аутизмом в общении с окружающими не
обращается к языку мимики и жестов, как это делают дети первого года жизни, а
также дети с нарушениями слуха и речи. Для многих детей с аутизмом Каннера
характерны нарушения интонаций: речь мало модулирована, интонационное
оформление слов или фраз часто неадекватно, голос монотонный, а ритмика имеет
скандированный характер.
Дети с аутизмом редко используют полноценную речь в общении. В старшем
дошкольном возрасте они обычно плохо говорят за пределами привычной для них
остановки, у них нередко наблюдаются стойкие грамматизмы, они почти никогда не
используют личное местоимение я и утвердительное слово да.
…При аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность. Ее
характерным признаком является то, что обычно ребенок играет один,
предпочтительно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Он
может длительно и однообразно играть с обувью, веревочками, бумагой,
выключателями, проводами и т.п. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких
детей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения в
тот или иной образ в сочетании с аутистическим фантазированием. При этом
ребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт.
Из выше приведенных примеров мы видим, что ранняя диагностика аутизма
имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной
степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения.
Важнейшим прогностическим фактором является уровень
интеллектуального и речевого развития в возрасте 5—6 лет. Если дети к этому
времени имеют относительно развитую речь и достаточный уровень
интеллектуального развития (IQ>80), можно рассчитывать на сравнительно
благоприятный прогноз. Для оценки динамики важно знать, что симптоматика и
отклонения в поведении у аутичных детей в ходе развития постоянно изменяются.
У детей-аутистов с хорошими интеллектуальными и речевыми возможностями,
посещающих группу для детей с высоким уровнем функционирования, при дальнейшем
обследовании во многих случаях обнаруживаются многочисленные отклонения в
поведении, например, двигательные стереотипии, состояния страха, выраженные
нарушения общения, бедность и нарушения речи. В специальной литературе
постоянно обсуждается вопрос о возможности перехода раннего детского аутизма в
шизофрению. Но уже Kaннер (1943) полагал, что ранний детский аутизм следует
отграничивать, oт шизофрении. Это подтверждено и многими клинико-динамическими
исследованиями, проведенными с большой тщательностью и с использованием четких
диагностических критериев. Эти исследования не подтвердили перехода раннего
детского аутизма в шизофрению.
Лебединская К.С. считает, что без своевременной диагностики и
медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится
необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И, наоборот, при раннем
выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство
аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко — и развить их
потенциальные способности.