Рефераты. Программа СЭПИН - универсальная технология развития муниципального управления






Программа СЭПИН - универсальная технология развития муниципального управления



Московский Гуманитарный Университет

Колледж


 

Программа социально-экономической поддержки интересов населения (СЭПИН)-универсальная технология развития муниципального управления

 

Курсовая работа

 по дисциплине:

Cоциальное  управление

 

 

 

 

                                                      Выполнила:


студентка группы ГМУ-301

                                                                         Воронова М.В.                 

  

                               Научный руководитель:

                                                                            Калугина Н.П.

                                                       

Москва

2006 г.

Введение

Всем хорошо известно, что кризисное состояние нашей экономики и в целом общества имеет множество причин. Остановлюсь лишь на тех, которые связаны с взаимодействием управленческих структур. Недостаточно четкие экономические отношения субъектов Федерации с центром, а субъектов Федерации - с управлением на уровне муниципальных образований создают помехи в решении многих проблем. От этого зависит и возможность проявления гражданской инициативы, реализации социальных и экономических прав каждого человека.
Предстоит создать максимально благоприятные условия для свободы экономической самодеятельности и самоуправления на местах. Ведь именно здесь решаются повседневные социальные и экономические вопросы, с которыми сталкиваются жители городов, поселков, деревень.
 Актуальность данной темы  прежде всего  состоит в том, что, сегодня значительная часть населения оказалась в достаточно тяжелом положении в результате инфляции, снижения активности производственной деятельности, безработицы. Усилия же органов исполнительной власти на местах нередко в основном направлены на выплату гражданам денежных пособий, предоставление различных льгот, помощь в трудоустройстве. Вопросам разработки и внедрения местных комплексных социально-экономических программ, обеспечивающих занятость, рост доходов жителей, укрепление их здоровья, повышение качества и расширение состава услуг, не всегда уделяется достаточное внимание продолжается перераспределение ресурсов и ответственности за состояние социально-экономического развития муниципальных образований и качество уровня жизни населения от федерального и регионального уровней власти к органам местного самоуправления. В связи с этим перед руководителями муниципальных образований сегодня стоит главная задача - существенным образом улучшить материальное и социальное положение населения, мобилизуя для этого дополнительные ресурсы и используя прогрессивные финансовые технологии, современные организационные формы работы, а для этого необходим прежде всего такой тип управления муниципальными образованиями, который способствовал бы росту их экономического потенциала. К принятию жизненно важных решений должны привлекаться сами местные жители для этого комиссией по федеральной, межрегиональной и региональной социально-экономической политике с участием Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, учеными и специалистами различных областей знаний была разработана быстро адаптируемая на уровне муниципальных образований программа социальной и экономической поддержки интересов населения - Программа "СЭПИН", которая позволит существенно увеличить рост доходов малообеспеченных слоев населения, аккумулировать и мобилизовать достаточный объем среде и жителей для инвестирования их в развитие местного производства, семейного и малого предпринимательства и открыть новые рабочие места, расширить спектр социальных услуг.

Объектами  исследования данной работы являются  программа Социально-экономической поддержки интересов населения (СЭПИН) ,а также отдельные подпрограммы –«СЭПИН-ЖИЛЬЁ» и  «СЭПИН-ЗДОРОВЬЕ».

Цель исследования данной темы заключается в анализе собранной информации и следующих  за этим выводах. Сбор и анализ литературы, нормативно-правовой базы составили методы исследования данной работы.

Курсовая работа состоит из введения ,двух глав и заключения.

Во введение раскрывается актуальность выбранной темы, указываются объекты и цели  исследования.

В первой главе  раскрываются основные понятия стратегического планирования и корпоратизма  ,как одних  из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий.

Во второй главе приводится детальная характеристика программ социально-экономического развития .Экономический и социальный эффект от реализации данных программ .

В заключении даются общие выводы по данной курсовой работе.

При подготовке настоящей курсовой работы использовалась литература следующих авторов: Гапоненко А.Л. «Стратегическое управление» , Асанов В.Л. «Муниципальный менеджмент», Сильвестеров С.Н. «Социальное партнерство»,а также Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления (в ред.от 17.03.97 г)








Глава 1 Характеристика социально-экономического развития муниципального образования (на примере программы социально--экономической поддержки интересов населения –«Cэпин»)


1.1           Стратегия социально-экономического развития муниципального образования


Рыночная экономика изменила функции муниципальных образований в системе народного хозяйства страны и своего региона. Власти каждого населенного пункта ,помимо решения текущих задач, должны иметь представление и о том, что же должна представлять их территория в новой социально-экономической ситуации, каковы новые функции , в чем состоит преимущество ,которое поможет создать устойчивую финансовую и экономическую базу.

Задача состоит в том чтобы местная социокультурная среда не только формировалась должным образом, но и оказывала все более сильное воздействие на принятие решений на властном уровне ,а также при функционировании бизнесс-структур .

Необходима выработка стратегии по мобилизации собственных экономических возможностей, улучшения предпринимательского  и создания благоприятного инвестиционного климата. Такая стратегия может быть создана только при вовлечении в этот процесс всех слоев местного сообщества и установлении партнерских отношений между властью, сообществом и бизнесом.

Местные сообщества являются идеальным объектом для оказания системного влияния на местное самоуправление в России ,которое является основой гражданского общества. Именно на этом уровне власть максимально приближена к избирателю, подотчетна ему и ориентирована на его интересы. На уровне местного самоуправления каждый гражданин может напрямую принимать участие в управлении ,отстаивать свои интересы и влиять на формирование стратегии развития своего муниципального образования в соответствии со своими интересами.

Одной из основных причин неустойчивости местного самоуправления в Росит является слабость его экономической базы. И хотя нельзя отрицать необходимости урегулирования межбюдтных отношений истинным решением этой проблемы является только укрепление собственной экономической базы муниципального образования развитие местного бизнеса и привлечение  внешних инвестиций.

Активная и последовательная политика социально-экономичесокго и культурного развития муниципальных образований ,способствует формированию их как устойчивых саморазвивающихся систем.

Конечным результатами должны стать :

Ø     Превращение муниципальных образований в локальные социокультурные ячейки открытого гражданского общества;

Ø     Консолидация местных сообществ на основе принятия общей системы интересов  и целей различными группами населения.

Ø     Активизация бизнес структур ,выход местного бизнеса из изоляции и забвения на межрегиональный и международный рынок.

Ожидаемые эффекты:

Ø     Социальный: формирование системы социального партнерства между сообществом, властью и бизнесом на основе консолидации местных сообществ малых городов

Ø     Экономический: привлечение в экономику внешних и внутренних инвестиций.

Ø     Политический: укрепление института местного самоуправления как основы открытого гражданского общества.

Ø     Организационно-управленческий: формирование нового образа местной власти и эффективного способа её взаимодействия с сообществом.

Выработка стратегии муниципального развития, основанной на интересах местного сообщества, будет способствовать:

Ø     Активизации потенциала ,заложенного в местном сообществе,для             решения его насущных проблем.

Ø     Нахождению места территории в системе разделения труда ,нахождение его «рыночной ниши»

Ø     Формированию долгосрочной ,прозрачной для общественного контроля программы действий местной власти.

Ø     Определению приоритетов экономического развития и гарантий поддержки инвестиций (внешних и внутренних ) в местные предприятия ,работающие в этих областях.

В качестве вывода по результатам формирования стратегии региональной экономической политики можно поддержать мнение ряда российских экономистов ,заключающееся в том, что «суверенитет регионов, рассматриваемый с позиции эффективности производства качества жизни, состоит  в том, чтобы региональная ассоциация свободных людей могла направить свой потенциал на реализацию экономической, социальной, культурной программ развития»[1]






1.2           Стратегическое планирование –центральное звено  стратегического управления


Термин «планирование» в управленческом контексте означает создание разработку замысла некоторой деятельности,работы на определённый период с указанием целей,содержания,объема,последовательности и сроков,а часто и методов выполнения.

Планирование как функция управления состоит в выборе наилучшей альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления,его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период времени ,а также определять основных лиц ,ответственных за выполнение плана.

Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческой и некоммерческой организации ,государства и всех его структур невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов и программ, а на уровне государства ,его субъектов и исполнительных органов без концепции социально-экономического развития, без долгосрочных и краткосрочных планов и программ

Стратегическое планирование- ключевая, определяющая функция управления, состоящая в предопределении будущего, построении активного образа, модели желаемого и намечаемого будущего состояния экономики при одновременном установлении путей, способов ,средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий посредством разработки стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ планов) в долгосрочной перспективе.1

Содержанием стратегического планирования являются его процедуры[2]: прогнозирование программирование ,проектирование развития национальной экономики[3]

Роль стратегического планирования в жизни общества определяется положением ,которое оно занимает в системе управления. Это есть элемент функции управления-планирования,занимающей одно из центральных мест в принятии управленческих решений ,представляющей сбой предопределение будущего ,построения модели будущего состояния экономики при одновременном установлении путей, способов ,средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий посредством разработки стратегических решений в форме прогнозов ,проектов программ и планов в долгосрочной перспективе.


Планирование всегда ориентируется на данные прошлого,  но стремится определить  и  контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому  надежность  планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских  расчетов  прошлого.

 Стратегическое планирование   представляет   собой  набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. Так, выделяют  четыре  основных  вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

Ø     распределение ресурсов,  в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;

Ø     адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь  необходимо  выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии  к  окружающим  условиям.  Такая деятельность  может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.);

Ø     внутренняя координация (координация  стратегической деятельности для  отображения  сильных  и  слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);

Ø     осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем  формирования организации,  которая  может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

Ø                 разработка общих целей;

Ø              определение конкретных,  детализированных целей на  заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);

Ø              определение путей и средств их достижения;

Ø              контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Формы стратегического планирования многообразны. Их многообразие обусловлено многоуровностью и многоаспектностью проблем, которые решаются в процессе управления экономического развития общества .В связи с нарастанием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе ,быстрым изменениям конъюнктуры на  рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития в долгосрочной перспективе все больше возрастает роль стратегического планирования на макро уровне социально-экономичесой системы. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы, проекты, планы являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную ,всесторонне обоснованную политику.

Стратегия организации- это комплекс принципов деятельности организации и её отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации ,а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенным запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации. это одновременно перспектива развития и образец ,модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре  организации, её системе ценностей , в особенностях мотивации и контроля персонала.

Термин « стратегическое управление « и стратегическое планирование» широко вошли в практику западного менеджмента в 60-е годы 20 века .При этом период увлечения методами стратегического планирования в  60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением ,за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления и планирования в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни.

Для  отечественной практики методы стратегического управления настолько новы, насколько и хороши знакомы, - всё зависит от подхода. С одной стороны ,пятилетние планы ,долгосрочное планирование в экономике прочно вошли в актив хозяйственной практике прошлого. В то же время современные методы стратегического планирования ,адекватные рыночные условиям и применяемые в быстро меняющейся внешней среде, в меньшей степени были известны хозяйственным руководителям советских предприятий.В 90-е годы 20 столетия и в первые годы 21 века в отечественной практике наблюдается бурное распространение методов и технологий стратегического управления в целом и стратегического планирования в частности.



1.3           Общая характеристика стратегического планирования развития города и региона


Современной теорией и практикой выработан ряд общих положений разработки стратегии местного экономического развития, соблюдение которых объективно увеличивает возможности успеха. Среди них- методы и процедуры стратегического планирования. Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона –это систематический процесс ,с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Оно включает в себя:

Ø     согласование групповых интересов внутри сообщества;

Ø     инвентаризацию реальных ресурсов ,ограничений и благоприятных факторов;

Ø     определение реально осуществимых задач и целей;

Ø     формирование программ и планов действий.

В городах и регионах стратегия процесса экономического развития разрабатывается ,планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти ,представителей частного бизнеса и государственных предприятий,общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления.

Стратегический план-документ, играющий важную роль в развитии города или региона. Он концентрируется на перспективах региона(города)и в каждой сфере должен выявлять главные ,ключевые факторы. Он не отменяет и не заменяет другие виды планов. Он не является комплексным планом и определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона(города) областях.

Стратегический план не является чисто административным документом. Это скорее договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественной организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками ,влияющими на развитие региона (города) ,с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему местному сообществу, задает ориентиры для всех ,показывает перспективу и бизнесу, и властям ,и жителям, и потенциальным внешним инвесторам.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.