Рефераты. Битва Иисуса за Израиль






Цитата из Пс.117,26 – это приветствие, которым встречали идущих в Иерусалим паломников. Однако, символический акт Иисуса (спуск с Елеонской горы на осле Зах.9,9-10; 14,3-5; Пс.71,8; Быт.49,8-12), красноречивее всяких слов говорил о том, что Иисус не просто считал Себя простым паломником, но Сыном Господина, то есть истинным Царем Израиля -  Мессией. Символический акт Иисуса настолько прозрачен, что Галилейские паломники хвалят Бога за долгожданный приход истинного Царя.

Однако Иисус знает истинные намерения этих крикунов и к чему приведут они народ, Иерусалим и Храм, поэтому Он прослезился увидев прекрасный город и Храм, которые будут полностью разрушены, потому что Иерусалим и Сион не узнали времени посещения  их Господином и Царем (Лк.19,41-44). Господин посещает Свой народ, город и Храм, чтобы даровать ему мир и спасение однако, оно будучи неузнано становится предвестием его окончательного осуждения (Лк.19,41-44; ср. Иер.6,15; 10,15; Ис.29,6). Иисус плачет над Храмом ведь для него Храм это самое святое место на земле, это дом Отца Его (Лк.2,49; Ин.2,16), он был таинством соприкосновения народа с Богом и это чувство, видимо было центральным в  ощущении себя евреями богоизбранным народом (ср. Ин.4,22).

Существование таких мест, всеобще признанных священными, где может произойти контакт человека и Бога, подчеркивает важность этого конкретного места, где царь Соломон, выполняя завещание своего отца Давида, построил в 10-ом веке до н. э. Храм. В 5-ом веке д. н. э., после Вавилонского завоевания Иерусалима, Храм был восстановлен и затем значительно увеличен двумя Иродами, непосредственно перед рождением Иисуса и во время его жизни. В течение всей истории Храма его функция, как места для сбора и молитвы – фактически молящиеся собирались на площадях и портиках вне Храма - была второстепенна по отношению к его главному значению, - месту, где находится жилище Бога на земле.

Библейская традиция делает ударение на то, что Храм не может содержать Бога в большей степени, чем небеса, но, тем не менее, Бог выбрал именно Храм для своего «жилища» на земле. Святое Святых, в особенности, является местом, где проживает Всевышний – эта греческая интерпретация находит аналогичное выражение в христианской идее о воплощении Бога в тело Иисуса во время его  жизни на земле. В какой форме или субстанции Бог может представить себя миру не чем-то абстрактным, но реальным? Верующие христиане ответят «в Иисусе», а евреи скажут «через Тору». После разрушения Храма  Иисус для христиан, а Тора для иудеев  заменили Храм. Следуя традиции, начавшейся в Храме, эти религиозны импульсы были основаны на идеи воплощения.

Возвращение Иисуса на Сион подобно возвращению господина к своим рабам, часть которых не хотела, чтобы он воцарился над ними, а часть  не выполнила порученного им дела. Поэтому и тех и других ждет неминуемая кара (Лк.19,11-27). Религиозные лидеры как неверный домоправитель, который не ждал возвращения господина своего, а злоупотребил своей властью, за это он будет рассечен  надвое (Мф.24,45-51). Религиозные лидеры как  глупые девы, которые не позаботились встретить жениха, за это они будут отвержены (Мф.25,1-12).

Акция в Храме


Сатана и «нечистый дух» Мф.12,24 (идолопоклонническая идея «священной войны» и национального превосходства над язычниками) свили себе гнездо в самом святом месте Израиля, и Иисус как истинный Царь Израилев  должен очистить Храм от этой «мерзости запустения».  Он стремительно входит в «Двор язычников», видимо, во исполнение слов Малахии «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.  И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий,  и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (Мал.3,1-3), опрокидывает столы менял  и прилавки продающих жертвенных животных,   говоря в гневе, что священники сделали из Храма логовище террористов (σπηλαιον ληστων), то есть Храм все больше и больше становился символом и идеологическим центром национального превосходства над язычниками (Мк.11,16 ср. Иер,7,1-15).

Кроме того, священники открыто пренебрегали не только самими язычниками, но даже святым местом устроив из него базарную площадь и видимо, поэтому язычники уже не могли надлежащим образом помолиться истинному Богу, а это могло в свою очередь послужить поводом к тому, что имя Бога Израилева обесславливалось среди народов. Ведь Иисус ревнует о прославлении имени Божьего (см. Мф.6,9; Ин.12,28) во всем мире и во всех народах, а священники своим поведением бесславят и хулят Его (ср. Мал.1,6-2,9).

Совершив акцию в Храме, Иисус цитирует два текста в защи­ту Своей позиции. Первый — из Ис.56,7. Дом Божий предназначен для всех наро­дов (3Цар. 8:41-43; Ис. 56:7), и в Ветхом Завете единственное разделение в храме было на священников и прихожан. Но в дни Иисуса в храме были введены ограничения по национальному и половому признакам, что объяснялось требованиями ритуальной чистоты; женщинам отводилось место за пределами «двора израильтян», а неевреи могли находиться только в самом отдален­ном дворе. Если мы посмотрим контекст Ис.56,7, то увидим, что Иисус не просто отстаивает право языч­ников на участие в богослужении и протес­тует против расовой сегрегации в храме, а осуждает существующий Храмовый режим как безбожный и идолопоклоннический, который, видимо, приведет народ к гибели от «диких зверей», то есть язычников, а праведника предаст смерти: «Все звери полевые, все звери лесные! идите есть.  Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать.  И это псы, жадные душою, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть … Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; … и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла.  Он отходит к миру …  Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы!  Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи» (Ис.56,9-57,4).

Зная, нравы религиозных властей, нетрудно догадаться, что они восприняли выступление Иисуса в Храме как богохульство и неслыханное посягатель­ство на их экономические и социальные ин­тересы. В отношениях с римлянами и соб­ственным народом их положение определя­лось мерой их влияния и способностью под­держивать порядок в храме.

Второй цитируемый текст — Иер.7,11, где пророк осуждает представление о храме как спасительной гавани для погрязшей в грехе Иудеи; Бог разрушит Свой храм, как бы ни надеялись притеснители бедных най­ти в храме защиту, (см. Иер.7,3-15). «Вертеп разбойников» — место для укрытия награб­ленного; в 66 г. н. э. мятежники, или «раз­бойники» (Иосиф Флавий называет их так же, как и Марк), захватили Храм и убили свя­щенников, вызвав неотвратимый гнев Бога.  

Действительно еще при Иеремии иудеи тешили свою национальную гордость неприступностью Храма (Иер.7,1-15). А во время первого антиримского восстания часть иудейских фанатиков (среди них могли быть и священники) заперлась в храме в полной уверенности, что Сам Господь уничтожит римских легионеров, но не позволит им вступить  в Храм Божий и этим осквернить святое место.  Видимо Своей акцией  Иисус предъявил Свои Мессианские права на обладание Храмом, а также совершил пророческо - символическое его разрушение тем, что на короткое время приостановил жертвоприношения. Также как и в Галилее, но теперь уже в Иерусалиме не было места Иисусу и ветхому Храму. Он совершил его символическое разрушение. Отныне новым «храмом» Божием, таинством соприкосновения народа с Богом,  будет Он сам (Ин.2,19-22) и Его община, новая семья Божья, обновленный Израиль или святой остаток, разрушить который не под силу никакому злу (Мф.16,18). 

Иудеи всегда считали прерогативой истинного царя Израиля (см. 2Цар.7,2-14; Зах.6,12-13) построить великолепный Храм Богу (Соломон построил Храм в котором обитала Шехина 3Цар.6,2; 8,10-13, Зоровавель строит Второй Храм 1Ездр.3, именно поэтому царь Ирод Великий начал новое строительство Храма, чтобы легитимировать себя в глазах иудеев), а прерогативой Мессии видимо было создать новый, вечный  Храм Богу, где иудеи и обратившиеся язычники будут поклоняться Богу Израилевому. Иисус видимо считает, что в современном, ожесточенном состоянии (Иисус часто называл своих современников жестоковыйными и огрубевшими сердцем) это невозможно, ибо Израиль уподобился бесплодной смоковнице, которая только зря занимает и истощает землю и за это она подлежит вырубанию (Лк.13,6-9).

Таким образом, верховную власть в Храме имеет царь. Именно он – его реформатор и строитель. Видимо своей акцией в Храме Иисус разыграл осуждение и восстановление его, а это значило, что израильская история достигла точки разрушения и воссоздания, причем собственные действия Иисуса воплощают этот момент. Иудеи широко праздновали  Хануку (праздник обновления) и поэтому большинство населения наизусть знало содержание Маккавейских книг. Взаимосвязь между восстанием против язычников, акцией в Храме и установлением царского дома прочно запечатлелось в народном воображении. Так когда – то Иуда Маккавей побеждает язычников, входит в Иерусалим, очищает Храм и восстанавливает правильное богослужение 1Макк.4,36-61.

Символические действия Иисуса неизбежно вызывали в памяти народа весь этот широкий контекст. Иисус делал то, что делали Маккавеи, но в отличие от них вел битву не с язычниками, а с истинными врагами народа Божьего, сатаной и его приспешниками, сбившими с истинного пути Израиль «духом лжи» 3Цар.22,22. Это, в частности, объясняет, почему первосвященническая семья, считавшая себя в каком – то смысле преемником хасмонейской священнической линии, расценила акцию Иисуса как сильнейшую угрозу, с молниеносной ответной реакцией.

Он Сын Господина, который приходит в свое отеческое наследство, чтобы взять плоды, однако виноградари убивают Его и выбрасывают вон. За это Хозяин виноградника предаст злодеев злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды в свое время (Мф.21,33-41). Когда Иисус понимает, что Божья милость и Божье спасение Израиля в предложенном Им «пути мира» (Лк.19,42) отвергнуто, Он как последний Пророк возвещает Божий суд над непокорным народом и предрекает  Израилю наступление времени мечей (Лк.22,36: ср Иез.21), а Иерусалим уподобляет трупу в пустыне к которому будут слетаться (римские) орлы (Мф.24,28; ср. Втор.28,49-57), чтобы насытиться его плотью.

Акция в Храме видимо предрешила участь Иисуса.  Он покусился на основной национальный символ, на власть первосвященника и священников в Храме, и должен был быть как можно скорее казнен, как опасный  смутьян и бунтовщик (Ин.11,48). Видимо и Иисус это тоже прекрасно осознавал и ожидал кульминационных событий в истории Израиля и наступления Царства Божьего в ближайшие дни, еще до того, прежде чем  смоковное дерево даст плоды свои, до этого времени оставалось шесть месяцев (Мк.11,14). Иисус постоянно призывает Своих учеников быть наготове, молиться и бодрствовать, ибо окончательный приход Господина может произойти в любой день и час (об этом подробнее см. ниже).

 «Царские загадки» Иисуса


С акцией в Храме связаны многие так называемые «царские загадки» Иисуса.

1. «Я могу разрушить храм Божий и в три дня воздвигнуть его» (Мф.26,61). Видимо этим речением Иисус объясняет свою акцию в Храме (Ин.2,1320). Это притязание на царский статус, ибо истинным строителем Храма может быть только Царь Израилев. Более того, эти слова, видимо, говорят о строительстве Мессией нового, эсхатологического Храма. Апокалиптические провидцы и кумраниты считали, что  восстановленный Зоровавелем, а потом Иродом Храм неправильным, нечистым и оскверненным, а значит  неприемлемым для Бога (1Енох.83-93; кн. Юбил.23,21; 2Барух4,2-6; 5Q15; 11QT) и ждали в будущем строительство подлинного эсхатологического  Храма.

2. Гора вверженная в море (Мф.21,21). Упоминание об «этой горе» в Иерусалиме поблизости от Храма должно было быть естественным образом отнесено к самой Храмовой горе. Это высказывание Иисуса есть аллюзия на Захар.4,6-7;. Пророк Захария в 1-8 главах говорит о возвращении из плена, восстановлении Иерусалима, возвращении Господа на Сион и строительстве Храма, а также о приходе помазанников, священника и царя. Зоровавель – давидическая фигура, на которую пророк, вопреки всей оппозиции, возлагает свои надежды относительно постройки Храма. Для указания на оппозицию и чему – то мешающему постройке Храма, он использует образ «великой горы», которая станет равниною (Ис.40,4; 42,16).  Таким образом, этими словами Иисус, видимо, указывает на Себя как на Того, кто исполнит миссию, приписывавшуюся Зоровавелю, - быть истинным помазанником, строящим истинный Храм.

3. Вопрос о власти (Мф.21,23-27). Иисусу задают двойной вопрос: по какому праву Он все это делает и кто дал Ему это право? Это вопрос о мессианстве. Иисус отвечает загадкой об Иоанне Крестителе. Кем был Иоанн: он был величайшим пророком (Илией), о котором говорил Малахия 4,5, - последним перед наступлением «дня Господня». Таким образом, Иисус есть Грядущий, приносящий Царство и не надо ждать другого. Иисус помазан Духом во время крещения у Иоанна и поэтому Он находился в том же положении, что и Давид между своим помазанием у Самуила и окончательным воцарением. У него было право делать то, что он делал, потому что это право дал ему Господь, - в крещении Иоанновом и через крещение Иоанново.   

4. Виноградари, слуги, сын и камень (Мф.21,33-46). Притча о злых виноградарях – это   рассказ об Израиле, достигающий кульминации в суде. Как и в некоторых других притчах, Иисус берет и развивает хорошо знакомую библейскую тему (в данном случае - тему из Ис.5,1-7 и Пс.79). Он далее объясняет акцию в Храме и, через аллюзии на Исайю, оправды­вает ее: опять, как и во дни Исайи, Храм заслуживает пророческого обли­чения и даже посланной от Бога гибели. Хозяин, который посылал слуг и сына и увидел их отвергнутыми, придет и казнит виноградарей, а виног­радник отдаст другим.

Иисусова акция в Храме была символом будуще­го осуждения. Изреченная притча дала более широкий повествовательный контекст, опираясь на израильскую профетическую традицию и претендуя на приведение этой традиции к кульминации. Таким образом, притча объясня­ла акцию Иисуса, а также (путем экстраполяции) - будущее действие Бога Израилева (хотя акцент на этом меньше, чем часто думают). Акция в Хра­ме - мессианский акт суда.

Притчу завершает маленькая загадка о сыне и камне. В некото­ром смысле это цитата из Пс.117,22-23. Псалом 117 был явно предназначен для того, чтобы его пели палом­ники, идущие в Храм. Стихи 19-27 говорят о постройке Храма, празднова­нии в Храме и, в конечном счете, храмовых жертвах. Их первоначальный контекст, - будем помнить, что евреи, особенно паломники, псалмы пели часто, а потому подобные контексты были им знакомы не меньше Писаний, прекрасно соответствует акции в Храме (осуществленной в разгар паломнического празднования). Более того, шествование в Иерусалим с песнями хвалы было не только «религиозным», но и «политическим» дей­ствием. Именно так поступали Маккавеи после своих побед, и примеру Маккавеев последовали евреи, одержавшие в 66 году н. э. первые победы над римлянами.

Идея «камня» тесно связана с идеей нового эсхатологического Хра­м. Многообразное использование Иисусом биб­лейского образа скалы/камня (Мф.16,18) по отношению к созданию нового Храма интерпретируемого, видимо, как новая община народа Господня. Иисус мог быть и первым, кто сопряг Пс.117,2-3 с этой распространен­ной темой. Другие очевидные отрывки содержатся в Книгах Исайи и Захарии. «Господь положит на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный» (Ис.28,16).

Ис.8,14 говорит, что сам Господь будет «святилищем и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Из­раиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнут­ся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены».

Зах.4,7-10, о котором мы совсем недавно говорили, критикует всякое про­тивление строительной программе Зоровавеля, всякие помехи на ее пути: «Кто ты, великая гора? Пред Зоровавелем ты станешь равниной; и вынесет он замковый камень при шумных восклицаниях: «Благодать, благодать на нем!». И было ко мне слово Господне: «Руки Зоровавеля положили основание Дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал меня к вам. Ибо кто считал день сей маловажным, возрадуется и увидит из­бранный камень в руках Зоровавеля».

Возможность того, что это сочетание идей (и даже отрывков) проливает свет на значение загадки о камне, усиливается идущей вослед аллюзией на Ис.8,14. Отвергнутый камень, кото­рый становится краеугольным, в данном контексте выглядит как очеред­ная загадка, намекающая на мессианство Иисуса и разъясняющая его акцию в Храме. Фигура Зоровавеля указывала на Иисуса! За осуждением последу­ет необычное восстановление.

Камень, сокрушающий противников, - еще один библейский камень, на сей раз из важного отрывка у Даниила 2,31-45. В своем сне, содержание и толкование которого излагает Даниил, Навуходоносор видел истукана с головой из золота и ногами - частью железными, частью глиняными. Ка­мень оторвался от горы и разбил ноги истукана, после чего вообще все раздробилось. Сам же камень сделался горою и наполнил всю землю. Камню дается такое толкование: «Во дни тех царей Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не раз­рушится... Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан.2,44).

Не позже I века в этом отрывке стали видеть указание на Мессию и Цар­ство, которое установится через него. Иосиф Флавий относил Дан.2,7 и 9 к великому будущему мессианскому царству, когда Израиль станет править миром. Скорее всего, во времена Иисуса подобное мнение было довольно расхожим. Если так, то в загадке о «камне» обнару­живается дополнительная грань. «Камень» говорит не только о Мессии и эсхатологическом Храме, но и о победе Мессии над царствами, угнетавши­ми народ Господень. Самое же поразительное в этом отрывке, - не уди­вительно, что Иисуса сразу попытались арестовать, - намек на то, что существующие Храм и режим были частью злых царств. Ессеи, конечно, согласились бы. Революционеры выводили из Даниила, что из среды ев­реев произойдет всемирный властитель, а Флавий (хотя и не вполне ис­кренне) - что Веспасиана прославят как императора, когда тот будет в Иудее. Почему же тогда Иисус не мог увидеть в тексте Даниила указание на себя как на истинного Мессию, чье Царство будет установлено? Он мог также решить, что современные ему правители Храма относятся к той смеси глины и железа, которой суждено быть сокрушенной.

Обратим внимание на тесную связь слов «сын» и «камень». По-арамейски «камень» из Дан 2 - «эвен» (слово то же, что и в иврите). «Сын» же на еврейском - «бен» (например, в 2Цар.7). Не требуется большого ума, чтобы заметить и использовать эту игру слов. Иудеи же считали краеугольным камнем (камнем лежащим в основе всего мира, «пупом земли») ту скалу на которой стоял Храм (ср. Иез.38,12). Таким образом, отныне местом пребывания Бога на земле, то есть «Эммануилом» (Ис.7,14) становится не ветхий Храм, а Сын  - Иисус.

Вот такая многогранная загадка. Отвержение сына - кульминация про­роческого рассказа об отвергнутых слугах. Сын - мессианский камень, от­брошенный строителями, но занимающий в здании главное место. Его противники увидят: их режим и Храм разрушены, а его Царство установ­лено. Текст псалма намекает на то, что станет очевидным позднее: когда хозяин виноградника накажет злых виноградарей, сын будет оправдан. Вся эта картина подробнее разъясняет Иисусову акцию в Храме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.