Рефераты. Предприятие в рыночной экономике






Государственное влияние на выбор направлений и объемов использования прибыли (дохода) осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции.

Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без ограничения его увеличения со стороны государственных органов. Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума, который устанавливается законодательными актами. Предприятия могут использовать тарифные ставки, должностные оклады как ориентиры для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий выполняемых ими работ и услуг.

Предприятие реализует свою продукцию, имущество по ценам и тарифам, которые устанавливаются самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательными актами ,— по государственным ценам и тарифам. В расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные цены, формирующиеся согласно условиям и ценам мирового рынка. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, которые определяют масштаб цен в экономике и социальную защищенность населения. При этом государственное цены должны учитывать среднеотраслевую себестоимость продукции и обеспечивать минимальный уровень рентабельности продукции, на которую они распространяются.

Вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни, здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования, страхования членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом при участии собственника согласно уставу предприятия, коллективному договору и законодательным актам России.

Убытки (включая ожидаемый и не полученный доход), принесенные предприятию в результате исполнения директив государственных или других органов или их служебных лиц, которые нарушили права предприятия, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их служебными лицами предусмотренных законодательством обязательств по отношению к предприятиям, подлежат возмещению за их счет. Споры о возмещении убытков решаются судом или арбитражном соответственно их компетенции.

Государство помогает развитию рынка, осуществляя его регулирование с помощью экономических законов и стимулов, реализует антимонопольную программу, обеспечивает социальную защищенность всех трудящихся. Государство обеспечивает льготные условия предприятием, которые внедряют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места, используют труд граждан, требующих социальной защиты. Государство должно стимулировать развитие малых предприятий в России: давать льготы при налогообложении, получении государственных кредитов, создает фонды помощи развитию малых предприятий.

Под коммерческой тайной предприятия понимаются ведомости, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, которые не являются государственной тайной, но разглашение (передача, утечка) которых может принести вред его интересам.

Предприятие обязано:

- охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных действий;

- возмещать соответствующему Совету народных депутатов убытки, нанесенные нерациональным использованием земли и других природных ресурсов и загрязнением окружающей среды;

- обеспечивать безопасность производства, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции.

Контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют государственная налоговая инспекция, государственные органы, на которые возложено наблюдение за безопасностью производства и труда, противопожарной и экологической безопасностью.

Ликвидация и реорганизация (соединение, раздел, выход, преобразование) предприятия проводятся по решению собственника и при участии трудового коллектива или по решению суда. Предприятие ликвидируется также в случаях:

- признания его банкротом;

- если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством, и в предусмотренный решением срок не обеспечено выполнение этих условий или не изменен вид деятельности;

- если решением суда будут признаны недействительными документы и решение о создании предприятия.


                

Система управления предприятием в условиях рынка.

 Управление предприятием и самоуправление трудового коллектива.

Для осуществления производственно-хозяйственных и социальных функций предприятия создается административный аппарат. Количество подразделений, организационная структура предприятия, штаты зависят от специфики производства и определяются самим предприятием.

Основным принципом управления государственными предприятиями был и остается принцип демократического централизма. Сущность его заключается в объединении централизованного управления с предоставлением им определенной самостоятельности. При условиях командно-административной системы имела место излишняя централизация в управлении, а самостоятельность предприятия была ограничена и носила фиктивный характер.

Важным принципом управления является единое руководство, то есть подчиненность руководителю всех подразделений предприятия, всех членов трудового коллектива. Это означает также, что руководитель предприятия или соответствующего подразделения лично руководит, организовывает и отвечает за эффективную деятельность предприятия и его трудового коллектива. Такое руководство осуществляется им через своих заместителей и начальников соответствующих подразделений предприятия (отдел кадров, планово-экономический, юридический отделы, бухгалтерия, канцелярия), которые функционально подчиняются только директору предприятия.

От качества руководящих  кадров в значительной мере зависит эффективная работа предприятия. Именно от руководителя, его экономической и технической осведомленности, умения управлять коллективом зависит успех деятельности предприятия.

Управление — это властные отношения, и содержание их определяется характером собственности. В рамках своей собственности и прав собственник-хозяин сам определяет методы и систему управления. Он является монополистом по отношению к управлению своей собственностью. Если же предприятие государственное, то соответствующие функции управления осуществляет государство через своих уполномоченных руководителей. А коллектив при этом является лишь организованной совокупностью наемных рабочих, которые частично, по желанию собственника в большей или меньшей мере могут быть допущены к управлению производством.

Если собственником предприятия является трудовой коллектив, акционерное общество, кооператив, то руководители таких предприятий избираются. Высшим руководящим  органом таких предприятий являются общие сборы собственников имущества. Исполнительные функции по управлению коллективным предприятием осуществляет правление.

Правление предприятия избирается собственниками имущества на общих сборах тайным голосованием на альтернативной основе. Из своего состава правление избирает председателя и его заместителей или их роль исполняют поочередно все члены правления.

На всех предприятиях, где используется наемный труд, заключается коллективный договор между собственником и трудовым коллективом. Этим договором регулируются производительные, трудовые и экономические отношения трудового коллектива с администрацией предприятия, вопросы охраны труда, социального развития, участия работников в использовании прибыли предприятия и др.

Трудовой коллектив рассматривает и утверждает проект коллективного договора, решает согласно уставу предприятия вопросы самоуправления трудового коллектива, определяет и утверждает перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот.


 

Предприятие и государство.

Ничем не ограниченная деятельность предприятия порождает серьезную социальную несправедливость, а часто и экологическую опасность. Поэтому предприятие должно исполнять четко определенные требования со стороны правительства, потребителей и защитников окружающей Среды. Наиболее передовые из зарубежных предприятий реагируют на это разработкой социальных программ с целью присвоения себе статуса ответственного члена общества. Одновременно предприятия употребляют целенаправленные действия, чтобы не допустить принятия законов, ограничивающих предпринимательскую свободу. Самым важным для работы тех предприятий, которые не хотят прекратить свое существование, является приспособление к требованиям общества.

Успех деятельности предприятия в большой мере зависит от того, кто и как регулирует и контролирует взаимоотношения с региональной средой. Советский опыт показал, что полномасштабный контроль деятельности предприятий сверху является нежелательным, поскольку он делает их неэффективными. Опыт развитых стран, в свою очередь, показывает, что при минимальном контроле сверху предприятия создают больше благ и более эффективны. Но из--за того, что национальное богатство постоянно увеличивается, а распределение остается неравномерным, это увеличение сопровождается разрушением политической, экономической и социальной среды, равнодушием к неотложным проблемам предприятий.

Традиционными сферами контроля предпринимательского поведения со стороны государственных органов управления являются: продукция, технология производства, поведение в конкуренции, прибыль, ресурсы, право собственности и организация внутрифирмового управления.

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью следующих категорий граждан: военнослужащих, должностных лиц, органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий.

Лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут быть зарегистрированы как предприниматели с правом осуществления соответствующего вида деятельности до истечения срока, установленного приговором суда.

Предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству.

Деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств, военного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ может осуществляться только государственными предприятиями.

Без специального разрешения (лицензии) не могут осуществляться:

- поиск и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;

- производство и ремонт, реализация спортивного, охотничьего, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также холодного оружия;

- изготовление и реализация медикаментов и химических веществ;

- изготовление пива и вина;

- изготовление спирта, водочных, ликерных и коньячных изделий;

- изготовление табачных изделий;

- медицинская практика;

- ветеринарная практика;

- юридическая практика;

- создание и содержание игорных заведений, организация азартных игр;

- торговля алкогольными напитками;

- внутренние и международные перевозки пассажиров и грузов воздушным, речным, морским, железнодорожным и автомобильным транспортом;

- изготовление ценных бумаг и знаков почтовой оплаты;

- посредническая деятельность с приватизационными бумагами;

- оказание услуг по охране государственной, коллективной и частной собственности;

- монтаж, ремонт и профилактическое обслуживание средств охранной сигнализации;

- добыча, производство и использование радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения, переработка и захоронение радиоактивных отходов;

 - добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, изготовление и реализация изделий с их использованием;

- сбор, переработка твердых и жидких отходов производств, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и их лом;

- выполнение авиационно-химических работ и аэрофотосъемок;

- проектирование, строительство и эксплуатация объектов атомной энергетики, а также оказание услуг по их обслуживанию;

- аудиторская деятельность;

- страховая деятельность;

- изготовление и реализация ветеринарных медикаментов и препаратов;

- строительство и техническое обслуживание общегосударственных сетей передачи данных и документальной связи;

- строительство и техническое обслуживание передающих станций спутниковых связей;

- международные и междугородние почтовые перевозки;

- обработка почтовой корреспонденции;

- выдача и прием денежных переводов;

- использование радиочастот;

- производство и ремонт средств измерения и контроля;

- выполнение топографо-геодезических, картографических работ и кадастровых съемок;


   


Внутрихозяйственная структура предприятия.


Главная задача предприятия — удовлетворять в чем-либо общественной потребности данного региона, получая при этом прибыль, за счет которой и удовлетворяются социальные и экономические интересы данного коллектива и собственника имущества предприятия.

Каждое предприятие, фирма, объединение независимо от форм собственности действует на основе хозяйственного (коммерческого) расчета. Принципы хозрасчета:

1) самофинансирование;

2) самообеспечение;

3) материальная заинтересованность;

4) экономическая ответственность;

5) свобода хозяйственной деятельности;

6) конкуренция между товаропроизводителями, контроль за их хозяйственной деятельностью.

Коммерческий расчет — это экономическая категория товарного производства, которая отражает сложную систему экономических отношений, возникающих в процессе использования средств производства, реализации продукции, при распределении и использовании полученного дохода, прибыли.

Переход к рыночным отношениям хозяйствования обостряет проблему поиска путей повышения стабильности работы предприятий. Наиболее важным стабилизирующим и одновременно с этим мало изученным фактором является создание внутрихозяйственной (относительно предприятия) инфраструктуры,  отвечающей  современным требованиям, которые выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи интересов отдельных работников и коллективов, социально-психологической обстановке. Недостаточное внимание этим требованиям как при создании новых, так и в процессе организации функционирования действующих предприятий приводит к тому, что оснащение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется низкой экономической эффективностью.

Анализ опыта работы процветающих фирм в развитых странах приводит к выводу, что их стабильно высокие результаты определяются обеспечением взаимодействия технологических, организационных и социальных элементов производства, которое достигается благодаря реализации новой концепции развития экономики. Основу этой концепции составляет ориентация управления на человека, в отличие от применяемых долгое время методов, при которых главными объектами управления были комплексы машин и технологические процессы.

Интеграция технологических, организационных и социальных процессов достигается путем создания внутрихозяйственной социальной инфраструктуры, основу которой составляет набор факторов, формирующихся в результате выполнения комплекса социальных требований. По своей экономической природе структура предприятия представляет собой составную часть производственных сил общества, которая исполняет функции обеспечения условий эффективного развития данной производственной системы.

Как известно, в любом процессе производства независимо от его общественной формы берут участие материальные и личные факторы производства — средства производства и люди.

С материально-технической стороны производственные фонды предприятия характеризуются определенной структурой. Так, производственные фонды разделяются на производительные и фонды обращения, на основные и оборотные фонды, на денежную, производительную и товарную части, а основные фонды — на активную и пассивную части и т.д. Материально-техническая структура предприятия различна в зависимости от отрасли, технического прогресса и является важным показателем развития производительных сил общества.

Социально-экономическая природа предприятия определяется формой собственности на производственные фонды. Собственность может быть государственной, коммунальной, частной, коллективной, смешанной, акционерной. Исходя из этого, производственными фондами следует считать вещественные и личные факторы производства, которые находятся в собственности или распоряжении предприятия и служат материальной основой его производственной деятельности.

Производственные фонды находятся в постоянном движении. Они проходят три стадии, меняют три формы — денежную, производительную и товарную — и в каждой из них выполняют соответствующую функцию.

Первая стадия кругооборота лежит в превращении денежных фондов в производительные, то есть в средства производства и производственный персонал. Эта стадия лежит в купле средств производства и найме работников и происходит на рынке.

Вторая стадия кругооборота производственных фондов лежит в превращении производительных фондов в готовую продукцию, товар. Эта стадия происходит в сфере производства. На стадии кругооборота производственные фонды функционируют в производительной форме, то есть в виде средств производства и производителей.

Третья стадия кругооборота производственных фондов лежит в превращении товара в деньги. Она происходит в сфере обслуживания. На третей стадии производительные фонды переходят в форму товара. От товара, купленного на первой стадии, этот товар отличается как своей натуральной формой, так и стоимостью, так как он включает, кроме стоимости рабочей силы и стоимости потраченных средств производства, еще и дополнительную стоимость.

Кругооборотом производственных фондов называется их движение, в процессе которого они проходят три стадии, три формы и в каждой их них выполняют соответствующую функцию.



Экономические проблемы предпринимательства

и пути их решения.

 

Среди целого ряда разнообразных факторов экономического роста наиболее значительным считают умелую реализацию предпринимательского потенциала граждан страны, эффективное использование в экономическом механизме самостоятельной хозяйственной инициативы человека, признание предпринимательства незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания.

Для активизации усилий в этом направлении и более полного понимания всего комплекса имеющихся проблем, прежде всего, необходимо остановиться на теоретическом аспекте проблемы предпринимательства. Несмотря на большое количество работ по данной теме, до настоящего времени четкого, основанного на научной теории, однозначного определения понятия предпринимательства еще не сложилось. Существующие на сегодня концепции характеризуют предпринимательство в трех направлениях:

1) доступность различных видов ресурсов и возможность ими распоряжаться с целью получения прибыли при постоянном наличии фактора риска и неопределенности конечного результата деятельности;

2) эффективное управление и организация производственного процесса с постоянным и широким использованием нововведений;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.