Рефераты. Перспективы конвертируемости рубля






Источник: составлено по: Rodrik D. Who Needs Capital Account Convertibility? [5]


В связи с этим главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц рекомендует развивающимся странам сохранять в своих руках рычаги управления валютным рынком. Либерализация валютного регулирования может повысить доверие иностранных инвесторов к стране и способствовать притоку иностранных инвестиций. В то же время целесообразно продолжать использовать меры, ограничивающие чрезмерное поступление в стану краткосрочных обязательств в иностранной валюте. [5]

Мировой опыт перехода к конвертируемости национальной валюты позволяет выделить узловые проблемы этого процесса:

•   выбор момента и темпа введения обмена валюты;

•   для кого – резидентов или нерезидентов и в какой последовательности;

•   по каким операциям – текущим операциям платежного баланса или финансовым. [4]

Первая проблема. Истории валютных отношений известны две модели - шоковый и постепенный переход к конвертируемости валюты по мере создания необходимых предпосылок. Первый - волюнтаристский - вариант (Турция, страны Восточной Европы, Россия) сопровождается падением курса национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, так как растет спрос на иностранную валюту. Девальвация удорожает импорт, что усиливает инфля­цию и увеличивает валютные потери при погашении внешнего долга в иностранной валюте. Что касается стимулирующего влияния девальвации на экспорт, то оно проявляется лишь при наличии экспортных конкурентоспособных товаров. [4]

Второй вариант, т.е. поэтапный переход к конвертируемости валюты (опыт стран Западной Европы, Японии), имеет преимущество перед шоковым вариантом, так как основан на увязке условий функционирования национального и мирового рынков, в частности ценообразования, и подготовке предпосылок. Основными предпосылками введения обратимости валюты являются: стабилизация экономики, сокращение дефицита государственного бюджета, сдерживание инфляции, уменьшение дефицита платежного баланса, урегулирование внешней задолженности страны, накопление официальных валютных и золотых резервов, нормализация социально-политической обстановки в стране. [4]

Вторая проблема – определение последовательности введения конвертируемости валюты для резидентов и нерезидентов. Судя по мировому опыту, обычно предпочтение отдается вначале иностранным партнерам с целью заинтересовать их в сотрудничестве. [4]

Третья проблема касается выбора операций, по которым вводится обмен валюты. С декабря 1958 г., когда сложились объективные экономические предпосылки, страны Западной Европы ввели частичную обратимость валют, отменив валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса для нерезидентов. Технически это было осуществлено путем слияния переводных и свободно конвертируемых счетов в одну категорию «внешние счета иностранцев». В феврале 1961 г. эти страны отменили валютные ограничения также для резидентов. [4]

Доминирующий критерий конвертируемости валюты – отсутствие валютных ограничений по текущим операциям. Переход от частичной к свободной конвертируемости валют требует отмены валютных ограничений на операции по счету движения капиталов и длительной подготовки. Лишь с середины 70-х гг. постепенно в течение почти 20 лет с определенными интервалами страны распространили конвертируемость своих валют на финансовые операции. Это объясняется тем, что международная миграция капиталов, включая прямые и портфельные инвестиции, сделки с ценными бумагами, кредитные операции, значительно опережает движение товаров и услуг, что оказывает существенное влияние на платежный баланс и валютный курс. Поэтому отмена валютных ограничений по финансовым операциям происходит медленно и неравномерно; периодически они возобновляются с целью защиты национальной экономики. Со второй половины 60-х гг. и в 70-80-е гг. в условиях переплетения структурных кризисов либерализация валютных отношений сменилась протекционизмом в форме барьеров на пути движения товаров и капиталов. Этот процесс отличался неравномерностью, что усиливало межстрановые разногласия. [4]


ГЛАВА II

1. Задачи введения полной конвертируемости рубля


По словам министра финансов РФ А.Кудрина, «есть три сферы, которые обеспечивают высокие темпы экономического роста: свободное движение товаров (нам требуется еще вступить в ВТО), свободное движение капитала, и это как раз конвертируемость рубля, и свободное движение рабочей силы – эта сфера упомянута в послании президента Федеральному собранию как облегчение миграции квалифицированной рабочей силы в Россию. Нам нужно восполнять выбывающие трудовые ресурсы». Эти три сферы должны очень быстро передвигаться, «чтобы направляться в те точки, которые сегодня становятся наиболее востребованными, прибыльными, находятся в точке роста. Такая мобильность этих сфер создает высокие возможности и высокие темпы роста для любой экономики. Сейчас эти сферы наиболее мобильны в США, во Франции, Великобритании и в Евросоюзе. Мы как раз подтягиваемся к этим стандартам. Поэтому можно сказать, Россия заложила крупный кирпич в фундамент стабильности нашей экономики и ее будущего роста», – отмечает министр, говоря о введении полной конвертируемости рубля.

Эффективное развитие современной экономики невозможно без широкого внешнеэкономического сотрудничества с другими странами. Однако у каждой страны своя валюта. Поэтому при осуществлении внешнеторговых операций, вывозе доходов от иностранных инвестиций и операций трансграничного движения капитала происходит конвертируемость национальной валюты в другие. Любые ограничения на обмен валюты рассматриваются международными инвесторами как дополнительный фактор риска, что повышает стоимость привлечения иностранных кредитов и требования к рентабельности капиталовложений.[13]

Для России в настоящее время одной из основных целей является укрепление экономики и повышение международной роли национальной валюты на основе расширения степени конвертируемости рубля. Если с 1991 г. по 1998 г. Россия стояла на грани утраты валютного суверенитета и все ближе подходила к эквадорскому варианту долларизации, то сейчас возникли объективные предпосылки использования российского рубля как единой валюты, например, при создании российско-белорусского валютного союза. Формирующийся в рамках СНГ единый рынок труда также способствует формированию единого валютного пространства. Однако восстановление рублевой зоны не может носить формальный характер и формироваться без объективных предпосылок, таких как темпы развития экономики России, достаточный объем золотовалютных резервов, развитая банковская система, вытеснение из обращения суррогатов. [5]

В России сохранялись ограничения на капитальные трансграничные операции. Кроме того, существовали ограничения на операции с рублями для нерезидентов. Поэтому рубль не являлся полностью конвертируемой валютой и не мог служить средством расчетов и платежей во внешнеэкономической деятельности России. Это повышало издержки российских товаропроизводителей и банков, а, следовательно, – снижало их международную конкурентоспособность. Именно поэтому существовала необходимость перейти к полной конвертируемости рубля и приступить к созданию системы международных расчетов в рублях.

Это будет способствовать созданию ликвидного международного рынка рублей и дедолларизации российской экономики. Повышение спроса на рубли уменьшит необходимость стерилизации «нефтедолларовой» эмиссии путем накапливания бюджетных средств на счетах в ЦБ. [13]

Введение полной конвертируемости рубля — назревшая мера, поскольку из-за его неполной конвертируемости российские предприятия несут существенные убытки, главным образом в отношениях со странами СНГ и третьего мира.

Таким образом, внешняя конвертируемость рубля нужна в первую очередь для снижения издержек участников внешнеэкономической деятельности, особенно в отношениях со странами СНГ и государствами – эмитентами валют, не являющихся свободно конвертируемыми. Во вторую очередь она необходима для стимулирования иностранных инвестиций и в последнюю – для поднятия престижа России как члена МВФ и «большой восьмерки».


2. Этапы перехода к конвертируемости рубля


После распада в 1991 г. Советского Союза Россия вслед за странами Центральной и Восточной Европы стремительно двинулась по пути демонтажа социалистической хозяйственной системы и перехода к рыночно-капиталистическим методам хозяйствования. Одной из «несущих конструкций», так называемых гайдаровских реформ, была ликвидация валютной монополии государства, свободный доступ предприятий и граждан к иностранной валюте. [5] Формальное вступление России в мировую финансовую систему – это начало июня 1992 года, вступление в члены МВФ и подписание XIV статьи Устава этой организации. Там речь шла, в том числе, о конверсионных операциях в рамках валютного законодательства, действовавшего в стране. В России была введена частичная конвертируемость рубля, то есть его внутренняя конвертируемость по экспортно-импортным операциям для резидентов. Обмен рублей на иностранные валюты (и наоборот) для других целей осуществлялся с ограничениями, в том числе с разрешения Банка России. Норматив обязательной продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке был установлен в размере 50%, введен единый курс рубля, который определялся Банком России по итогам валютных торгов на основе спроса и предложения на доллары США. Именно тогда стало возможным перевести обменные операции из области уголовного права в область общегражданского законодательства, появились первые обменные пункты, произошла отмена соответствующей статьи Уголовного Кодекса. С тех пор валютные ограничения постепенно ослаблялись, особенно на текущие операции.

Международно-правовые обязательства по обеспечению конвертируемости рубля были закреплены в июне 1996 г., когда Россия официально присоединилась к статье VIII Устава МВФ, предусматривающей отказ от всех ограничений в использовании национальной валюты при совершении текущих операций. Председатель ЦБР С.К.Дубинин выпустил письмо, где говорилось, что с этого момента введение в России каких-либо ограничений по конвертируемости иностранной валюты по операциям, которые ассоциируются с текущим счетом платежного баланса, должны осуществляться по согласованию с МВФ и на сроки, ограниченные в процессе согласования. Это не означает, что нельзя вводить никаких ограничений на конвертируемость по текущим операциям. Норматив обязательной продажи экспортной выручки в иностранной валюте был постепенно снижен с 75 до 10%.

В послании 2003 г. Президент РФ В.В.Путин поставил задачу обеспечения конвертируемости рубля к 1 января 2007 г.

В 2004 г. с принятием новой редакции Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» вместо разрешительного введен уведомительный порядок осуществления операций движения капитала в иностранной валюте. По этому закону (ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации»), с 19 июля 2005 г. резиденты получили право открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» на 2005 г. (с. 4) говорится о создании необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля «в ближайшие годы». Напомню, что ранее, согласно посланию президента 2003 г., правительство и Центральный банк решить такую задачу намеревались к 2007 г.

C 1 мая 2006 г. снижены в 2 раза требования по резервированию средств при осуществлении валютных операций. Норматив обязательной продажи экспортной выручки в иностранной валюте с 7 мая 2006 г. установлен на нулевом уровне.

В ежегодном послании Президента России Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. предложено обеспечить полную конвертируемость рубля к 1 июля 2006 г. С точки зрения большинства экспертов, ускорение процесса по отмене ограничений на капитальные операции связанно с конъюнктурно-политическими моментами, а именно июльским Саммитом стран большой восьмерки, и обсуждением проблем вступления России в ВТО.

На заседании правительства РФ 29 июня 2006 г. были одобрены поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

8 июля 2006 г. Госдума приняла во втором и третьем чтении Федеральный Закон №131-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», отменяющий ограничения для свободной конвертируемости рубля. При необходимых 226 голосах за законопроект проголосовал 251 депутат, против – 47, воздержавшихся не было. [20] 14 июля 2006 г. закон одобрен Советом Федерации, 26 июля 2006 г. подписан Президентом России В.В.Путиным.

Документ направлен на обеспечение свободной конвертируемости рубля. Он отменяет с 1 июля 2006 г. возможность установления требования о резервировании денежных средств на счетах Центрального банка РФ при проведении внешнеторговых операций, а также операций с внешними и внутренними ценными бумагами. При этом до 1 января 2007 г. будет сохранено действие нормы о досрочном возврате резидентами и нерезидентами сумм резервирования. В то же время, в целях соблюдения принципов международной практики борьбы с отмыванием денег сохранены ограничения по объемам осуществляемых операций.

Как пояснили в пресс-службе Минфина, после принятия этого закона каждый гражданин сможет открывать счета и размещать вклады в банках за рубежом. Сводятся к минимуму ограничения на совершение операций по валютным счетам граждан, открытым ими в России и за границей. Так, счета могут открываться без необходимости получать какие-либо разрешения или регистрировать эти счета. Кроме того, с принятием закона снимаются ограничения на приобретение российскими гражданами долей и вкладов в капиталы иностранных компаний, паев в их имуществе, акций иностранных акционерных обществ. По существу, российский гражданин становится равноправным и конкурентоспособным инвестором на международных рынках капитала, подчеркнули в Минфине.


3. Последствия введения режима полной конвертируемости рубля

 

3.1. Противоречивый характер валютной либерализации

 

Отмена 1 июля 2006 г. в соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»» любых ограничений на движение капитала имеет противоречивый характер.

С одной стороны, она имеет массу положительных последствий, с другой – не исключает отрицательных. Для каждой страны введение режима конвертируемости национальной валюты имеет свой исход в зависимости от множества факторов, которые могут на это повлиять.

Валютная либерализация проводилась в разных странах, и ее влияние на экономику хорошо исследовано. Среди положительных эффектов – увеличение инвестиций, особенно в недооцененные сектора экономики. Негативные эффекты тоже известны – усиливается зависимость внутреннего финансового рынка от внешних воздействий и мировых финансовых кризисов. [10]

Российские власти уже столкнулись с первыми негативными последствиями интеграции (о которых будет упомянуто в разделе «Отрицательные последствия введения режима полной конвертируемости рубля»). Насколько эти проблемы могут быть серьезны, показывает опыт других стран. Так, в 1947 году Великобритания ввела конвертируемость фунта, но уже через 35 дней отменила ее – настолько был велик отток капитала. В Финляндии аналогичные реформы были проведены в 1980-х гг. В итоге страна столкнулась с банковским и валютным кризисом в начале 1990-х гг. [10]

Однако «неприятности» либерализации могут и должны обернуться приобретениями. С одной стороны, не стоит связывать с либерализацией надежд на рост инвестиций и экономики в целом в краткосрочной перспективе. Аналитики банка «Траст» напоминают об опыте Индии, которая проводила валютную либерализацию по схожему с российским сценарию. Там приток прямых иностранных инвестиций хоть и вырос, но остался на низком уровне (около 1% ВВП), а темпы экономического роста вообще не изменились. Однако есть и другая сторона. Известный гарвардский экономист Кеннет Рогофф и эксперты МВФ в недавнем докладе поясняют: как свидетельствуют исследования, сама по себе валютная либерализация не приводит ни к росту ВВП, ни к другим макроэкономическим успехам. Однако заставляет власти улучшать управление экономикой и развивать финансовые институты, что в результате и дает положительный эффект. [10]

Сегодня Россия уже столкнулась с последствиями введения конвертируемости рубля. Однако надо отметить, что, несмотря на либерализацию операций с капиталом, риски волатильности национальной валюты остаются высокими. И возможно, на состояние притока капитала в Россию существенно не повлияет и отмена валютных ограничений, которая должна состояться с 1 января 2007 г.

 

3.2. Положительные последствия введения режима полной конвертируемости рубля


Министр финансов России Алексей Кудрин выразил надежду, что конвертируемость рубля делает российскую экономику цивилизованной и создает основание для нового экономического роста. Он подчеркнул важность отмены существовавшего запрета на владение счетами в иностранных банках: «Граждане России теперь могут открывать счета в любом банке мира, включая швейцарские, иметь эти счета без всяких ограничений и без всякой специальной отчетности за это», — заявил министр, оговорившись, что операции с таких счетов потребуют уведомления налоговой инспекции.

Такие меры, как упрощение контроля над операциями между резидентами и нерезидентами, отмена ограничений на операции с иностранными и российскими ценными бумагами, а также отмена обязательного резервирования средств на счетах ЦБ РФ, значительно облегчат движение капитала как в страну. До последнего времени деятельность компаний, желавших вести операции в рублях и твердой валюте, была осложнена необходимостью заводить специальные обменные счета. Снятые ограничения по конвертируемости рубля облегчат валютные операции компаний и, в перспективе, могут усилить приток иностранных инвестиций в Россию. Как говорит аналитик инвестиционной компании Rye, Man and Gor Securities Наталья Колупаева, «конвертируемость – это довольно рискованный, но неотъемлемый шаг политического руководства к повышению инвестиционной привлекательности страны». Аналитики отмечают, что снятие существовавших ограничений, затруднявших обменные операции для тех, кто хотел перевести рубли в иностранную валюту и наоборот в первую очередь скажется на рынке облигаций.

Алексей Кудрин выразил уверенность в том, что валютная либерализация сделает рубль привлекательным для международных расчетов, а это поможет укреплению его имиджа в России. «Рубль, на мой взгляд, в ближайшие 5 лет, а, может быть, и больше, будет хорошим, надежным вложением для любой страны», — заявил Кудрин в интервью.

По мнению западных аналитиков, через несколько лет рубль может стать международным средством для формирования золотовалютных резервов.

Среди преимуществ свободной конвертируемости российского рубля эксперты по финансам ВВС называют возможное теперь свободное открытие гражданами России банковских счетов за рубежом, ослабление ограничений для иностранных инвесторов, а также удешевление импорта. «Это значит, что у рубля очень привлекательная перспектива, – трейдеры, инвесторы и даже центральные банки разных стран могут начать покупать эту валюту», – отмечает ВВС.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.