Рефераты. Борьба пастыря с языческими суевериями






[34] Соколов В., диакон. Младостарчество – соблазн нашего времени.// Искушения наших дней. М., 2003. С.52.

[35] Там же. С. 52.

[36] Там же. С. 59.

[37] Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни. #"#_ftnref38" name="_ftn38" title="">[38] Там же. С. 54.

[39] Шавельский Г., протопресвитер. Православное пастырство. СПб., 1996. С. 199.

[40] Там же. С. 199.

[41] Там же. С. 34.

[42] «Мы привыкли к выражению «Израиль – богоизбранный народ»… Но при внимательном чтении Библии история получается совсем иная: Израиль не богоизбранный народ, а богосозданный. «Этот народ Я образовал для Себя» (Ис. 43, 21). У Израиля не было истории, которая бы предшествовала его вступлению в Завет с Богом. (Кураев А.В. диакон, проф. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. М., 2003. С. 168.

[43] См. Кураев А.В. диакон, проф. Уроки сектоведения. СПб., 2002. С. 79.

[44] Цит. по: Там же. С. 78.

[45] Цит. по: Осипов А.И., проф. Путь разума в поисках истины. 4-е изд. М., 2005. С. 99.

[46] Зеньковский В., протоиерей. АпологетикаМ., 2002.С. 102.

[47] Осипов А.И. проф. Путь разума в поисках истины… С. 282.

[48]Цит. по : Рыбаков Б. А. Языческие традиции и христианство в Древней Руси. Язычество. #"#_ftnref49" name="_ftn49" title="">[49] Там же. #"#_ftnref50" name="_ftn50" title="">[50]Перевезенцев С. Славянская мифолонгия, или первый смысл. #"#_ftnref51" name="_ftn51" title="">[51] Там же.

[52] Шишкин С.П. От Древней Руси до империи Российской. #"#_ftnref53" name="_ftn53" title="">[53] Там же.  

[54] Иванов В.В., Топоров В.Н. Цит.по: Васильев М.А. Указ. соч.   #"#_ftnref55" name="_ftn55" title="">[55] Флоренский П., протоиерей. Вопросы религиозного самопознания. М., 2004. С. 150.

[56] Фадеев А.Ю. Религия древних славян. Кострома, 2002. С. 22.

[57] Каллист (Уэр), епископ. Указ. соч. С. 85.

[58] Рыбаков Б. А. Указ. соч.

[59] Перевезенцев С. Указ. соч.

[60] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 3.

[61] Цит. по: Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916. С. 95.

[62] Петрушко В.И. Указ. соч. С. 7.

[63]Василенко. История Православной Церкви в России. Киевский период. Просветитель. www.seminaria.bel.ru

[64] На них опирается Васильев М.А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества. #"#_ftnref65" name="_ftn65" title="">[65]Эти божества «верованиям других ветвей славянства достоверно не известны и являются, следовательно, специально восточнославянскими , их присутствие составляет одну из ярких особенностей дохристианских верований этой отрасли славян.» (Васильев М.А. #"#_ftnref66" name="_ftn66" title="">[66] Иванов В.В., Топоров В.Н. Цит. по: Васильев М.А. #"#_ftnref67" name="_ftn67" title="">[67]Рыбаков Б.А. Указ. соч.

[68] Павлюк С.П. Українське народознавство. Навчальний посібник. К.: «Знання», 2006. С. 99.

[69] Карташев А. В. Указ. соч.. С. 64-69.

[70] Цит. по: Петрушко В.И. История Русской Церкви. М., 1999. С. 8.

[71] Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994 — 352 с.

[72] Шевчук В. Верховні божества.//Український історичний календар. К. 1995. С. 33.

[73] Хотя многие сомневаются в подлинности этой книги, например, см. Творогов О.В. Влесова книга. #"#_ftnref74" name="_ftn74" title="">[74] Цит. по: Ребіндер Б. Влесова книга: життя та релігія слов`ян. К., 1999. С. 34.

[75] Хоть, к примеру, Шнирельман В., ссылаясь на В.Н. Топорова и Е.Е. Левкинскую, говорит, что и сами неоязычники, и вообще исследователи славянского язычества «…нередко включают в пантеон славянских богов, по сути либо не были таковыми в прямом смысле слова, либо отражают вторичный процесс переосмысления и являются результатом «кабинетного» мифотворчества. К таковым относятся Дана, Лель, Полель, Дидо, Ладо, Купало, Коляда, Ярила, Курент, Троян, Род, Морена… Чернобог и несомненно Белобог» (Шнирельман В.А. Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя.//Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001. С. 15.).

[76] Грушко Е. Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород: «Русский купец», 1995. С. 262.

[77] Гаврилов Д. Указ. соч.

[78] Егоров В., Крылов К. Боги славян. paganism.ru.

[79] Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч. Божество Род упоминается в таких памятниках как «"О вдохновении святаго духа", "Слове об Идолах", "Слово Исайи пророка", рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в "Слове о Полку Игореве" и русских летописях, а также как Бог в договоре русов Игоря с ромеями». (Там же.).

[80] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 6.

[81] Там же. С. 8.

[82] Гаврилов Д. Указ. соч.

[83] Цит. по: Там же.

[84] Гальковский Н.М. Указ. соч.

[85] См. Шевчук В. Указ. соч. С. 34.

[86] Рыбаков Б. А. Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч. #"#_ftnref87" name="_ftn87" title="">[87] "Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы" (Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.).

[88] См. Гаврилов Д. Указ. соч.

[89] «Стри – моравские чехи называют ветер, приносящий непогоду. По этимологическому составу, слову стри присуще значение порыва, ветра, бури. Стри по значению и по этимологическому основанию равен индийскому Saramejas и греческому Έρμείας» (Гальковский Н.М. Указ. соч.).

[90] Войтович В. Українська міфологія. К.: Либiдь, С. 510.

[91] Гаврилов Д. Указ. соч.

[92]Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.

[93]Там же.

[94] Мельников В. Белая Баба. #"#_ftnref95" name="_ftn95" title="">[95] Там же.

[96] «Среди исследователей славянской культуры нет единого ответа на вопрос, кто был у древних славян богом солнца? Некоторые полагают, что бог солнца у древних славян был Ярило, другие – Даждьбог, третьи называют Световида – это не совсем так. Отчасти каждому из главных племенных языческих богов, какими являлись Даждьбог и Световид, были присущи черты Бога Солнца, с другой стороны, и этим богам и солнцу придавали свойства мужские, свойства Рода (Ярилы)» (Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 11).

[97]Гальковский Н.М. Указ. соч.

[98] Мельников В. Приметы связанные с пищей. #"#_ftnref99" name="_ftn99" title="">[99] См.  Там же.

[100] Современные язычники, да и вообще недоброжелатели христианства, упрекают его в ущемлении прав женщины, унижении ее роли в мире и обществе, якобы в отличие от язычества, которое всегда возвышало женщину. Ярким представителем такого мнения, является автор нашумевшего бестселлера «Код Да Винчи» - американский журналист Ден Браун, который очень популярен не только зарубежем, но и на просторах бывшего Советского Союза. Говоря словами своего героя Тибинга, он пишет: «Власть женщины, ее способность дарить жизнь, некогда считалась священной. Но она представляла угрозу подъему и возвышению новой (имеется в виду христианской –А.И.) Церкви, где всегда доминировал (?! – А.И.) мужской образ, главенствовало мужское начало. И вот церковники стали демонизировать священное женское начало, называть женщин нечистыми… Женщина, некогда священная дарительница жизни, превратилась во врага…» (Браун Д. Код Да Винчи. М. С. 387.). Но мы видим, что в язычестве вообще, а в восточнославянском в частности, женское начало всегда начало темное, злое. И это не какая-то персона женщины, а женское начало в принципе. А вот упоминание арабского путешественника писателя Масуди, описывающего славянский обряд погребения: «Когда умирает мужчина, то сожигают с ним жену его живою; если же умирает женщина, то муж не сожигается; а если у них умирает холостой, то его женят по смерти» (Цит. по: Гальковский Н.М. Указ. соч).

[101] Фадеев А.Ю. Указ. Соч. С.14.

[102] Там же. С. 13.

[103] См. Перевезенцев С. Указ соч.

[104] Мельников В. Язычество славян. Гадания (Ворожба). #"#_ftnref105" name="_ftn105" title="">[105] Там же. А скрещивать конечности, особенно в храме, до сих пор некоторые прихожане считают дурным знаком.

[106] Хоть, например, по Фадееву, «Макошь –это не богиня плодородия, а именно богиня итогов сельскохозяйственного года…» (Там же. С. 18).

[107] Цит. по: Гальковский Н.М. Указ. соч.

[108] См. Гаврилов Д. Указ. соч.

[109] Смотри Гальковский Н.М. Указ. соч.

[110] Там же.

[111] Там же.

[112]Там же.

[113] Войтович В. Указ. соч. С. 273.

[114] Там же. С. 273.

[115] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С.22.

[116] Гальковский Н.М. Указ. соч.

[117] Гаврилов Д. Указ. соч.

[118] На это указывает А. Фадеев: «Велес – …покровительствовал охотникам. Вследствие табу на обожествляемого зверя назывался «волохатый», «волосатый», «волос», «велес». Обозначал также духа убитого зверя, охотничьей добычей. «Vel» – корень слов со значеним «мёртвый»… С древнейших времён скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому скотий бог Велес был ещё и бог богатства. Корень «воло» и «вло» стал составной частью слова «володеть» (владеть)». (Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 16).

[119] Там же.

[120] Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.

[121] Цит. по: Там же.

[122] Там же.

[123] Проник он и в русскую литературу, вспомним  одноименное произведение Николая Васильевича Гоголя.

[124] Сюда же можно отнести Кащея – божество подземного царства. ««Кошь» - также «кошт», «кость», «костлявый»… Кащей – не настоящий бог смерти, власть его недолговечна» ( Фадеев А.Ю. Указ. соч. С.20).

[125] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 8.

[126] См. Фадеев А.Ю. Указ. соч.; Васильев М.А. Указ. соч.

[127] Иларион (Алфеев), епископ. Православное богословие на рубеже эпох. К., 2002. С. 411.

[128] «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…» (Еф. 5. 31,32).



[129] Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкования на Деяния Святых Апостолов. Просветитель. Электронная библиотека православной информации. www.seminaria.bel.ru.

[130] Тертуллиан. Цит. по: Астрология и магия в свете православного учения. #"#_ftnref131" name="_ftn131" title="">[131] Цит. по: Кураев А.В., диакон, проф. Почему православные такие?.. М., 2006. С. 353.

[132] Там же. С. 353

[133] Там же. С. 353

[134] Там же. С. 353

[135] В наше время люди боятся встретить черную кошку (это как классический вариант суеверия), человека с пустыми ведрами, сумкой и даже встреча со священником сулит встретившему несчастье.

[136] Иоанн Златоуст., святитель. Цит по: О суевериях. #"#_ftnref137" name="_ftn137" title="">[137] (Лев. 19. 26; Втор. 18. 12, 14)

[138]Василий Великий., святитель. Цит по: О суевериях.#"#_ftnref139" name="_ftn139" title="">[139] Всем известно утверждение типа «понедельник – день тяжелый» и т.д.

[140] Цит по: О суевериях.#"#_ftnref141" name="_ftn141" title="">[141] Иоанн Златоуст., святитель. #"#_ftnref142" name="_ftn142" title="">[142] Иоанн Златоуст., святитель. #"#_ftnref143" name="_ftn143" title="">[143] Иоанн Златоуст., святитель. Слово на Новый год. #"#_ftnref144" name="_ftn144" title="">[144] Аврелий Августин., блаженный. Цит по: О Суевериях. #"#_ftnref145" name="_ftn145" title="">[145] Православное исповедание веры. Цит по: О Суевериях. #"#_ftnref146" name="_ftn146" title="">[146] Макарий Великий., преподобный. О терпении и рассудительности. Слово 4-е. О Суевериях. #"#_ftnref147" name="_ftn147" title="">[147] Григорий Нисский., святитель. О чревовещательнице. Антология. Восточные Отцы и учители Церкви IV века. Том II. Издательство МФТИ, 2000, сс. 346.

[148] Грирорий Нисский, святитель. О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию. #"#_ftnref149" name="_ftn149" title="">[149]Святой Максим Грек. Цит. по: Астрология и магия в свете православного учения. #"#_ftnref150" name="_ftn150" title="">[150] Преподобный Амвросий Оптинский. Собрание писем. Письмо 410-е. #"#_ftnref151" name="_ftn151" title="">[151] Кроме свт. Григория Нисского, в его надгробном Слове: «Какай глаз лукавый, какая зависть злая [какой дурной глаз, какое злое волшебство]» (Дунаев А.Г. Цит по: Кураев А. Указ. соч. С. 372). Хотя, опять же это «святой Григорий… превращает просто в литературный прием» (Там же.), проводя аллюзию с языческим волшебством (См. контекст: Там же).

[152] Цит по Кураев А. Указ. соч. С. 371.

[153] Там же. Письмо 422-е.

[154]Лосский В.Н., профессор. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 55.

[155] Там же. С. 55.

[156] Григорий Палама, Святитель. Цит. по: Лосский В.Н., профессор. Указ. соч. С. 56.

[157] Григорий Палама, Святитель. Цит. по: Там же. С. 56.

[158] См. Лосский В.Н., профессор. Указ. соч. С. 57.

[159] Там же. С. 57.

[160] Давыденков О., священник. Догматическое богословие. М., 2005. С. 316.

[161] Там же. С. 318.

[162] Цит. по: Сарычев В.Д. Конспект лекций по Догматическому богословию для студентов 3-го курса МДС. М., 1965. С. 97.

[163] Лосский В.Н. Указ соч. С. 150.

[164] Там же. С. 149.

[165] Давыденков О. Указ соч. С. 332.

[166] Соколов В., диакон. Указ соч. С. 61.

[167] Цит. по: Мень А., протоиерей. Магиия. Оккультизм. Христианство. #"#_ftnref168" name="_ftn168" title="">[168] Шмеман А., протопресв. Исторический путь православия. Русское - ?

[169] Соколов В., диакон. Указ соч. С. 61.

[170] Осипов А.И., проф. Куда идет христианство. www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm4.cgi?item=17r020710153005.

[171] При чем смешиваются и языческие «святыни» и христианские, «на всякий случай» (сравни Лк. 16.13).

[172] Языкова И.К. Богословие иконы. www.wco.ru\biblio

[173] Варзанова Т. Во что верят россияне. Колдовство и оккультизм пока уверенно лидируют // НГ- религии. М., 1997, февраль.

[174] Цит. по: Там же. С. 8.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.