2 настрой одаренного ребенка на «поглощение» знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений;
3 трудности общения со сверстниками, а иногда и с взрослыми людьми. По словам В.С. Юркевич, у многих одарённых детей заметно «отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума» [20].
Анализ перечисленных причин указывает на их преимущественно социальный характер. Это наталкивает на мысль о том, что одарённые дети, в силу личностных особенностей, с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе с социокультурной, можно предположить, что при изучении иностранного языка одарённые дети приобретут, разовьют необходимые социальные навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения и взаимодействия.
Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей иностранному языку можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей иностранному языку необходимо создать условия для их социализации, развить некоторые личностные качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности. Как известно, социальный заказ влияет на определение цели обучения. В данном контексте при конкретизации цели обучения одаренных детей иностранному языку акценты будут смещаться в сторону социальной компетенции. В этой связи цель обучения одаренных детей иностранному языку может быть уточнена и определена следующим образом: развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.
Конкретизация цели обучения неизбежно ведет к некоторой детализации содержания обучения. Содержание должно быть таким, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности детей и развить, а в некоторых случаях и сформировать, социальную компетенцию. А.И. Савенков [14] отмечает, что при разработке содержания обучения одаренных детей следует обращать внимание не только на его количественные (объем, время изучения материала), но и на качественные характеристики. В частности, А.И. Савенков указывает на важность включения в содержание обучения одаренных детей программ и специальных занятий, на которых они могли бы обсуждать социальные и межличностные проблемы. «Эти занятия помогают ребенку точнее оценивать и совершенствовать свой образ жизни, стиль поведения, характер общения, что положительно сказывается на самооценке ребенка и межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, активно содействует пониманию детей самих себя, изучения ими сходства и различия с другими детьми, познанию своих способностей» [12].
Но обратимся к роли иностранного языка в ходе социализации одарённых детей.
Следует сказать, что одной из качественных характеристик содержания обучения иностранному языку одаренных детей будет выделение в нем содержания иноязычной социальной компетенции. В этом случае мы предлагаем руководствоваться некоторыми положениями, например:
• Социальную компетенцию следует рассматривать как компетенцию, обеспечивающую адаптацию человека к обществу, к социуму, взаимодействие и общение человека с другими людьми. При этом,
• Социальная компетенция на иностранном языке формируется на основе имеющегося опыта общения на родном языке.
К области социальных умений можно отнести следующее: умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит и т.п. Ними предложен вариант умений на английском языке.
Social
Habits
functions
overstatement
encouraging
Oh, come on in. I haven’t seen you for ages! You haven’t changed a bit.
Showing concern
I suppose you’re very tired?
Polite request
It would be really nice if you could spare me a moment of your attention but don’t worry if you don’t have time.
Apologizing
I’ll be very brief, my story won’t take a minute.
Expressing gratitude
Thank you for a most useful piece of advice.
Praising
I just love the way you treat people.
sympathizing
How extremely sad! I can’t tell you how sorry I am.
Рис. 4. Социальные умения на английском языке.
Указанные способности формируются при наличии определенных качеств личности и, в свою очередь, развивают эти качества, а именно: дружелюбие, любознательность; порядочность, открытость и др.
Попробуем определить содержание иноязычной социальной компетенции для начальной школы. Итак, к сферам общения школьника можно отнести следующие [15]:
- сфера социально-бытового общения: семья, родные, друзья, выполнение несложных обязанностей по дому;
- сфера делового (учебно-трудового) общения: школа, музыкальная школа;
- сфера увлечений: музыкальная или спортивная школа, кружки, занятия по интересам;
- сфера социально-культурного общения: правила поведения в театре, музее, на природе, во время путешествий;
- сфера исследовательского и научно-познавательного общения.
Первые четыре сферы общения определены и в Стандарте начального общего образования по иностранному языку, и в Программах по иностранному языку для начальной школы. Здесь следует отметить, что при обучении одаренных детей, организация общения в рамках указанных сфер социальной взаимодействия имеет особое значение для их социализации. Сфера исследовательского и научно-познавательного общения обычно не выделяется, но нам она представляется очень важной, особенно при работе с одаренными детьми. Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности [12]. Общение с учеными, с нашей точки зрения, может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.
Языковые знания, речевые умения и ситуации общения детально разработаны в Программах по иностранному языку.
К области социальных умений на иностранном языке можно отнести такие умения как:
· ориентироваться в ситуации общения;
· вступать в контакт и поддерживать его;
· уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения;
· принять точку зрения собеседника;
· аргументировано пояснить свою точку зрения;
· не допустить и решать конфликтные ситуации в общении;
· критично относиться к своим действиям и высказываниям.
На наш взгляд, указанные социальные знания и умения вполне соответствуют социальным задачам школьного возраста и могут составить содержание социальной компетенции на иностранном языке.
Предложенное содержание социальной компетенции на иностранном языке достаточно универсально и может применяться не только при обучении одарённых детей.
2.2 Опыт формирования социальной компетенции в овладении иностранным языком.
Социальный заказ современного российского общества направлен на развитие творческого и интеллектуального потенциала нации, одним из резервов которого являются одаренные дети.
Основываясь на своих наблюдениях в ходе практики пробных уроков преподавания английского языка, а так же результатов опытных преподавателей, мы пришли к выводу, что в процессе его освоения очень важно эффективно формировать у детей школьного возраста социальные навыки и существенно влиять на становление их социального интеллекта.
Выдвинутая нами гипотеза имеет подтверждение в результатах практической иноязычной проектной деятельности. Исследование проходило на базе школы №11. В экспериментальной работе участвовало 15 человек.
Для успешного обучения и развития способностей детей мы разработали специальную программу, учитывая основные поведенческие особенности учащихся. При этом использовалась проектная методика, основанная на принципах коммуникативно-интерактивного партнерства и сотрудничества. Творческое решение поставленной проблемы направлено на развитие креативных и коммуникативных способностей одарённых детей.
Задачей проектного подхода в обучении иностранному языку является организация совместной, творческой, коммуникативно-познавательной иноязычной деятельности учащихся, ориентированной на достижении общего результата деятельности.
Для решения проблемы социализации одарённых учащихся в условиях обычной школы и развития их иноязычных коммуникативных способностей мы организовали специализированные уроки по английскому языку в соответствии с этапами развития проектной деятельности.
Для организации проектного курса, способствующего развитию творческих и иноязычных коммуникативных способностей одаренных учащихся, мы выявили одаренных детей среднего школьного возраста с помощью социально-психологической диагностики «Оценка творческого потенциала личности» Андреевой В.И модифицированной Иутиной А.П.
Выполнение проектов мотивирует учащихся на успешное изучение языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Детальный просмотр учебника английского языка, автора Кузовлева В.П, показал, что данный метод достаточно широко представлен на его страницах. На практике мы использовали учебник 7 класса, одна из выбранных мною тем была «My Hobby».
На подготовительном этапе я создавала условия для появления идеи проекта, а также оказывала помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта я выступала в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следовало принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
У нас была необходимость стремиться к тому, чтобы проект:
действительно вносил вклад в цели обучения;
имел реальный смысл;
был разумным в части стоимости, доступности материальных средств, затрачиваемого времени и прилагаемых усилий.
Я попыталась определить учебные задачи для учащихся - развитие умений добывания информации; развитие навыков говорения, аудирования и письма в процессе общения друг с другом и учителем на основе изучаемой темы; развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности учащихся, изобретательности и творческого отношения к учебному процессу.
Так же были даны рекомендации по подбору материала. При этом была спланирована серия уроков, на которых предполагалось использовать метод проектов. Например, план урока на мотивационном этапе:
1. Организационный момент. Задача: Сконцентрировать внимание учеников. Настроить учащихся на рабочий лад, подготовить к восприятию информации. Форма работы: Приветствие.
2. Речевая зарядка. Задача: Помочь учащимся быстрее адаптироваться в иноязычной среде. Форма работы: Прочтение и перевод пословиц.
3. Актуализация опорных знаний. Задача: Введение темы. Развитие монологической речи. Форма работы: Обсуждение и предложения по теме.
4. Мониторинг качества усвоения материала. Задача: Развитие диалогической речи. Форма работы: Составление вопросов по теме. Обсуждение проектов.
5. Итоги урока. Подготовка к выполнению домашней работы. Задача: Подведение итогов урока. Разъяснение формы представления результатов домашней работы. Форма работы: Самостоятельная работа с учебником, словарем и другой литературой.
В ходе всего проекта отслеживалась деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. В организации проектной деятельности очень важным моментом является структурирование. Мы разработали такие этапы, как:
I этап – «Мотивация»
Этот этап особенно важен, т.к. от него зависит в большей степени успех последующей работы. Работу над материалом рекомендуется начинать не с учебника, а с установки на проблему, осмысления цели, создания ситуации общения с преподавателем.
II этап – «Информационное обеспечение»
Задача этого этапа – собрать как можно больше информации по данному вопросу.
III этап – «Первичная обработка информации учеником»
Восприятие любого материала имеет яркую личностную окраску. Происходит первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.
IV этап – «Обработка информации вместе с учителем»
Продолжается сбор информации. Учитель стремится предложить конкретный набор поисковых задач. Происходит определение «белых пятен» в контексте, выделяется тема и подтемы, формулируются основные мысли.
V этап - «Дополнительный сбор информации»
В процессе работы, обучающиеся непременно сталкиваются с проблемой “нехватки” материала. Появляются материалы проблемного характера. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть еще раз на объект изучения «под углом нерешенных вопросов». Формируется умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.
VI этап – «Осмысление, сравнивание, анализ и коррекция»
Самый важный в работе, т.к. именно здесь происходит интеллектуальный рост человека, становления личности. Ученики учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию.
VII этап (заключительный) – «Защита проекта»
Обучающиеся совершенствуют навыки публичного выступления и работы в режиме презентации.
При этом для получения существенных результатов социализации одарённых детей в ходе обучения иностранному языку, крайне важно создавать необходимые условия:
-- формировать умения добывания информации из различных источников;
-- организовывать ситуации продуктивного общения;
-- развивать исследовательские умения;
-- учить наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и сопоставлять в родном и иностранном языке;
--уметь предвосхищать информацию, обобщать и оценивать прослушанный материал;
-- делать мультимедийную презентацию результатов, предоставлять возможность для её реализации;
-- делать обучение проблемным, создавать условия для использования лингвистической и концептуальной догадки, различного рода опорами в тексте, словарями различного характера;
-- для использования при говорении и письме специфических приёмов, перифраз, переспрос, повтор реплик, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры;
-- формирования способности обратиться за помощью к собеседнику, уточнить вопрос, переспросить, использовать мимику/жесты.
Следует отметить, что семиклассники, участвующие в проекте проявили большой интерес и участие в определении достоинств своих одноклассников (кто-то что-то умеет, чему может научить других). Многие учащиеся не только осознали наличие своих способностей, но и обнаружили стремление совершенствоваться. Реализация последующих проектов привела к определенным результатам:
1. Благодаря проекту повысилась самооценка учащихся, обогатился их социальный и духовный опыт, ученики приобщились к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогла решить проблему мотивации, способствовала формированию и совершенствованию общей культуры общения и социального поведения в целом.
3. Проектная работа приобщила учеников к практическому владению иностранным языком, способствовала развитию устно-речевых и лексических навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволила реально оценить свои языковые возможности.
4. Выполнение проекта позволило повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
Работа над проектом предполагает взаимную активность учителя и реальное коммуникативное сотрудничество, направленное на развитие творческих и иноязычных коммуникативных способностей в атмосфере подлинного взаимодействия и взаимообогащения одаренных учащихся.
Таким образом, реализуя содержание иноязычной социальной компетентности через ситуации общения, мы формируем способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми, партнёрами по коммуникации, делать самооценку, ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею.
Глава III
Иностранный язык является уже не только учебной дисциплиной, но и становится средством расширения сотрудничества, достижения взаимопонимания и средством обогащения культуры личности, поэтому целью моей исследовательской работы является использования иностранного языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.
Согласно цели исследования были поставлены и решались следующие задачи:
· изучение практического опыта учителей по работе над данной проблемой;
· разработка опросника, для выявления творческих личностей и их способностей;
· проведение статистической обработки результатов;
· развитие умений добывания информации у детей;
· развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности учащихся, изобретательности и творческого отношения к учебному процессу;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5