Рефераты. Расчет себестоимости и основных технико-экономических показателей участка сборки






где35% – норматив рентабельности.

Определить нормативную чистую продукцию и на ее основе производительность труда:

Калькуляция себестоимости прибора      

Таблица 11

Статьи затрат

Сумма, руб.

Удельный вес, %

по заводу

по проекту

Основные материалы


218,49

2,8

Комплектующие


4323,5

54,6

Вспомогательные материалы


86,47

1,09

Основная заработная плата


11,5

Дополнительная заработная плата


1,3

Отчисления на соцстрахование


3,2

Транспортно-заготовительные

расходы


277,7

3,5

Цеховые расходы


11,5

Итого:

                                                                                            Цеховая себестоимость


7200



90,15

Общезаводские расходы


7,88

Итого:

                                                                                            Производственная себестоимость




98,04

Внепроизводственные расходы


1,96

Итого:

                                                                                            Полная себестоимость



100

Расчет годовой экономии от снижения себестоимости прибора

 

Процент снижения себестоимости детали:

7 Технико-экономические показатели участка

Технико-экономические показатели участка

Таблица 12

Показатель

Единица измерения

Величина показателя

Абсолютные показатели



Годовой выпуск прибора

шт.

2000

Норматив чистой продукции

руб.

Количество рабочих мест

шт.

54

Численность работающих

чел.

65

Численность основных рабочих

чел.

54

Общий годовой фонд заработной платы участка

руб.

2600651,037

Годовой фонд заработной платы

производственных рабочих

руб.

2127052,874

Относительные показатели



Производительность труда одного работающего

руб./чел.

Среднемесячная заработная плата основных

рабочих

руб.

Среднемесячная заработная плата

вспомогательных рабочих

Руб.

Процент снижения цеховой себестоимости

%

0,84

Годовая экономия от снижения цеховой

себестоимости

руб.

121210



8 Государственное регулирование рыночной экономики

 

Введение  

1. Государственное регулирование экономики. Мо­дели взаимоотношений экономики и государства  

1.1 Два ведущих методологических подхода  

1.2 Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования   

2.  Методы государственного экономического регу­лирования.   

2.1 Общегосударственное планирование  — один из методов регулирования экономики  

2.2 Экономические функции правительства  

Заключение  

Список литературы  


Введение

Проблема государственного вмешательства в экономику, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная, она является,  по моему мнению, основной для любого государства. 

В развитии рыночной экономики проявляется множество важных закономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. В процессе развития рыночных отношений во взаимодействие вступает все большее число экономических явлений. Порой это связано с немалыми издержками, однако главный итог происходящих процессов - рост результативности рыночного механизма.

Рынок как институт представляет самонастраивающуюся, саморегулируемую систему. Однако типичная для рыночной системы экспансия приводит к тому, что порой не успевают сложиться механизм, который может предупреждать о границах, в рамках которых необходимо соблюдение макроэкономического равновесия. Например, мировой экономики кризис 1929-1933гг. стал для всей рыночной системы важным уроком, подтверждающим необходимость государственного регулирования рыночной экономики. В современных условиях такое регулирование осуществляется через разработку и реализацию экономической политики.

Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.


1 Государственное регулирование экономики. Модели взаимоотношений экономики и государства

Огромная роль государства и способность его регулировать не­которые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной систе­мы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институ­циональной иерархии. Государство породило новую форму обще­ственной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрес­сивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Бо­лее того, экономическая политика государства становится состав­ным звеном и необходимым элементом рыночной системы. "Видимая рука" правительства должна регулировать "невидимую руку" кон­куренции, о которой писал А.Смит.

В науке идея бесконтрольной экономики, сводящаяся к тому, что рынки нужно предоставить самим себе, все больше уступаем место теории государственного регулирования рыночной экономики. В последнее время доля государства в валовом национальном продукте промышленно развитых стран увеличивается, удвоившись с 60-х годов. Государство все больше подключается к деловым проектам и помогает предпринимателям накопить капитал. Такая стра­тегия дала успешные результаты в Японии, Корее, государствах Юго-Восточной Азии и многих других странах.

В силу этих обстоятельств государство становится предметом изу­чения экономической теории. Причем надо заметить, что долгое время происходило отождествление экономической роли государ­ства с самой политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести экономическую теорию к эко­номической политике.


1.1 Два ведущих методологических подхода


Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного ме­ханизма) и синтез неокейнсианских, подчас консервативных доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.

Оба этих теоретических течения имеют общие основы. Они рас­сматриваются государством как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными фун­кциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества.

Различия между концепциями сводятся к используемым мето­дам государственного воздействия вплоть до полного его отрица­ния. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль "ночного сторожа", не вмешиваясь и экономические процессы.

Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функ­ций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка

Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклас­сическое.

Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих. Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.

Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путём эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры и т.д.

Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходи­мость государственного регулирования экономического роста?

Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет нега­тивные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защиты окружающей среды; не может регулировать ис­пользование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, напри­мер рыбных богатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективно­го пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обес­печивается целенаправленное развитие фундаментальных исследо­ваний в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с прису­щими этому рецессионными и инфляционными процессами. Госу­дарство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монопо­лизированного производства. Государство должно направлять эко­номические ресурсы на удовлетворение коллективных потребнос­тей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, о детях, стариках, мало­имущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокраще­нию безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регу­лировании платежного баланса и валютных курсов.

 

1.2 Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования.


В любом национальном образовании рыночная экономика раз­вивается как определенная функциональная экономическая систе­ма (ФЭС) со сложившимися количественными и качественными характеристиками. Поддержанием их или приведением в соответ­ствие наряду с саморегуляцией занимается государство (правитель­ство) через определенные функции.

Под ФЭС в рамках целостной экономики понимаются динами­ческие саморегулирующиеся подсистемы, деятельность всех струк­турных элементов которых направлена на поддержание макроэко­номического равновесия на национальном рынке и создание опти­мальных условий для обмена информацией, товарами, технологией, различными формами капитала, рабочей силой и др. Они отлича­ются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, стра­хования, социальной защиты и др.), которые представляют собой саморегулирующиеся организации.

Функциональные экономические системы поддерживают рав­новесие относительно определенных заданных макроэкономичес­ких параметров. Так, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5% ВВП, объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту това­ров как минимум в течение трех месяцев, отношение текущих пла­тежей по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20% годовых доходов от экспорта, критический уровень безработицы не должен превышать 15—20% общего числа трудоспособного населе­ния и т.д.

Несмотря на относительность приведенных выше параметров, их поддержание на определенных уровнях с помощью государствен­ного уровня в экономических системах сохраняет равновесие на внутреннем рынке и обеспечивает устойчивость и динамизм эко­номического роста.

Функциональные экономические системы включают системы формирования конкурентной среды, регулирование уровня денеж­ной массы в обращении, поддержание уровня внутренних цен, за­щиту отечественных производителей от иностранной конкуренции, защиту окружающей среды, поддержание оптимального уровня безработицы и многое другое. Все они в совокупности образуют функ­ции государства по регулированию рыночной экономики, по под­держанию устойчивого роста.

Одним из основных элементов ФЭС в рыночной экономике яв­ляется система формирования конкурентной среды, которая со­здает и поддерживает оптимальные условия для частного предпри­нимательства и добросовестной конкуренции. Эта же система обес­печивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, а также регулирует деятельность естественных монополий.


2 Методы государственного экономического регулирования


Государство, осуществляя регулирование социально-экономи­ческих процессов, использует систему методов и инструментов, ко­торые меняются в зависимости от экономических задач, матери­альных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет гово­рить как о формировании национальных моделей, так и о сложив­шемся стандартном наборе общественных форм и методов государ­ственного регулирования.

Рассмотрим универсальные средства государственного регули­рования, применяемые в последнее время. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, администра­тивные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм — производителей и по­требителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области тру­довых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование, включают меры по регулиро­ванию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закреп­ления, разрешения, принуждения) осуществляется государствен­ный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружаю­щей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках националь­ного образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов эко­номического роста.

С этой целью используются бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирова­ние и планирование.

 Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

Высшей формой государственного регулирования являются програм­мирование, прогнозирование и планирование.

Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью использо­вания комплексных методов в достижении кратко-, средне- и дол­госрочных целей. Объектами таких целевых программ являются от­расли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, соци­альные условия, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Наиболее распространены общенациональные программы по вос­становлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики.

В условиях рыночной экономики применяется планирование эконо­мики по довольно продолжительному горизонту — 4—5 лет. Такие планы разрабатываются департаментами Франции, правительства­ми Японии, Китая, Южной Кореи. Они отличаются от планов командно- административной экономики, не имеют распределитель­ного характера. Это индикативные планы, т.е. планы целевого, ре­комендательного характера при определенном ресурсном обеспечении со стороны государства.

Прямые методы регулирования базируются на властно-распоря­дительных отношениях и сводятся к административному воздей­ствию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов эконо­мики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включаю­щих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и вне­бюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются дости­жение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эф­фекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уров­ня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет че­рез инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предприни­мательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабель­ных отраслях, например, таких, как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобиль­ных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение науч­ных исследований. Государственное предпринимательство развива­ется в тех областях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия.

Таким образом, экономическая политика правительства — это оп­ределенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

1.  Кредитная политика включает: нормирование банковских резервов; варьирование учетной ставки банковского процента; проведение операций на валютном рынке.

2. Бюджетная политика охватывает: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних хозяйств;

поддержку и регламентирование государственного предприни­мательства.

3. Фискальная политика предполагает: регулирование налогового обложения имущества граждан; введение муниципальных налогов.

4. Социальная политика включает: регулирование минимальных ставок оплаты труда; установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.

5. Внешнеэкономическая политика означает: законодательное установление ставок таможенных пошлин, об­менных курсов валют;

использование иностранных займов, инвестиций и валютных ог­раничений.

 

2.1 Общегосударственное планирование — один из методов регулирования экономики


В командно-административной экономике государственное пла­нирование являлось основным методом регулирующего воздействия на производство, обмен и распределение производимого продукта. Оно способствовало господствующей государственной собственно­сти и распространялось на распределительные процессы всех без исключения ресурсов и производимых благ. Такая система плано­вой привязки производителя и потребителя приводила к разраста­нию планирующих распределительно-снабженческих структур, ро­сту издержек производства и обращения, создавала искусственный дефицит при скрытом избытке производимого продукта. Более того, план как юридический закон распределения превращался в тормоз НТП, инноваций, роста производительности труда. Россия как глав­ное государство использования плана отставала от развитых стран по общему уровню экономического роста, производительности об­щественного труда, производству конечного продукта на душу на­селения. Поэтому с началом реформирования экономики и перевода ее на рыночные связи и отношения государственные органы отказались от использования планирования как метода регулирова­ния глобальных связей и равновесного экономического роста на отдаленный горизонт.

В науке господствующее положение заняли позиции тех авторов, которые полностью отрицают возможность использования центра­лизованного и индикативного планирования не только в переходной, но и в развитой рыночной экономике.

С ростом обобществления и концентрации производства, услож­нением связей, достигающих значения многократных, государство уже не в состоянии поддержать равновесие функциональной эко­номической системы и достаточно высокие темпы ее развития только посредством макроэкономического инструментария, т.е. бюджет­ного, налогового, денежно-кредитного регулирования. Это инстру­менты краткосрочного действия. Они используются в основном для нивелировки, устранения отклонений от прогнозных или планиру­емых показателей экономического роста и нарушения пропорций, обеспечивающих это развитие.

Полагаем, что положение целиком относится и к функциони­рованию российской экономической системы, когда она развива­ется уже не в режиме централизованного планирования, а в усло­виях развитой инфраструктуры постиндустриального общества.

Проявление планомерности и организация планирования не только объективно необходимы, но и возможны в рыночной экономике. Чем обусловлена эта возможность?

Во-первых, увеличением вовлеченного в реальное производство колоссального ресурсного и производственного потенциала. Это ресурсы государственного и частного секторов экономики. При этом правительственные доходы и расходы оказывают всевозрастающее влияние на использование ресурсов частного сектора, вовлекая его во взаимосвязанный оборот.

Во-вторых, государство через финансово-промышленные груп­пы (ФПГ), крупные корпорации оказывает реальное воздействие на деятельность обособленных производителей и принимает меры к достижению согласованности в их деятельности как во внешней торговле, так и в проведении отраслевой и кредитной политики.

В-третьих, усиление взаимосвязи, зависимости и контроля до­стигается за счет использования информационных систем, элект­ронно-вычислительной техники, системы Интернета и т.д.

В-четвертых, в современных национальных образованиях рас­тет солидарность и социальное согласие различных слоев и групп населения (госорганов, частного бизнеса, профсоюзов и др.), пре­следующие единую цель-  стабильное развитие экономики и рост благосостояния.

 

2.2 Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Можно выделить основополагающие группы выполняе­мых государством экономических функций:

1. Поддержка функционирования рыночной системы обеспече­ния правовой базы и создания конкурентной среды, защита конку­ренции через антимонопольное законодательство.

2. Перераспределение дохода и богатства, корректировка рас­пределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уров­нем занятости и инфляции.

3. Ограничение действия некоторых элементов рыночного меха­низма. Так, ограничение использования рыночных элементов на­блюдается в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и об охране общественного порядка, о национальной обороне, транспортной системе обслуживания инф­раструктурных комплексов, водоснабжении и т.д.

Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий образования и медицинского обслуживания. Государственные и муниципальные органы обеспечивают функционирование систем образования, здра­воохранения, экологического контроля с учетом рыночных и об­щественных интересов.

4. Достижение и сохранение национальных конкурентных пре­имуществ в мировой экономике.

5.  В последнее время во многих странах широко используется функция общественного выбора в принятии правительственных ре­шений, которая определяет, что покупать правительству, как про­изводить товары, для кого предназначаются государственные рас­ходы, на кого распространяются льготы и т.д. По своему экономи­ческому содержанию функция общественного выбора основывается на главных экономико-политических задачах государства.

Эти функции государства осуществляются посредством разви­тия способности фирм конкурировать в новых и традиционно сло­жившихся отраслях на мировом рынке.


Заключение


Экономика любой страны представляет собой сложную экономическую систему, которая обладает множеством особенностей и отличительных черт. На сегодня в мировой практике насчитывается несколько типов экономических систем, которые существенно отличаются друг от друга и имеют многообразные формы (модели) проявления. Но любая экономическая система представляет собой совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления.

Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму.  Госу­дарство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монопо­лизированного производства. Государство должно направлять эко­номические ресурсы на удовлетворение коллективных потребнос­тей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, о детях, стариках, мало­имущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокраще­нию безработицы.

Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.


Список литературы

1.     Курс экономики: Учебник – 2-е изд., доп. / под. ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра-М, 1999 г.

2.     Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев/ Под общ. ред. Акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1997 г. – 368 с.

3.     Экономическая теория: Учебник / под. общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: Инфра-М, 2007 г. – 672 с.

4.     Под общей редакцией профессора А. С. Пелиха. Основы предпринимательства. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.

5. «Мировая экономика» учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям В.К. Ломакин, М.: ЮНИТИ, 1998    



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.