Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).
Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квартал - 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.
Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.
По отделам.
Для оценки динамики развития розничного товарооборота по отделам предприятия используем следующую таблицу:
Таблица 4.
Розничный товарооборот по отделам ООО «Для вас» за 2004-2005 г. г.
Отделы предприятия
Фактический розничный товарооборот, тыс. руб.
Отклонение в сумме (+,-)
2003г. в % к 2002 г.
2004
2005
В действующих ценах
В сопоставимых ценах
В действующих ценах
В сопоставимых ценах
1
2
3
4
5
6
7
8
Мясной
372,1
447.0
376,6
+74,9
+4,5
120,1
101,2
Колбасные изделия
652,6
767.0
653,8
+114,4
+1,2
117,5
100,2
Ликероводочные изделия
597,4
705,0
604,7
+107,6
+7,3
118,0
Соки-воды
264,7
321,8
304,8
+57,1
+40,1
121,6
115,1
Рыбный
76,1
90,1
77,3
+ 14,2
118,7
101,6
Бакалейный
369,5
441.7
378,5
+72,2
+9,0
119,5
102,2
Хлебный
117,9
136,6
+18,7
- 0,4
115.9
99,7
Непродовольственные товары
170,4
195.8
168,3
+25,4
- 2,1
114,9
98,8
Итого по предприятию
2620,7
3105,2
2681,5
+485,5
+60,8
118,5
102,3
Таблица 5.
Розничный товарооборот ООО «Для вас» по товарным группам за 2004-2005 г.г.
Товарные группы
2005г. в % к 2004г.
сумма млн. руб.
удель ный
вес, %
в действующих ценах
в сопоставимых ц енах
в сопо
стави мых
цепях
в деист
вующих ценах
сумма тыс. руб
удель ный вес ,%
сумма тыс.
руб.
удель ный вес, %
ценах
9
14,2
447,0
14,4
376,2
14,0
120.1
Колбасные изделия
340,8
13,0
403,4
342,7
12,8
118,4
100,6
Рыба, сельдь
76.1
2,9
90,3
2,8
101.6
Масло животное
97.0
3,7
118.5
101,9
Молоке, сыр и молочные продукты
214,8
8,2
248.7
8,0
212,2
7,9
115,8
98.8
Яйца
68,2
2,6
80,9
69,8
118,6
102.3
Сахар
81.3
3,1
99,3
3,2
84,0
122,1
103,3
Кондитерские изделия
157,3
6,0
186,8
160,5
5,9
118.8
102.0
Хлеб и хлебобулочные изделия
4,5
4,4
4.4
115,9
99,5
Мука, крупа и макаронные изделия
62,7
2,4
74,7
64,2
2.4
119,1
102,4
Водка и ликероводочные изделия
314,4
12,0
375,7
12,1
323,5
119.5
102„9
Вина, шампанское, коньяк
283,0
10,8
329,3
10.4
281,2
10,5
116.4
99,4
Прочие продовольсгвенные товары
10,1
10,4
11,4
Непродовольственные товары
6,5
195,8
6,3
—
Всего товаров
100,0
. „
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продукция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 2004 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молочной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.
2.3. Факторный анализ общего розничного товарооборота.
На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы:
- обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;
- состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице:
Таблица 6.
Товарный баланс по ООО «Для вас» за 2004 -2005 г.г.
Отклон
Влия
ение
ние на
в
изме
Показатели
сумме
нение
това
(+-)
рообо
рота
Запасы товаров на начало года
209,2
243,0
+33,8
Поступление товаров
2656,3
3169,3
+513,0
Прочее выбытие товаров
1.8
1,0
-0,8
+0,8
Запасы товаров на конец года
306,1
+63,1
-63,1
Розничная реализация товаров
+484,5
Страницы: 1, 2, 3, 4