Рефераты. Роль налогов в макроэкономическом регулировании






Динамика доходов и расходов республиканского бюджета представлена на рис. 3.1. Суть данных расчетов заключается в том, что ежемесячные показатели доходов и расходов в январе принимаются за 100%, а по отношению к ним рассчитываются темпы прироста (падения) доходов и расходов ежемесячных показателей последующих месяцев, определяя таким образом величину бюджетной напряженности. Величина бюджетной напряженности зависит от расхождения кривых доходов и расходов. Как видно из рисунка, лезвия бюджетных «ножниц» в декабре 2005 года  «раскрылись», что говорит о наличии бюджетной напряженности в конце года  -  если в ноябре 2005 года дефицит номинальных ежемесячных показателей составлял  69,4 процентного пункта, то в декабре – уже  267,4 п.п.  На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2004–2005 гг., наблюдается ситуация, когда при незначительной (0,6%) среднемесячной инфляции в 2005 году темпы роста номинальных доходов и расходов растут значительно, в частности, начиная с мая-июня 2005 года.




Рисунок 3.1. Динамика номинальных ежемесячных  темпов роста доходов и  расходов республиканского бюджета  в 2004 - 2005 гг., % (январь 2004 – 2005 гг. =  100%)



Анализ выполнения доходной части бюджета в 2005 году свидетельствует о том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны улучшением общей экономической ситуации  в республике, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое законодательство по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, в торговле с Россией.

Результаты экономико-статистического анализа эластичности бюджета от индекса потребительских цен (ИПЦ)  показывают, что за 2005 год по сравнению с 2004 годом коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня потребительских цен  увеличился на 0,57 процентного пункта, а расходов -  на 1,52 п.п., табл. 1. Другими словами, за январь-декабрь 2005 года прирост ИПЦ на 1% приводил к увеличению инфляционной части доходов бюджета на 1,92%. Аналогичным образом,  эластичность расходной части бюджета характеризуется более высокими показателями в январе-декабре 2005 г.: на каждый процент прироста ИПЦ  приходилось 3,7% прироста расходов бюджета. Следовательно,  инфляция – даже небольшая, вызывая рост налоговых платежей, одновременно стимулирует государственные расходы, причем, как видно из таблицы 3.2,  в опережающем порядке[46].  

Таблица 3.2. Динамика коэффициента эластичности инфляционной части доходов и расходов бюджета в зависимости от уровня потребительских цен за январь-декабрь  2001-2005 гг., %


Коэффициент

эластичности

2001

январь-декабрь

2002

январь-декабрь

2003

январь-декабрь

2004

январь-декабрь

2005

январь-декабрь

 - доходов

1,15

1,63

1,38

1,35

1,92

 - расходов

1,40

1,75

1,98

2,18

3,70

 - разрыв между темпами роста инфляционных расходов и доходов

+0,25

+0,12

+0,60

+0,83

+1,78


Если до сих пор мы рассматривали темпы роста доходов и расходов республиканского бюджета, то сейчас приступим к более детальному анализу доходов. Для сопоставимости ряда значения централизации бюджета в 2004-2005 годах  приводятся без учета доходов Фонда социальной защиты населения  Министерства  труда  и социальной защиты,  табл. 3.3.

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН)  в  2005 году по сравнению с  2004 годом  выросла с  33,8  до 37,2%,  или на 3,4  п.п., в основном за счет включения в республиканский бюджет инновационных фондов.  Удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП  вырос  с 33,6 до 36,8%  в  сравниваемых периодах  (рост на 3,5 п.п.), а  недоимка снизилась с  0,5  до 0,4% (падение – на 0,1 п.п.), табл. 3.3. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета  (включая доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, но без ФСЗН)  сократился  с  1,4%  на 1.01.2005  до  1,2%  на 1.01.2006 г.  По состоянию на 1 января 2006 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 281,7 млрд. рублей  и  по сравнению с 1 декабря 2005 года сократилась в реальном выражении на 12,8 процента[46].   



Таблица 3.3. Динамика централизации доходов республиканского бюджета

  

Показатели


Ед. изм.


2001 г.



2002 г.




2003 г.



2004 г.*




2005 г.*


1. Валовой внутренний продукт

млрд. руб.

17173,2

26138,3

36564,8

49991,8

63678,9

2. Доходы республиканского бюджета (с государ. целевыми бюджетными  и внебюджетными  фондами, без ФСЗН)

млрд. руб.

5747,1

8636,1

12210,6

16669,1

23413,6

3. Недоимка по доходам и поступлениям

млрд. руб.

134,2

218,6

250,0

235,2

281,7

4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам  консол. бюджета (с гос. целевыми фондами)

%

2,3

2,5

2,1

1,4

1,2

5. Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация)

%

34,3

33,9

34,1

33,8

37,2

    в том числе:







уд. вес доходов конс. бюджета  в ВВП

%

33,5

33,0

33,4

33,3

36,8

уд. вес недоимки в ВВП

%

0,8

0,9

0,7

0,5

0,4

*без учета ФСЗН

Отметим, что в 2005 году централизация ресурсов республиканского бюджета  в  ВВП  в сопоставимой  с 2001 годом  структуре (т.е. в структуре доходов бюджета 2001 года)  составила  34,6%.  Этот  показатель свидетельствует о выполнении  параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в соответствии с которой  уровень централизации в консолидированном бюджете к 2005 году необходимо было снизить до 35-37%  ВВП.

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности  доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за  2005 год  энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов республиканского бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на  11,7 п.п.),  и,  во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более  чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов  составила  1,04).

Необходимо отметить, что если дебиторская задолженность консолидированному бюджету на 1 января 2006 года сложилась в сумме  281,7 млрд. руб.,  то  кредиторская задолженность республиканского бюджета составила  228,9 млрд. руб., т.е. чистая дебиторская задолженность бюджета  равна  52,8  млрд. руб.,  или  0,2% от доходов республиканского бюджета  за  2003 г.  Для сравнения проанализируем данный агрегат за последние  пять  лет, табл. 3.4[46].

Таблица 3.4. Динамика  чистой кредиторской задолженности республиканского бюджета

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005*

Дебиторская задолженность консолид. бюджету на конец года, млрд. руб.

134,2

218,6

250,0

235,2

281,7

Кредиторская задолженность консолид. бюджета на конец года, млрд. руб.

312,6

243,6

227,3

171,1

228,9

Чистая кредиторская задолженность бюджета:

    -  в млрд. рублей

178,4

25,0




Чистая дебиторская задолженность бюджета:

    -  в млрд. рублей



22,7

64,1

52,8

    - в процентах к доходам

республиканского бюджета (без ФСЗН)

3,1

0,3

0,2

0,4

0,2

*до заключительных оборотов


В разрезе основных налогов структура республиканского бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 3.5.  В 2005  году  по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре республиканского бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%,  прямые налоги на доходы и прибыль –  с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился –  10,3%, акцизы сократились – с 8,2%  до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций  также вырос  - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п[46].

Таблица 3.5. Динамика структуры доходов республиканского

 бюджета за 2001-2005 гг., %

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

НДС

30,7

30,2

28,8

27,9

32,1


Налоги на доходы и прибыль

16,6

12,7

13,4

15,6

16,1


Подоходный налог

11,3

10,8

10,2

10,3

10,3


Акцизы

9,4

8,3

8,4

8,2

7,5


Доходы от  внешней торговли

6,4

7,3

9,6

8,0

9,2


Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

5,3

5,3

6,0

6,9

6,7


Капитальные неналоговые доходы 

1,3

6,3

0,5

0,2

0,1


Прочие поступления в бюджет

19,1

19,1

23,1

22,9

18,0


Итого доходов  (без доходов  гос. целевых бюджетных и внебюджетных   фондов и ФСЗН)

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0



Для того,  чтобы  показать количественное влияние основных налогов на величину общей налоговой нагрузки, были проведены расчеты их удельного веса в текущем и реальном выражении в соответствующих налоговых  базах  за январь-декабрь 2005 г. по сравнению с январем-декабрем 2004 года,  табл. 3.6.

Таблица 3.6. Динамика налогового бремени по основным поступлениям в бюджет за  январь-декабрь  2004-2005 гг.


В текущих ценах

2005 г. к



2004 год

2005 год

2005 г. к

2004 г., %



млрд. руб.

млрд. руб.

2004 г., %

(реал. выр.)



НДС

3814,6

5892,3

154,5

140,0


   Удельный вес в ВВП, %

7,6

9,3




   Удельный вес в выручке от реализации, %

2,6

4,9




Акцизы

1121,6

1367,8

121,9

110,6


   Удельный вес в ВВП, %

2,2

2,1




   Удельный вес в выручке от реализации, %

0,8

1,1




Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических 

1094,8

1682,3

153,7

139,3


операций






   Удельный вес в ВВП, %

2,2

2,6




   Удельный вес в выручке от реализации, %

0,7

1,4




Прямые налоги на доходы и

2135,0

2944,5

137,9

125,0


прибыль  с юридических лиц






   Удельный вес в ВВП, %

4,3

4,6




   Удельный вес в выручке от реализации, %

1,4

2,5




   Удельный вес в  прибыли до налогообложения, %

30,6

29,6




Чрезвычайный налог

391,2

401,5

102,6

93,0


   Удельный вес в ВВП, %

0,8

0,6




   Удельный вес в выручке от реализации, %

0,3

0,3




   Удельный вес в фонде оплаты труда, %

2,4

1,8




Подоходный налог

1403,8

1882,8

134,1

121,6


   Удельный вес в ВВП, %

2,8

3,0




   Удельный вес в выручке от реализации, %

0,9

1,6




   Удельный вес в фонде оплаты труда, %

8,5

8,5




Итого доходов  (без доходов государственных

13677,9

18345,1

134,1

121,6


целевых  бюджетных и внебюджетных  фондов)






   Удельный вес в ВВП, %

27,4

28,8




Доходы госуд. целевых бюджетных и внебюджетных фондов

2991,1

5068,5

169,5

153,6


   Удельный вес в ВВП, %

6,0

8,0




Итого доходов  (с доходами государственных

16669,1

23413,6

140,5

127,3


целевых бюджетных  и внебюджетных  фондов, без ФСЗН)





   Удельный вес в ВВП, %

33,3

36,8










Налогооблагаемые базы:






ВВП

49991,8

63678,9

127,4

109,2


Выручка от реализации

148319,4

119805,7

123,8

112,2


Прибыль до налогообложения

6979,8

9958,0

142,7

129,3


Фонд оплаты труда 

16460,7

22076,4

134,1

121,6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.