Динамика доходов и расходов республиканского бюджета представлена на рис. 3.1. Суть данных расчетов заключается в том, что ежемесячные показатели доходов и расходов в январе принимаются за 100%, а по отношению к ним рассчитываются темпы прироста (падения) доходов и расходов ежемесячных показателей последующих месяцев, определяя таким образом величину бюджетной напряженности. Величина бюджетной напряженности зависит от расхождения кривых доходов и расходов. Как видно из рисунка, лезвия бюджетных «ножниц» в декабре 2005 года «раскрылись», что говорит о наличии бюджетной напряженности в конце года - если в ноябре 2005 года дефицит номинальных ежемесячных показателей составлял 69,4 процентного пункта, то в декабре – уже 267,4 п.п. На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2004–2005 гг., наблюдается ситуация, когда при незначительной (0,6%) среднемесячной инфляции в 2005 году темпы роста номинальных доходов и расходов растут значительно, в частности, начиная с мая-июня 2005 года.
Рисунок 3.1. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов республиканского бюджета в 2004 - 2005 гг., % (январь 2004 – 2005 гг. = 100%)
Анализ выполнения доходной части бюджета в 2005 году свидетельствует о том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны улучшением общей экономической ситуации в республике, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое законодательство по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, в торговле с Россией.
Результаты экономико-статистического анализа эластичности бюджета от индекса потребительских цен (ИПЦ) показывают, что за 2005 год по сравнению с 2004 годом коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня потребительских цен увеличился на 0,57 процентного пункта, а расходов - на 1,52 п.п., табл. 1. Другими словами, за январь-декабрь 2005 года прирост ИПЦ на 1% приводил к увеличению инфляционной части доходов бюджета на 1,92%. Аналогичным образом, эластичность расходной части бюджета характеризуется более высокими показателями в январе-декабре 2005 г.: на каждый процент прироста ИПЦ приходилось 3,7% прироста расходов бюджета. Следовательно, инфляция – даже небольшая, вызывая рост налоговых платежей, одновременно стимулирует государственные расходы, причем, как видно из таблицы 3.2, в опережающем порядке[46].
Таблица 3.2. Динамика коэффициента эластичности инфляционной части доходов и расходов бюджета в зависимости от уровня потребительских цен за январь-декабрь 2001-2005 гг., %
Коэффициент
эластичности
2001
январь-декабрь
2002
2003
2004
2005
- доходов
1,15
1,63
1,38
1,35
1,92
- расходов
1,40
1,75
1,98
2,18
3,70
- разрыв между темпами роста инфляционных расходов и доходов
+0,25
+0,12
+0,60
+0,83
+1,78
Если до сих пор мы рассматривали темпы роста доходов и расходов республиканского бюджета, то сейчас приступим к более детальному анализу доходов. Для сопоставимости ряда значения централизации бюджета в 2004-2005 годах приводятся без учета доходов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, табл. 3.3.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросла с 33,8 до 37,2%, или на 3,4 п.п., в основном за счет включения в республиканский бюджет инновационных фондов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП вырос с 33,6 до 36,8% в сравниваемых периодах (рост на 3,5 п.п.), а недоимка снизилась с 0,5 до 0,4% (падение – на 0,1 п.п.), табл. 3.3. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, но без ФСЗН) сократился с 1,4% на 1.01.2005 до 1,2% на 1.01.2006 г. По состоянию на 1 января 2006 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 281,7 млрд. рублей и по сравнению с 1 декабря 2005 года сократилась в реальном выражении на 12,8 процента[46].
Таблица 3.3. Динамика централизации доходов республиканского бюджета
Показатели
Ед. изм.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.*
2005 г.*
1. Валовой внутренний продукт
млрд. руб.
17173,2
26138,3
36564,8
49991,8
63678,9
2. Доходы республиканского бюджета (с государ. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами, без ФСЗН)
5747,1
8636,1
12210,6
16669,1
23413,6
3. Недоимка по доходам и поступлениям
134,2
218,6
250,0
235,2
281,7
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консол. бюджета (с гос. целевыми фондами)
%
2,3
2,5
2,1
1,4
1,2
5. Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация)
34,3
33,9
34,1
33,8
37,2
в том числе:
уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП
33,5
33,0
33,4
33,3
36,8
уд. вес недоимки в ВВП
0,8
0,9
0,7
0,5
0,4
*без учета ФСЗН
Отметим, что в 2005 году централизация ресурсов республиканского бюджета в ВВП в сопоставимой с 2001 годом структуре (т.е. в структуре доходов бюджета 2001 года) составила 34,6%. Этот показатель свидетельствует о выполнении параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в соответствии с которой уровень централизации в консолидированном бюджете к 2005 году необходимо было снизить до 35-37% ВВП.
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2005 год энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов республиканского бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 11,7 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов составила 1,04).
Необходимо отметить, что если дебиторская задолженность консолидированному бюджету на 1 января 2006 года сложилась в сумме 281,7 млрд. руб., то кредиторская задолженность республиканского бюджета составила 228,9 млрд. руб., т.е. чистая дебиторская задолженность бюджета равна 52,8 млрд. руб., или 0,2% от доходов республиканского бюджета за 2003 г. Для сравнения проанализируем данный агрегат за последние пять лет, табл. 3.4[46].
Таблица 3.4. Динамика чистой кредиторской задолженности республиканского бюджета
Показатель
2005*
Дебиторская задолженность консолид. бюджету на конец года, млрд. руб.
Кредиторская задолженность консолид. бюджета на конец года, млрд. руб.
312,6
243,6
227,3
171,1
228,9
Чистая кредиторская задолженность бюджета:
- в млрд. рублей
178,4
25,0
Чистая дебиторская задолженность бюджета:
22,7
64,1
52,8
- в процентах к доходам
республиканского бюджета (без ФСЗН)
3,1
0,3
0,2
*до заключительных оборотов
В разрезе основных налогов структура республиканского бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 3.5. В 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре республиканского бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль – с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился – 10,3%, акцизы сократились – с 8,2% до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций также вырос - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п[46].
Таблица 3.5. Динамика структуры доходов республиканского
бюджета за 2001-2005 гг., %
НДС
30,7
30,2
28,8
27,9
32,1
Налоги на доходы и прибыль
16,6
12,7
13,4
15,6
16,1
Подоходный налог
11,3
10,8
10,2
10,3
Акцизы
9,4
8,3
8,4
8,2
7,5
Доходы от внешней торговли
6,4
7,3
9,6
8,0
9,2
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
5,3
6,0
6,9
6,7
Капитальные неналоговые доходы
1,3
6,3
0,1
Прочие поступления в бюджет
19,1
23,1
22,9
18,0
Итого доходов (без доходов гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов и ФСЗН)
100,0
Для того, чтобы показать количественное влияние основных налогов на величину общей налоговой нагрузки, были проведены расчеты их удельного веса в текущем и реальном выражении в соответствующих налоговых базах за январь-декабрь 2005 г. по сравнению с январем-декабрем 2004 года, табл. 3.6.
Таблица 3.6. Динамика налогового бремени по основным поступлениям в бюджет за январь-декабрь 2004-2005 гг.
В текущих ценах
2005 г. к
2004 год
2005 год
2004 г., %
(реал. выр.)
3814,6
5892,3
154,5
140,0
Удельный вес в ВВП, %
7,6
9,3
Удельный вес в выручке от реализации, %
2,6
4,9
1121,6
1367,8
121,9
110,6
2,2
1,1
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических
1094,8
1682,3
153,7
139,3
операций
Прямые налоги на доходы и
2135,0
2944,5
137,9
125,0
прибыль с юридических лиц
4,3
4,6
Удельный вес в прибыли до налогообложения, %
30,6
29,6
Чрезвычайный налог
391,2
401,5
102,6
93,0
0,6
Удельный вес в фонде оплаты труда, %
2,4
1,8
1403,8
1882,8
134,1
121,6
2,8
3,0
1,6
8,5
Итого доходов (без доходов государственных
13677,9
18345,1
целевых бюджетных и внебюджетных фондов)
27,4
Доходы госуд. целевых бюджетных и внебюджетных фондов
2991,1
5068,5
169,5
153,6
Итого доходов (с доходами государственных
140,5
127,3
целевых бюджетных и внебюджетных фондов, без ФСЗН)
Налогооблагаемые базы:
ВВП
127,4
109,2
Выручка от реализации
148319,4
119805,7
123,8
112,2
Прибыль до налогообложения
6979,8
9958,0
142,7
129,3
Фонд оплаты труда
16460,7
22076,4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6