Рефераты. Роль налогов в государственном регулировании международных экономических отношений






Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех основополагающих положений, которые сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов пра­вительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, который он получает. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно опреде­лен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют ника­ких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом но­вого времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно­стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть про­грессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи­вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди­накова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов но­сило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недо­пустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна остав­лять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учрежде­ний, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к  меняющимся  общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной эконо­мической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.


1.3.         Влияние международных налоговых соглашений РФ на определение вопросов ответственности иностранных налогоплательщиков.

 

     Налоговое законодательство распространяет сферу своего применения не на граждан, а на резидентов данной страны (т.е. лиц, постоянно пребывающих  или проживающих в данной стране).  Поэтому уже любые внутренние налоговые  нормы  имеют   уже   международный   характер, поскольку охватывают и граждан,  и организации других стран, которые находятся на территории данной страны или осуществляют  там  определенные виды деятельности. Особенно это характерно для стран Западной Европы, на территории которых временно или постоянно проживают  миллионы граждан других стран. Некоторые категории этих граждан, будучи резидентами страны  своего  местопребывания, полностью попадают  под действие общего  налогового законодательства этой страны,  налоговый статус других категорий регулируется международными налоговыми  соглашениями. Развитые  страны  практически  полностью  охвачены  сетью двусторонних налоговых  соглашений,  и,  учитывая  свободу  миграции населения, товаров и капитала в отношении между ними, роль налоговых соглашений в общем, объеме их налогового законодательства очень велика[11].

     Для попадания под юрисдикцию налогового законодательства  определенной страны  при  определении  корпорационного налога для юридического лица,  необходимы два условия. Первое, это осуществление коммерческой деятельности в данной стране (т.е.  деятельности, ориентированной на получение прибыли) и второе - наличие юридического лица.

     Кроме условий ориентации на извлечение прибыли и наличия юридического лица при обложении корпорационным  налогом,  важное значение имеет определение  "привязки" налогоплательщика к национальной налоговой компетенции того или иного государства. Этот вопрос решается, как правило,  на основе использования двух критериев: резидентства и территориальности.

     Критерий резидентства предусматривает, что все резиденты данной            страны подлежат в ней налогообложению  в  отношении  абсолютно  всех своих доходов,  как извлекаемых на территории этой страны,  так и за ее  пределами  (так  называемая неограниченная налоговая ответственность),  а нерезиденты - только в отношении доходов,  получаемых  из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность).

     Критерий территориальности,  напротив, устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат доходы,  извлекаемые только  на ее территории; соответственно любые доходы, получаемые или извлекаемые за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.

     Первый критерий  принимает  во  внимание исключительно характер пребывания (проживания) налогоплательщика на  национальной  территории, второй  - основывается на национальной принадлежности источника дохода.

     Любой из этих двух критериев при условии его однообразного применения в принципе  исключал бы всякую  возможность  международного двойного обложения,  то есть обложения одного и того же объекта (дохода, имущества,  сделки и т.д.) в один и тот же период времени аналогичными видами налогов в двух,  или более странах[12]. Однако вопрос о том, достигается ли устранение двойного налогообложения путем применения первого  или  второго  критерия,  вовсе не безразличен с точки зрения национальных интересов  каждой  отдельной  страны.  Так,  для стран, граждане и компании которых получают значительные суммы доходов от их зарубежной деятельности и от капиталов,  помещенных за рубежом, несомненно,  желательнее разграничение налоговых юрисдикций в международном масштабе на основе критерия резидентства, а для стран, в экономике  которых значительное место занимают иностранные капиталы, особый интерес приобретает использование критерия  территориальности. Поэтому  развитые страны предпочитают основывать свои налоговые отношения с другими странами на основе критерия резидентства,  а развивающиеся страны  защищают свое право обложения иностранных компаний и частных лиц на основе критерия территориальности.

     До настоящего времени между капиталистическими странами существуют весьма  значительные  различия  в  правилах  определения  резидентства в отношении некоторых компаний. На практике эти разногласия устраняются благодаря существующим между странами двусторонним  соглашениям, в  соответствии с которыми решающим и окончательным критерием обычно является место расположения "центра  фактического  руководства".



2. Анализ влияния международных налоговых соглашений на деловую активность субъектов налогообложения.

 

2.1. Анализ влияния налогов на деловую активность предприятия.

На деловую активность предприятия влияют многочисленные факторы, к которым относятся как внутренняя налоговая политика государства, так и внешняя.

Во многом развитию предпринимательской деятельности способствуют различные скидки и льготы, устанавливаемые как внутренним законодательством, так и международными договорами.

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.

         Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

         Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства.

         Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику.

         В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:

·     увеличения государственных расходов;

·     снижения налогов;

·     сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

         Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

         В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

·     уменьшения государственных расходов;

·     увеличения налогов;

·     сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

         Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

         В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

         К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и, наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

         К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада.

Многие страны, кроме предоставления повышенных начальных скидок,  все больший акцент  делают на оказание прямой финансовой поддержки частному бизнесу, путем освобождения от налогов прибыли, зачисляемой в различного рода инвестиционные фонды и резервы[13].

2.2 Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах.

     Частные компании, со своей стороны, стали все более активно обращаться к внешним источникам финансирования.  При  этом,  учитывая, что проценты, выплачиваемые по внешним кредитам и ссудам, вычитаются в качестве деловых издержек и,  соответственно, сокращают балансовую прибыль, наиболее  крупные компании организуют за счет своих средств подконтрольные им банки и финансовые компании (обычно за  рубежом  в странах -  "налоговых убежищах"),  которые служат для них в качестве внешних источников получения необходимых средств.

     Обесценивание амортизационных  льгот  привело  к широкому распространению лизинга (аренда машин и оборудования). С помощью лизинга компании получили  возможность списывать на издержки неограниченно крупные  суммы  платежей за аренду необходимой техники (что невозможно в рамках строго лимитированных  размеров  амортизационных

отчислений) и сокращать прибыль,  подлежащую налогообложению.  Как в случае с банками,  многие лизинговые компании являются  независимыми только внешне,  а на деле представляют собой филиалы и подразделения крупнейших корпораций,  образованные ими исключительно  в  налоговых целях.

     Кроме амортизационных отчислений,  в издержки разрешается включать еще и вычеты на создание целого  ряда  резервов  и  фондов:  на обесценение запасов,  на сомнительных должников, на будущие убытки и т.д., всего до 15-20 видов таких вычетов.

     "Бумажные" вычеты из облагаемого дохода сверх реально затраченных средств и сверх нормального уровня амортизации являются основным видом налоговых  льгот (tax allowance)[14].  Кроме вычетов (deductions), налоговые льготы  включают   также   кредиты   (credits),   отсрочки (deferrals) и полное освобождение от налогов (exemptions).

     Кредиты предоставляются на следующем этапе процесса  исчисления налога,  когда  облагаемый  доход  уже  определен  и  на его основе рассчитан размер причитающегося налога.  Кредиты по своей сути являются тоже   вычетами,  но  уже  не  из  облагаемого  дохода,  а  непосредственно из суммы начисленного налога. Наиболее известны следующие виды  кредитов:  кредит  для  налогов,  уплаченных  за  рубежом (foreign tax credit), - в соответствии с этой льготой налогоплательщик может вычитать из общей суммы своих налоговых обязательств налоги, уплаченные им  за  рубежом;  инвестиционный  кредит  (investment credit) -  позволяет за счет снижения суммы налога финансировать некоторую часть новых инвестиций компании;  кредит для  стимулирования занятости (employment credit) и др.  Всего в США насчитывается до 20 видов таких кредитов, во Франции и ФРГ - до 10 - 15 и т.д.

     Следующим видом льгот являются отсрочки уплаты налогов. Некоторые из них имеют определенный предельный срок - до 3 - 5 лет (например, отчисление части прибыли в резервный фонд на новые инвестиции), другие имеют неопределенную длительность - вплоть до наступления какого-то события или условия. Важность этой льготы заключается в том, что при современном уровне процентных  ставок,  достигающих  12-14%, отсрочка в уплате налога на 5 - 7 лет равносильна для налогоплательщика полному освобождению от налога.

     Наконец, последним  видом  льготы  является полное освобождение какого-либо дохода от налогов. Наиболее известно освобождение от налогов процентов,  выплачиваемых  местными  органами  власти (в США); освобождение от налогов некоторых видов компаний (в Панаме,  Люксембурге, Багамских островах и т.д.), компенсация за причиненный ущерб; определенной доли доходов в виде прироста капитала;  прибыли от продажи имущества при условии держания его в течение некоторого определенного срока и т.д.

Что касается внешнеэкономической политики, она также во многом предопределяет активность субъектов налогообложения.

Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регули­рующая экономические отношения страны с другими государст­вами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эф­фективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешне­экономической политики. Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики рыночного хозяйства, а не прин­ципов внешнеэкономической деятельности государств с плани­руемой из центра экономикой.

Развитие инструментов регулирования внешнеэкономических связей шло как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов, т.е. выработку договорен­ностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обя­зуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Международные режимы, содержащие обще­принятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на национальное регулирование. Их можно использовать как ориентир при реформировании национальной экономики, ее законов и норм. Это особенно актуально для России, в которой происходит болезненный процесс приспособления к универсальной системе прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.

В сфере торгового обмена международные режимы вырабатываются, прежде всего, в рамках  Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) — международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фик­сирующего принципы и правила мировой торг­овли. ГАТТ регулирует в настоящее время около 90% мирового объема торговли. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призва­на противостоять периодически усиливающемуся протекционизму, как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию действий правительств по регули­рованию внешнеэкономической сферы[15].

С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ создана Всемирная торговая организация (ВТО), для членов которой обязательным является соблюдение всех до­говоренностей, достигнутых в рамках ГАТТ в 1947—1993 гг.

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятель­ности, можно условно разделить на три большие группы:

— таможенные тарифы;

— нетарифные ограничения;

— формы стимулирования экспорта.

Уже из названия явствует, что все они имеют изначально про­текционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внут­ренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих меж­дународных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем  таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные.

Адвалорные пошлины взимаются в процентах от товарной стоимости. Они получили наибольшее распространение в современной практике таможенно-тарифного регулирования. Это в определённой мере связано с тем, что в условиях "плавающих" курсов валют в случае обесценения национальной валюты при использовании адвалорных пошлин уровень таможенного обложения не меняется. Адвалорные пошлины, кроме того, более удобны для регулирования импорта товаров, цены на которые отличаются высокой подвижностью (например, технически сложной продукции).

Таможенная пошлина

=

таможенная стоимость х ставка(%)

Специфические - в виде твердой ставки с "1" товара ( штуки, веса, объема). По этим ставкам рассчитываются пошлины на меховую и кожаную одежду, обувь, посуду, теле-, видеоаппаратуру и др.

Таможенная пошлина

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.