Рефераты. Роль государства при переходе к рыночной экономике






 Следовательно, проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного развития экономики механизма государственного регулирования действительно важна для нашей республики. Она обусловлена углублением и расширением интеграционных процессов между современными мировыми странами, которые определяют логику коренного преобразования всей системы внешнеэкономических отношений. Реализация такого подхода предполагает создание собственной стратегической внешнеэкономической политики, непосредственным результатом которой видится экономический рост, а также решение назревших социальных проблем.


2.2. Роль государства в экономике Республики Казахстан


Механизм функционирования государства играет огромную роль в регулировании рыночных отношений. Рассмотрение содержания механизма функционирова­ния государства позволяет выявить различные аспекты процесса регулирования рыночных трансакций и нацио­нальной экономики.

Государство в качестве субъекта рыночной экономики пред­ставляет собой совокупность взаимосвязи правового, экономи­ческого института и составных частей агрегированного субъекта. Государство нельзя рассматривать раздельно как правовой, эко­номический институт или агрегированный субъект, поскольку в реалии совокупность частей его структуры не может функциони­ровать без правовой системы их регулирования.

Рынок и государство взаимосвязаны. Государственные учреждения, организации способствуют реализации рыночных отношений и участвуют в распределитель­ных, перераспределительных отношениях в качестве субъекта государства.

Государство по содержанию тождественно в некоторой степе­ни категориям "рынок" и "фирма". Во-первых, содержание государства выражает отношения между людьми, элементами в струк­туре иерархии интегрированного, центрального субъекта националь­ной экономики. Во-вторых, государство должно быть нацелено на снижение как внутренних, так и внешних транзакционных издер­жек. Отношения между людьми, субъектами и объективная цель снижения транзакционных издержек являются составными частя­ми в содержании рынка, фирмы, а также государства.

Содержание государства предопределено исходными и основ­ными отношениями собственности. Поэтому содержание государ­ства выражает отношения присвоения и отчуждения, исключе­ния других, не относящихся к элементам данной структуры, отча­сти совокупного общественного продукта.

 Специфическими свой­ствами содержания государства являются отношения обмена дея­тельностью, направленной на снижение издержек трансакций как внутри системы, так и в функционировании во внешней среде, а также выполнение функций распределения и перераспределения совокупного общественного продукта, регулирование развития национальной экономики и общества.

В противоположность трансакциям государства рыночные отношения более демократичны, с широким выбором простора деятельности субъектов. Далее, рыночные трансакции абсолютно развиваются по горизонтальной направленности. Ре­зультатом их реализации становится распределение совокупного общественного продукта на основе объективно действующих эко­номических законов в зависимости от общественно признанных затрат и полезности товаров, услуг. В них отсутствуют отношения иерархичности, так как рыночные сделки подчинены объективным экономическим законам.

Попытки государства "оседлать" рынок всегда заканчивались плачевно, возникало множество негативных процессов в соци­ально-экономическом плане, общественном производстве, вплоть до коренного преобразования самого государства, качественного изменения содержания данной системы, более адаптированной к рыночным реалиям. Зависимость развития государства как сис­темы от объективно действующих законов рынка требует учета внешних факторов и своевременного изменения и адаптации внеш­них трансакций с субъектами рынка. В то же время современный рынок требует демократизации внутренней системы государства, снижения роли командного управления, приведения к оптимиза­ции соотношений администрирования на иерархической основе и демократической активности структуры.


  факторы

Казахстан

1.  Природные ресурсы

+

2.  Выгодность географического положения

+

3.  Политическая стабильность

+

4.  Политическая стабильность

+

5.  Культурный фактор (менталитет)

+

6.  Ориентация на импортозамещение

+

7.  Ориентация на внешнюю торговлю и

   торгово-посредническую деятельность

+

8.  Благоприятный инвестиционный климат

+

9.  Льготные кредиты и субсидии для

   приоритетных отраслей

-

10. Свободный ввоз и вывоз капитала

-

11. Накопление финансов и золотовалютных

   запасов

-

12. Стимулирование экспорта готовой

   продукции

-

13. Стимулирование НИОКР и привлечение

   передовых технологий

-

14. Концентрация капитала в крупных

   финансово-промышленых группах

-

15. Развитие малого и среднего бизнеса,

   в том числе и по японскому опыту

-

16. Развитие высоко технологичных

   отраслей производства

-

17. Эффективное проведение

   приватизационных процессов

-


Государство как субъект рыночной экономики должно зави­сеть от совокупности общественного продукта. Участвуя непо­средственно в распределении и перераспределении совокупного общественного продукта и опосредованно в воспроизводстве об­щественного производства, оно подчиняется объективным эконо­мическим законам, в том числе закону стоимости.

На основе данного закона можно определить общественно не­обходимую величину затрат на государство, то есть стоимость содержания последнего. Для этого нужно обратиться к механизму действия закона стоимости, модернизированной форме определе­ния общественно необходимых величин затрат отраслей или определить как среднюю величину затрат из совокупности отраслей общественного производства и услуг, где индивидуальные зат­раты на государство будут входить в общее слагаемое.

Следовательно, любое превышение общественно необходимых затрат в государстве будет относиться к увеличению транзакционных издержек в рыночных отношениях, снижению эффектив­ности функционирования государства и ущемлению возможнос­тей рынка. Данные параметры ограничения позволят по-новому увидеть структуру государства, выявить необходимые элементы и излишества, которые являются грузом в данной системе. Тем са­мым через механизм действия закона стоимости общество сможет контролировать расходы на государство и требовать от "слуг на­рода" соблюдения объективных норм.

В настоящее время в Казахстане, в дру­гих странах СНГ чиновники во властных структурах, находясь вне контроля общества, всеми способами и быстрыми темпами обога­щаются, нанося огромный ущерб национальной экономике, об­ществу. Это происходит, во-первых, из-за несбалансированности реальных сил между исполнительными властными и представи­тельными общественными структурами; во-вторых, из-за отсут­ствия правового механизма балансировки взаимоотношений ис­полнительных и представительных органов.

  Для урегулирования ценообразования в масштабе внутренне­го рынка, макроэкономики необходимо сбалансировать стоимост­ные и натуральные единицы произведенной продукции энергодо­бывающих, производящих отраслей. Далее можно пойти на неко­торую компенсацию энергодобывающим и производящим фирмам, предприятиям за снижение цен собственных услуг и продукции для повышения эффективности экономики в целом. В переходный период государство должно выявлять изменения условий форми­рования цен товаров, продукции базовых отраслей экономики, которые непосредственно воздействуют на ценообразование ос­тальных субъектов рыночной экономики. Оно обязано влиять на развитие внутреннего рынка, ограждая его от негативных внешних факторов мировой экономики. Внутренний рынок должен быть полностью открытым для поглощения высокоэффективных тех­нологий и техники из дальнего и ближнего зарубежья. Вместе с тем нужно ставить жесткие преграды устаревшим технологиям, низкопроизводительному оборудованию и низкокачественной продукции.

В развитии рыночной экономики существенную роль играет ценообразование. Стихия рынка может сильно подхлестнуть цены, привести к инфляции и прочим нежелательным последствиям, поэтому государство обязано контролировать цены на продук­цию и услуги жизненно важных отраслей, особенно в период ста­новления рыночной экономики.

Воздействие государственного регулирования на процесс це­нообразования топливно-энергетических фирм, предприятий в рамках необходимых оптимальных величин позволит создать условия функционирования для других предприятий и организаций, а также активизировать население в построении нового общества и рыночной экономики. Цены на энергоносители существенно влияют не только на производственные организации, нo и весомо воздействуют на бюджет домохозяйств населения. Развитие внутреннего рынка обусловливается прежде все­го количеством собственных производителей. Поэтому создание условий и участие государства в расширении масштабов деятельности и увеличении числа производителей, предпринимателей яв­ляется важным моментом в становлении рыночной экономики. На конец 2001г. в Казахстане функционировало 763 рынка на 134 тыс. торговых мест, оборот составил 534,8 млрд. тенге, это превысило - оборот в 1995г. в 15 раз.

 Казахстан страдает от недопроизводства, поэтому активное участие государства в поднятии экономики и ее регулировании, финансировании активизирует большие массы населения: умень­шится количество безработных; увеличится спрос на товары ши­рокого потребления, расширятся рамки и объем рынка. Увеличе­ние дохода населения и спроса послужит стимулом к развитию промышленности и сельского хозяйства. Кроме экономически обоснованных программ развития национальной экономики не­обходимы финансовые и правовые механизмы реализации.

 Под воздействием экономических законов развиваются рыноч­ные отношения между государством и фирмами. Государство в экономическом плане выступает в качестве органа регулирова­ния, пропорционального распределения и перераспределения со­вокупного общественного продукта между субъектами в зависи­мости от признанных затрат труда последних через рынок.

Данный момент характеристики одной из сторон многогран­ных функций государства отмечается для выяснения некоторых специфических отношений государства с фирмами общественно­го производства, товарного обращения по поводу платежей в го­сударственный бюджет, которые должны определяться с учетом требований объективной необходимости, что означает учет степени развития общественного производства на определенном эта­пе, а также требований объективно действующих экономических законов. Так, например, при экстенсивном развитии обществен­ного производства величина платежей предприятий и организа­ций в государственный бюджет должна быть предельно высокой с базовых отраслей производства, тогда как в условиях интенсивно­го роста — в определенной степени низкой. Это положение выра­жает требования объективной необходимости в обеспечении мак­симального развития общественного производства в зависимости от различных условий труда. При экстенсивном росте обществен­ного производства возникает необходимость концентрации денеж­ных средств в государственном бюджете для усиления экономи­ческого положения страны в данных условиях; интенсивное раз­витие требует увеличения денежных ресурсов предприятий для обеспечения высоких темпов их воспроизводства. В зависимости от соотношения экстенсивного и интенсивного характера разви­тия общественного производства, в конечном счете, нужно опре­делять размеры платежей производственными, торговыми и дру­гими фирмами в государственный бюджет. Величину платежей предприятий и организаций необходимо планировать в основном в пределах от 10 до 50% от суммы дохода.

Государство должно быстро реагировать на постоянно изме­няющиеся условия развития рыночной экономики и общества, решать проблемы гармонизации противоречий в рыночных трансакциях, экономике и общественной жизни для достижения позитивных результатов. Это достигается за счет сбора платежей с субъектов рыночных трансакций и снятия негативных тенден­ций в макроэкономике. Данные сборы проявляются в различных формах, посредством которых происходит перераспределение со­вокупного общественного продукта.

Недра и богатства земли, окружающая природа принадлежат обществу. Для воспроизводства условий существования и разви­тия общества государство взимает от производителей платежи в бюджет для дальнейшего справедливого перераспределения сово­купного общественного продукта. Справедливое перераспределе­ние является необходимым моментом в содержании механизма государственного регулирования рыночных трансакций и нацио­нальной экономики.

Ценообразование в сельском хозяйстве имеет свою специфи­ку. Оно складывается, в первую очередь, из реальных издержек производства и существующих в данной ситуации рыночных цен на сельхозпродукцию в соседних странах. Однако сельхозпроиз­водители часто оказываются в таких условиях, что приходится им продавать свою продукцию по цене ниже величины издержек про­изводства. Это обуславливается, во-первых, суровыми природно-климатическими условиями, во-вторых, низким уровнем техно­логии и техники, в-третьих, несоответствующей формой органи­зации труда, следовательно, формой собственности; в-четвертых, стихией рыночного ценообразования, в-пятых, безответствен­ностью государства перед производителями, субъектами рыноч­ной экономики.

Для поддержки и развития сельского хозяйство государство обязано скупать продукцию сельхозпроизводителей по цене выше величины издержек производства, воздействовать на ценообразующие компоненты, факторы.

Государство должно пытаться изменить условия формирова­ния цен на продукцию базовых отраслей, которые непосредствен­но воздействуют на ценообразование остальных субъектов ры­ночной экономики. Оно обязано влиять на развитие внутреннего рынка, ограждая его от негативных внешних факторов мировой экономики.

В период становления рыночной экономики для развития ма­лого и среднего бизнеса имеет смысл кредитовать предпринимате­лей-производителей из государственных ресурсов по международ­ным ставкам в пределах от 7 до 12% годовых, в случае необходи­мости обязывать частные банки 40—60% кредитов предоставлять по льготным ставкам под полную или частичную гарантию госу­дарства.

Развитие обществами рыночной экономики невозможно без культуры, образования, здравоохранения, научно-технического прогресса. Стимулирование прогресса в культуре, образовании, здравоохранении окупится многократно. Оно может проявиться в льготных кредитованиях, небольших платежах в государственный бюджет.

Необходимо на практике в ценообразовании исходить из сред­ней заработной платы наемных работников, которые представля­ют основную массу покупателей продовольственной продукции, товаров длительного потребления, услуг коммунальных служб и других.

Все затраты макроэкономики преломляются через заработную плату, доходы семьи, бла­госостояние населения. Поэтому соответствие предложения про­изводственных товаров на макроуровне величинам заработной платы и доходов населения, позволяющих удовлетворять разви­вающиеся потребности, является фактором балансировки спроса и предложения, воздействующим на ценообразование.

Государственный бюджет пополняется также и за счет отчис­лений от заработной платы. Данное отчисление должно стимули­ровать производство, работу фирм, организаций, самих наемных работников и государство. Исходя из практики цивилизованных стран можно изымать налоги из зара­ботной платы после вычета суммы за коммунальные услуги, за­трат на питание и одежду по нормативу, содержания иждивенцев, налогов за собственность, местных налогов, расходов на медицин­ское обслуживание, страхование, оплату в пенсионный фонд. Если истек срок годности строения или дома, квартиры, то также пре­кращается оплата налога на данную собственность.

В формировании научной системы налогообложения нужно исходить из определения органически взаимосвязанных частей предмета налогообложения, и систему методов налогообложения направить на повышение эффективности издержек субъектов и достижение высоких результатов в рамках как микро-, так и мак­роуровней.

Позитивное развитие рыночной экономики обусловлено оптимальным соотношением рынка и государства. Если рыноч­ные отношения активизируют предпринимательство на создание избытка тех или иных товаров, то государственное регулирование должно воздействовать на развитие производства в пределах мак­симально полезного объема не только для данного предприятия, но и отрасли в целом и для макроэкономики общества. Однако государственное регулирование не должно вытеснять рыночный механизм. На данном этапе развития рынок и государство пред­ставляются как две противоположные части единого, целостного процесса. Гармоничное взаимодействие государства и рынка сни­мает негативные последствия развития экономики и общества.

Таким образом, в развитии рыночных отношений государство как ведущий субъект национальной экономики должно функцио­нировать в направлении органичного взаимодействия с рынком, обуславливая оптимальность параметров взаимосвязи между субъектами в общественном воспроизводстве. Для чего механизм функционирования и структура государства должны соответство­вать требованиям демократии в социально-ориентированной рыночной экономике. В таком государстве "правила игры" вытекают из объективно действующих экономических законов, способству­ющих прогрессу общества.

III. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: МОДЕЛИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ


3.1. Модель германского экономического развития


Предпосылки развития в Германии социальной рыночной экономики начинаются в первое десятилетие после окончания второй мировой войны. Бурное развитие и возрождение Германской экономики принято называть «экономическим чудом».

После войны Германия представляла собой страну без сырья и продуктов, без функционирующей транспортной системы, с морально подавленным населением. Политика союзников, под властью которых первое время находилась Германия, в начале определялась в основном соображениями мести за лишения войны, что лишило немцев политико-экономической самостоятельности. В соответствии с этим был произведен демонтаж промышленных установок, некоторые виды производства были запрещены.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.