Рефераты. Российско-китайские экономические отношения
г) Модель
китайско-российских отношений стратегического сотруд-ничества имеет
долгосрочные перспективы для развития.
За почти 10 лет
развития отношений между КНР и Россией выявилась очень успешная модель,
характеризующаяся несколькими важными особен-ностями :
Во-первых , исходным моментом, лежащим
в основе этих отношений, являются интересы страны. Они не подвержены
ограничениям идеологии н различного социального строя.
Во-вторых , обе стороны добиваются
международных условий мира и развития, вместе работают над созданием
стабильного окружения, чтобы каждой сосредотачивать усилия для развития своей
экономики.
В-третьих, стороны проявляют взаимное
уважение в области политики, сотрудничают в экономике, уважают суверенитет и
национальное достоинство друг друга. В международных делах они вместе трудятся
над углублением тенденции многополярности и созданием нового международного
порядка.
В-четвертых, создаваемые двумя странами
партнерские отношения не являются союзом, они также не направлены против
третьих стран, не представляют угрозы для какого-либо государства, а активно
отстаивают дело мира и безопасность данного региона. Поэтому модель подобных
межгосударственных отношений, без сомнения, жизнеспособна. За последние годы
она получила успешное развитие и создает условия для дальнейшего развития и
углубления этих отношений.
Центр тяжести китайско-росснйских отношений
концентрируется в согласовании политики и обновлении мышления.
Для углубленного развития
китайско-российских отношений необходимо укреплять согласованность в
политической сфере и добиваться новых прорывов в подходах к некоторым
проблемам. В связи с постоянными изменениями обстановки постоянно
корректируются и отношения между крупными держа-вами. Развитие
китайско-российских отношений также должно соответствовать складывающейся ситуации.
Кроме того, они должны также быть еще более практичными. В последние годы между
странами заключено много соглаше-ний, однако, в ходе реализации некоторых из
них не были достигнуты постав-ленные цели, Это также затрагивает проблему
политики и подходов.
1) в области стратегического
сотрудничества двум странам необходимо дальнейшее укрепление доверия,
согласование механизма развития отношений с многими странами. Новые моменты,
выявившиеся в международных отноше-ниях в последние годы, состоят в том, что
между крупными державами пос-тоянно корректируются отношения. В этом есть
позитивная сторона, но есть н негативный фактор. Например, в общественном
мнении России проявляется по-дозрительность и опасения, когда у КНР развиваются
связи с другими госу-дарствами, особенно когда улучшаются китайско-американские
отношения. В таких случаях некоторые представители российской общественности
демонст-рируют опасения, будто это «затрагивает интересы России», считая, что
разви-тие отношений КНР и США приведет к «втягиванию» Китая в проектируемую США
стратегическую систему и для России сложится неблагоприятное положение.
Далее,
общеизвестно, что для политики США в отношении Китая характерна двойственность:
в ней есть и «контакты», и сдерживание. Политика Китая в отношении США с самого
начала принципиальна, развитие Китаем отношений со всеми странами не наносит
ущерба третьим странам. Реальная же ситуация заключается в том, что и Китай, и
Россия являются объектами давления со стороны США, которые не откажутся от
своих замыслов создать «однополюсный» мир и поэтому не позволят России
восстановить бывший Советский Союз и стать подлинно мощной мировой державой.
Разумеется, они точно так же не хотят видеть и Китай сильной державой. Курс США
ясен: в достаточно продолжительный период времени в будущем они не могут
допустить, чтобы в мире появились страны, способные бросить вызов их интересам.
Поэтому перед лицом силовой политики и своевольных действий США Китаю и России
остается лишь укреплять взаимное сотрудничество, отстаивать справедливость,
укреплять взаимное доверие, двигать вперед многополярность в мире и процесс
создания нового международного политического и экономического порядка. Только
так китайско-российское стратегическое сотрудничество сможет играть растущую
роль.
2) в области внешней политики необходимо полностью
использовать созданный двумя странами механизм регулярных встреч на высшем
уровне, чтобы он непрерывно играл эффективную роль. В последние два года одним
из важных результатов этих контактов и связи по «горячей линии» в чрезвычайных
ситуациях является обсуждение в любое время важных проблем двусторонних
отношений и международных инцидентов, согласование по ним политики. Такого
рода механизм консультаций в условиях крупных изменений в современной
международной обстановке особенно важен. Война в Косово подтвердила, что новый
интервенционизм НАТО, возглавляемой США, замет-но усилился, и Запад даже
осмелился использовать силу для покорения очень маленькой страны. Этот блоковый
интервенционизм стал угрозой, безопасности многих стран, он представляет собой
новое изменение в глобальной тенденции многополярности. Поэтому многим
государствам следует задуматься об этой реальности развития обстановки.
И Китай, и Россия являются объектами
прессинга по различным проблемам и ситуациям со стороны западных стран во главе
с США. Однако в связи с развитием процесса экономической глобализации оба
государства и той или иной степени занимают идентичную политику в отношении
Запада. Например, с одной стороны, Россия политически отчаянно сопротивляется
давлению Запада во главе с США на ее сферу безопасности, а с другой стороны,
экономически она очень нуждается в западной помощи. Поэтому по некоторым
вопросам она постоянно идет на компромиссы и уступки, проявляя колебания и
неустойчивость в своей внешней политике. Китай в сфере экономики также имеет
довольно важные интересы в отношениях с западными государствами и, принимая
некоторые решения, он также должен взвешивать все за и против. Однако его
политический подход при этом отличается от российского. В этом отношении
стороны должны активизировать консультации и согласования для поддержания
взаимопонимания и противостояния западному неоинтервенционизму с единых
позиций.
3) в экономической сфере
правительства двух стран уже проявили большую активность, однако, по-прежнему
лишь достижение еще большего взаимопонимания в наших подходах и политике даст
возможность активнее мобилизовывать потенциал сотрудничества. Проблем в
области экономического взаимодействия между Китаем и Россией довольно много, но
много и возможностей для их устранения:
а)
«Взаимодополняемость» в торгово-экономических связях не проявляется в должной
мере, при этом препятствия в подходах являются важным сдерживающим фактором.
Всем ясно, что Россия обладает невиданными при-родными ресурсами. Ее
энергетические и лесные ресурсы н другие полезные ископаемые недостаточно
освоены. Все эти богатства находятся в сибирских и дальневосточных районах,
расположенных вблизи Китая. У Китая же – изобилие рабочей силы и возможностей
освоения природных богатств. Это – чрезвычайно благоприятные условия для
сотрудничества обеих сторон. В настоящее время в экономическом сотрудничестве
западных стран с Китаем в очень большой степени используется многочисленная н
дешевая китайская рабочая сила. Они вкладывают большие значительные прямые
инвестиции в Китай, создавая там частные и смешанные предприятия. Это и есть
форма сотрудничества, сочетающая финансовый капитал и рабочую силу. В
результате резко растет торговля между КНР и западными странами, объем сделок
становится все больше.
В то же время
российская политика «охраны природных ресурсов» ограничивает экспорт сырьевых
материалов. В результате экономическое сотрудничество Китая и России серьезно
тормозится. В России даже опасаются, что экспорт в эту страну китайской рабочей
силы может привести к переселению китайского населения на российскую
территорию. С подобными настроениями трудно добиться того, чтобы
взаимодополняемость в экономике двух сторон обрела должную роль. Такими же
причинами объясняется и то обстоятельство, что выполнение многих заключенных
соглашений о сотрудничестве встречается с очень большими трудностями.
б) Потенциал
экономического сотрудничества приграничных районов и мест между Китаем и
Россией, в том числе торговли между городами полностью не используется. В
конце 80-х - начале 90-х гг. торговля и экономическое сотрудничество между
приграничными районами двух стран получило довольно большое развитие, причем
неожиданно высокими темпами. Стали быстро возникать многочисленные пункты
пропуска на границе. Однако а 1993 г. в политике Китая и России произошли
подвижки. Россия ввела ограничения на экспорт сырьевых товаров. Аналогично и
Китай, осуществляя макрорегулирование в экономике, сократил государственное
кредитование мест, предприятий и компаний. В этой связи приграничная торговля
быстро пошла на убыль, а расцветающие пункты пропуска на границе стали хиреть.
Значительным оказался ущерб для развития экономического сотрудничества. Это
показывает, что обе стороны находятся в тисках политики. Отрадно, однако, что в
последнее время в китайско-российской приграничной торговле вновь наблюдается
подъем. Это показывает, что как только политические условия позволяют, эта
торговля, а также экономическое сотрудничество мест раскрывает свой большой
потенциал.
4) в военной сфере. Торговля
военной техникой между КНР и РФ также подвержена сильному лимитированию из-за
воздействия политики и концептуальных подходов. Если снять эту проблему, то
можно добиться значительного прогресса. Россия обладает военной наукой и
техникой глобального порядка и вот уже несколько лет поддерживает в этой
области определенные контакты с Китаем. Однако, у нее очень много опасений,
касающихся обменов в военной области, и здесь она лимитирована политически.
Отдельные представители российской общественности постоянно прокламируют
концепцию «китайской угрозы», и поэтому все это сильно ограничивает
сотрудничество России с Китаем в области военной техники и вооружений. Между
тем для этих двух стран данная область сотрудничества таит громадный потенциал
и, в то же время, взаимовыгодна. Она позволяет непосредственно двигать вперед
торгово-экономические связи между ними. Ограниченный импорт Китая вооружений и
военной техники предназначен лишь для усиления его оборонительных возможностей.
КНР придерживается мирного и оборонительного курса в военной сфере и известное
усиление се обороноспособности преследует лишь одну цель - обеспечение ее
независимости и суверенитета. Обладание Китая определенной обороноспособностью
благоприятствует миру и стабильности, в том числе, в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, и отнюдь не представляет угрозы безопасности какого-либо государства.
Что касается
неправительственных обменов Китая с Россией, то они пока мало развиты и далеко
отстают от отношений между правительствами. Народная дипломатия еще не занимает
видного места, хотя каналы неправительственных обменов очень важны и дополняют
правительственную дипломатию. Народам двух стран не достает взаимопонимания,
ощущается еще немало психологических негативных факторов, оставленных историей.
И хотя за последние несколько лет межгосударственные отношения развиваются
довольно успешно, теория «китайской угрозы» еще находит спрос среди части
россиян. Это тем более говорит в пользу необходимости значительного усиления
неправительственных обменов. Ощущается острый дефицит контак-тов в области
культуры, которые являются важной областью неправи-тельственных обменов.
В общем, необходимо углублять и расширять
китайско-российские отно-шения, многие их области еще ждут раскрытия. Поэтому
нужны новые прорывы в области политики и концептуальных подходов.
Еще одним
результатом нормализации двусторонних отношений стало возобновление торговых
отношений, которые в действительности имели место еще до восстановления
политических отношений. В апреле 1982 года страны подписали так называемое
соглашение о торговле в приграничных зонах - соглашение, которое определяло
условия децентрализованной торговли – межрегиональное и межгосударственное
сотрудничество. В 1993 году приграничная торговля, как и объем двусторонней
торговли в целом, достигла своего пика, и Китай превратился во второго по
важности торгового партнера России - после Германии, что было обусловлено в
первую очередь торговлей на региональном уровне. В 1993 году объем торговли
между Россией и Китаем достиг 7,7 миллиардов долларов, и, к сожалению, вновь
выйти на этот уровень и превзойти его удалось лишь в 1999 году.
Общий интерес в
развитии торговых и хозяйственных связей между Рос-сией и Китаем стал основой
для выстраивания региональных отношений между приграничными областями.
Населению российского Дальнего Востока, темпы развития которого к моменту
начала экономических реформ были ниже средне-российских показателей,
региональные связи с Китаем в начале 90-х годов по-могли получить необходимые
продукты питания и товары широкого потреб-ления. Рынки обеих стран имеют
сходную структуру, а уровень технологичес-кого развития отличается
несущественно (многие китайские фабрики до сих пор работают на советском
оборудовании и нуждаются в модернизации), географическая близость также
способствует экономическому обмену. Помимо этого, в обеих странах рыночные
реформы повлекли за собой децентрализацию внешней торговли и либерализацию
внешнеэкономической деятельности.
Разрыв
экономических связей между Дальним Востоком и европейской частью России,
колоссальные транспортные расходы способствовали переориентации товарных
потоков на приграничные (соседние) страны, среди которых Китай стоит на первом
месте. Важнейшая тенденция развития торговли с Китаем проявляется в росте доли
доходов, получаемых через децентрализованные каналы, как части общего торгового
баланса между Россией и Китаем.
Наиболее ценными
торговыми товарами децентрализованного российского экспорта в Китай являются
химические удобрения, металлопрокат, сталь, неметаллический рудный концентрат,
лом цветных металлов, металлолом, нефтепродукты, промышленная древесина,
химическая продукция, автомобили, авиационное оборудование, тяжелые тракторы и
станки для обработки металла.
Импорт из Китая
состоит в основном из одежды и обуви, текстильной продукции, хозяйственных
электроприборов и продуктов питания. Этот импорт стал для большинства
российских жителей Дальнего Востока важнейшим источником получения предметов
потребления и продуктов питания.
Дальнейшее
развитие двусторонней торговли и экономических связей требует расширения
инвестиционной деятельности, создания зон свободной торговли вдоль границы и
сотрудничества в рамках крупных проектов. Россия должна интенсивнее
использовать интерес Китая к расширению экономических отношений и - с учетом
собственных интересов российского Дальнего Востока - проводить более
сбалансированную государственную политику. Стабильную основу для расширения
российско-китайских экономических отношений можно создать только в том случае,
если будут учтены как экономическая независи-мость российского Дальнего
Востока, так и национальные интересы России.
Еще одна проблема
региональных отношений между Дальним Востоком России и Китаем - это
демографические диспропорции в пользу Китая . В XXI веке рабочая сила станет
важнейшим дефицитом всего российского народного хозяйства и особенно экономики
Дальнего Востока. Китай представляет собой единственный естественный источник
сохранения стабильного демографичес-кого равновесия в регионе. По оценкам
российского демографа Жанны Зайончковской, численность живущих в России
китайцев к середине XXI века увеличится с семи до десяти миллионов, и тем самым
китайцы могут превратиться во вторую по численности нацию в России.
Согласно
прогнозам Организации Объединенных Наций, население Рос-сии к 2050-му году
уменьшится более чем на 17 миллионов человек и опус-тится до отметки в 130
миллионов3 . Надежды на то, что государства СНГ
могли бы быть стабильным источником прироста населения России, до сих пор не
имеют под собой реальной почвы. Переселение людей требует проявления
политической воли и - что еще важнее - огромных инвестиций. В настоящее время
нет никаких признаков того, что будут приняты соответствующие политические
решения или сделаны усиленные инвестиции в приток населения на территорию
российского Дальнего Востока. Москва совместно с администрацией регионов и
властями на местах должна проводить такую миграционную и демографическую
политику, которая обеспечила бы региону стабильность человеческих ресурсов и их
прирост.
В первую очередь
этого можно достичь путем предоставления особых экономических привилегий новым
иммигрантам из других частей России. Одновременно необходимо поставить в
законодательные рамки неизбежный поток китайской миграции на территорию
российского Дальнего Востока. Для Дальнего Востока России угроза китайской
демографической экспансии это реальность. Однако, являясь угрозой, для России
это одновременно и неизбежная необходимость. Поэтому в своих отношениях с
Китаем Россия должна думать не о том, как предотвратить эту угрозу, а скорее о
том, как можно организовать миграционный процесс, управлять им и извлекать из
него пользу в интересах российского Дальнего Востока и сосуществования с
Китаем.
Нефть : Проект нефтепровода из
России в Китай (в стадии завершения согласования).
Проект, общая
стоимость которого оценивается в 1,7 млрд долларов, предусматривает
строительство нефтепровода длиной 2,5 тыс. км из Восточной Сибири в Китай и
поставки по нему нефти в объеме 20-30 млн тонн в год в течение 25 лет. По
решению правительства РФ эксклюзивное право на ведение переговоров с китайской
стороной о цене российской нефти, экспортируемой в КНР, предоставлено оператору
проекта нефтяной компании ЮКОС.
Соглашение с
китайской стороной о начале проектирования строитель-ства нефтепровода
подписано в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Пекин 18-19 июля 2001
года.
Газ : Совместное освоение
Ковыктинского газоконденсатного место-рождения (прорабатывается).
Предусматривается
строительство трубопровода протяженностью более 3 тыс. км с крупнейшего в мире
Ковыктинского газоконденсатного месторож-дения под Иркутском до морского порта
Жичжао в восточной китайской провинции Шаньдун. Трубопровод, возможно, пройдет
через территорию Мон-голии. По различным оценкам, стоимость проекта разработки
месторождения и строительства магистрального газопровода в Китай оценивается в
10-12 млрд долларов. Проект предусматривает ежегодную добычу в объеме 30-35
млрд кубометров газа.
В соответствии с
подписанным 25 февраля 1999 года генеральным согла-шением по освоению
месторождения Россия и Китай приступили к разработке ТЭО строительства
газопровода. Предполагается, что китайская сторона еже-годно будет получать до
20 млрд кубометров газа Ковыкты в течение не менее 30 лет. Недавно к реализации
проекта присоединилась также Республика Корея.
Проект
строительства газопровода из Западной Сибири в западные регионы Китая (в стадии
согласования).
Газопровод будет
подсоединен к единой системе газоснабжения КНР, по которой газ будет направлен
в Шанхай. Стоимость проекта, как ожидается, превысит 10 млрд долларов.
Проекты с
участием ОАО "Газпром" (в стадии обсуждения) : создание на территории Китая
подземного хранилища газа; поставки природного газа из Республики Саха (Якутия)
и с сахалинского шельфа; участие в оптимизации газопроводных сетей в КНР с
целью создания единой системы газоснабжения Китая; разведка и разработка
газовых месторождений на китайской территории.
Энергетика : Строительство Тяньваньской АЭС
(прежнее название - Ляньюньганская) в провинции Цзянсу (в стадии реализации).
В декабре 1997
года подписан контракт, в соответствии с которым на АЭС будут установлены два
легководных реактора типа ВВЭР-1000 мощ-ностью 1 млн кВт каждый. Стоимость
контракта 3 млрд долларов. Российская сторона полностью поставит оборудование и
осуществит контроль за строи-тельством АЭС. В перспективе Россия рассчитывает
на участие в строительстве для китайской АЭС 3-го и 4-го блоков и, возможно,
также 5-го и 6-го блоков типа ВВЭР-1000.
Переброска
электроэнергии из Иркутской области в Китай (в стадии согласования).
С российской
стороны проект ведет АО "Иркутскэнерго" совместно с РАО "ЕЭС
России". Ориентировочная стоимость проекта 1,5 млрд долларов.
Предусматривает поставку ежегодно 18 млрд кВт/ч электроэнергии, произ-водимой
"Иркутскэнерго", что позволит российской стороне получать порядка
400-500 млн долларов.
Строительство
центрифужного завода по обогащению урана под Ланьчжоу. Вступили в строй две первые
очереди, строится третья.
Проект
сооружения при российском участии экспериментального реактора на быстрых
нейтронах. В
стадии согласования.
Завершается
сооружение трех электростанций в КНР суммарной мощностью 3600 МВт (ТЭС
"Цзисянь", "Иминь", "Суйчжун").
Высокие технологии и машиностроение : Китайско-российская
эксперимен-тально-показательная база по сотрудничеству в области промышленного
освоения новых и высоких технологий в г. Яньтай н ачато строительство.
Проект создания российско-китайского
авиационного консорциума по совместному производству пассажирских самолетов. В стадии согласования.
Сотрудничество
в области скоростного судостроения.
В стадии проработки проекта. Проект
оценивается в 4 млрд долларов и предусматривает поставки в Китай скоростных
судов на воздушной подушке.
Сотрудничество по развитию
алмазно-бриллиантовых комплексов (в стадии проработки проекта).
Соглашение в этой
сфере подписано в ноябре 1997 года в Пекине.
Всего на территории Китая при
техническом содействии России осуществляется строительство 12 объектов в
области энергетики, металлургии, машиностроения, химической промышленности.
Наши страны имеют
перспективы дальнейшего обогащения содержания двусторонних отношений, но у
этого процесса есть и объективные ограничители. Достаточно обратить внимание на
следующие факторы:
В России сохраняется политичес-кая и социальная напряженность. Большую роль
играет незавершенность государственного строительства.
В России сохраняется экономическая стагнация с неясной перспективой роста
производства и его технико-технологичес-кого обновления.
В России сохраняется существенная неравномерность развития
социально-эко-номического развития регионов, особенно отставание Восточной
Сибири и Дальнего Востока.
Россия, располагая Транссибом и незавершенным БАМом, имеет возмож-ность
эффективно соединить АТР с Евро-пой, стать территорией прохождения “Второго
трансконтинентального моста” (Ляньюньган – Роттердам).
Россия располагает сырьевыми ресурсами. Задача состоит в переходе от торговли
ими к торговле конечными продуктами их переработки.
Россия
располагает новейшими тех-нологиями в ряде отраслей и крупными заделами в
фундаментальных исследова-ниях, базой для капиталоемких и науко-емких
производств, являющихся важней-шим фактором ее будущего развития.
В КНР сохраняется политическая и социальная напряженность. В стране на-чался
переход от централизованного к федеративному государству. Первая его фаза на
основе принципа “одна страна - две системы” связана с воссоединением Сян-гана
и КНР.
В КНР продолжается рост произ-водства, однако перспективы его не вполне ясны.
У страны огромный потен-циал экстенсивного роста при больших
социально-экономических ограничителях интенсивного развития.
В КНР углубляется неравномерность социально - экономического развития,
по-родившая политические противоречия.
КНР располагает богатейшими трудо-выми ресурсами.
КНР завершила на своей территории
строительство “Второго трансконтинен-тального моста” (Лянью-ньган-
Казахстан).
КНР ощущает недостаток природных ресурсов. Размеры пахотных площадей, запасы
пресной воды и многих полезных ископаемых составляют в расчете на душу
населения 30-50 % их среднемирового уровня. Страна уже превратилась в
чисто-го импортера нефтепродуктов.