Рефераты. Российско-китайские экономические отношения






г) Модель китайско-российских отношений стратегического сотруд-ничества имеет долгосрочные перспективы для развития.

За почти 10 лет развития отношений между КНР и Россией выявилась очень успешная модель, характеризующаяся несколькими важными особен-ностями :

Во-первых, исходным моментом, лежащим в основе этих отношений, являются интересы страны. Они не подвержены ограничениям идеологии н различного социального строя.

Во-вторых, обе стороны добиваются международных условий мира и развития, вместе работают над созданием стабильного окружения, чтобы каждой сосредотачивать усилия для развития своей экономики.

В-третьих, стороны проявляют взаимное уважение в области политики, сотрудничают в экономике, уважают суверенитет и национальное достоинство друг друга. В международных делах они вместе трудятся над углублением тенденции многополярности и созданием нового международного порядка.

В-четвертых, создаваемые двумя странами партнерские отношения не являются союзом, они также не направлены против третьих стран, не представляют угрозы для какого-либо государства, а активно отстаивают дело мира и безопасность данного региона. Поэтому модель подобных межгосударственных отношений, без сомнения, жизнеспособна. За последние годы она получила успешное развитие и создает условия для дальнейшего развития и углубления этих отношений.

Центр тяжести китайско-росснйских отношений концентрируется в согласовании политики и обновлении мышления.

Для углубленного развития китайско-российских отношений необ­ходимо укреплять согласованность в политической сфере и добиваться новых прорывов в подходах к некоторым проблемам. В связи с посто­янными изменениями обстановки постоянно корректируются и отношения между крупными держа-вами. Развитие китайско-российских отношений также должно соответствовать складывающейся ситуации. Кроме того, они должны также быть еще более практичными. В последние годы между странами заключено много соглаше-ний, однако, в ходе реализации некоторых из них не были достигнуты постав-ленные цели, Это также затрагивает проблему политики и подходов.

1) в области стратегического сотрудничества двум странам необходимо дальнейшее укрепление доверия, согласование механизма развития отношений с многими странами. Новые моменты, выявившиеся в международных отноше-ниях в последние годы, состоят в том, что между крупными державами пос-тоянно корректируются отношения. В этом есть позитивная сторона, но есть н негативный фактор. Например, в общественном мнении России проявляется по-дозрительность и опасения, когда у КНР развиваются связи с другими госу-дарствами, особенно когда улучшаются китайско-американские отношения. В таких случаях некоторые представители российской общественности демонст-рируют опасения, будто это «затрагивает интересы России», считая, что разви-тие отношений КНР и США приведет к «втягиванию» Китая в проектируемую США стратегическую систему и для России сложится неблагоприятное положение.

Далее, общеизвестно, что для политики США в отношении Китая характерна двойственность: в ней есть и «контакты», и сдерживание. Политика Китая в отношении США с самого начала принципиальна, развитие Китаем отношений со всеми странами не наносит ущерба третьим странам. Реальная же ситуация заключается в том, что и Китай, и Россия являются объектами давления со стороны США, которые не откажутся от своих замыслов создать «однополюсный» мир и поэтому не позволят России восстановить бывший Советский Союз и стать подлинно мощной мировой державой. Разумеется, они точно так же не хотят видеть и Китай сильной державой. Курс США ясен: в достаточно продолжительный период времени в будущем они не могут допустить, чтобы в мире появились страны, способные бросить вызов их интересам. Поэтому перед лицом силовой политики и своевольных действий США Китаю и России остается лишь укреплять взаимное сотрудничество, отстаивать справедливость, укреплять взаимное доверие, двигать вперед многополярность в мире и процесс создания нового международного политического и экономического порядка. Только так китайско-российское стратегическое сотрудничество сможет играть растущую роль.

2) в области внешней политики необходимо полностью использо­вать созданный двумя странами механизм регулярных встреч на высшем уровне, чтобы он непрерывно играл эффективную роль. В последние два года одним из важных результатов этих контактов и связи по «горячей линии» в чрезвычайных ситуациях является обсуждение в любое время важных проблем двусторонних отношений и международ­ных инцидентов, согласование по ним политики. Такого рода меха­низм консультаций в условиях крупных изменений в современной международной обстановке особенно важен. Война в Косово подтвердила, что новый интервенционизм НАТО, возглавляемой США, замет-но усилился, и Запад даже осмелился использовать силу для покорения очень маленькой страны. Этот блоковый интервенционизм стал угрозой, безопасности многих стран, он представляет собой новое изменение в глобальной тенденции многополярности. Поэтому многим государствам следует задуматься об этой реальности развития обстановки.

И Китай, и Россия являются объектами прессинга по различным проблемам и ситуациям со стороны западных стран во главе с США. Однако в связи с развитием процесса экономической глобализации оба государства и той или иной степени занимают идентичную политику в отношении Запада. Например, с одной стороны, Россия политически отчаянно сопротивляется давлению Запада во главе с США на ее сферу безопасности, а с другой стороны, экономически она очень нуждается в западной помощи. Поэтому по некоторым вопросам она постоянно идет на компромиссы и уступки, проявляя колебания и неустойчивость в своей внешней политике. Китай в сфере экономики также имеет довольно важные интересы в отношениях с западными государствами и, принимая некоторые решения, он также должен взвешивать все за и против. Однако его политический подход при этом отличается от российского. В этом отношении стороны должны активизировать консуль­тации и согласования для поддержания взаимопонимания и противостояния западному неоинтервенционизму с единых позиций.

3) в экономической сфере правительства двух стран уже проявили большую активность, однако, по-прежнему лишь достижение еще большего взаимопонимания в наших подходах и политике даст возмож­ность активнее мобилизовывать потенциал сотрудничества. Проблем в области экономического взаимодействия между Китаем и Россией довольно много, но много и возможностей для их устранения:

а) «Взаимодополняемость» в торгово-экономических связях не про­является в должной мере, при этом препятствия в подходах являются важным сдерживающим фактором. Всем ясно, что Россия обладает невиданными при-родными ресурсами. Ее энергетические и лесные ресурсы н другие полезные ископаемые недостаточно освоены. Все эти богатства находятся в сибирских и дальневосточных районах, располо­женных вблизи Китая. У Китая же – изобилие рабочей силы и возмож­ностей освоения природных богатств. Это – чрезвычайно благоприят­ные условия для сотрудничества обеих сторон. В настоящее время в экономическом сотрудничестве западных стран с Китаем в очень большой степени используется многочисленная н дешевая китайская рабочая сила. Они вкладывают большие значительные прямые инвестиции в Китай, создавая там частные и смешанные предприятия. Это и есть форма сотрудничества, сочетающая финансовый капитал и рабочую силу. В результате резко растет торговля между КНР и западными странами, объем сделок становится все больше.

В то же время российская политика «охраны природных ресурсов» ограничивает экспорт сырьевых материалов. В результате экономическое сотрудничество Китая и России серьезно тормозится. В России даже опасаются, что экспорт в эту страну китайской рабочей силы может привести к переселению китайского населения на российскую территорию. С подобными настроениями трудно добиться того, чтобы взаимодополняемость в экономике двух сторон обрела должную роль. Такими же причинами объясняется и то обстоятельство, что выполнение многих заключенных соглашений о сотрудничестве встречается с очень большими трудностями.

б) Потенциал экономического сотрудничества приграничных рай­онов и мест между Китаем и Россией, в том числе торговли между го­родами полностью не используется. В конце 80-х - начале 90-х гг. торговля и экономическое сотрудничество между приграничными районами двух стран получило довольно большое развитие, причем неожиданно высокими темпами. Стали быстро возникать многочисленные пункты пропуска на границе. Однако а 1993 г. в политике Китая и России произошли подвижки. Россия ввела ограничения на экспорт сырьевых товаров. Аналогично и Китай, осуществляя макрорегулирование в экономике, сократил государственное кредитование мест, предприятий и компаний. В этой связи приграничная торговля быстро пошла на убыль, а расцветающие пункты пропуска на границе стали хиреть. Значительным оказался ущерб для развития экономического сотрудничества. Это показывает, что обе стороны находятся в тисках политики. Отрадно, однако, что в последнее время в китайско-российской приграничной торговле вновь наблюдается подъем. Это показывает, что как только политические условия позволяют, эта торговля, а также экономическое сотрудничество мест раскрывает свой большой потенциал.

4) в военной сфере. Торговля военной техникой между КНР и РФ также подвержена сильному лимитированию из-за воздействия политики и концептуальных подходов. Если снять эту проблему, то можно добиться значительного прогресса. Россия обладает военной наукой и техникой глобального порядка и вот уже несколько лет поддерживает в этой области определенные контакты с Китаем. Однако, у нее очень много опасений, касающихся обменов в военной области, и здесь она лимитирована политически. Отдельные представители российской общественности постоянно прокламируют концепцию «китайской угрозы», и поэтому все это сильно ограничивает сотрудничество России с Китаем в области военной техники и вооружений. Между тем для этих двух стран данная область сотрудничества таит громадный потенциал и, в то же время, взаимовыгодна. Она позволяет непосредственно двигать вперед торгово-экономические связи между ними. Ограниченный импорт Китая вооружений и военной техники предназначен лишь для уси­ления его оборонительных возможностей. КНР придерживается мирного и оборонительного курса в военной сфере и известное усиление се обороноспособности преследует лишь одну цель - обеспечение ее независимости и суверенитета. Обладание Китая определенной обороноспособностью благоприятствует миру и стабильности, в том числе, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и отнюдь не представляет угрозы безопасности какого-либо государства.

Что касается  неправительственных обменов Китая с Россией, то они пока мало развиты и далеко отстают от отношений между правительствами. Народная дипломатия еще не занимает видного места, хотя каналы неправительственных обменов очень важны и дополняют правительственную дипломатию. Народам двух стран не достает взаимопонимания, ощущается еще немало психологических негативных факторов, оставленных историей. И хотя за последние несколько лет межгосударственные отношения развиваются довольно успешно, теория «китайской угрозы» еще находит спрос среди части россиян. Это тем более говорит в пользу необходимости значительного усиления неправительственных обменов. Ощущается острый дефицит контак-тов в области культуры, которые являются важной областью неправи-тельственных обменов.

В общем, необходимо углублять и расширять китайско-российские отно-шения, многие их области еще ждут раскрытия. Поэтому нужны новые прорывы в области политики и концептуальных подходов.

 

§2. Региональное сотрудничество

Еще одним результатом нормализации двусторонних отношений стало возобновление торговых отношений, которые в действительности имели место еще до восстановления политических отношений. В апреле 1982 года страны подписали так называемое соглашение о торговле в приграничных зонах - соглашение, которое определяло условия децентрализованной торговли – межрегиональное и межгосударственное сотрудничество. В 1993 году приграничная торговля, как и объем двусторонней торговли в целом, достигла своего пика, и Китай превратился во второго по важности торгового партнера России - после Германии, что было обусловлено в первую очередь торговлей на региональном уровне. В 1993 году объем торговли между Россией и Китаем достиг 7,7 миллиардов долларов, и, к сожалению, вновь выйти на этот уровень и превзойти его удалось лишь в 1999 году.

Общий интерес в развитии торговых и хозяйственных связей между Рос-сией и Китаем стал основой для выстраивания региональных отношений между приграничными областями. Населению российского Дальнего Востока, темпы развития которого к моменту начала экономических реформ были ниже средне-российских показателей, региональные связи с Китаем в начале 90-х годов по-могли получить необходимые продукты питания и товары широкого потреб-ления. Рынки обеих стран имеют сходную структуру, а уровень технологичес-кого развития отличается несущественно (многие китайские фабрики до сих пор работают на советском оборудовании и нуждаются в модернизации), географическая близость также способствует экономическому обмену. Помимо этого, в обеих странах рыночные реформы повлекли за собой децентрализацию внешней торговли и либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Разрыв экономических связей между Дальним Востоком и европейской частью России, колоссальные транспортные расходы способствовали переориентации товарных потоков на приграничные (соседние) страны, среди которых Китай стоит на первом месте. Важнейшая тенденция развития торговли с Китаем проявляется в росте доли доходов, получаемых через децентрализованные каналы, как части общего торгового баланса между Россией и Китаем.

Наиболее ценными торговыми товарами децентрализованного российского экспорта в Китай являются химические удобрения, металлопрокат, сталь, неметаллический рудный концентрат, лом цветных металлов, металлолом, нефтепродукты, промышленная древесина, химическая продукция, автомобили, авиационное оборудование, тяжелые тракторы и станки для обработки металла.

Импорт из Китая состоит в основном из одежды и обуви, текстильной продукции, хозяйственных электроприборов и продуктов питания. Этот импорт стал для большинства российских жителей Дальнего Востока важнейшим источником получения предметов потребления и продуктов питания.

Дальнейшее развитие двусторонней торговли и экономических связей требует расширения инвестиционной деятельности, создания зон свободной торговли вдоль границы и сотрудничества в рамках крупных проектов. Россия должна интенсивнее использовать интерес Китая к расширению экономических отношений и - с учетом собственных интересов российского Дальнего Востока - проводить более сбалансированную государственную политику. Стабильную основу для расширения российско-китайских экономических отношений можно создать только в том случае, если будут учтены как экономическая независи-мость российского Дальнего Востока, так и национальные интересы России.

§ 3. Демографические диспропорции

Еще одна проблема региональных отношений между Дальним Востоком России и Китаем - это демографические диспропорции в пользу Китая . В XXI веке рабочая сила станет важнейшим дефицитом всего российского народного хозяйства и особенно экономики Дальнего Востока. Китай представляет собой единственный естественный источник сохранения стабильного демографичес-кого равновесия в регионе. По оценкам российского демографа Жанны Зайончковской, численность живущих в России китайцев к середине XXI века увеличится с семи до десяти миллионов, и тем самым китайцы могут превратиться во вторую по численности нацию в России.

Согласно прогнозам Организации Объединенных Наций, население Рос-сии к 2050-му году уменьшится более чем на 17 миллионов человек и опус-тится до отметки в 130 миллионов3. Надежды на то, что государства СНГ могли бы быть стабильным источником прироста населения России, до сих пор не имеют под собой реальной почвы. Переселение людей требует проявления политической воли и - что еще важнее - огромных инвестиций. В настоящее время нет никаких признаков того, что будут приняты соответствующие политические решения или сделаны усиленные инвестиции в приток населения на территорию российского Дальнего Востока. Москва совместно с администрацией регионов и властями на местах должна проводить такую миграционную и демографическую политику, которая обеспечила бы региону стабильность человеческих ресурсов и их прирост.

В первую очередь этого можно достичь путем предоставления особых экономических привилегий новым иммигрантам из других частей России. Одновременно необходимо поставить в законодательные рамки неизбежный поток китайской миграции на территорию российского Дальнего Востока. Для Дальнего Востока России угроза китайской демографической экспансии это реальность. Однако, являясь угрозой, для России это одновременно и неизбежная необходимость. Поэтому в своих отношениях с Китаем Россия должна думать не о том, как предотвратить эту угрозу, а скорее о том, как можно организовать миграционный процесс, управлять им и извлекать из него пользу в интересах российского Дальнего Востока и сосуществования с Китаем.


 

 


























   ГЛАВА 3.     ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ          ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ

§ 1. Россия-Китай :  крупные совместные проекты экономического сотрудничества

 

 

Нефть :  Проект нефтепровода из России в Китай (в стадии завершения согласования).

Проект, общая стоимость которого оценивается в 1,7 млрд долларов, предусматривает строительство нефтепровода длиной 2,5 тыс. км из Восточной Сибири в Китай и поставки по нему нефти в объеме 20-30 млн тонн в год в течение 25 лет. По решению правительства РФ эксклюзивное право на ведение переговоров с китайской стороной о цене российской нефти, экспортируемой в КНР, предоставлено оператору проекта нефтяной компании ЮКОС.

Соглашение с китайской стороной о начале проектирования строитель-ства нефтепровода подписано в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Пекин 18-19 июля 2001 года.

 

Газ : Совместное освоение Ковыктинского газоконденсатного место-рождения (прорабатывается).

Предусматривается строительство трубопровода протяженностью более 3 тыс. км с крупнейшего в мире Ковыктинского газоконденсатного месторож-дения под Иркутском до морского порта Жичжао в восточной китайской провинции Шаньдун. Трубопровод, возможно, пройдет через территорию Мон-голии. По различным оценкам, стоимость проекта разработки месторождения и строительства магистрального газопровода в Китай оценивается в 10-12 млрд долларов. Проект предусматривает ежегодную добычу в объеме 30-35 млрд кубометров газа.

В соответствии с подписанным 25 февраля 1999 года генеральным согла-шением по освоению месторождения Россия и Китай приступили к разработке ТЭО строительства газопровода. Предполагается, что китайская сторона еже-годно будет получать до 20 млрд кубометров газа Ковыкты в течение не менее 30 лет. Недавно к реализации проекта присоединилась также Республика Корея.

Проект строительства газопровода из Западной Сибири в западные регионы Китая (в стадии согласования).

Газопровод будет подсоединен к единой системе газоснабжения КНР, по которой газ будет направлен в Шанхай. Стоимость проекта, как ожидается, превысит 10 млрд долларов.

Проекты с участием ОАО "Газпром" (в стадии обсуждения): создание на территории Китая подземного хранилища газа; поставки природного газа из Республики Саха (Якутия) и с сахалинского шельфа; участие в оптимизации газопроводных сетей в КНР с целью создания единой системы газоснабжения Китая; разведка и разработка газовых месторождений на китайской территории.

 

Энергетика : Строительство Тяньваньской АЭС (прежнее название - Ляньюньганская) в провинции Цзянсу (в стадии реализации).

В декабре 1997 года подписан контракт, в соответствии с которым на АЭС будут установлены два легководных реактора типа ВВЭР-1000 мощ-ностью 1 млн кВт каждый. Стоимость контракта 3 млрд долларов. Российская сторона полностью поставит оборудование и осуществит контроль за строи-тельством АЭС. В перспективе Россия рассчитывает на участие в строительстве для китайской АЭС 3-го и 4-го блоков и, возможно, также 5-го и 6-го блоков типа ВВЭР-1000.

Переброска электроэнергии из Иркутской области в Китай (в стадии согласования).

С российской стороны проект ведет АО "Иркутскэнерго" совместно с РАО "ЕЭС России". Ориентировочная стоимость проекта 1,5 млрд долларов. Предусматривает поставку ежегодно 18 млрд кВт/ч электроэнергии, произ-водимой "Иркутскэнерго", что позволит российской стороне получать порядка 400-500 млн долларов.

Строительство центрифужного завода по обогащению урана под Ланьчжоу.  Вступили в строй две первые очереди, строится третья.

Проект сооружения при российском участии экспериментального реактора на быстрых нейтронах. В стадии согласования.

Завершается сооружение трех электростанций в КНР суммарной мощностью 3600 МВт (ТЭС "Цзисянь", "Иминь", "Суйчжун").

Высокие технологии и машиностроение : Китайско-российская эксперимен-тально-показательная база по сотрудничеству в области промышленного освоения новых и высоких технологий в г. Яньтай  начато строительство.

Проект создания российско-китайского авиационного консорциума по совместному производству пассажирских самолетов. В стадии согласования.

Сотрудничество в области скоростного судостроения.

В стадии проработки проекта. Проект оценивается в 4 млрд долларов и предусматривает поставки в Китай скоростных судов на воздушной подушке.

Сотрудничество по развитию алмазно-бриллиантовых комплексов (в стадии проработки проекта).

Соглашение в этой сфере подписано в ноябре 1997 года в Пекине.

Всего на территории Китая при техническом содействии России осуществляется строительство 12 объектов в области энергетики, металлургии, машиностроения, химической промышленности.

§ 2. Объективные ограничители развития двусторонних отношений


Наши страны имеют перспективы дальнейшего обогащения содержания двусторонних отношений, но у этого процесса есть и объективные ограничители. Достаточно обратить внимание на следующие факторы:

   В России сохраняется политичес-кая и социальная напряженность. Большую роль играет незавершенность государственного строительства.

     В России сохраняется экономическая стагнация с неясной перспективой роста производства и его технико-технологичес-кого обновления.

     В России сохраняется существенная неравномерность развития социально-эко-номического развития регионов, особенно отставание Восточной Сибири и Дальнего Востока.

     Россия, располагая Транссибом и незавершенным БАМом, имеет возмож-ность эффективно соединить АТР с Евро-пой, стать территорией прохождения “Второго трансконтинентального моста” (Ляньюньган – Роттердам).

     Россия располагает сырьевыми ресурсами. Задача состоит в переходе от торговли ими к торговле конечными продуктами их переработки.

Россия располагает новейшими тех-нологиями в ряде отраслей и крупными заделами в фундаментальных исследова-ниях, базой для капиталоемких и науко-емких производств, являющихся важней-шим фактором ее будущего развития.


     В КНР сохраняется политическая и социальная напряженность. В стране на-чался переход от централизованного к федеративному государству. Первая его фаза на основе принципа “одна страна - две системы” связана с воссоединением Сян-гана и КНР.

     В КНР продолжается рост произ-водства, однако перспективы его не вполне ясны. У страны огромный потен-циал экстенсивного роста при больших социально-экономических ограничителях интенсивного развития.

     В КНР углубляется неравномерность социально - экономического развития, по-родившая политические противоречия.

     КНР располагает богатейшими трудо-выми ресурсами.

     КНР завершила на своей территории строительство “Второго трансконтинен-тального моста” (Лянью-ньган- Казахстан).

     КНР ощущает недостаток природных ресурсов. Размеры пахотных площадей, запасы пресной воды  и многих полезных ископаемых составляют в расчете на душу населения 30-50 % их среднемирового уровня. Страна уже превратилась в чисто-го импортера нефтепродуктов.


Перечисленные факторы позволяют сделать по меньшей мере два важных вывода. Ограничители в развитии экономических отношений наших двух стран существуют, и они весьма существенны. Вместе с тем складывается впечат-ление, что перспективы во внешнеэкономических отношениях Китая и России не так уж и широки. Сотрудничество КНР и России  может сложиться и развиться до определенной степени только в сферах энергетики и политики.



















 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В официальных призывах к скорейшему развитию внешнеэкономических связей нет недостатка. Представители и Китая, и России предложили немало конкретных экономических проектов. Подписана масса протоколов о намере-ниях в самых разных внешнеэкономических областях. Но абсолютное боль-шинство из них остались нереализованными. Не удалось достигнуть и взаи-много объема внешнеторгового оборота в 20 млрд долларов, намеченного на 2000 год.

В итоге пять лет усилий двух правительств, местных властей закон-чились минимальным ростом официальной взаимной торговли. Стало ясно, что развитие экономического сотрудничества до 2000 года не являлось системо-образующим фактором в политике как Москвы, так и Пекина.

Процессы глобализации привели к тому, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе стало производиться две трети мирового ВВП. Позиции России в Северо-Восточной, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии предельно слабы. Они, по сути, сотканы из высокопарных деклараций и подкрепляются только военно-техническим сотрудничеством с рядом стран. При сохранении такой ситуации России грозит участь экономического карлика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Настала пора сказать: Восточная Сибирь и Дальний Восток стали самым слабым звеном в экономической безопасности России!

На совещании в Благовещенске в 2000 году высшее руководство страны впервые ясно заявило о своей озабоченности положением дел в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, о стратегии развития, ориентированной на подъем этого региона. Возник, естественно, вопрос: намерена и может ли Россия стать экономически значимой державой в АТР? Если она к этому стремится, то что именно и когда намечено сделать? Ответы на эти вопросы к середине 2001 года, увы, не сформулированы.

Внешнеэкономическое наступление КНР затронет Россию особенно сильно, так как она является сопредельной страной, располагающей крайне необходимыми Китаю сырьевыми ресурсами и достаточно емким рынком сбыта китайской продукции. С другой стороны, уже в обозримой перспективе Китаю не составит большого труда обеспечить всем необходимым все население России, равное численности населения лишь двух-трех не самых больших китайских провинций.

Трудно сказать, насколько успешной окажется реализация китайской стратегии экспортной ориентации. Несомненно одно: ее осуществление в любом случае вызовет обострение конкуренции на мировом рынке и интенсифицирует процессы глобализации. Наибольшие сложности ожидают страны, не обладающие прочными позициями на мировых финансовых, сырьевых, товарных рынках. России необходимо как можно скорее и в полном объеме осознать изменение международной экономической ситуации на восточных рубежах: Китай стал не просто крупной экономической державой с серьезными экономическими амбициями, а страной, осуществляющей конкрет-ные планы внешнеэкономического расширения.

Возвращаясь к началу…. . На рубеже 90-х годов много государств ходом истории ( развал СССР, Варшавского Договора ) было поставлено перед выбором своего дальнейшего пути. Ни одно государство не вернулось, например, к монархии, не выбрало диктатуру кого-либо. Все выбрали демократию и приступили к переходу к рыночным отношениям. Но при этом каждый пошел своим путем. И на примере Китая и России можно сделать вывод : у одних получается лучше, а у других… – как всегда. Остается надеяться, что хронические ошибки в области экономики, так характерные для эпохи Ельцина, там, в этой эпохе и остались. Остается надеяться, что и в России осознают, что экономикой должны руководить и преобразовывать ее не просто лично преданные люди, а специалисты высочайшего уровня подготовки и опыта, честные и ответственные. Остается надеяться, что:

-                            не только Германия  под руководством Аденауэра может в короткие исторические сроки восстановиться из послевоенного пепла и стать одной из ведущих государств мира,

-                            не только Китай под руководством Цзян Цзэминя может в короткие исторические сроки достичь таких темпов развития экономики,

но и Россия под руководством Путина станет процветающим, экономически развитым государством.























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.                            Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 1999. – 734с.

2.                            Сергеев И. Российско–китайские совместные проекты // Эксперт. - 2000.- № 27. – с. 12-18

3.                            Чужачан Т. Императивы развития китайско-российских торгово-экономических отношений // РЭЖ. - 1998.- № 4.- с. 5-18

4.                            Гельбрас В. Куда идет Китай// МЭ и МО.- 2000.- № 4. – с.112-118

5.                            Попов Г. Узловые проблемы российской экономики и пути их реализации  // Проблемы теории и практики управления. -  2001.- №6. – с. 24-28

6.                            Львов Д. Экономика России: прорыв в XXI век // Проблемы теории и практики управления. – 2001. -  № 4. – с. 32-42

7.                            Алексеев А.Д. Россия и Китай не союзники, но партнеры // Огонек. – 2001. - № 33.- с. 20

8.                            Гаврилов Е. К. Надо ли России опасаться Китая? // Азия и Африка. – 2000. - № 10. – с. 11-19

9.                            Рогачев И. Россия – Китай: перспективы сотрудничества  // МЭ и МО. – 1999. - № 12. – с. 110-126






1 Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №4. – с 32-42

2 Азия и Африка сегодня. – 2000 - №10.-с. 11-19

3 Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №4. – с 32-42


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.