Последовал самый тяжелый, "черный" Новый год в новейшей истории отечественной золотопромышленности. На начало 1998 г. задолженность государства перед сдатчиками, по данным Союза золотопромышленников России, составляла около 1 млрд. (деноминированных) руб. В 1998 г. объем российской добычи снизился до минимального уровня - 115 тонн. Сложное положение золотодобывающих фирм было обусловлено грабительским порядков расчетов (золото государством покупалось примерно за 50% биржевой цены, вычитая аванс (и процент с него), то есть за грамм металла при мировой цене около 10 долларов на руки золотодобытчики получали 15 тыс. руб., с которых еще платились налоги; но и эти деньги предприятия получали не сразу, примерно через пять месяцев к новому сезону).
Необходимые решения явно запаздывали, отсчитывая сроки агонии отрасли, функционировавшей в крайне нерациональной правовой и налоговой среде (речь, по мнению практиков, шла уже только о том "насколько поздно" произойдет ее рациональная модернизация). В марте 1998 г., наконец, был принят столь долго обсуждавшийся базовый закон РФ "О драгоценных металлах и камнях". Ликвидировав государственную монополию, но, оставив золото в категории валютных ценностей, закрепив принятые знаковые решения в важнейших сферах производства и обращения золота, закон фактически утвердил сложившуюся на момент принятия "расстановку сил", в т.ч. закрепилась ранее вынужденная, теперь осознанная "отстраненность" государства от проблем производства, внутреннего и внешнего обращения золота.
Государство потенциально оставило за собой роль привилегированного участника рынка, сохранило определенные механизмы изъятия рыночных отношений, восполняя своих директивных начал. В августе 2000 г. функции по проведению государственной политики в сфере золота были вновь перемещены, на сей раз из Министерства экономического развития в Министерство финансовednote36. В рамках последнего была определена организационная структура в лице трех подразделений - Управления по драгоценным металлам и драгоценным камням, Гохрана и Пробирной палаты. Управление по драгоценным металлам и драгоценным камням МФ, как явствует из уставных законоположений, обеспечивает проведение единой государственной промышленной политики при добыче, производстве и переработке драгоценных металлов предприятиями всех форм собственности; участвует в разработке федерального бюджета, осуществляет лицензирование по девяти видам деятельности в данной сфере. Что касается Гохрана, то с 1996 г., когда был утверждено изменение его статуса, он, во-первых, выполнял функции "кармана" действующего правительства, средства из которого используются на текущие нужды, так называемые "малые дела"; во-вторых, поддерживаемым запасом обеспечивал "мобилизационный ресурс государства", необходимый для обеспечения нужд оборонной промышленности; в-третьих, вел учет всех сделок купли-продажи золота у производителей. В соответствии с действующим законодательством, все операции с ценностями Госфонда России строго регламентированы, их отпуск осуществляется только по решению Президента и Правительства РФ. Участие Гохрана на рынке обеспечивалось преимущественным правом покупки золота для нужд правительства, экономическим рычагом этой его практики была более высокая закупочная цена.
Решение о либерализации экспорта было направлено на поддержание "руками банков" отечественных производителей золота, соблюдение же государственных интересов при данной схеме реализации золота можно поставить под сомнение, поскольку золото из страны "уходит", и государство лишается прибыли от этого вида ресурсов, перспектив его реализации в будущем. Банки финансируют отрасль, авансируя добычу - перед началом сезона они заключают с предприятиями договоры на полную квоту добычи и выдают кредитные ресурсы (денежные и товарные). Такой "посезонный", "одноразовый" характер финансовых отношений между производителями и банками, безусловно, поддерживая отрасль, в минимальной степени связан с перспективами совершенствования технико-технологического облика предприятий.
Очевидно, что самым зависимым и страдающим элементом сформированной системы обращения золота является недропользователь. По оценке Петербургского экономического форума (IV, июнь 2000 г.), российская золотодобыча откатилась на уровень начала XX в. На перспективах развития отрасли, положении производителей отрицательно сказывались механизмы ценообразования, нерациональная система налогообложения. Три ступени взимания сборов, отчислений, платежей и налогов (от стоимости товарной продукции, с балансовой прибыли, с налогооблагаемой прибыли) составляют в среднем по отрасли от 21 до 29,5% стоимости добытого. По расчетам специалистов, до 1996 г. доля налогов в себестоимости золота имела тенденцию к повышению, а с 1996 г. - практически не изменилась. На состояние производства существенное влияние оказывают высокая стоимость кредитов, а также тот факт, что производители сегодня не могут напрямую работать со всеми участниками рынка.
В 90-е гг. в России возлагались большие надежды на привлечение в золотодобывающую промышленность зарубежных инвестиций. Так, Федеральной программой "Производства золота и серебра на период до 2000 г." предусматривалось на ввод и реконструкцию золотодобывающих предприятий привлечь 1246 млн. долларов. Реально же, по данным Министерства экономического развития, из планируемых (и предварительно подготовленных) на 1996-1999 гг. иностранных инвестиций в объеме 842 млн. долларов, удалось привлечь 232 млн., т.е. 27,5%.
Состоявшаяся в ноябре 2000 г. Третья Международная деловая конференция "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней", отметила, что основным препятствием развития сферы золота является "отсутствие единой государственной политики". Один из документов Оргкомитета РДМК с красноречивым названием "Поможем президенту России навести порядок на рынке?" подтвердил готовность "оказать на общественных началах российским властным структурам …немедленную и деятельную поддержку в части разработки концепции и политики государства". "Политики, как таковой, в сфере добычи и обращения золота на сегодня нет", - констатировал годом позже председатель Союза золотопромышленников России В.Н. Брайко, заостряя внимание на то, что по алмазо-брильянтовому комплексу программа была принята, а по золоту - "не состоялась".
Материалы «круглого стола» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы»
Оргкомитет РДМК-2007 и Центр развития международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов с участием информационно-аналитического агентства «Русская ювелирная сеть» и при поддержке ИТАР-ТАСС провели 29 января 2007 года «круглый стол» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы». В его работе приняло участие 24 представителя делового сообщества отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, а также более 50 приглашенных работников СМИ.
В сокращении, полная версия по ссылке:
#"_Ref164171661">Заключение
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
· РДМ является неотъемлемой частью экономики современного государства.
· Состояние РДМ в РФ плачевное, чему способствовал кризис 90-х голов, но делается все возможное для его развития и постепенно Россия все-таки выйдет полноценным партнером на мировой рынок.
· Необходима дальнейшая либерализация РДМ РФ
· Нужно упростить систему контроля деятельности на РДМ
· Спрос на драгоценные металлы постоянно растет, а так же и цены на них, что сулит увеличение доходов для страны.
C 1 по 3 ноября 2007г будет проведена очередная конференция RDMK, на которой будет освещена следующая тематика:
· Состояние и перспективы мирового рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них.
· Место и роль России на мировом рынке драгоценных металлов и драгоценных камней.
· Развитие законодательной и нормативной базы российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них.
· Структура и функционирование российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
· Таможенное регулирование ввоза в Россию и вывоза из России драгоценных материалов.
· Банковские проекты развития российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них.
· Проблемы организации и осуществления биржевых сделок с золотыми и платиновыми мерными слитками.
· Налогообложение добычи, производства и торговых операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями, ювелирными и другими изделиями из них.
· Развитие базы минерального и возвратного сырья драгоценных металлов и драгоценных камней.
· Старательский способ производства: возрождение традиций предпринимательства в российской золотодобыче.
· Формирование научно-исследовательской базы и программного обеспечения российского рынка драгоценностей.
· Информационное обеспечение российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
1. www.cbr.ru
2. www.rdmk.ru
3. www.sbrf.ru
4. www.kuzyk.ru
5. Воротилова О.А. «Международные валютно-кредитные отношения» #"_Ref164171670">Приложения
Приложение №1: Таблица цен на РДМ (в сокращении)
Дата
Золото
Серебро
Платина
Палладий
07.07.2003
339,51
4,44
607,37
165,81
31.07.2003
344,59
4,87
618,63
157,58
01.08.2003
342,24
4,85
610,11
162,22
29.08.2003
362,03
4,89
641,36
177,8
01.09.2003
367,75
4,91
642,25
181,68
30.09.2003
376,56
4,94
644,6
191,19
01.10.2003
376,5
4,93
647,29
192,73
31.10.2003
368,42
669,69
180,34
03.11.2003
367,12
4,84
657,2
180,78
28.11.2003
378,73
5
676,57
168,04
01.12.2003
378,9
5,01
680,2
166,96
31.12.2003
393,15
5,48
713,03
169,06
05.01.2004
393,62
5,55
723,54
171,69
30.01.2004
365,79
5,87
702,48
192,36
02.02.2004
366,7
5,59
705,8
194,69
27.02.2004
357,82
5,72
740,34
196,74
01.03.2004
363,52
5,91
758,16
199,29
31.03.2004
385,86
6,84
763,22
240,84
01.04.2004
387,78
7,03
771,36
242,43
30.04.2004
358,82
5,08
687,31
215,32
05.05.2004
364,5
706,43
219,15
31.05.2004
364,81
5,63
717,54
212,16
01.06.2004
367,3
728,04
215,65
30.06.2004
365,88
5,39
682,44
190,05
01.07.2004
366,47
5,41
676,2
185,67
30.07.2004
362,71
5,8
706,23
186,94
02.08.2004
366,59
5,89
716,7
188,06
31.08.2004
381,98
6,15
753,55
186,21
01.09.2004
381,84
6,21
753,45
186,19
30.09.2004
385,47
6,01
738,7
186,85
01.10.2004
390,83
6,14
749,87
192,9
29.10.2004
392,19
6,4
714,32
181,36
01.11.2004
393,94
6,49
713,45
30.11.2004
407,03
6,79
724,14
175,8
01.12.2004
404,29
6,85
721,54
175,38
31.12.2004
388,8
5,92
710,52
151,84
11.01.2005
377,88
5,7
711,65
159,62
31.01.2005
381,15
6
728,23
157,18
01.02.2005
376,77
732,71
157,6
28.02.2005
386,85
6,32
716,71
149,11
01.03.2005
385,28
6,42
713,63
149,98
31.03.2005
380,93
6,11
714,9
162,36
01.04.2005
381,28
6,31
715,21
165,85
29.04.2005
384,87
716,09
161,88
03.05.2005
382,2
6,12
717,74
160,6
31.05.2005
376,02
6,37
723,62
155,12
01.06.2005
376,55
6,36
729,39
155,64
30.06.2005
400,03
6,38
753,48
155,8
01.07.2005
398,36
750,56
153,52
29.07.2005
391,27
763
163,5
01.08.2005
394,58
6,44
766,21
162,85
31.08.2005
395,56
6,08
756,69
155,41
01.09.2005
396,55
6,04
755,92
154,91
30.09.2005
432,13
6,65
788,36
166,33
03.10.2005
425,63
786,27
165,08
31.10.2005
430,97
7
795,96
192,42
01.11.2005
425,65
6,99
790,48
189,55
30.11.2005
454,61
7,52
838,76
220,82
01.12.2005
455,75
7,45
844,12
220,24
28.12.2005
468,23
7,7
827,57
218,86
30.12.2005
472,35
8,08
825,16
216,56
10.01.2006
496,8
8,17
863,98
232,94
31.01.2006
512,76
8,56
898,49
235,92
01.02.2006
509,94
8,78
894,31
239,88
28.02.2006
500,62
874,78
235,84
01.03.2006
504,37
871,77
238,36
31.03.2006
517,49
9,99
889,67
275,96
03.04.2006
520,2
10,29
887,92
277,53
28.04.2006
556,87
10,76
931,97
293,62
02.05.2006
573,22
10,78
943,04
306,25
31.05.2006
563,53
10,95
1 023,74
283,57
01.06.2006
547,92
11,19
1 000,64
275,9
30.06.2006
517,47
8,81
971,11
253,19
03.07.2006
532,57
9,06
993,41
260,54
31.07.2006
546,52
9,58
978,66
248,85
01.08.2006
545,68
9,68
979,46
249,85
31.08.2006
531,64
985,7
271,07
01.09.2006
534,06
10,62
989,79
274,5
29.09.2006
515,51
9,84
911,1
254,85
02.10.2006
516,01
9,75
916,39
251,01
31.10.2006
514,81
10,24
855,39
254,07
01.11.2006
522,65
10,17
863,25
256,75
30.11.2006
537,27
11,31
907,57
251,15
01.12.2006
541,05
917,15
254,46
29.12.2006
535,47
10,65
874,69
253,72
Приложение №2: Динамика производства золота и состояния государственного золотого запаса в 1984-2002 гг.
Год
Производство (тонн)
Государственный запас (тонн)
1984
253
850
1985
264
719,5
1986
271,3
587,4
1987
260
680,9
1988
277,6
785,3
1989
304
850,4
1990
302
784,6
1991
168,1
484,0
1992
150,2
290
1993
149,5
305
1994
142,6
317
1995
131,9
293
1996
123,3
380
1997
124,1
400
1998
114,9
405
1999
123,5
411
2000
142,7
377
2002
163,7
Рис. 1. Динамика производства золота и состояния государственного золотого запаса в 1984-2000 гг.
Страницы: 1, 2, 3