Рефераты. Рынок драгоценных металлов. Понятие. Динамика. Роль






Последовал самый тяжелый, "черный" Новый год в новейшей истории отечественной золотопромышленности. На начало 1998 г. задолженность государства перед сдатчиками, по данным Союза золотопромышленников России, составляла около 1 млрд. (деноминированных) руб. В 1998 г. объем российской добычи снизился до минимального уровня - 115 тонн. Сложное положение золотодобывающих фирм было обусловлено грабительским порядков расчетов (золото государством покупалось примерно за 50% биржевой цены, вычитая аванс (и процент с него), то есть за грамм металла при мировой цене около 10 долларов на руки золотодобытчики получали 15 тыс. руб., с которых еще платились налоги; но и эти деньги предприятия получали не сразу, примерно через пять месяцев к новому сезону).

Необходимые решения явно запаздывали, отсчитывая сроки агонии отрасли, функционировавшей в крайне нерациональной правовой и налоговой среде (речь, по мнению практиков, шла уже только о том "насколько поздно" произойдет ее рациональная модернизация). В марте 1998 г., наконец, был принят столь долго обсуждавшийся базовый закон РФ "О драгоценных металлах и камнях". Ликвидировав государственную монополию, но, оставив золото в категории валютных ценностей, закрепив принятые знаковые решения в важнейших сферах производства и обращения золота, закон фактически утвердил сложившуюся на момент принятия "расстановку сил", в т.ч. закрепилась ранее вынужденная, теперь осознанная "отстраненность" государства от проблем производства, внутреннего и внешнего обращения золота.

Государство потенциально оставило за собой роль привилегированного участника рынка, сохранило определенные механизмы изъятия рыночных отношений, восполняя своих директивных начал. В августе 2000 г. функции по проведению государственной политики в сфере золота были вновь перемещены, на сей раз из Министерства экономического развития в Министерство финансовednote36. В рамках последнего была определена организационная структура в лице трех подразделений - Управления по драгоценным металлам и драгоценным камням, Гохрана и Пробирной палаты. Управление по драгоценным металлам и драгоценным камням МФ, как явствует из уставных законоположений, обеспечивает проведение единой государственной промышленной политики при добыче, производстве и переработке драгоценных металлов предприятиями всех форм собственности; участвует в разработке федерального бюджета, осуществляет лицензирование по девяти видам деятельности в данной сфере. Что касается Гохрана, то с 1996 г., когда был утверждено изменение его статуса, он, во-первых, выполнял функции "кармана" действующего правительства, средства из которого используются на текущие нужды, так называемые "малые дела"; во-вторых, поддерживаемым запасом обеспечивал "мобилизационный ресурс государства", необходимый для обеспечения нужд оборонной промышленности; в-третьих, вел учет всех сделок купли-продажи золота у производителей. В соответствии с действующим законодательством, все операции с ценностями Госфонда России строго регламентированы, их отпуск осуществляется только по решению Президента и Правительства РФ. Участие Гохрана на рынке обеспечивалось преимущественным правом покупки золота для нужд правительства, экономическим рычагом этой его практики была более высокая закупочная цена.

Решение о либерализации экспорта было направлено на поддержание "руками банков" отечественных производителей золота, соблюдение же государственных интересов при данной схеме реализации золота можно поставить под сомнение, поскольку золото из страны "уходит", и государство лишается прибыли от этого вида ресурсов, перспектив его реализации в будущем. Банки финансируют отрасль, авансируя добычу - перед началом сезона они заключают с предприятиями договоры на полную квоту добычи и выдают кредитные ресурсы (денежные и товарные). Такой "посезонный", "одноразовый" характер финансовых отношений между производителями и банками, безусловно, поддерживая отрасль, в минимальной степени связан с перспективами совершенствования технико-технологического облика предприятий.

Очевидно, что самым зависимым и страдающим элементом сформированной системы обращения золота является недропользователь. По оценке Петербургского экономического форума (IV, июнь 2000 г.), российская золотодобыча откатилась на уровень начала XX в. На перспективах развития отрасли, положении производителей отрицательно сказывались механизмы ценообразования, нерациональная система налогообложения. Три ступени взимания сборов, отчислений, платежей и налогов (от стоимости товарной продукции, с балансовой прибыли, с налогооблагаемой прибыли) составляют в среднем по отрасли от 21 до 29,5% стоимости добытого. По расчетам специалистов, до 1996 г. доля налогов в себестоимости золота имела тенденцию к повышению, а с 1996 г. - практически не изменилась. На состояние производства существенное влияние оказывают высокая стоимость кредитов, а также тот факт, что производители сегодня не могут напрямую работать со всеми участниками рынка.

В 90-е гг. в России возлагались большие надежды на привлечение в золотодобывающую промышленность зарубежных инвестиций. Так, Федеральной программой "Производства золота и серебра на период до 2000 г." предусматривалось на ввод и реконструкцию золотодобывающих предприятий привлечь 1246 млн. долларов. Реально же, по данным Министерства экономического развития, из планируемых (и предварительно подготовленных) на 1996-1999 гг. иностранных инвестиций в объеме 842 млн. долларов, удалось привлечь 232 млн., т.е. 27,5%.

Состоявшаяся в ноябре 2000 г. Третья Международная деловая конференция "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней", отметила, что основным препятствием развития сферы золота является "отсутствие единой государственной политики". Один из документов Оргкомитета РДМК с красноречивым названием "Поможем президенту России навести порядок на рынке?" подтвердил готовность "оказать на общественных началах российским властным структурам …немедленную и деятельную поддержку в части разработки концепции и политики государства". "Политики, как таковой, в сфере добычи и обращения золота на сегодня нет", - констатировал годом позже председатель Союза золотопромышленников России В.Н. Брайко, заостряя внимание на то, что по алмазо-брильянтовому комплексу программа была принята, а по золоту - "не состоялась".

2.2.1 Либерализация РДМК в России: состояние и перспективы.


Материалы «круглого стола» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы»

 Оргкомитет РДМК-2007 и Центр развития международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов с участием информационно-аналитического агентства «Русская ювелирная сеть» и при поддержке ИТАР-ТАСС провели 29 января 2007 года «круглый стол» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы». В его работе приняло участие 24 представителя делового сообщества отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, а также более 50 приглашенных работников СМИ.

В сокращении, полная версия по ссылке:

#"_Ref164171661">Заключение

По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

·                   РДМ является неотъемлемой частью экономики современного государства.

·                   Состояние РДМ в РФ плачевное, чему способствовал кризис 90-х голов, но делается все возможное для его развития и постепенно Россия все-таки выйдет полноценным партнером на мировой рынок.

·                   Необходима дальнейшая либерализация РДМ РФ

·                   Нужно упростить систему контроля деятельности на РДМ

·                   Спрос на драгоценные металлы постоянно растет, а так же и цены на них, что сулит увеличение доходов для страны.

C 1 по 3 ноября 2007г будет проведена очередная конференция RDMK, на которой будет освещена следующая тематика:

·                   Состояние и перспективы мирового рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них.

·                   Место и роль России на мировом рынке драгоценных металлов и драгоценных камней.

·                   Развитие законодательной и нормативной базы российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них.

·                   Структура и функционирование российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

·                   Таможенное регулирование ввоза в Россию и вывоза из России драгоценных материалов.

·                   Банковские проекты развития российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них.

·                   Проблемы организации и осуществления биржевых сделок с золотыми и платиновыми мерными слитками.

·                   Налогообложение добычи, производства и торговых операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями, ювелирными и другими изделиями из них.

·                   Развитие базы минерального и возвратного сырья драгоценных металлов и драгоценных камней.

·                   Старательский способ производства: возрождение традиций предпринимательства в российской золотодобыче.

·                   Формирование научно-исследовательской базы и программного обеспечения российского рынка драгоценностей.

·                   Информационное обеспечение российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Библиографический список:


1.                 www.cbr.ru

2.                 www.rdmk.ru

3.                 www.sbrf.ru

4.                 www.kuzyk.ru

5.                 Воротилова О.А.  «Международные валютно-кредитные отношения» #"_Ref164171670">Приложения

Приложение №1: Таблица цен на РДМ (в сокращении)

Дата

Золото

Серебро

Платина

Палладий

07.07.2003

339,51

4,44

607,37

165,81

31.07.2003

344,59

4,87

618,63

157,58

01.08.2003

342,24

4,85

610,11

162,22

29.08.2003

362,03

4,89

641,36

177,8

01.09.2003

367,75

4,91

642,25

181,68

30.09.2003

376,56

4,94

644,6

191,19

01.10.2003

376,5

4,93

647,29

192,73

31.10.2003

368,42

4,89

669,69

180,34

03.11.2003

367,12

4,84

657,2

180,78

28.11.2003

378,73

5

676,57

168,04

01.12.2003

378,9

5,01

680,2

166,96

31.12.2003

393,15

5,48

713,03

169,06

05.01.2004

393,62

5,55

723,54

171,69

30.01.2004

365,79

5,87

702,48

192,36

02.02.2004

366,7

5,59

705,8

194,69

27.02.2004

357,82

5,72

740,34

196,74

01.03.2004

363,52

5,91

758,16

199,29

31.03.2004

385,86

6,84

763,22

240,84

01.04.2004

387,78

7,03

771,36

242,43

30.04.2004

358,82

5,08

687,31

215,32

05.05.2004

364,5

5,55

706,43

219,15

31.05.2004

364,81

5,63

717,54

212,16

01.06.2004

367,3

5,63

728,04

215,65

30.06.2004

365,88

5,39

682,44

190,05

01.07.2004

366,47

5,41

676,2

185,67

30.07.2004

362,71

5,8

706,23

186,94

02.08.2004

366,59

5,89

716,7

188,06

31.08.2004

381,98

6,15

753,55

186,21

01.09.2004

381,84

6,21

753,45

186,19

30.09.2004

385,47

6,01

738,7

186,85

01.10.2004

390,83

6,14

749,87

192,9

29.10.2004

392,19

6,4

714,32

181,36

01.11.2004

393,94

6,49

713,45

181,36

30.11.2004

407,03

6,79

724,14

175,8

01.12.2004

404,29

6,85

721,54

175,38

31.12.2004

388,8

5,92

710,52

151,84

11.01.2005

377,88

5,7

711,65

159,62

31.01.2005

381,15

6

728,23

157,18

01.02.2005

376,77

5,92

732,71

157,6

28.02.2005

386,85

6,32

716,71

149,11

01.03.2005

385,28

6,42

713,63

149,98

31.03.2005

380,93

6,11

714,9

162,36

01.04.2005

381,28

6,31

715,21

165,85

29.04.2005

384,87

6,21

716,09

161,88

03.05.2005

382,2

6,12

717,74

160,6

31.05.2005

376,02

6,37

723,62

155,12

01.06.2005

376,55

6,36

729,39

155,64

30.06.2005

400,03

6,38

753,48

155,8

01.07.2005

398,36

6,42

750,56

153,52

29.07.2005

391,27

6,37

763

163,5

01.08.2005

394,58

6,44

766,21

162,85

31.08.2005

395,56

6,08

756,69

155,41

01.09.2005

396,55

6,04

755,92

154,91

30.09.2005

432,13

6,65

788,36

166,33

03.10.2005

425,63

6,79

786,27

165,08

31.10.2005

430,97

7

795,96

192,42

01.11.2005

425,65

6,99

790,48

189,55

30.11.2005

454,61

7,52

838,76

220,82

01.12.2005

455,75

7,45

844,12

220,24

28.12.2005

468,23

7,7

827,57

218,86

30.12.2005

472,35

8,08

825,16

216,56

10.01.2006

496,8

8,17

863,98

232,94

31.01.2006

512,76

8,56

898,49

235,92

01.02.2006

509,94

8,78

894,31

239,88

28.02.2006

500,62

8,56

874,78

235,84

01.03.2006

504,37

8,56

871,77

238,36

31.03.2006

517,49

9,99

889,67

275,96

03.04.2006

520,2

10,29

887,92

277,53

28.04.2006

556,87

10,76

931,97

293,62

02.05.2006

573,22

10,78

943,04

306,25

31.05.2006

563,53

10,95

1 023,74

283,57

01.06.2006

547,92

11,19

1 000,64

275,9

30.06.2006

517,47

8,81

971,11

253,19

03.07.2006

532,57

9,06

993,41

260,54

31.07.2006

546,52

9,58

978,66

248,85

01.08.2006

545,68

9,68

979,46

249,85

31.08.2006

531,64

10,29

985,7

271,07

01.09.2006

534,06

10,62

989,79

274,5

29.09.2006

515,51

9,84

911,1

254,85

02.10.2006

516,01

9,75

916,39

251,01

31.10.2006

514,81

10,24

855,39

254,07

01.11.2006

522,65

10,17

863,25

256,75

30.11.2006

537,27

11,31

907,57

251,15

01.12.2006

541,05

11,31

917,15

254,46

29.12.2006

535,47

10,65

874,69

253,72


Приложение №2: Динамика производства золота и состояния государственного золотого запаса в 1984-2002 гг.

Год

Производство (тонн)

Государственный запас (тонн)

1984

253

850

1985

264

719,5

1986

271,3

587,4

1987

260

680,9

1988

277,6

785,3

1989

304

850,4

1990

302

784,6

1991

168,1

484,0

1992

150,2

290

1993

149,5

305

1994

142,6

317

1995

131,9

293

1996

123,3

380

1997

124,1

400

1998

114,9

405

1999

123,5

411

2000

142,7

377

2002

163,7




Рис. 1. Динамика производства золота и состояния государственного золотого запаса в 1984-2000 гг.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.