Рефераты. Бухгалтерский учет, анализ и аудит финансовых результатов







В 2001 г. убыток от деятельности пекарни сократился почти в 6,5 раз (по сравнению с 2000 г.). В 2002 году финансовый результат превысил прошлогодний показатель в 3,8 раза (377%). Следующие два года (2003-2004 гг.) показывают относительно стабильный рост прибыли (таких скачков как в предыдущие годы – более чем в 3 раза – не наблюдается): в 2003 году темпы роста прибыли сократились до 115%, а в 2004 г. – увеличились до 125%.

Резкое сокращение убытков в 2001 году обеспечивалось 131% ростом объема реализованной продукции на фоне 116% повышения ее себестоимости (динамика роста выручки в 2 раза превышает динамику роста себестоимости). Эта же тенденция, чуть в более скромных масштабах, сохранилась и в 2002 году – четырехкратное (377%) сокращение убытков произошло за счет 125%-увеличения выручки и 118%-повышения себестоимости (динамика роста выручки в 1,5 раза превышает динамику роста себестоимости). Относительно стабильный рост прибыли предприятия в 2003-2004 гг. объясняется уравновешиванием динамики роста объемов выручки и себестоимости продукции (в 2003 году темпы роста себестоимости обогнали темпы роста выручки всего на 1%, а в 2004г. – эти показатели сравнялись).


























3.4 Анализ прибыли от реализации


Результатом  финансово-хозяйственной  деятельности  предприятия является   формирование  прибыли. Прибыль предприятия  может  быть  получена  не  только  от  реализации  продукции, но  и  от   реализации прочего  имущества предприятия, формирования  внереализационных и  операционных доходов  и  расходов. При  этом доля  каждого вида  источников дохода на  отдельных предприятия  может быть различна. Анализ состава  валовой  прибыли предприятия  ООО  «Прима Опторг»  приведен  в  таблице 4.

Таблица 9.

Анализ  состава    валовой  прибыли    ООО  «Прима Опторг» 

Показатель

2003 г.

2004 г.

Отклонение

2004 г. в  % к  2003 г.

Сумма, тыс. р.

Удель-ный вес, %

Сумма, тыс. р.

Удель-ный вес, %

Сумма, тыс. р.

Удель-ный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

Прибыль от реа-лизации  продукции

1103,80

97,54

1409,15

96,70

305,35

-0,84

127,66

Сальдо внереализа-ционных доходов  и  расходов прибыль (+), убыток (-)

27,85

2,46

48,05

3,30

20,20

+0,84

172,53

Валовая  (балансо-вая) прибыль

1131,65

100,00

1457,20

 

325,55

 

128,77


Анализ  состава валовой  прибыли  предприятия  дает возможность  выявить, что основным источником  прибыли  предприятия  является  прибыль от реализации  продукции. На  ее  долю приходится  97,54%   от  общей  суммы  балансовой  прибыли  в  2003  г. и  96,70%  в  2004 г.

Удельный  вес  сальдо внереализационных доходов  и  расходов  (определяемое  как  разница  между  суммой   доходов  и  расходов)  в  2003 г.  составляет  2,46%  об  суммы  балансовой  прибыли, а  в  2004 г. – 3,30%.

Все  это  свидетельствует о  том, что  предприятие в  результате  своей  работы  может рассчитывать только на  ту  прибыль, которую  он получает от реализации продукции.

Анализ  общего  объема   прибыли  необходимо  дополнить   анализом  по  периодам  года, т.е. по  кварталам  в  динамике.  Данные   анализа  представлены  в  таблице 10.

Таблица 10.

Динамка  балансовой  прибыли  по кварталам  ООО  «Прима Опторг» 

Квартал

2003 г.

2004 г.

Отклонение

Темп  роста, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

1

336,1

29,7

424,05

29,1

+87,95

-0,6

126,17

2

241,04

21,3

320,58

22

+79,54

+0,7

132,99

3

198,03

17,5

230,24

15,8

+32,21

-1,7

116,26

4

356,48

31,5

482,33

33,1

+125,85

+1,6

135,3

Итого

1131,65

100

1457,20

100

+325,55

-

128,77


Данные  таблицы  5 свидетельствуют  о  неравномерности  получения  прибыли  предприятия  по кварталам  года.  Так, в  первом  квартале прибыль составила  29,7%  и  29,1 соответственно  в  2003  и  2004 годах  от  общей  суммы   годовой  прибыли  предприятия. Сумма прибыли  в  2004 году  составила  424,05 тыс. руб., что  повысило    сумму  на  87,95 тыс. руб. по  сравнению с  соответствующим  периодом  предшествующего  года. Темпы  рост  прибыли  составили  126,17%.

Второй  квартал  составил  21,3%  в  2003 году  от  общего  объема  прибыли  и  22%  в  2004 году. Фактическая  сумма  прибыли  за  этот  квартал   в  отчетном  году  составила  320,58 тыс. руб.,  что  выше  суммы  предшествующего  года  на  79,54 тыс. руб., а  в  относительном  изменении 132,99%

 В  третьем  квартале  фактическая  сумма  прибыли  составила  230,24 тыс. руб, а  абсолютный  прирост  по   сравнению с  предыдущим  годом  составил  32,21  тыс. руб. при  относительном  росте  116,26%.

Доля  четвертого квартала  составляет  31,5%  и  33,1%  от годового  объема  прибыли  в  2003 г. и  204 гг. соответственно. Сумма  увеличения прибыли  в  этом  квартале  2004 года  по  сравнению с  предшествующим   составила  12,85  тыс. руб.,  а  темп  роста  135,3%. Фактически получено  прибыли  в  четвертом  квартале  482,33  тыс. руб.

 Таким  образом, на  предприятии  формирование  прибыли  в  течение  года  идет  неравномерно. 














3.5 Анализ рентабельности


Абсолютная величина прибыли показывает, насколько безубыточно работает предприятие, однако по одному этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

В качестве соизмерителя выступают уровень рентабельности и коэффициенты прибыльности (доходности). Показатели рентабельности являются важнейшими для оценки рыночной активности фирмы, эффективности использования экономического потенциала и финансовых ресурсов предприятия.[9]

Рассчитаем показатели рентабельности деятельности пекарни ООО «Прима Опторг» за 2003-2004 гг.

Рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж) (Рр) рассчитывается по формуле:

Рр =

Пр

* 100%,

Вр

где Пр – прибыль от реализации продукции,

      Сп – выручка от  реализации продукции.

Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Тенденция к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия. Снижение коэффициента рентабельности реализованной продукции может быть вызвано изменениями в структуре реализации, снижением индивидуальной рентабельности изделий, входящих в реализованную продукцию, и др.

В нашем случае этот коэффициент в 2002-2003 гг. опустился на 0,5 пункта, а в 2003-2004 гг. – на 0,4 пункта и составил:

-               в 2002 году: Pp = 29676 / 520413 * 100% = 5,7 %,

-               в 2003 году: Pp = 35898 / 693838 * 100% = 5,2 %,

-               в 2004 году: Pp = 47161 / 991268 * 100% = 4,8 %.

Снижение коэффициента рентабельности продаж является негативной тенденцией. Предприятию необходимо предпринять какие-то меры по снижению себестоимости продукции, чтобы предотвратить дальнейшее падение показателя рентабельности продаж и увеличить прибыль от реализации.

Несмотря на отрицательную тенденцию снижения уровня рентабельности продаж, продукция пекарни пользуется достаточно постоянным спросом, что вполне понятно, так как продукция хлебной промышленности является «товаром первоочередной необходимости».

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Рз) вычисляется путем отношения валовой прибыли (П) к сумме затрат по реализованной продукции (Зр):

Рз =

П

* 100%.

Зр

Она показывает, сколько предприятие получило прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Тенденция к постоянному снижению затронула также и показатель рентабельности производственной деятельности пекарни ООО «Прима Опторг»:

-               в 2002 году: Рз = 29676 / 490737 * 100% = 6,0 %,

-               в 2003 году: Рз = 35898 / 657940 * 100% = 5,5 %,

-               в 2004 году: Рз = 47161 / 944107 * 100% = 5,0 %.

Ежегодные темпы падения коэффициента рентабельности производственной деятельности составили 0,5 %. Данный показатель, хоть и незначительно, но все же отражает негативную тенденцию.

Вышеприведенные расчеты показывают, что в настоящее время показатели рентабельности продаж и производственной деятельности находятся на достаточно высоком уровне, но имеют неустойчивый характер.

Еще одним важным показателем рентабельности деятельности предприятия является рентабельность активов.[10] Коэффициент рентабельности активов (Ра) рассчитывается как отношение валовой прибыли (П) к величине активов (А):

Ра =

П

* 100.

А

Этот коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько эффективно используются ресурсы организации. Пекарня ООО «Прима Опторг» с каждого рубля, вложенного в активы, получила:

-               в 2002 году: Ра = 29676 / 1465732 * 100 = 2,0 копейки,

-               в 2003 году: Ра = 35898 / 1555625 * 100 = 2,3 копейки,

-               в 2004 году: Ра = 47161 / 1865250 * 100 = 2,5 копейки.

Стабильный рост коэффициента свидетельствует об увеличении спроса на продукцию пекарни и эффективном использовании имущества.

Собственников организации интересует не только общая эффективность использования ресурсов, но и эффективность ресурсов, принадлежащих им, т.е. рентабельность собственного капитала. Коэффициент рентабельности собственного капитала рассчитывается следующим образом:

Рск =

П

* 100,

СК

где СК – величина собственного капитала организации;

         П – валовая прибыль.

Данный коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала. Рентабельность собственного капитала тем выше, чем ниже его доля в общем объеме ресурсов, используемых предприятием, иными словами, чем больше доля заемных ресурсов.

В булочной-пекарне он составил:

-               в 2002 году: Рск = 29676 / 362135 * 100 = 8,2 копейки,

-               в 2003 году: Рск = 35898 / 365178 * 100 = 9,8 копейки,

-               в 2004 году: Рск = 47161 / 370989 * 100 = 12,7 копейки.

Ежегодное увеличение коэффициента рентабельности собственного капитала представляет положительную тенденцию. Рост коэффициента можно объяснить стабильным ростом прибыли в 2002 – 2003 гг. (темпы роста прибыли обгоняли темпы роста собственного капитала предприятия, за счет чего показатель рентабельности капитала в 2003 году превысил прошлогодний показатель на 1,6 копейки, а в 2004 – на 2,9 копейки).

Основными резервами роста рентабельности пекарни являются снижение себестоимости реализованной продукции, увеличение объема ее реализации, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках и т.д.














3.7 Оценка резервов увеличения прибыли и рентабельности


В результате проведенного анализа показателей прибыльности и рентабельности деятельности пекарни ООО «Прима Опторг» можно сказать о том, что управление производственной и финансовой деятельностью организации осуществляется достаточно эффективно, однако предприятие может показать еще более высокие результаты.

Основную массу прибыли булочной-пекарни составляет прибыль от реализации крестьянского хлеба (получаемая, главным образом, за счет увеличения цены реализации и незначительного роста объемов продаж).

Основным резервом роста прибыли пекарни в 2004 году является снижение себестоимости производимой продукции и увеличение объемов реализации (поиск новых рынков сбыта, расширения ассортимента производимой продукции).

Если пекарня сумеет понизить себестоимость выпускаемого хлеба (за счет покупки более дешевых ингредиентов, снижения затрат по снабжению электроэнергией), в будущем ее конечные финансовые результаты будут значительно выше настоящих.

В результате анализа относительных показателей прибыльности пекарни можно сделать вывод о том, что деятельность предприятия по производству и реализации хлеба и хлебобулочных изделий является рентабельной.

В настоящее время показатели рентабельности продаж и производственной деятельности пекарни находятся на достаточно высоком уровне, но имеют неустойчивый характер (в течение 2002-2003 гг. наблюдалось незначительно падение этих коэффициентов в среднем на 0,5 % в год). Данную ситуацию можно исправить путем снижения себестоимости реализованной продукции, увеличения объема ее реализации, повышения качества продукции и реализации продукции на более выгодных рынках.

Стабильный рост коэффициентов рентабельности активов и собственного капитала говорит о повышенном спросе на продукцию пекарни и эффективном использовании имущества.

На основе проведенной работы по вопросу правильности постановки и ведения бухгалтерского учета и отчетности пекарни ООО «Прима Опторг» можно сделать следующие выводы.

В целом учет поставлен на должном уровне и существенных недостатков не имеет. Многие счета из плана счетов за неимением операций по ним не ведутся и отсутствуют соответствующие регистры сводного учета. Такие, например, как учет нематериальных активов, учет затрат по обслуживающим производствам и хозяйствам, расчеты по валютным и специальным счетам в банках и др.

Следует отметить, что на предприятии не утвержден график документооборота, что снижает уровень ответственности каждого работника и может привести к дублированию операций по работе с документами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.