Рефераты. Рекреационные ресурсы страны Италия






На высоте около 1500м в Альпах и 2000м в Южных Апеннинах и на Сицилии начинается самый высокий лесной пояс - хвойные леса, состоящие из различных видов сосны, европейских видов елей, пихты.

Выше хвойных лесов  начинаются субальпийские высокотравные луга.

Они сменяются альпийскими лугами. Особенно славятся богатыми и сочными горными лугами Альпы. Горные луга используются как летние пастбища. Выше горных лугов до самых вершин или ледников склоны покрыты мхами и лишайниками. В Апеннинах чаще, чем в Альпах, попадаются обнаженные склоны результат вырубки леса, эрозии и оползней.

В связи  с истреблением лесов, увеличением плотности населения и площади обрабатываемых земель в Италии мало сохранилось диких животных. Лишь в труднодоступных районах Альп и Апеннин, преимущественно в заповедниках, встречаются медведи, волки, серны, косули, на острове Сардиния - муфлон, лань, дикий лесной кот. Широко распространены кабаны. В Альпах много лисиц. Гораздо лучше сохранились мелкие хищники и грызуны (ласки, куницы, сурки, белки), а также зайцы. Повсеместно распространены ежи и летучие мыши. Богат мир пресмыкающихся и птиц. Италия изобилует ящерицами, змеями, черепахами. Фауна птиц насчитывает около 400 видов. В горах встречаются ястреб-тетеревятник, гриф, беркут, в высокогорьях Альп - глухарь, рябчик, белая куропатка, стриж. На равнинах, по берегам озер, много гусей и уток. Из морских рыб важное промысловое значение имеют кефаль, треска, сардины, тунец, камбала, а из речных - карп, форель, угорь.

Для охраны флоры и фауны в Италии создано четыре национальных парка: Гран-Парадизо, Стельвио, Чирчео, Абруцио. Это лишь небольшие островки дикой природы общей площадью около 2 тыс. кв. км. Гран-Парадизо и Стельвио созданы в Альпах для охраны высокогорной флоры и фауны. Абруцио образован в тех же целях в наиболее высокой части Апеннин. Чирчео создан на побережье для охраны на только лесов, но и своеобразных береговых форм - гротов, обрывов и п.т.  Создаются защитные области по охране почв от эрозии. Однако все эти меры далеко не достаточны для сохранения итальянской природы от быстрого и неуклонного изменения ее деятельностью человека.

Отсутствие правильной организации охраны природы приводит к дальнейшему истреблению лесов, нерациональному использованию земель под строительство, сокращению площадей национальных парков, уничтожению лесной фауны. В результате обезлюдения горных сел на брошенных землях, расположенных большей частью на крутых склонах, усиливается эрозия почв, опасность оползней и наводнений.

Очень заметно загрязнение внутренних и морских вод. Многие реки уже стало опасно использовать для водоснабжения городов. Промышленные отходы многочисленных прибрежных предприятий загрязняют Средиземное море, наносят ущерб прибрежной фауне и флоре. Так, сброс сточных вод  в лагуну близ города Кальяри на острове Сардиния подвергает опасности фламинго и других редких птиц, останавливающихся здесь во время сезонных миграций. Безудержный рост приморских туристских центров привел  к тому, что около половины итальянских берегов можно теперь считать разрушенными или, во всяком случае, потерянными для рационального развития туризма.

В угрожающем состоянии находится среда обитания в крупных промышленных городах. Итальянские города стоят на одном из последних мест в мире по озеленению. Развитие промышленности и автомобильного транспорта привело к загрязнению воздуха, которое в центрах химической промышленности превышает все допустимые нормы.

В целом в Италии с каждым годом все более обостряются проблемы защиты окружающей среды, на решение их не выделяется достаточно денежных средств. Положение дел осложняется бесконтрольной деятельностью частных предпринимателей.


 

Антропогенные (культурно исторические) памятники


Италия сыграла важную роль в формировании истории и культуры стран Западной Европы. Две тысячи лет назад эта страна была центром Римской империи. В её подчинении находилась большая часть Западной Европы и Средиземноморского побережья. Язык римлян, латынь, лег в основу нескольких современных европейских языков – не только итальянского, но и французского, испанского, португальского и румынского. Римская архитектура, законы, литература и инженерное искусство оставили огромный след в мировой культуре.

        В XV веке Италия стала центром движения, которое получила название Ренессанс. Это было время, когда учёные экспериментировали и разрабатывали новые идеи. Итальянские художники, скульпторы, архитекторы, и писатели были самыми почитаемыми людьми в Европе. Итальянские здания, возведенные в то время, украшены знаменитыми на весь мир росписями и скульптурами.

В Италии великое множество объектов, достойных внимания.

Италия знаменита своими художественными сокровищами и бесподобными пейзажами. Двумя ее величайшими поклонниками были жившие здесь английские поэты – романтики  XIX века Перси Баши Шелли и Джордж Гордон Байрон. Шелли который утонул в бурю на маленьком суденышке вблизи от берегов Специи, называл Италию «раем изгнанников», а Байрон 28 апреля 1814 г писал Аннабелле Милбанк «Италия – это мой магнит». Н.В. Гоголь в одном из писем говорил «Вся Европа – для того, чтобы смотреть, а Италия – для того, чтобы жить. Вот моё мнение:кто был в Италии, тот скажет «прощай» другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю».

Интересно, что итальянцы во все времена, начиная от средневековых поэтов Боккаччо и Данте, говорили о своей стране очень по разному. Столетиями Италию изображали в виде падшей женщины или даже борделя. Многие из современных проблем Италии коренятся именно в её истории как страны множества отдельных воюющих между собой городов государств, позднее подповшей под власть других европейских держав.

       Подобно многим другим городам древности, античный Рим ушел в землю. Дома и церкви строили прямо с верху, и только кое где можно было увидеть фрагменты почти целиком ушедших в землю развалин. Через тысячу с лишнем лет после падения Заподной Римской империи остатки города стали появляться на свет, извлекаемые из глубины двадцати и более метров. Со времен поздней античности новое строительство в Риме велось поверх старых зданий: термы Траяна возведены на руинах дворца Нерона – Золотого дома; термы Диоклетиана – на двух храмах и нескольких общественных и частных зданиях. Римляне не всегда разрушали фундаменты памятнеков, на которых строили, или разбирали те, что разваливались. Запрет языческих культов, закрытие языческих храмов в конце IV  в, обнищание населения и набеги варваров усугубили упадок великого Рима. Жители больше не строили нового и не поддерживали старые здания в должном состоянии; статуи и предметы культа, не разграбленные варварами, растаскивались самими жителями. Форум, Палатенский дворец, Колизей превращались в общественные помойки, зарастали травой и покрывались пылью времен. В конце V в Теодорих, правитель Остгодского королевства в Италии, восстановил театр Помпея, поощрял строительство новых зданий и реставрацию терм, цирков, канализации и акведуков. Многое можно увидеть и в наше время.

       20 апреля 1863 г, научные круги взволновало известие о чрезвычайно важной находке в Прима Порта. Некто Джузеппе Гальярди обнаружил  глубоко в  руинах статую императора Августа, прекрасно сохранившуюся. Римский Папа немедленно потребовал продать ему этот шедевр в музей Кьярамонти, где он и доси находится. Методы исследования античности развивались в XIX в, постепенно бобеждал филологический подход: критический метод применявшийся к текстам , распространялся на изучение произведений искусства и памятники, которые старались дотировать, идентифицировать, опредилять их место положение. 1850 году были закончены раскопки на Форуме, его планировка была хорошо изучена. 1845 году было определено место расположения Камиции – место народных собраний в Древнем Риме. Начиная с этого времени были предприняты и другие раскопки. На Палатине археологи нашли так называемый, Дом Ливии, остатки храма Аполлона, считавшегося в ту эпоху храмом Юпитера Победителя, а так же многочисленные остатки императорских дворцов. Археологические раскопки разыскивают до сих пор бесценные памятники нашего прошлого.

       Итальянская архитектура долго сле­довала средневековым традициям, что выражалось в основном в ис­пользовании многих мотивов готики. Вместе с тем сама итальянская готи­ка на северную не походила она тя­готела к спокойным крупным фор­мам, ровному свету, горизонтальным членениям архитектуры, широким поверхностям стен Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. (фасад со­здан в XIX в). Храм отличается ши­рокими пролётами, единым свет­лым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём использовано деревянное по­толочное перекрытие В 1296 г во Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтар­ную часть собора огромным купо­лом. Однако после смерти зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его завершили только в период раннего Возрождения. В 1334 г по проекту Джотто было начато стро­ительство колокольни собора, так называемой кампанилы — строй­ной прямоугольной башни с по-этажными горизонтальными члене­ниями и красивыми готическими окнами, стрельчатая арочная форма которых ещё долго сохранялась в итальянской архитектуре.

     Среди наиболее известных го­родских дворцов — палаццо делла Синьория во Флоренции. Предпола­гают, что его построил Арнольфо ди Камбио. Это тяжёлый куб с высо­кой башней, облицованный грубым камнем. На фасаде — окна разной величины, незаметный вход распо­ложен сбоку. Здание определяет облик старого городского центра, суровой громадой вторгаясь на пло­щадь. Могучий дворец служил сим­волом независимости Флоренции. Более нарядно ритмически органи­зованное палаццо Публике в Сиене (1298—1310 гг.). Его фасад выходит на площадь дель Кампо. Подобная амфитеатру, расположенному на склоне холма, площадь как нельзя лучше приспособлена для созерца­ния различных зрелищ множеством народа. Площадь дель Кампо — пер­вый в Европе праздничный центр города, где устраивались турниры и

театральные представления. До сих пор каждый год здесь происходят конные состязания между город­скими округами. Им предшествует красочный парад участников в сред­невековых костюмах.

       Раньше, чем в архитектуре и живопи­си, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основате­лем которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284).  Его творчество раз­вивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление поздне-римских и раннехристианских сар­кофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выда­ющимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальней­шее формирование. Кафедра из бело­го, розово-красного и тёмно-зелёно­го мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапе­тах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Хри­ста, между ними располагаются фи­гуры пророков и аллегорических до­бродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов.

       Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, — фонтан на площади Перуджи Украшенный многочисленными рельефами и ста­туями фонтан Фонте Маджоре, окон ченный в 1278 г, стал гордостью го­рода Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду По лулежащие фигуры, выполненные Арнольфо ди Камбио для фонтана, сохранились в городском музеи во фрагментах. В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела.

  Особое место в истории италь­янской скульптуры конца XIII — на­чала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 — после 1314). Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо более из­вестным мастером, чем его знамени­тый отец. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прослав­ленного скульптора Микеланджело.

Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизан-ском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.

   Сложные многофигурные релье­фы, украшающие кафедры в соборе Пизы и церкви Сант-Андреа в Пи­стойе, охвачены порывистым движе­нием. Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Их жесты естественны, лица вырази­тельны. Особенно экспрессивны та­кие драматические сцены, как «Рас­пятие» и «Избиение младенцев».

   Переплелись между собой много­численные фигуры; матери, пытаясь спасти своих детей, вступают в

схватку с солдатами; даже львы, под­держивающие пизанскую кафедру, кажется, рычат от ярости.

   Статуям Джованни Пизано прису­щи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках. Но его Небесные Царицы почти суровы, полны сильного внутреннего чувст­ва; их лица с резким прямым профи­лем обращены к Спасителю. Мать обменивается с Ним долгим при­стальным взглядом.

   Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников  служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знамени­тых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.), принадлежащий перуДжор-джо Вазари (1511—1574), итальян­ского архитектора, живописца и ис­торика искусства.

   Первое жизнеописание в книге Вазари посвятил Чимабуэ (настоя­щее имя Ченни ди Пепо; около 1240 — около 1302), которого он на­звал родоначальником нового италь­янского стиля живописи. Чимабуэ был знаменит во Флоренции как мастер торжественной алтарной картины и иконы. Его образам свой­ственны отвлечённость и статич­ность. Хотя Чимабуэ в творчестве следовал византийским традициям, он старался выразить в своих рабо­тах земные чувства, смягчить жёст­кость византийского канона.

   Поиски нового гораздо реши­тельнее обнаружили себя в произве­дениях Пьетро Каваллини (между 1240 и 1250 — около 1330), поклон­ника позднеантичной живописи. Ка­валлини жил и работал в Риме. Он автор мозаик (церковь Санта-Мария ин Трастевере; 1291) и фресок (цер­ковь Санта-Чечилия ин Трастевере, около 1293). Живописец придавал изображениям объёмность и мате­риальную осязаемость. Достижения Каваллини пере-няЯ Джотто ди Бондоне (1266 или 1267—1337), величайший худож­ник Проторенессанса, истинный новатор в итальянской живописи.

       Наиболее известные произве­дения Джотто — фрески в капелледель Арена в Падуе (1304— 1306 гг ), названной так потому, что на её мес­те когда-то находилась арена цирка. Капелла была построена в самом на­чале XIV в. падуанским банкиром Энрико Скровеньи, который заказал Джотто выполнить росписи, а Джо-ванни Пизано — статую Мадонны с Младенцем.

   Сравнительно небольшая капелла имеет форму вытянутого прямо­угольника. Тот, кто переступает её порог, останавливается в радостном изумлении: столько света и просто­ра в сравнительно небольшом поме­щении. Это впечатление возникает благодаря фрескам Джотто с их сия­ющими красками и ясностью форм. На холодновато-синем фоне выделя­ются фигуры, написанные в жёл­тых, розовых, зелёных тонах. Рос­пись посвящена жизни Богоматери и Христа. На стене у входа помещён «Страшный суд», напротив находит­ся «Благовещение».

       Дуччо ди Буонинсенья (около 1255—1320), старший современ­ник Джотто и основатель сиенской школы живописи, в своем творчест­ве придерживался традиций визан­тийской иконописи Его крупней­шая работа — огромный алтарный образ «Маэста» («Величие») Когда икону переносили из мастерской в Сиенский собор, в городе было устроено всенародное торжество В центре вытянутой горизонтальной композиции восседает на троне Мадонна с Младенцем Их окружа­ют святые и ангелы, а также отдель­ные, меньшие по размерам сцены, посвященные Богоматери и Христу Оборотная сторона доски состояла из множества небольших, полных драматизма изображений на темы Страстей Господних.

   К кругу Дуччо принадлежал Си­моне Мартини (около 1284—1344), крупнейший и изысканнейший мас­тер сиенской живописи XIV в. Росписи Симоне Мартини, украша­ющие зал Маппамондо (Карты Ми­ра) в сиенском палаццо Публико, свидетельствуют о том, что, несмот­ря на приверженность мастера к культуре поздней готики, в его твор­ческом воображении рождались не­обычные образы.

   Особенно хорошо известен ал­тарный образ «Благовещение» (1335 г.), ныне находящийся в гале­рее Уффици во Флоренции. Это цен­тральная часть алтарной картины, ка­ждая деталь которой отмечена утончённой красотой. Произведе­ние отличают богатство цвета на фоне матового золота, певучий ритм линий. Изящная Мария, коленопре­клонённый ангел, между ними пре­красная золотая ваза с белыми лили­ями, словно отлитые из золота лёгкие декоративные детали фона — всё проникнуто тонкой поэзией.

    Петрарка писал уже после кончи­ны Мартини: «Я знал двух художни­ков — оба они талантливы и велико­

лепны: это Джотто во Флоренции, чья слава среди современников ве­лика, и Симоне из Сиены».

Заключение


  Как мы увидели, Италия страна противоречий, в которой конформизм уживается с анархией, крайнее богатство с крайней бедностью, а религиознось с о скандалами. Один писатель противопоставил блестящую поверхность Италии ее «таинственной душе».

Италия страдает от безработицы, наплыва иммигрантов, загрязнения окружающей среды, роста стоимости жилья, роста преступности от социальных последствий экономических реформ.

Италия никогда не исчезала с исторической карты Европы. Паметнеки, ставшие его символами, - Колизей, Пантеон, Колона Трояна, - были свидетелями многих ключевых событий европейской истории. Со стремлением открыть «подлинную Италию» связано становление не только археологии, но и истории искусства. Свой вклад в изучение древних памятников внесли художники, скульпторы, архитекторы, и поэты, грезившие об идеальной красоте античного искусства.

Список литературы

 

1.     Большая Ежегодник  БСЭ - 1990 г.


2.     Зарубежная Европа. Серия "Страны и народы". - М.: Мысль, 1983



3.     Смирнова, А.А. Шибанова. По материкам и странам: книга для чтения по географии материков. - М.: Просвещение, 1981г. - статья "Разбушевавшаяся стихия".


4.     Галкина Т.А., Красновская Н.А. Италия. Серия "У карты мира". - М.: Мысль,1985 г.



5.     Брук. Население мира: этно-демографический справочник. - М.: Наука, 1981 г.


6.     Античная Италия. Пер с французкого: И. Ионова. 2001г.


 



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.