Рефераты. Рефлексия как механизм формирования критического мышления: история становления и реализации в област...






Рефлексия как механизм формирования критического мышления: история становления и реализации в област...


РЕФЕРАТ


для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки

(История методики преподавания иностранного языка)

Тема: «Рефлексия как механизм формирования критического

мышления: история становления и реализации в области методики

обучения иностранным языкам»

                                                                  Выполнила: соискатель

кафедры английского языка СГУ

Носырева С.Г.

Проверила: доктор педагогических наук, профессор Ломтева Т.Н

СОДЕРЖАНИЕ


I.                   Введение____________________________________________3


II.                Психологические механизмы рефлексии в функционировании творческой личности __________________________________ 4       


III.              Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности__________________________________________22


IV.            Подходы к технологии формирования критического мышление в обучении иностранным языкам___________________________29

V.               Заключение____________________________________________34

I. Введение

В течение многих десятилетий ученые – психологи, философы,  педагоги исследуют проблему рефлексии и ее места в структуре творческого мышления, саморазвития и самопознания личности – изучение собственных психических, физических, нравственных и творческих особенностей. С одной стороны, понятие о рефлексии помогает определить сущность теоретического мышления, диагностику уровней его развития и формирования действий контроля и оценки. С другой стороны, изучение рефлексии как компонента творческого мышления позволяет выделить интеллектуальную и личностную рефлексию, взаимосвязь интеллектуального и личностного в психике человека.

Наряду с рассмотрением рефлексии как принципа психического развития, она используется как механизм сознания и компонент мышления – высшей формы активного отражения объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существующих связей и отношений предметов и явлений, в творческом создании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Мышление возникает и реализуется в процессе постановки и решении практических и теоретических проблем. (Новая философская энциклопедия, 2001: 626)

Современному обществу, а значит, и современному образованию, необходима свободная, творческая личность, обладающая определенными качествами мышления. Свобода мышления подразумевает критическую ее направленность, ориентированную на творческую и конструктивную деятельность, поэтому качественной характеристикой мышления свободной личности является критическое мышление.

Технология формирования критического мышления, включающая в себя и стадию рефлексии, получает все большее распространение в обучающей деятельности и нацелено на развитие аналитического подхода к любому предмету, любому материалу, на постановку проблемы и творческий поиск ее решения.

II. Психологические механизмы рефлексии в функционировании творческой личности

Проблема психологических механизмов рефлексии в функционировании творческой личности изучается в контексте исследования продуктивности мышления, служащего необходимым условием для творческого процесса.

Результатом творчества как мыслительного процесса являются новые способы решения проблемной ситуации. Вместе с тем мыслительный процесс представляется как движение мысли по следующим уровням: личностному; рефлексивному; предметному и операциональному.

Рефлексия доминирует среди других уровневых компонентов и играет ведущую роль в реализации личностной стороны творческого процесса. Рефлексия является источником внутреннего опыта, способом самопознания и необходимым инструментом мышления. Л.С. Выготский подчеркивал значение рефлексивности как конструирующей характеристики сознания, указывая, что последнее возникает лишь с появление самосознания (Л.С. Выготский, 1982). Важный момент в развитии рефлексии предоставляет появление вербального отражения собственных процессов и действий, основой для развития самосознания и высших волевых регулирующих механизмов.
         Понятие "рефлексия" возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия (от латинского reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, форма теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих собственных действий и их законов. (СЭС, 1990: 1133)  Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.  Рефлексия в образовании мыследеятельностный или чувственно - переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить, осознать основные компоненты деятельности - её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, отношения обучающихся друг к другу, педагога и студентов, отношение к деятельности.
Без понимания способов своего учения, воспитания, механизмов познания и интеллектуальной деятельности, отношений в ходе учения, студенты не смогут присвоить тех знаний, умений, способов взаимодействий, которые они добыли. Рефлексивная деятельность позволяет студенту осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые проявляются в анализе его предметной деятельности и её продуктов. П.Г. Щедровицкий подчеркивает, что освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности - способы решения задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса. Рефлексия как образовательная деятельность относится к двум областям:

1.   Онтологической, связанной с содержанием предметных знаний;

2.   Психологической, то есть обращенной к субъекту деятельности и самой деятельности. Осмысливая собственную образовательную деятельность, студент акцентирует внимание как на "знаниевых" продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела его к созданию данных продуктов. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации её результатов и повышения её эффективности в дальнейшем. По итогам рефлексии можно не просто обдумывать будущую деятельность, но выстраивать её реалистическую структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. (П.Г. Щедровицкий, 1993).

А.В. Хуторской выделяет такие этапы организации рефлексии в обучении:

1.   Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Эта деятельность должна быть завершена или прекращена.

2.   Восстановление последовательности выполненных действий.

3.   Изучение составленной последовательности действий с точки зрения её эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных учителем или определяются учеником на основе своих целей.

4.   Выявление и формирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть выявлено несколько видов: - предметная продукция деятельности - идеи, предложения, закономерности, ответы на вопросы; - способы, которые исследовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности; - гипотезы по отношению к будущей деятельности.

5.   Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности. (А.В. Хуторской, 2001)

         Важным фактором, влияющим на эффективность рефлексии, является многообразие её форм, соответствующих возрастным и иным особенностям участников образовательного процесса. Формы образовательной рефлексии различны - устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений (самочувствия, уровня познания личной активности, самореализации). Рефлексивные студенческие записи - бесценный материал для анализа и корректировки педагогом образовательного процесса. Чтобы студенты понимали серьезность рефлексивной работы, необходимо делать обзор их мнений, отмечать тех, у кого глубина самосознания повышается.  Образовательная деятельность представляет собой движение чередующихся деятельностей - предметной и рефлексивной. Важен психологический подход к организации рефлексии студентов. Задача педагога создать такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном занятии или своей деятельности. Эффективной оказывается рефлексия чувств, то есть вербальное и невербальное описание чувств и ощущений, протекающих в той или иной образовательной ситуации. Зачастую словами трудно адекватно передать чувства, поэтому применяются невербальные способы чувственной рефлексии (рисунки, ассоциации). В этом случае не переводятся чувства в слова, а выражаются чувства различными видами эмоционального языка. При взаимодействии со студентами педагог может использовать, в зависимости от обстоятельств, одни из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности: физическую (успел - не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал); духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других). Если физическая сенсорная и интеллектуальная рефлексии могут быть как индивидуальными так и групповыми, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Таким образом, рефлексия может выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия); быть средством самопознания.
Введение процедуры рефлексии в образовательный процесс студентов позволяет им научиться осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности однокурсников, педагогов; отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность; анализировать успехи и трудности в достижении цели другими студентами; применять способы вербальной и невербальной рефлексии; осуществлять "взгляд со стороны"; формировать профессиональное педагогическое умение - обучать детей начальной школы использовать различные варианты методики её проведения. Рефлексия - необходимое условие того, чтобы студент и педагог видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты. Исследование показало, что рефлексия является средством самопознания студента в профессиональном самовоспитании и способом формирования творческой личности.

 Под творческой личностью понимается индивид, который:

а) имеет установку на осуществление творческой деятельности, готовность к творческой деятельности и

б) умеет ее осуществлять, то есть владеет средствами и способами ее осуществления и имеет опыт их использования в процессе собственной творческой деятельности.

 Для того чтобы индивид стал творческой личностью, у него должно быть сформировано определенное мировоззрение, характерологические особенности, ценностные ориентации, в которых творчество стоит на высоком месте в иерархии ценностей, он должен быть обучен средствам и способам осуществления творческой деятельности и иметь опыт их успешного применения в своей жизненной практике.

Для того чтобы сформировать личность, обладающую способностью и умением осуществлять творческую деятельность, необходимо в первую очередь понимать, в чем сущность творческой деятельности.

 Деятельность индивида является творческой в том случае, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением этого образца, а есть результат рефлексии (под рефлексией понимается обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту – мышления, деятельности, переживаний и т.д. – ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п., и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует). Рефлектирующий человек (в отличие от чувствующего, делающего, думающего и т.д.) перестает ощущать, познавать чувственный мир, перестает действовать в нем, он "смотрит" на это свое ощущение, познание, действие в этом чувственном мире (онтологическая рефлексия), он "смотрит" на себя-ощущающего, себя-познающего, себя-действующего (гносеологическая рефлексия 1 уровня), на себя-рефлексирующего (гносеологическая рефлексия 2 уровня), на основания, средства и способы этой своей деятельности (методологическая рефлексия 1 уровня), на основания, средства и способы этой своей рефлексии (методологическая рефлексия 2 уровня) над принципиально другим типом или видом деятельности, имеющимся в опыте индивида. Иными словами, деятельность индивида будет нетворческой, репродуктивной, если он использует в данной, конкретной ситуации, "переносит" в данную, конкретную ситуацию способ, норму, алгоритм деятельности, реализуемые в ситуациях данного типа; и деятельность будет творческой, если она является результатом рефлексии над опытом осуществления принципиально иных видов деятельности, нежели та деятельность, которую осуществляет в данный момент индивид. При этом творческая составляющая данной деятельности будет тем значительнее, чем "несовместимее" эти виды деятельности, чем "дальше" друг от друга находятся совмещаемые "точки", "области" опыта во внутреннем мире индивида (или в коллективном общественном опыте данной эпохи – в последнем случае результат этого творческого акта будет не только личностно, но и социально значимым).

Основываясь на результатах исследования мыследеятельности, проведенным Г.П. Щедровицким,  если опыт индивида условно разделить на три принципиально разных типа, три своеобразных  пространства, то в одном из которых  будет расположен тот опыт индивида, который он приобрел (и приобретает) в процессе осуществления предметно-практической деятельности, в процессе наблюдения, исследования предметно-практической деятельности других людей (здесь огромную роль играет искусство, позволяющее индивиду пережить то, что он в своей реальной жизни никогда не переживал, и соответственно приобрести опыт предметно-практической деятельности, эту деятельность реально не осуществляя).

 Во втором пространстве расположен тот опыт индивида, который он приобрел, осуществляя языковую, речевую деятельность, строя или воспринимая языковые тексты на родном и иностранном языке, на условных языках (например, алгебраическом, арифметическом, химическом и т.п.), т.е. осуществляя деятельность, связанную со знаками, знаковыми системами.

В третьем пространстве расположена та часть опыта индивида, в которой "хранятся" воспринятые и усвоенные или выработанные им самостоятельно идеи, абстракции, сущности. (Щедровицкий, 1993)

 Индивид может быть действующим, производящим или воспринимающим какие-либо тексты или осуществляющим нечто в области абстрактных идей и сущностей, т.е. мыслящим.

 Но, кроме того, индивид может также, находясь в одном из этих трех пространств (например, в пространстве текстов), осуществлять рефлексию над другим пространством своего опыта.

При этом рефлектирующий индивид смотрит на действующего индивида, который запечатлен в его опыте. Важно отметить, что этим "действующим индивидом" в равной степени может быть как он сам лично, так и другие люди. (Давыдов, 1972)

 Если рефлектирующий индивид осуществляет рефлексию из пространства текстов, то он интерпретирует предметный мир в знаковой форме, используя язык. Если рефлектирующий индивид осуществляет рефлексию из пространства чистого мышления, идей, категорий, то он рефлектирует, "видит" уже не при помощи языка, а посредством идей, категорий.

Всякая деятельность, осуществляемая индивидом – предметно-практическая, текстопорождающая или направленная на понимание чужих текстов, мыслительная, связанная с абстракциями, будет репродуктивной, нетворческой, если она осуществляется в результате прямого копирования, переноса способа действия, осуществляемого в том же пространстве другим (другими) индивидом.

Например, нетворческой будет деятельность ребенка, которому учитель показал последовательность операций, посредством которых можно собрать из деталей конструктора грузовик. Нетворческой будет деятельность писателя, который, желая изобразить красоту человека, будет делать это так, как уже делали до него легионы других людей (например, "волосы ее были как шелк, глаза – как незабудки, была она стройна, как молодое деревце..." и т.д. и т.п.; следует отметить, что этот же текст, в случае если он создан ребенком, никогда раньше не сталкивавшимся с вышеупомянутыми литературными штампами, будет актом творчества). Нетворческой будет и деятельность математика или физика, которые в своем мышлении двигаются в соответствии с логическими, математическими или иными законами или нормами.

Деятельность индивида будет творческой, если она является результатом рефлексии, результатом рефлективного "перехода", переноса через иное пространство, нежели то, в котором она осуществляется. Так, например, индивид, который, рефлектируя над абстрактной идеей, обратно пропорциональной зависимости величины усилия от длины плеча рычага, создает домкрат или коробку переключения передач, осуществляет творческую деятельность.

  Творческой будет деятельность и того индивида, который в рефлексии из пространства чистого мышления "усматривает" сущность некоторой предметно-практической деятельности, а затем реализует эту сущность в ином типе предметно-практической деятельности, в деятельности, которая, внешне не имея ничего общего с первой, тем не менее так же, как и она, является воплощением, предметной реализацией одной и той же сущности, идеи.

Если индивид пишет или произносит некоторый текст по поводу некоторой ситуации, его деятельность по порождению этого текста будет творческой, если она совершается не по принципу "так принято писать или говорить в таких ситуациях", "так все в таких ситуациях говорят или пишут", а если этот текст есть результат рефлексии над этическими, эстетическими или философскими идеями и жизненными ситуациями, которые воплощают эти идеи. Писатель  рефлексивно отражает некоторую идею в сконструированной в его воображении предметно-практической деятельности, а затем, рефлектируя над этой воображаемой ситуацией,  интерпретирует ее в форме текста. Представитель такой принципиально творческой профессии, как режиссер, который, восприняв текст писателя, сначала "восстанавливает", моделирует движение рефлексии писателя, а затем, сделав еще одно рефлексивную интерпретацию, конструирует на театральной сцене (или в кинопавильоне) ситуацию, которая "подхватывает" идею писателя.

Творческой будет и деятельность индивида (например, школьника), который, получив задание описать чью-либо внешность, осуществит рефлексию из пространства чистого мышления над своим опытом общения с описываемым человеком, над своим видением этого человека, выделит некоторую сущностную характеристику его облика (скажем, красоту), а затем, осуществив рефлексию из пространства текстов одновременно над этой сущностью и своим видением описываемого, сконструирует из имеющихся в его опыте языковых средств текст, пусть даже подобный приведенному выше ранее ("глаза-незабудки..." и т.д.). Несмотря на то, что этот текст весьма низкопробен с точки зрения литературной культуры, он получен в результате творческой (а не репродуктивной, как у писателя-ремесленника) деятельности.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.