во-первых, она должна исследовать всю линию логистики до конца вне зависимости от того, имела ли место передача собственности;
во-вторых, стоимости логистики не вычисляются, а выражаются в виде перевезенного товара, но с учетом затрат конечной точки доставки.
При этом для каждого звена цепи логистики добавленная стоимость будет важна только в момент достижения точки доставки, то есть когда конечный потребитель или пользователь практически получает права на продукцию, которую он приобрел. В связи с этим контроль за потоками имеет абсолютный приоритет и решающими являются колебания цен за передачу собственности, что определяется скоростью движения по всей линии логистики, потоком финансовой информации и самим товаропотоком (замедлением или ускорением).
Результатом такого подхода является появление понятия “качество – цена” на уровне обслуживания. Это дает возможность определить прибыль по каждому виду товара и доход для каждой точки доставки.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о появлении нового элемента подсчета расходов: взаимодействие между функцией логистики и функцией маркетинга и продажи позволяет получить более точную цену продажи и информацию об условиях торговли для каждой передачи собственности над продукцией. При этом нет необходимости выделять в общей логистической цепи точки, где такие передачи имеют место, но следует заранее выполнять следующие условия:
n себестоимость производства, подсчитываемая в конце производственного цикла, должна дать информацию о границе дохода для каждого вида товара;
n расчет стоимости логистики, выполненный в точке доставки и точке пользователя, должен быть обеспечен информацией о границе дохода для каждой снабжаемой точки логистической цепи.
Любая бизнес-система представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которых является сбыт продукции. Под продукцией понимаются товары, услуги, документы и информация. Бизнес-процесс представляет собой горизонтальную иерархию внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является сбыт продукции.
Как правило, следует различать следующие категории бизнес-процессов:
n процессы сбыта продукции (горизонтальные), которые приносят доход бизнес-системе;
n процессы планирования и управления (вертикальные), обеспечивающие эффективное планирование и управление получением дохода при реализации горизонтальных бизнес-процессов сбыта продукции;
n ресурсные процессы (вертикальные), обеспечивающие доставку и складирование продукции в точке непосредственного выполнения действия;
n процессы преобразования (вертикальные), являющиеся вспомогательными и необходимыми для изменения существующих технологий.
Практика выполнения консалтинговых проектов показала, что основными бизнес-процессами Службы логистики являются следующие:
Þ планирование передвижения товара (процесс планирования и управления);
Þ доставка товара от поставщиков (ресурсный процесс);
Þ складской учет полученного товара (ресурсный процесс);
Þ доставка товара в секции, магазины, мелкооптовые магазины и представительства (процесс сбыта продукции);
Þ контроль за передвижением товара (процесс планирования и управления).
В рамках бизнес-процессов Службы логистики осуществляется выполнение следующих основных функций:
Þ согласование сроков получения и отправки партий товара;
Þ анализ информации по транспортным агентствам;
Þ заключение договоров с транспортными агентствами;
Þ определение оптимального маршрута доставки товара;
Þ расчет показателей транспортных расходов;
Þ подготовка карты маршрута следования автотранспорта;
Þ планирование системы доставки партий товара;
Þ осуществление приема и хранения товара на складе компании;
Þ осуществление отгрузки товара со склада компании;
Þ сообщение торговым организациям и представительствам информации о предполагаемом времени прибытия автотранспорта;
Þ фиксация заявок секций и мелкооптовых магазинов;
Þ перевод отпущенного товара из резерва в экспедицию;
Þ отметка накладных, по которым товар был доставлен;
Þ учет товаров, возвращаемых торговыми организациями и представительствами;
Þ контроль маршрута движения товара;
Þ контроль процесса оприходования товара, поступившего на склад компании;
Þ контроль процесса отправки товара в торговые организации и представительства;
Þ контроль процесса возврата товара на склад компании.
Итак - компания закупает сырье и создает его запасы, которые хранятся на складе, из этого сырья производятся полуфабрикаты, которые до поры до времени могут содержаться на складе, полуфабрикаты со временем превращаются в готовую продукцию, которая до отправки потребителю, - находится на складе.
В итоге мы видим, что во всей логистической цепочке предприятия эффективное управление работой складского хозяйства приобретает исключительно важное значение. От того, как организована работа склада, зависит подача сырья и полуфабрикатов в производство, отгрузка готовой продукции - в конечном итоге, зависит своевременность доведения до потребителя товара необходимого качества, в нужное время, с меньшей себестоимостью.
1.2. Основные складские операции
Складское хозяйство включает комплекс складов, специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом требований по их хранению и переработке.
Склад является одним из основных элементов логистической системы, поэтому он должен рассматриваться не изолировано, а лишь как интегрированная составная часть всей системы логистики, которая и формирует организационные, технические и экономические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.
Склады встречаются во всех функциональных областях логистики: снабженческой, производственной, распределительной. В каждой из них функционирование склада связано с определенной специализацией и назначениями и имеет свои особенности, которые во многом определяют политику технической оснащенности склада.
Эффективное функционирование складского хозяйства и входящих в него складов в системе логистики, независимо от их назначения и вида деятельности, возможно лишь при успешном решении целого ряда проблем. К основным таким проблемам, с которыми фирмы сталкиваются при создании складского хозяйства и рационализации действующих складов, можно отнести:
выбор между собственным складом и складом общего пользования;
определение количества складов и размещения складской сети;
выбор места расположения склада;
определение вида и размера склада;
разработка системы складирования.
Особенно актуальными данные проблемы становятся при вхождении фирмы на новые рынки сбыта, при изменении объемов потребления и территориальном распределении покупателей, усиливающейся конкуренции и целого ряда других факторов.
Большинство из них решается при стратегическом планировании деятельности фирмы в сфере распределения или снабжения. Проблема разработки системы складирования стоит достаточно остро как при строительстве нового склада или реконструкции действующих складских мощностей, так и при поиске наиболее рациональных технологических решений постоянно функционирующего склада.
Совокупность складских технологических операций по
n разгрузке,
n перемещению,
n распаковке,
n приемке,
n размещению,
n укладке,
n хранению,
n отпуску товаров,
составляет содержание внутрискладского технологического процесса.
Количество и характер складских операций зависят от ассортимента, физико-химических свойств, условий приемки и отпуска товаров, степени механизации и автоматизации операций и других факторов. Общая схема технологических операций по обработке товаров на складе приведена на Схеме 1.
Рациональная организация складского процесса основывается на соблюдении следующих основных принципов:
· механизации и автоматизации технологических операций;
· оптимального использования площади и емкости складских помещений;
· организации сквозного "прямоточного" товарного потока;
· планомерности и ритмичности складских работ;
· полной сохранности товаров.
Всеми операциями по движению товаров на складе руководит менеджер (заведующий складом) , являющийся в ряде случаев одновременно и материально ответственным лицом. С учетом возможного большого количества одновременно производимых операций, связанных с приемкой и отпуском товаров, структурно возможно деление материально ответственного персонала склада, работающего непосредственно с товарами (грузами) на следующие группы: приемки, комплектации, отпуска (отгрузки), инвентарного контроля. При приеме на работу с данным персоналом заключают договора о полной индивидуальной материальной ответственности. Освобождение любого материально ответственного лица от работы осуществляется только после сплошной инвентаризации и передачи материальных ценностей другому лицу.
Рассмортим организацию разгрузки и доставки товаров (грузов) к месту приемки. Поступивший транспорт с товарами должен быть в кратчайшие сроки разгружен и принят. Быстрота выполнения разгрузочных операций зависит от наличия и применения необходимого подъемно-транспортного оборудования (авто- и электропогрузчиков, грузовых тележек, и т. п.) и четкой организации работ по разгрузке транспорта.
Одним из ключевых параметров для организации операций, связанных с транспортировкой и последующей складской обработкой является грузовая единица - некоторое количество товаров, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу и которая своими параметрами связывает технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.
Существенными характеристиками грузовой единицы являются соответствие ее размеров транспортному средству и способность к сохранению целостности и первоначальной геометрической формы в процессе осуществления транспортировки и последующих операций. Согласованные размеры грузовых единиц, а также оборудование для их обработки позволяет эффективно использовать материально-техническую базу различных участников процесса на всех этапах движения материального потока. В качестве основания (платформы) для формирования грузовой единицы используются стандартные европоддоны , для автотранспорта, например, их размер 1200 х 800 или 1200 х 1000 мм. Исходя из этих размеров и определен базовый модуль упаковки.
В настоящее время существуют различные компьютерные программы, которые с одной стороны позволяют, зная параметры товара, подлежащего упаковке, его физические характеристики, определить размеры потребительской упаковки, размеры транспортной тары и определить рекомендуемые варианты установки груза на поддон.
С другой стороны программы позволяют транспортнику или экспедитору, зная типоразмеры отгружаемого товара или количество грузовых единиц , осуществить оптимальную загрузку конкретного транспортного средства или оптимальное размещение на складском пространстве . Это может позволить в свою очередь снизить затраты на обработку партии груза. Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием - т.е. связыванием грузовой единицы и поддона в единое целое.
На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандеролирование стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др. Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки.
Правильно сформированная грузовая единица позволяет обеспечить:
n высокую степень сохранности грузов;
n сравнительно низкие затраты труда;
n эффективность выполнения погрузо-разгрузочных работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
n возможность перегрузки без переформирования;
n безопасность выполнения складских работ.
Выгруженные товары доставляют в зону приемки склада, где производят их проверку. После завершения приемки грузы доставляют к местам хранения и размещают в свободных ячейках на стеллажах или резервных местах, отведенных для хранения.
Организация приемки. Порядок и сроки приемки товаров зависят от договорных условий, от того, в какой таре (упаковке) доставлен товар, от физико-химических свойств и особенностей тех или иных товаров, способа доставки и некоторых других причин.
Нормативно существуют следующие сроки приемки товаров:
n Поступившие без тары (упаковки), в открытой или поврежденной таре (упаковке) - в момент получения от поставщика , либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств;
n Поступившие в исправной таре (упаковке) - по весу и количеству мест - в вышеуказанные сроки, по количеству товарных единиц в каждом грузовом месте - одновременно со вскрытием тары (упаковки), но не позднее 10 дней с момента получения товара. Если приемка осуществлена в указанные сроки , она считается своевременной.
При приемке грузов от транспортных фирм (от перевозчика) в соответствии с действующими правилами перевозок грузов следует:
n убедиться в наличии на транспортных средствах или контейнерах пломб отправителя или пункта отправления, их исправности, оттисках на них, состояния транспортных средств или контейнеров, снятые пломбы необходимо сохранить до момента окончания приемки и оприходования товаров;
n установить, соблюдались ли правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, температурный режим и др.).
Вместе с товарами/грузами склад получает сопроводительные документы: товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, инвойсы и т.п. Эти документы регистрируются в журнале учета поступающих грузов и транспортных средств и в базе данных складской компьютерной системы.
В процессе приемки происходит сверка фактических параметров поступившего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это позволяет актуализировать информацию о количественном и качественном составе принимаемого товара путем его идентификации.
Идентификация товара может производиться на основе текстово-числовой информации, содержащейся на этикетке, расположенной на упаковке или путем считывания штрих-кода с помощью переносных считывателей или другим способом.
Приемка упакованных товаров в зависимости от договорных условий может осуществляться грузовыми местами или по номенклатуре. Приемка по грузовым местам заключается в проверке соответствия их количества , массы брутто, указанным в транспортных и сопроводительных документах отправителя. Отсутствие указанных документов, пломбы , какое-либо несоответствие или повреждение тары (упаковки) не приостанавливает примки. В этих случаях необходимо составить коммерческий акт, который будет служить в дальнейшем основанием для предъявления претензий к перевозчику, если недостача или порча груза произошла по его вине, или к поставщику .
При автомобильных перевозках коммерческий акт, как правило, не составляется, а факты, свидетельствующие о несохранной перевозке, фиксируются записями в товарно-транспортных накладных и удостоверяются подписями грузополучателя (склада) и водителя.
Акт составляют лишь в случае, когда между грузополучателем и перевозчиком возникают разногласия, а также, если требуется подробное описание сложившихся обстоятельств, что не может быть сделано в товарно-транспортном документе. Ни одна из сторон не имеет права отказаться от составления акта. Каждая сторона при несогласии с содержанием акта излагает свое мнение о нем. О составлении акта делается отметка в товарно- транспортной накладной.
При приемке контейнера на склад порядок приемки целесообразно предусмотреть в договоре на поставку товаров, в частности допустимость односторонней приемки товаров, с указанием какие конкретно работники склада могут участвовать в такой приемке. Если таких указаний в договоре нет, то следует вскрывать исправный контейнер при участии уполномоченного представителя.
При приемке по номенклатуре вскрывают тару (упаковку) и производят индентификацию товаров, их количество в каждом грузовом месте. Если будет обнаружена недостача количества товарных единиц в отдельных местах, несоответствие массы брутто (упаковка при этом не вскрывается), получатель обязан приостановить приемку остальных мест, сохранить и предъявить при необходимости уполномоченному лицу, вызванному для участия в дальнейшей приемке, тару и упаковку вскрытых мест и продукцию, находящуюся внутри этих мест. В акте должно быть указано количество вложений, стоимость и заключение о причинах и месте образования недостачи и другие данные. К акту прилагаются все необходимые документы, подтверждающие те или иные обстоятельства недостачи.
Если возникла необходимость приемки товаров по качеству, то с этой целью может быть приглашен эксперт торгово-промышленной палаты. Акт о ненадлежащем качестве товара оформляют в соответствии с установленными требованиями. В нем приводят точные сведения об условиях хранения на складе получателя, состоянии упаковки в момент осмотра, наличии упаковочных листов, пломб, количестве и полном наименовании товара, подробном описании обнаруженных недостатков, дают их характеристику, перечисляют основания, по которым товары забракованы, заключение о характере выявленных недостатков и причине их возникновения.
После проверки фактического наличия грузовых мест или номенклатуры товаров производится ввод информации в базу данных (БД) складской информационной системы, генерация складских этикеток на грузовые места или упаковки товарных единиц с обозначением необходимых параметров для складского учета и размещения ( № заказа, владельца товара, количества поступивших грузовых мест и т.п.) и формирование шаблона приходного ордера , в котором в случае учета товаров по номенклатуре против каждого наименования обязательно должен быть записан товарный код поставщика . Этот код является важным параметром для идентификации и контроля за движением товара.
Следует отметить, что товары приходуются в единицах измерения, указанных в сопроводительных документах, но при этом следует учесть, когда товар поступает в одной единице измерения, а расходуется в другой, то его оприходование и отпуск учитываются и отражаются в документах одновременно в двух единицах измерения , когда товар поступает в более крупных единицах измерения (например, тоннах), а расходуется в более мелких (килограммах), то его приходуют и учитывают в тех единицах, в которых он расходуется ( в данном примере - в килограммах).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8