Рефераты. Следствие и дознание






•   следователями прокуратуры;

•   следователями органов Федеральной службы безопасности;

•   следователями органов внутренних дел РФ;

• следователями   органов   по  контролю   за  оборотом   наркотических средств и психотропных веществ.

Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте сле­дователь вправе произвести их лично либо поручить производство соот­ветственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

Если преступления совершены в разных местах, то по решению про­курора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахо­ждения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

Неотложные следственные действия осуществляются органом дозна­ния после возбуждения уголовного дела, по которому производство пред­варительного следствия обязательно. Цель таких действий - обнаружение и фиксация следов преступления, доказательств, требующих незамедли­тельного закрепления, изъятия и исследования.

Неотложные следственные действия производят: органы дознания (органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); органы Федеральной службы безопасности;  таможенные органы; командиры воинских частей и соединений, начальники военных уч­реждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; иные должностные лица, которым предоставлены полномочия орга­нов дознания.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, ор­ган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные ме­ры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя сле­дователя об их результатах.

Правовое положение следователя:

•   следователь процессуально независим;

•   он вправе давать соответствующим органам указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий; изымать у органов дознания и принимать к своему производству до истечения срока дознания дела, по которым обязательно производство предварительного следствия;

•   следователь самостоятельно принимает решения, связанные с произ­водством предварительного следствия, в определенных случаях (арест, обыск и т. п.) получая санкцию прокурора на совершение определен­ных следственных действий;

• следователь выполняет указания прокурора, касающиеся производства предварительного следствия; однако если указания касаются привле­чения конкретного лица в качестве обвиняемого, прекращения произ­водства по делу или некоторых других определенных в законе вопро­сов, то следователь вправе передать вышестоящему прокурору в пись­менном виде свои возражения с указаниями прокурора.

Для координации работы следователей в соответствующих органах создаются следственные аппараты.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности следователей:

•   гражданство РФ;

•   часто высшее юридическое или специальное образование;

•   соответствующие профессиональные и нравственные качества;

• способность по состоянию здоровья выполнять обязанности следователя. Следователи имеют соответствующие должностные наименования, классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел), воин­ские звания (Федеральная служба безопасности и военная прокуратура).

Для обеспечения всестороннего, полного и объектив­ного расследования судом обстоятельств дела, по общему правилу, требуется большая подготовительная работа, зак­лючающаяся в обнаружении, закреплении, проверке и предварительной оценке доказательств. Осуществляется эта работа органами предварительного следствия.

В соответствии с УПК предварительное следствие по уголовным делам производится:

1)  следователями прокуратуры;

2)  следователями органов внутренних дел;

3)  следователями органов Федеральной службы безо­пасности.

Предварительное следствие производится только после возбуждения уголовного дела и в порядке, установлен­ном УПК.

Предварительное следствие по уголовным делам дол­жно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинитель­ным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принуди­тельных мер медицинского характера либо до прекраще­ния или приостановления производства по делу.

Следователь обязан полно, всесторонне и объектив­но исследовать все обстоятельства дела, выявить улича­ющие и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие вину обвиняемого обстоятельства.

При производстве предварительного следствия все ре­шения о направлении следствия и производстве следствен­ных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено по­лучение санкции от прокурора, и несет полную ответ­ственность за их законное и своевременное проведение.

Постановление следователя, вынесенное в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях рас­крытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответ­ственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Органы предварительного расследования выясняют характер и размер ущерба, причиненного преступлением, обеспечивают гражданский иск или возможную конфискацию имущества, выявляют причины и условия, способст­вующие совершению преступлений и, принимают меры к их устранению.

Предварительное расследование - самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы,' сделанные в процессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или же иные выводы не являются окончательными. Суд, в который поступает уголовное дело, осуществляет свое собственное исследование доказа­тельств: заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей; изучает заключения экспертов; осматривает вещественные доказательства и т.д. Выводы суда о виновности подсудимого могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия.

Предварительное следствие - это расследование, проводимое специально уполномоченными лицами - следователями, с целью решения стоящих перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к уголовной ответственности.

Предварительное следствие осуществляют следователями прокуратуры, органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, Феде­ральной службы налоговой полиции.

Правом на производство отдельных следственных действий или расследо­вания в полном объеме наделен прокурор и начальник следственного отдела. Предварительное следствие не вправе производить никакие другие органы и должностные лица.

Следственный комитет при МВД РФ.

Следственный комитет при МВД РФ как структурное подразделение: обес­печивает организационно-методическое руководство деятельностью подчи­ненных следственных подразделений; осуществляет процессуальный и ве­домственный организационный контроль за производством предварительного следствия; организует расследование преступлений по наиболее сложным уголовным делам.

Возглавляет Следственный комитет при МВД РФ начальник, который под­чиняется непосредственно министру внутренних дел и является его замести­телем.

В составе Следственного комитета создаются подразделения: зонального контроля; методического обеспечения предварительного следствия; следст­венная часть (на правах управления); специализированные подразделения (например, для расследования уголовных дел о преступлениях в сфере эко­номики, организованных преступных формирований и pp.).

Основные задачи Следственного комитета при МВД РФ:

-  обеспечение в пределах компетенции защиты личности, ее прав и сво­бод, собственности, прав предприятий, учреждений, организаций от преступ­ных посягательств путем всестороннего, полного и объективного расследова­ния преступлений, правильного применения закона, привлечения к ответст­венности виновных;

- совершенствование следственной работы на основе внедрения в практику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм органи­зации и методов предварительного следствия;

- осуществление контроля за соблюдением законности на предварительном следствии;

-  обеспечение процессуальной самодеятельности следователей; под­бор, расстановка и воспитание кадров;

- повышение профессионального мастерства следственных работников;

- оказание помощи в социально-бытовом обеспечении сотрудников. Следственный комитет при МВД РФ имеет определенные функции, касаю­щиеся:

- анализа и обобщения информации о состоянии преступности, результатах деятельности следственного аппарата и др.

Руководители следственных подразделений ГОВД, РОВД, ОВДТ организу­ют работу руководимых ими подразделений по выполнению следующих задач: быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обес­печению правильного применения закона; принятию в ходе следствия мер по возмещению гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного престу­плениями; осуществлению предусмотренных уголовно-процессуальным за­конодательством мер по устранению причин и условий, способствовавших со­вершению преступлений.

Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел осу­ществляется со стороны государственных структур, имеющих соответст­вующие полномочия.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами внутрен­них дел возложен на прокуратуру.

Контроль за деятельностью органов внутренних дел осуществляется раз­личными органами. Прежде всего, это ведомственный контроль, осуществ­ляемый контрольно-методическими подразделениями вышестоящих органов внутренних дел.

Деятельность милиции общественной безопасности подконтрольна и орга­нам местного самоуправления.

Государственный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел РФ осуществляют Президент и Правительство РФ.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судами уголовных дел и дел об административных правонарушениях, поступивших из органов внутренних дел, жалоб на незаконное задержание и применение меры пресе­чения - заключения под стражу, жалоб на незаконные решения органов внут­ренних дел.


2. Милиция и другие органы дознания


Органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К органам дознания относятся:

•   органы  внутренних  дел,  иные  органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

•   пограничные органы федеральной службы безопасности РФ;

•   органы Службы судебных Приставов Минюста России;

•   таможенные органы РФ;

•   органы Государственной противопожарной службы;

•   прокуратура;

•  органы по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ;

•   командиры воинских частей, соединений, начальники военных учре­ждений или гарнизонов.

На органы дознания возлагаются:

•   дознание по уголовным делам, по которым производство предвари­тельного следствия необязательно;

• выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

• капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

•   руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

•   глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах террито­рий данных представительств и учреждений.

Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять пред­варительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.  Полномочия по проведению дознания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по дан­ному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

• самостоятельно производить следственные и иные процессуальные дейст­вия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение

Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору.

Предварительное расследование преступлений, осуществляемое органами дознания, называется дознанием.

Дознание может быть двух видов: дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно; дознание по делам о пре­ступлениях, по которым производство предварительного следствия не обяза­тельно.

Дознание первого вида представляет собой производство органом дозна­ния указанных в законе неотложных следственных действий: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Об обнаружении преступления и начатом дознании орган дознания немед­ленно уведомляет прокурора. Дознание по этой категории дел производят не более 10 суток со дня возбуждения дела.

Дознание второго вида представляет собой полное расследование органом дознания преступлений, по которым не требуется производства предвари­тельного следствия. Материалы дознания в этих случаях являются основани­ем для рассмотрения дела в суде

Основными процессуальными актами при предварительном расследова­нии, являются постановления и протоколы.

Постановление - это процессуальный документ, в котором выражается ре­шение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производ­стве предварительного следствия или дознания.

Протокол - это процессуальный документ, в котором отражаются ход и ре­зультаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовно-процессуального закона.

Дознание — вид предварительного расследования пра­вонарушений, неотложные следственные действия по ус­тановлению и закреплению следов преступления.

В соответствии с УПК органами дознания являются:

1)  милиция;

2) командиры воинских частей, соединений и началь­ники военных учреждений — по делам обо всех преступ­лениях, совершенных подчиненными им военнослужа­щими, а также военнообязанными во время прохожде­ния ими сборов; по делам о преступлениях, совершен­ных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

3)  органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;

4) начальники уголовно-исполнительных учреждений, следственных изоляторов — по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совер­шенных сотрудниками этих учреждений, а равно по де­лам о преступлениях, совершенных в расположении ука­занных учреждений;

5)  органы Государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил;

6)  органы Федеральной пограничной службы РФ — по Делам о нарушении режима Государственной грани­цы РФ, пограничного режима и режима в пунктах про­пуска через Государственную границу РФ, а также по      делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

7)  капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;                                   

8)  таможенные органы РФ — по делам о контрабанде, о нарушениях таможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных пошлин, а также по делам о преступлениях, связанных с незаконным экспор­том товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной тех­ники, оружия массового уничтожения и невозвращени­ем на территорию России предметов художественного, исторического, археологического достояния народов: Российской Федерации.

Деятельность органов дознания бывает двух видов.

Первый вид — дознание как первоначальный этап рас­следования уголовного дела, на котором выявляются и фиксируются следы преступления, производятся неот­ложные следственные действия для раскрытия преступ­ления и обнаружения преступника, после чего дело пе­редается следователю для производства предварительного следствия.

После передачи дела следователю орган дознания мо­жет проводить по нему следственные и розыскные дей­ствия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представи­лось возможным обнаружить лицо, совершившее пре­ступление, орган дознания продолжает принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

Второй вид дознания — ускоренное и упрощенное расследование в полном объеме несложных уголовных дел, не требующих по закону предварительного след­ствия. Материалы такого дознания являются основани­ем для рассмотрения дела в суде.

По отдельным преступлениям орган дознания про­изводит подготовку материалов для суда в протокольной форме.

Все указания прокурора по делу органом дознания должны быть выполнены. При несогласии с этими указаниями орган дознания может обжаловать их выше­стоящему прокурору, не приостанавливая исполнения.



III. Компетенция органов предварительного следствия и дознания

1. Функции предварительного следствия


Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции. Задачи органов предварительного следствия: бы­строе и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступ­ление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Следователь - должностное лицо соответствующего ведомства, специаль­но назначаемое для расследования преступлений, которое является единст­венной осуществляемой им функцией.

Полномочия следователя: право принимать решение о направлении рас­следования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий; производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.; приме­нение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъ­ектам, участвующим в деле; принятие решения о привлечении лица в качест­ве обвиняемого; принятие решения о применении к обвиняемому меры пресе­чения; принятие решения об окончании предварительного следствия; право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые на­правлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для после­дующего его вызова, задержания и т.д.; право поручать местным органам доз­нания производство следственных и розыскных действий; привлечение орга­нов дознания к производству отдельных следственных действий, которые про­водит он лично.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.