Рефераты. Смертная казнь в Российской Федерации











 

2.1. Актуальность рассматриваемой проблемы



Таким образом, юридически смертная казнь существует в российском законодательстве, но фактически она не применяется на сегодняшний день. Как известно в России смертная казнь отменялась трижды – в 1917, 1920 и 1947-1950гг. Однако правосознание народа не было готово к этим либеральным мерам. Восстановлению смертной казни способствовали рост преступности, применение все более жестких, варварских способов совершения преступлений (особенно убийств на сексуальной почве), появление организованной преступности, низкая раскрываемость преступлений. Но в конце восьмидесятых годов наметилась тенденция к сокращению применения смертной казни.

Попытаемся понять чем вызван возросший в последнее время интерес к проблеме смертной казни в России. Прежде всего, это выступление сразу  нескольких политических сил, причем самых разных, и левых, и правых, на   одну и ту же тему - восстановление в РОССИИ смертной казни. Сегодня в   первой половине дня в Государственную Думу было привезено около миллиона   подписей граждан России, собранных по инициативе СОЮЗА ПРАВЫХ СИЛ. И   сегодня же за восстановление смертной казни в нашей стране выступил и   лидер Коммунистической деятельности Геннадий Зюганов. Вообще, в последнее время,       наверное, вы тоже заметили, выступления в пользу смертной казни звучат в  нашей стране все чаще и чаще. Возможно, по мнению некоторых политиков и общественных деятелей, это одна из попыток уйти от решения чеченской       проблемы. Некоторым представляется, что если ввести смертную казнь за  терроризм, то в Чечне наступит мир и благополучие. Это абсолютно ошибочная    позиция.       

Итак, смертная казнь не назначается и не применяется сегодня в РФ, но по-прежнему этот вид наказания существует в законодательстве нашего государства. Поэтому дискуссии ведутся до сих пор: признать ли смертную казнь российскому уголовному праву или избавиться, как от пережитка прошлого?

Сегодня Россия переживает «смутное время», и в чем-то она схожа с той, когда разгул преступности достигал невероятных размеров. Однако на данный момент в России действуют два моратория: как на назначение, так и на исполнение смертной казни. Конституционный суд Российской Федерации своим постановлением от 2 февраля 1999 года № 3-П объявил мораторий на исполнение смертной казни: смертные приговоры не должны выноситься до тех пор, пока не будет обеспечена реализация конституционного права обвиняемого в преступлении, за совершение которого возможно назначение смертной казни, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей[24]. Однако суд присяжных вводиться поэтапно. Пока он введен на территории только девяти субъектов России. Здесь возникает коллизия, связанная с тем, что в тех регионах, где суд присяжных еще не введен, обвиняемый не может быть приговорен к смертной казни, если он настаивает на рассмотрении его дела судом присяжных. Следовательно, подсудимые, которые могут быть приговорены к смертной казни, имеют право на суд присяжных лишь в девяти регионах РФ. Этим нарушается принцип равенства граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Поэтому Конституционный суд РФ признал, что впредь  до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может назначаться ни одним судом РФ. Таким образом, смертная казнь в настоящее время в России не может не только исполняться, но и назначаться судами. Это совершенно логично и справедливо.

Попытаемся приблизиться к истине в этом вопросе, проанализируем аргументацию обеих сторон: противников и сторонников этого вида наказания.


 




 







2.2. Смертная казнь: за и против


 Считается, что основным вопросом смертной казни является спор её противников и сторонников по поводу самого существования смертной казни. В связи с этим оформились и действуют два общественных «лагеря» - аболиционистов («против») и ретенционистов («за»), формирующие общественное сознание по этому предмету.

Несмотря на якобы четкое разделение позиций, при внимательном рассмотрении оказывается, что противоречий у них гораздо меньше, чем они сами считают.

Проблема смертной казни была искусственно создана, грубо говоря, высосана из пальца, для политических манипуляций в обществе. Захламление теории неизбежно сказалось и на практике: смертная казнь потеряла свой смысл (к некоторым государствам это не относится) и социальное предназначение. Однако, явно или неявно системы воззрения на смертную казнь все же существуют, но заключаются они вовсе не в абстрактных отношениях «за-против», а в различиях понимания сущности смертной казни. А поддержка или отрицание смертной казни является следствием, вытекающим из той или иной системы воззрения, и имеет вторичный характер. Условно эти системы взглядов можно обозначить как две основные парадигмы : инструментальную и ретрибутивистскую.

Ретрибутивистская парадигма.

Эта парадигма включает в себя несколько направлений.

1) Смертная казнь – есть месть (общества, государства, класса, социальной

группы).

По сути это теоретический анахронизм, но он широко распространен и несмотря на всем известную свою несостоятельность, используется противниками смертной казни и частью особо циничных сторонников. Государство не может быть орудием мести частного лица по факту публичного характера своей деятельности и не может быть самостоятельным «мстителем», являясь третьей стороной.

2) Смертная казнь – возмездие.

Идеи возмездия весьма привлекательны: данной системы взглядов придерживается около половины сторонников смертной казни и столько же её противников. В отличии от мести, субъектом возмездия является государство, которое актом смертной казни пытается участвовать в поддержании социальной справедливости. Как таковое, возмездие всегда предполагает определенную соизмеримость с деянием преступника, но в отличии от кары оно является моментом преступного деяния, как бы составляя с ним одно целое, распределенное лишь во времени.

Смертная казнь как акт возмездия резко противоречива в моральном аспекте : с одной стороны – это категорический императив нравственного воздаяния (основывается на свободе воли), с другой – это кощунственное посягательство государства на преступника, который сам в немалой степени является продуктом общества и косвенно деятельности государства (основывается на внешнем детерминизме).

Концепция возмездия является ложной с точки зрения современного права, её нельзя возвести в принцип общественной жизни, которая гораздо сложнее, чем доступные для возмездия сферы.

3) Смертная казнь – кара.

Это, как известно, концепция, отраженная в действующем законодательстве (и, возможно, в праве), поэтому она характерна для юристов и представителей гуманитарного знания. Кара – это целеобусловленное причинение страдания преступнику путем праволишений или правоограничений. Такое понимание кары справедливо для любого уголовного наказания, но только не для смертной казни. Дело в том, что смертная казнь не вписывается в рамки современной уголовно-правовой теории наказания и удерживается в системе наказаний с помощью юридической фикции. Лишение жизни как внешнее содержание смертной казни не

является ни воздействием на субъекта, ни причинением ему страданий, ни лишением его права (права на жизнь и сопутствующих ему прав). Карательная теория смертной казни представляет собой наиболее разработанное направление.


Инструментальная парадигма.

Основным моментом инструментальной парадигмы является понимание смертной казни

как инструмента, средства для решения различных задач, стоящих перед государством в области уголовной политики. Вне сферы уголовной политики смертной казни не существует.


1) Элиминация.

В западной теории называется incapacitation. Преступник рассматривается как носитель социального зла, проявление опасного заболевания общества, а смертная казнь как «лекарство». Цель элиминации – обезвреживание (радикальное) источника опасности. Наиболее яркий пример элиминации – смертная казнь серийных маньяков.

2) Мера социальной защиты.

Отношение к преступнику нейтральное, абстрактное. В этой концепции предполагается цель профилактического характера – общее предупреждение преступности, сдерживание. Для обеспечения эффективности общего предупреждения, смертная казнь может рассматриваться как необходимость – стремление стать детерминирующим фактором предпреступной и преступной деятельности, отказа от такой деятельности.

3) Смертная казнь как средство обеспечения крупных реформ, связанных с преступным противодействием (в том числе как временная угроза) либо как чрезвычайная мера поддержания порядка (военное время, чрезвычайные ситуации). По сути это взгляды на смертную казнь как крайнюю меру в экстремальных ситуациях. В относительно спокойное время смертная казнь не должна использоваться.

Каждое из перечисленных направлений имеет и противников, и сторонников (в зависимости от мнения насчет достижимости поставленных целей).

 Рассмотрим более подробно  аргументы всех сторон в защиту или против смертной казни.

Основные положения, выносимые на защиту смертной казни[25].

1.      Смертная казнь в наибольшей степени достигает цели частной и общей превенции в отношении преступлений, за совершение которых она применяется.

2. Смертную казнь надо сохранить только за особо тяжкие преступления против  жизни.

  1. Смертная казнь не противоречит религиозным учениям.
  2. Смертную казнь в настоящее время нечем заменить.
  3. В странах, в которых применяется смертная казнь, коэффициент убийств на сто тысяч населения ниже, чем в странах, где она отменена.
  4. Процедура контроля за законностью вынесения и исполнения смертных приговоров в РФ в настоящее время не только практически, но и теоретически исключает судебные ошибки.
  5. Наказание в виде смертной казни не противоречит Конституции РФ 1993 года, а это значит, что ее одобряет народ России.
  6. Поскольку абсолютное большинство населения России выступает за сохранение

      смертной казни, законодатель не имеет право пренебрегать его мнением.

Примечательно, что в кампании по восстановлению смертной казни приняли участие не только руководство почти всех силовых органов и популистское лобби в Думе, но и такой неожиданный апологет, как один из высших иерархов РПЦ - глава Отдела внешних церковных сношений митрополит Кирилл. Кирилл, согласно "Эху Москвы", заявил 6 июля на парламентских слушаниях, что "Писание не запрещает смертную казнь", а "наше общество пока не готово к ее отмене". По сообщениям агентств, даже сам Дмитрий Козак, заместитель руководителя администрации президента России, заявил, что введение суда присяжных позволило бы России отменить мораторий на смертную казнь. В разговорах о смертной казни в первую очередь фигурируют чеченские бандиты-убийцы и наркоторговцы. С этой точкой зрения солидарен и Известный русский писатель, лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын, который считает, что Россия может покончить с терроризмом, только отменив мораторий на смертную казнь. Об этом он заявил в интервью "Интерфаксу". "Бывают времена, когда для спасения общества, государства смертная казнь нужна. А в России сейчас вопрос стоит именно так", - сказал Солженицын.  По его словам, Чечня продолжает оставаться "неоконченной главой российской истории, ее тяжелой политической проблемой". Чеченские боевики, которых удается схватить, "смеются над российским судом", потому что знают: смертной казни не будет. Он подчеркнул, что волна террора в нашей стране нарастает, в то время как в Европе, которая "диктует нам отмену смертной казни, не знали таких суровых испытаний, какие прошла Россия".

Характерной, воспитанной историей чертой нашего общества стало привычное отношение к насилию, которое считается допустимым во имя «великой цели». Поколения советских людей воспитывались на идеях: «кто не с нами - тот против нас», «цель оправдывает средства», «нравственно все, что помогает делу борьбы пролетариата». Такое, весьма своеобразное, представление о человеческой нравственности, в частности, высказывал В.И.Ленин, обращаясь к молодежи в 1920 году, обещая при этом, что она будет жить при коммунизме.

В условиях наступившего после 1917 года периода гражданского противостояния в виде войны, глубочайших социальных конфликтов, необъявленных постоянных войн со своим народом, так называемой классовой борьбы, якобы все обостряющейся из-за происков классовых врагов, общество приучалось к простой мысли, что главное - обнаружить виновных, найти врагов и наказать, а лучше всего уничтожить.

Все это не могло пройти бесследно для формирования общественного сознания народа, к мнению которого ныне и прибегают противники отмены смертной казни. Смертная казнь как уголовное наказание выступает в качестве  правового ограничения, юридического средства, сдерживающего   преступников, что вытекает из ее природы, и является объективным    свойством, несмотря ни на какие субъективные оценки и общественное             мнение. Иначе говоря, можно спорить о том, эффективна или    неэффективна смертная казнь, нужна она или не нужна на данном этапе  общественного развития, отменить ее или нет, но то, что смертная   казнь — сдерживающий фактор, правовое ограничение, по-моему, несомненно. Собственно, именно поэтому она служит средством защиты     общества от тяжких преступлений. Известный исследователь наказания С.В. Познышев[26] считал, что наказание имеет только одну цель —  предупреждение преступлений, которое возможно в форме физического   удержания (для преступников) или в форме психологического  противодействия преступлению (для других членов общества).3  Разумеется, сдерживающую роль смертной казни как правового   ограничения нельзя переоценивать. Ведь далеко не во всех случаях она   бывает эффективной. Есть люди (а точнее — нелюди, типа Чикатило, которого мы уже упоминали,, на    совести которого более 50 жертв), для которых вообще нет никаких    социальных преград, которые зациклены на стремлении убивать (так   называемые серийные убийцы), и никакая сила их не остановит. Кроме    расстрела. В отношении же другой категории людей она вполне оказывает сдерживающее воздействие посредством страха своего  наступления. «Часть исследований утверждает, — пишут У. Эвекич и Т.     Кубо, — что смертная казнь имеет некоторое сдерживающее воздействие, основывающееся на устрашении...»[27]. Таким образом, к смертной казни  как к наказанию важно подходить не столь однозначно. Ведь предельные   возможности эффективности характерны не только для смертной казни, но и для других видов наказания, что не всегда учитывается.  Нельзя не видеть, что многие зачастую абсолютизируют роль смертной    казни в сдерживании преступности, требуя от нее больше, чем она    может дать по своей природе, возводя ее в некое универсальное средство, панацею, делая соответствующие выводы. Это заметно, в     частности, в статье З.М. Черниловского[28], где автор, аргументируя свою позицию, указывает на главный довод Беккариа[29], заключающийся в том,   что «смертная казнь была бы терпима, если бы она представляла собой   единственное средство, способное удержать других от совершения       преступления»

Что касается сторонников немедленной отмены смертной казни, то они приводят свои аргументы.

Основные из них были сформулированы организацией Международная амнистия[30].

  Смертная казнь - это полное отрицание прав человека. Она нарушает право на       жизнь, которое заложено во Всеобщей декларации прав человека. Она   представляет собой крайне жестокий, бесчеловечный и унижающий достоинство       вид наказания.

      Смертная казнь не в состоянии сократить число преступлений или снизить

      уровень политического насилия. Никогда и никто еще не доказал, что ее       применение более эффективно предотвращает преступность, чем другие виды  наказания.

      Применение смертной казни носит дискриминационный характер. Ее часто       применяют преимущественно в отношении малоимущих, несовершеннолетних и членов этнических и религиозных общин.

      Смертная казнь - это инструмент политического подавления. Ее применяли       люди, находящиеся у власти, с целью уничтожения своих политических   оппонентов.

      Смертная казнь необратима. Неизбежно она будет настигать невинные жертвы.       До тех пор пока человеческое правосудие остается способным совершать ошибки, невозможно предотвратить риск казни невиновного.

      Смертная казнь ожесточает всех ее участников. Казнь - это акт насилия, а       насилие склонно порождать другое насилие.

      Смертная казнь отличается от других нарушений прав человека (например,       пыток) тем, что ее обычно не скрывают и не отрицают - она является частью правовой системы той или иной страны. Несмотря на то, что все больше и  больше стран отменяют смертную казнь, этот вид наказания все еще имеется в  законодательстве более половины стран мира. В этих странах государство может казнить мужчин и женщин, а согласно некоторым законам, даже детей.

      Правительства используют различные способы казни: повешение, расстрел,       электрический стул, инъекцию яда, газ, забрасывание камнями или отрубание  головы.

      Не только такие преступления, как убийство, изнасилование и вооруженный       грабеж, могут повлечь за собой смертную казнь, но и такие не связанные с       применением насилия действия, как например, махинации на черном рынке,       взяточничество и проституция.

      Но смертная казнь, кроме того, основана на произволе. Вынесение смертного       приговора часто зависит не только от характера преступления, но также от  этнического и социального происхождения, финансового положения или  политических убеждений подсудимого.

      Неважно, на какую причину ссылается правительство или какой метод       используется при приведении смертного приговора в исполнение, смертную    казнь нельзя считать проблемой только уголовного правосудия. Смертная казнь - это проблема, касающаяся прав человека.

      Мысль о том, что наказание смертью может быть оправдано властями, сама по       себе противоречит истинным представлениям о правах человека. Значение прав       человека как раз и заключается в том, что некоторые средства никогда       нельзя использовать для защиты общества, так как их применение нарушает    как раз те ценности, которые общество намерено защищать. Смертная казнь -    это ошибка во всех случаях[31].

Смертная казнь не имеет предупредительного значения;

-         ибо часть преступлений совершается с внезапно возникшим умыслом, ситуативно

-         другая часть – в состоянии сильного опьянения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.