|
К примеру, если начисленная среднемесячная заработная плата в 2000 году составляла примерно 800 тыс. руб. и возросла по сравнению с прошедшим годом в 1,6 раза, если говорить о реальной среднемесячной заработной плате, то она увеличилась лишь на 5%. За 10 месяцев 2001 года темпы роста номинальной и реальной заработной платы по сравнению с тем же периодом предыдущего года были равны соответственно 119,5 и 103,5%. А в 1996-1998 годах динамика з/п была вообще обратной: при росте последней в несколько раз наблюдалось падение реальной з/п на 10-30%.
Если анализировать факторы, приведшие к такому результату, то, наверно, в качестве главной причины значительной разницы уровней номинальной и реальной заработной платы можно выделить либерализацию цен, которая и привела в конечном итоге к крупной диспропорции между ростом заработной платы и изменением ее реального содержания. Данный факт оказал негативное воздействие не только на жизненный уровень населения, но и обусловил тенденцию к обесцениванию рабочей силы.
В условиях рыночной экономики показатель заработной платы является макроэкономической категорией, которая отражает платежеспособный спрос населения, определяющий, в свою очередь, структуру и динамику производства. Значительная разница между уровнем номинальной и реальной заработной платы, падение реальных доходов экономически активного населения ведут к сокращению объемов производства и снижению бюджетных поступлений, что, в свою очередь, ограничивает возможности государства решать задачи инвестиционного и социального плана.
Низкая цена рабочей силы влечет за собой возникновение возможности замещения дорогостоящего оборудования и машин дешевой рабочей силой, что уменьшает стимулы к всякому повышению эффективности производства и его конкурентоспособности на мировом рынке; деградацию системы общего и профессионального образования, так как люди считают бесполезным тратить свое время, усилия для получения профессии, применение которой находится с большим трудом и которая оплачивается впоследствии чрезвычайно низкой заработной платой.
В 2000-2001 годах наметился определенный положительный сдвиг в сторону сближения уровней номинальной и реальной заработной платы, но он был настолько незначительным, что практически никакого действия на реальные доходы экономически активного населения не оказал.
2.2.3.2. Начисленная и выплаченная заработная плата
Вообще принцип оплаты труда работника основывается на следующих взаимоотношениях между работником и работодателем: первый кредитует второго на определенный период времени, поэтому существует разница между документально начисляемой и реально выплачиваемой заработной платой. В каждый данный момент размер начисленной заработной платы превышает уровень реально выплачиваемой, так как погашение задолженности работодателя перед работником происходит в определенные сроки, установленные законом. Естественно, что в период между выплатами долг работодателя постоянно растет, и временное равновесие между начисляемой и реально выплачиваемой заработной платой может наступить только при условии полного погашения задолженности в момент очередной выплаты заработной платы. Однако, как показывает практика, такая нулевая разница достигается чрезвычайно редко.
При нормальном функционировании системы взаиморасчетов данное различие не имеет принципиального значения, так как работодатель выполняет свои финансовые обязательства перед работником. Но как только они нарушаются, а если это еще происходит постоянно, то процесс нарастания долга в виде начисленной, но не выплаченной заработной платы приобретает ярко выраженный хронический характер.
В течение последних лет в России наблюдалась тенденция к росту задолженности по заработной плате. В 2000 году общее число предприятий и организаций, имеющих задолженность по заработной плате увеличилось в 1,4 раза; их количество в производственных отраслях возросло на 18,3%. Наибольшее число предприятий и организаций, имеющих задолженность перед своими работниками наблюдается в социальной сфере: в течение года их число увеличилось на 75% и к концу 2000 года составило 51,5 тыс. Суммарная задолженность в производственной сфере увеличилась в 2,1 раза, в социальной - в 3,2 раза. В 2001 году данная тенденция сохранила свое положение.
Беспрецедентная практика задержек заработной платы стала одной из характерных особенностей состояния экономики России. Она воспринимается общественностью как нарушение прав человека, лишение работника возможности элементарного жизненного обеспечения, так как уровень жизни населения во многом характеризуется не только размером доходов, но и регулярностью их получения.
2.2.3.3. Межотраслевая дифференциация заработной платы
В последние годы в экономике России сформировалось относительно устойчивое распределение отраслей по размерам оплаты труда. Традиционно считается, что выше среднего уровня оплачивается труд в промышленности за счет вклада таких отраслей, как топливная, газовая промышленность; электроэнергетика; а также в строительстве, на транспорте, в аппарате органов управления и т.д. Ниже среднего уровня оплачивается заработная плата в легкой промышленности, лесном хозяйстве, отраслях социальной сферы.
Данные в табл. 3 показывают, что существуют довольно значительные диспропорции в сфере оплаты труда, которые усиливаются из года в год.
Табл. 3. Среднемесячная начисленная заработная плата по основным отраслям экономики (в % к средней по России)
1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
Промышленность в целом
103
111
118
108
106
117
116
электроэнергетика
121
167
221
210
203
200
201
топливная
148
183
290
255
231
254
234
в том числе газовая
183
206
429
402
433
380
372
Сельское хозяйство
95
84
67
61
50
46
46
Транспорт
115
120
146
151
156
159
141
Здравоохранение
67
76
66
76
77
69
70
Образование
67
71
61
68
71
62
64
Культура и искусство
62
67
52
62
62
57
62
Наука
116
94
64
68
77
75
81
Кредитование, финансы, страхование
135
180
204
243
215
155
192
Аппарат
органов
управления
120
99
94
115
129
108
120
Но нужно заметить, что данное явление является абсолютно нормальным, и оно характерно для экономики любого типа.
Согласно данным статистики межотраслевые различия в уровне о платы труда достигают 6-7 раз. Причем довольно таки значительные разрывы были замечены внутри предприятий между простыми работниками и руководящими органами - в 20-30 раз, а в некоторых случаях даже до 100 и более раз.
В качестве вывода можно сказать, что резко возросшая дифференциация оплаты труда между отраслями, регионами, социальными группами населения свидетельствует о деградации трудового потенциала тех или иных отраслей, так как в них труд оплачивается на уровне или даже ниже прожиточного минимума.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что заработная плата является своеобразным индикатором, отражающим и внутренние проблемы социальной сферы, связанные с обеспечением приемлемых показателей уровня жизни населения, и внешние глобальные экономические характеристики ( в первую очередь поддержание устойчивости воспроизводственного цикла). Именно из-за исключительной важности показателя заработной платы необходимо разработать такие методы государственного регулирования оплаты труда, которые бы давали положительные результаты , были эффективными в условиях рыночной экономики.
3. Молодёжный рынок труда
Необходимость рассмотрения в данной работе положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.
На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных.
Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаше всего – это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в "теневом" секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. "Макдональдс" и "Русское бистро", естественно, не могут предоставить возможности заработка всем желающим. Поэтому если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения и его структура.
Российская статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Если принять во внимание спад производства, то ее можно считать равной 40%, около четверти которой составляет работающая молодёжь.
Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на не сформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.
Как показывают исследования, более 50% молодёжи занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около 25% - подрабатывает в различных альтернативных формах занятости. Молодые люди активно занимаются предпринимательством: около 70-80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25-30- летнего возраста. Собственное дело имеют 2.5-3.5% общей численности молодёжи.
Снижение общего уровня жизни населения привело к сверх занятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время.
Возрастает количество предложений рабочей силы за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности профессиональных, приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. "Деньги - любым путем'' - такова формула времени для многих молодых людей. Проявляется четкая тенденция люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре российского общества со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны.
Уменьшение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, усиление платежного кризиса оказывают самое негативное влияние на спрос рабочей силы. Повсеместно увеличивается высвобождение работников.
Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках работы в службу занятости к количеству вакансий (конкуренция) составляет почти 17 человек, каждый третий из них - молодой человек в возрасте до 29 лет. Это свидетельствуют о значительном резерве рабочей силы, т.е. потенциале безработицы, в том числе молодежной, который коррелируется с показателем напряженности на рынке безработной молодежи и его официальном уровнем.
В последнее время безработица среди молодежи все больше приобретает застойный характер. Повсеместно наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной.
Особенности российской безработицы определяются структурно–регрессивным спадом производства при разрушении прежних рынков (экономического пространства) и механизмов функционирования хозяйства и медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденции формирования безработицы закрепляются инвестиционным кризисом.
В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых отраслей с низкой степенью переработки сырья. Позитивным моментом можно считать устойчивый рост доли отраслей непроизводственной сферы. Возникли новые сектора экономики: банки, страховые, консалтинговые, аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особенно быстро увеличивалась численность занятых, причем именно молодых людей.
Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в "свободной" экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, более 2/3 из них составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе на рабочую силу являются скорее отражением кризиса в экономике, а не структурной перестройки. И тем не менее рынок трансформирует отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые быстрее коммерциализировались.
Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего, среди молодежи–выпускников общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.
В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних специальных учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год увеличивается.
Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.
По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников.
4. Возможная реформа трудовых отношений в РФ
Реформы экономики и общества в России, к сожалению, практически не затронули сферу трудовых отношений. Основным актом, регулирующим ее, является Кодекс законов о труде 1971 года в несколько измененной и дополненной форме. В 1992-2001 годах были приняты некоторые новые законы в этой сфере, но они лишь подвергли незначительным изменениям отношения индивидуального найма (ядра трудовых отношений), а были направлены на деятельность профсоюзов, проблему охраны труда и т.д.
Однако особенно сейчас становится ясным, что отсутствие глубоких реформ в сфере труда является серьезным препятствием на пути становления современной рыночной экономики в России.
Цель реформы трудовых отношений можно определить как:
· увеличение занятости населения, основываясь на более эффективном размещении и использовании трудовых ресурсов в экономике
· усиление реальной защиты трудовых и социальных прав работника с учетом интересов работодателя
· повышение уровня оплаты труда
Реформа трудовых отношений может принести положительный результат при параллельном преобразовании в смежных отраслях. Имеются в виду следующие реформы:
1) Налоговая реформа
Если снизить общий уровень налогов, то это действие может привести к выходу экономических отношений из «тени», которые положительно скажутся на трудовых отношениях. На сегодняшний момент довольно широко развита практика неформальных трудовых отношений из-за превышения более чем в два раза обложения труда над обложением капитала.
2) Пенсионная реформа
Если разработать новую пенсионную систему, которая бы связывала размер пенсии с реальным уровнем трудового дохода работника, то последний бы стремился оформлять свои трудовые отношения и максимально полно учитывать получаемую оплату труда.
3) жилищно-коммунальная реформа
Проведение данной реформы повысит межрегиональную мобильность рабочей силы, которая сегодня снижается перед таким препятствием, как прописка в определенном регионе.
4) реформа бюджетного финансирования отраслей общественного обслуживания
Данное действие может решить проблемы различия в уровнях заработной платы работников бюджетного и небюджетного секторов, задержек с выплатой заработной платы. Эта реформа должна базироваться на переходе от сметного финансирования к финансированию реально оказываемых услуг.
Таким образом, главная задача в настоящее время заключается в том, чтобы максимальным образом приблизить трудовое законодательство к реально существующей ситуации, сформировать предпосылки для полного его соблюдения. Акцент должен быть сделан на генезисе механизмов саморегулирования рынка при необходимом уровне государственного регулирования.
Заключение
Проблему развития, поддержания и регулировния российского рынка труда нельзя решить без государственной поддержки. Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных органов власти в обеспечении максимальной и эффективной занятости. Многое можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.
Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомничества - создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.
Осуществление эффективной и перспективной политики занятости требует прогнозирования основных показателей занятости и развития трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных исследований в этой области. Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явлению. Правовая безграмотность большей части населения делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в том числе в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики.
Список литературы
1. Четвернина, Л, Лакунина. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления.//Вопросы Экономики.- 2001 г.-№2.-с.115-131.
2. Кабалина, З. Рыжикова. Неполная занятость в России. //Вопросы Экономики.- 2001 г.-№2.-с.131-144.
3. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации.// Вопросы Экономики.- 2000 г.-№2.-с.73-83.
4. Котляр. О понятии рынка труда. //Вопросы экономики.-1999 г.-№1.-с.33-42.
5. Сабирьянова. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда. //Вопросы экономики.-1999 г.-№1.-с.42-59.
6. Меньшикова. Заработная плата или «пособие по труду»?.//Вопросы экономики.-1999 г.-№1.-с.73-81.
7. Четвернина. Особенности российского рынка труда в середине 90-х годов.//Человек и труд.-1998 г.-№7.-с.48-52.
8. Четвернина. Особенности российского рынка труда в середине 90-х годов.//Человек и труд.-1998 г.-№11.-с.49-52.
9. Костин. По поводу некоторых понятий теории рынка труда.//Человек и труд.- 2001 г.-№12.-с.33-37.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.