Обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, творческих объединений, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан. Предоставление помощи нетрудоспособным гражданам из указанных фондов носит дополнительный целевой характер. Она оказывается наименее социально защищенным гражданам (больным, престарелым, детям), материальное положение которых является критическим.
Фонд Украины социальной защиты инвалидов являемся государственной организацией социальной помощи. Он создан и действует в соответствии с Законом Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” от 21 марта 1991 г [5, c. 252]. Бюджет фонда формируется за счет средств госбюджета, благотворительных взносов предприятий и граждан, других поступлений.
Порядок и условия расходования средств регламентируется Положением о фонде, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 1991 года № 92.
Ряд функций социального обеспечения в свое время выполняли творческие союзы (литераторов, художников, музыкантов и др.), но сегодня они практически утратили эти возможности.
Определенную роль в социальном обеспечении отдельных категорий граждан играют благотворительные фонды, гуманитарные акции “Милосердие”. Благотворительная деятельность регламентируется Законом Украины “О благотворительности и благотворительных организациях” от 16 сентября 1997 г [6, c. 292].
Также занимается проблемами пенсионеров металлургический комбинат “Запорожсталь”, который оказал помощь малообеспеченным пенсионерам области на общую сумму более 400 тыс. грн. [10, c. 27]
Содержание нетрудоспособных граждан в государственных, коммунальных и других учреждениях социального назначения представляет собой самостоятельную форму социального обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Она относится к сфере услуг людей пожилого возраста. За помощью в эти учреждения обращаются, как правило, граждане пожилого возраста и больные, которые, полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе.
Современные стационарные учреждения государственной системы социальной защиты ведут свое происхождение от давних учреждений (приютов), предназначенных для граждан, не имеющих каких-либо средств к существованию.
В стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и больных) системы социальной защиты Украины находится более 50 тыс. граждан пожилого возраста. Содержание в интернатном учреждении одного человека обходится 300-400 грн. в месяц [10, c. 30].
Также получило развитие надомное обслуживание нетрудоспособных. Это одна из наиболее распространенных сейчас форм оказания услуг престарелым и больным. Оказанием таких услуг занимаются патронажные медицинские сестры общества Красного Креста, социальные работники территориальных центров и отделений социальной помощи на дому. Они оказывают помощь на дому одиноким престарелым больным, в первую очередь из числа ветеранов войны и труда. Во многих европейских странах, таких как Италия, Греция, Испания и т. д. такое обслуживание осуществляется с 1960 гг. [7, c. 46]
Адресная социальная помощь малообеспеченным семьям и нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местных бюджетов. Это новая форма помощи конкретным нетрудоспособным, малообеспеченным семьям с детьми, пенсионерам.
На адресную помощь имеет право семья, у которой среднемесячный совокупный доход ниже минимальной величины (46 грн. в месяц).
Негосударственная пенсия отличается от государственной тем, что ее размер можно установить по собственному желанию. Он зависит от того, сколько денег человек выплатил в фонд в виде взносов. Вкладчики средств в негосударственные фонды не лишаются государственных пенсий, а лишь получают к ним добавки.
Главный критерий этой формы обеспечения — ее надежность, верность обязательствам, взятым перед страхователями или вкладчиками взносов в негосударственные фонды. За негосударственным сектором пенсионного обеспечения должна быть установлена эффективная система госконтроля. Государство должно очень внимательно следить за деятельностью фондов, за тем, куда они вкладывают деньги своих клиентов, полученные от них в виде взносов.
Виды социального обеспечения – это социальные выплаты, льготы, услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам бесплатно или на льготных условиях за счет специальных источников финансирования [11, c. 316].
Социальные выплаты предоставляются в виде (пенсий, пособий), в натуральном виде (получение питания, технических средств передвижения, протезирование, трудоустройство граждан, частично утративших трудоспособность, содержание нетрудоспособных в домах для престарелых и инвалидов и т.д.).
Важнейший вид социального обеспечения — пенсии. Пенсии следует отличать от пособий как второго вида социального обеспечения. Если для пенсий характерна регулярность выплат, то пособия представляют собой единовременные либо периодические, ограниченные во времени платежи. Большинство видов пособий не соизмеряются с заработком и выплачиваются в твердом размере.
2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Пособия при рождении ребенка и достижения новорожденным трехлетнего возраста
Пособия как социальная помощь занимают важное место в системе социальной защиты семей, имеющих детей. Пособия предоставляются в денежной форме и призваны выравнивать доходы семей, имеющих и не имеющих детей, стимулировать рождаемость. Основная задача пособий состоит в материальной помощи государства семьям для содержания и воспитания подрастающего поколения. Поэтому такие пособия называются государственными денежными пособиями.
В системе социальной помощи семьям, имеющих детей, важное место занимают денежные пособия. Они призваны играть роль материальной поддержки семей с детьми, выравнивать доходы семей имеющих детей, за счет того, что предоставляются в денежной форме стимулировать рождаемость. Основная задача пособий состоит в социальной помощи государства семье для содержания и воспитания подрастающего поколения.
Основная задача пособий состоит в материальной помощи нуждающимся, многодетным и неполным семьям. Поэтому такие пособия можно назвать адресной социальной помощью.
Пособия – это денежные выплаты, назначаемые в установленных законодательством случаях [14, c. 278].
Право граждан на пособия возникает при наступлении определенных обстоятельств, являющихся основанием для их предоставления.
Отличием социальных пособий от пенсионного обеспечения заключается в том, что социальные пособия предоставляются гражданам, когда они в этом нуждаются. Но не по усмотрению органов, их представляющих, а в связи с установленными законодательствами случаях. Социальная помощь охватывает отдельные виды обеспечения, которые практически не подпадают под принципы социального страхования. Она предоставляется наименее социально защищенным категориям населения в индивидуальном порядке за счет средств Пенсионного фонда или ассигнований из Государственного и местного бюджетов.
Но сейчас целевое назначение пособий сужается. Они становятся адресной помощью нуждающимся нетрудоспособным гражданам.
Законодательство предусматривает многообразие видов пособий, широту охвата граждан, возможность с их помощью более гибко и целенаправленно удовлетворять различные разовые и текущие потребности населения.
Пособия можно классифицировать по социально-правовым основаниям их предоставления. Сущность этих оснований предопределяет не только целевое назначение пособий, но и продолжительность их выплаты.
Анализ законодательства в этой области позволяет выделить 6 групп оснований предоставления пособий:
1) временную нетрудоспособность;
2) безработицу;
3) деторождение;
4) несовершеннолетние дети;
5) прожитие нетрудоспособных граждан;
6) поддержание бюджета семьи при неординарных обстоятельствах.
Виды и порядок назначения и выплаты пособий регламентируется в основном двумя законами Украины: “О государственной помощи семьям с детьми” от 21 ноября 1992г. в редакции от 21 марта 2001г. [11, c. 167],который вступил в действие с 1 января 2002г., а некоторые его нормы с 1 января 2003г. (пособия одиноким матерям) и “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям” [11, c. 167].
Условиями назначения того или иного вида пособия являются конкретные обстоятельства семьи, претендующей на социальную помощь.
Социальные пособия могут быть назначены:
1) по беременности и родам;
2) при рождении ребенка;
3) по уходу за новорожденным ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
4) родителям, занятым уходом за инвалидами с детства и детьми-инвалидами;
5) на детей, находящихся под опекой или попечительством;
6) на детей одиноким матерям;
7) на детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
8) на погребение члена семьи.
Предоставленные пособия семьям с детьми регламентируется Порядком назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001г. № 1751[11, c. 557]
По продолжительности выплаты пособия делят на единовременные (разового характера), ежемесячные и периодические (табл. 1).
Таблица 1
Вид пособия
Пояснение
Пример
Единовременные пособия
Предназначены для покрытия разовых потребностей семья в дополнительных расходах
Пособие по случаю рождения ребенка
Ежемесячные пособия
Регулярные денежные выплаты семьям в течение длительного периода, определенного законом.
Пособия на детей одиноким матерям, по уходу за новорожденным ребенком, на детей-инвалидов с детства, малообеспеченным семьям с детьми.
Периодические пособия
Назначаются для замены утраченного заработка
Пособие по беременности и родам, по уходу за больным ребенком и другим членом семьи, по временной нетрудоспособности.
По целевому назначению государственные пособия делятся на две группы. В первую группу входят пособия, выплачиваемые как помощь вместо утраченного по уважительной причине заработка в течение непродолжительного времени, в размере, равном или приближающемся к утраченному заработку. Это пособия по беременности и родам, по уходу за больным ребенком, по временной нетрудоспособности. Их размеры в одних случаях равны заработной плате (пособия по беременности и родам), в других — приближаются к утраченному заработку (пособие за больным ребенком), в третьих — компенсируют часть утраченного заработка (пособие по уходу за новорожденным).
Во вторую группу включаются все иные виды пособий, которые предоставляются в качестве дополнительной помощи к основным источникам существования (к заработку, пенсии и т.п.) для покрытия дополнительных расходов семьи. Это пособия по случаю рождения ребенка, одиноким матерям, на детей-инвалидов с детства, и при других обстоятельствах, предусмотренных в законе.
Право на пособие по беременности и родам имеют все работающие женщины, состоящие в трудовых отношениях с собственником предприятия. Собственник предприятия обязан уплачивать за работников страховые взносы в Фонд социального страхования, из которого выплачивается данный вид пособия.
Круг женщин, имеющих право на пособие по беременности и родам, определен ст. 10 Закона Украины “О государственных пособиях семьям с детьми”. К ним относятся не только работающие женщины на предприятиях всех форм собственности и хозяйствования, но и женщины, уволенные с работы в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации; женщины, зарегистрированные в службе занятости в качестве безработных не менее 10 месяцев; женщины, занимающиеся предпринимательской деятельностью, при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования и т. д.
Пособие по беременности и родам работающим женщинам назначается в размере 100% заработка за весь период отпуска по беременности и родам. Продолжительность отпуска устанавливается 70 календарных дней до родов и 56 после родов. В случае осложненных родов или рождения двух и более детей — 70 календарных дней до и после родов. Размер указанного пособия исчисляется суммарно и предоставляется женщинам в полном объеме независимо от количества дней, фактически использованных до родов, т.е. за 126 календарных дней.
Момент наступления дородового отпуска определяет врач. На практике имеют место случаи, когда дородовой отпуск превышает или, наоборот, составляет меньше 70 дней. При неправильном установлении времени родов отпуск не подлежит продлению, если он оказался меньше 70 дней, поскольку отпуск предоставляется суммарно (126 дней), независимо от использованных дней до родов.
Послеродовой отпуск предназначен как для восстановления сил и здоровья матери, так и для ухода за новорожденным ребенком. Поэтому такой отпуск полагается не только женщине, родившей ребенка, но и женщине, усыновившей новорожденного непосредственно из родильного дома. Отпуск в этих случаях предоставляется продолжительностью 56 дней со дня рождения ребенка, указанного в свидетельстве о рождении.
В жизни встречаются случаи, когда беременную женщину незаконно увольняют с работы (а увольнение беременных женщин законодательством не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации с обязательным трудоустройством)1, и пока она оспаривает в суде увольнение, наступает срок отпуска по беременности и родам. Если увольнение признается неправильным и работница восстанавливается на прежней работе, то пособие за время отпуска по беременности и родам выдается со дня вынесения решения о восстановлении на работе.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке больничный лист, а для женщин-военнослужащих — справка лечебного учреждения (военно-врачебной комиссии).
Женщинам, уволенным с работы в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, пособие по беременности и родам до их трудоустройства назначается на основании справки ликвидационной комиссии и выданного в установленном порядке больничного листа.
Это пособие предназначено для покрытия разовых потребностей семьи в дополнительных расходах. Оно назначается в твердой сумме, в размере установленного законом прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет. Сегодня размер пособия при рождении ребенка составляет 8500 гривен для застрахованных и работающих лиц. Преимущество на получение пособия имеет застрахованное лицо. Т.е. если отец ребенка работает, а мать нет, то единовременное пособие будет начислено отцу по месту работы.
В случае рождения двух и более детей единовременное пособие назначается семье на каждого ребенка. Основанием для назначения пособия является справка о рождении ребенка, выданная органами ЗАГСа для получения пособия.
Пособие предоставляется одному из родителей ребенка (усыновителю или опекуну). Единовременное пособие при рождении ребенка назначается при условии, если обращение за его назначением поступило не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
На практике имеют место случаи обращения за пособием спустя несколько месяцев после рождения ребенка. В таких случаях пособие назначается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев перед обращением, не считая месяца, в котором мать обратилась в управление труда и социальной защиты.
Отпуск и пособие по уходу за новорожденным ребенком предоставляется всем работающим женщинам после отпуска по беременности и родам вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Такое же право имеют и женщины, обучающиеся с отрывом от производства; женщины, уволенные с работы в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации; женщины, зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве безработных и т. д.
Право на отпуск и пособие по уходу за ребенком имеют и другие лица (отец ребенка, бабушка, дедушка) или другие работающие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком.
Отпуск считается частично оплачиваемым, т.е. в течение отпуска выплачивается пособие. Оно назначается кому-либо из трудоспособных, но не работающих лиц (одному из родителей ребенка, усыновителю, опекуну, дедушке, бабушке), которые ухаживают за ребенком. Пенсионеры на такое пособие права не имеют. Т.е., если за ребенком ухаживает мать, то пособие начисляется ей. Если же мать вышла на работу, а за ребенком ухаживает неработающий отец, то пособие назначается ему. В таком случае семья должна переоформить выплату пособия на фактического получателя.
Законом Украины “О государственной помощи семьям с детьми” от 22 марта 2001 года № 2334-111 установлено, что пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется в размере прожиточного минимума для детей в возрасте до шести лет. Фактический размер пособия работающим и застрахованным лицам в системе социального страхования сегодня составляет 68 грн., а для неработающих лиц — 50 грн. на одного ребенка.
В случае рождения (усыновления, установления опеки) двух и более детей пособие по уходу за ребенком назначается на каждого ребенка.
Матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет и одновременно продолжающим учебу с отрывом от производства, пособие по уходу за ребенком до достижения им трех лет назначается в полном размере.
Отпуск по уходу за ребенком может предоставляться по желанию матери полностью или частично, а также с разбивкой на части.
По желанию женщины и других лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком, в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. При этом за ними сохраняется право на получение пособия в период отпуска по уходу за ребенком.
2.2. Социальная помощь и пенсии нетрудоспособным и малообеспеченным гражданам
В Основных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине подчеркивается, что институт социальных пенсий будет трансформирован в систему социальных пособий на основе закона о социальной помощи.
Институт социальных пенсий появился в результате длительных научных дискуссий. В юридической литературе высказывались различные точки зрения, но этому вопросу. Победило мнение ученых и законодателя о целесообразности введения социальных пенсий как института стабильного государственного обеспечения нетрудоспособных граждан.
Социальные пенсии впервые введены в законодательство о социальном обеспечении с 1 января 1991 г. Законом бывшего Союза ССР “О пенсионном обеспечении граждан в СССР”. Они сохранены и в Законе Украины. “О пенсионном обеспечении” от 5 ноября 1991 г. Больше того, институт социальных пенсий усовершенствован, уменьшен возраст, с достижением которого назначаются социальные пенсии. Он теперь приравнен к общему пенсионному возрасту, а был на пять лет выше.
Страницы: 1, 2, 3