Рефераты. Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации






Поступления в федеральный бюджет по статье неналоговых доходов «Дивиденды по акциям, принадлежащим государству» на 2002 год определены в размере 4,9 млрд. рублей против 2 млрд. рублей, установленных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год», и 4,7 млрд. рублей, ожидаемых в 2001 году.

Несмотря на определенный рост объема данных неналоговых доходов, их удельный вес составит лишь 0,3% в общем объеме доходов федерального бюджета на 2002 год, а 73% поступлений дивидендов прогнозируется лишь от 6 акционерных обществ («Газпром», «Роснефть», «Славнефть», РАО «ЕЭС России», «ТВЭЛ», «АК «Алроса») из 3949 акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в собственности Российской Федерации. Кроме того, акционерные общества с государственным участием направляют на выплату дивидендов значительно меньшую по сравнению с полностью приватизированными компаниями долю чистой прибыли. Результаты проверок Счетной палаты Российской Федерации показывают, что работа в Минимуществе России по прогнозированию доходов от дивидендов по акциям, принадлежащим государству, должным образом не организована, отсутствует необходимая нормативно-методическая база.

По расчетам Счетной палаты Российской Федерации в 2001 году на акции, принадлежащие Российской Федерации, будет приходиться не менее 97,8 млрд. рублей чистой прибыли (по крупнейшим плательщикам). При наличии на рынке общей тенденции увеличения доли чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, прогноз доходов по данной статье бюджета, рассчитанный на основе усредненного значения части прибыли, направленной на выплату дивидендов в 2000 году в разрезе крупнейших плательщиков (7,9%), может составить 7,7 млрд. рублей.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусматривается увеличение платежей от государственных и муниципальных организаций с 9,5 млрд. рублей, утвержденных в бюджете 2001 года, до 13,97 млрд. рублей в 2002 году. При этом основную часть поступлений (88,6%), как и в предыдущие годы, составляют доходы совместного предприятия «Вьетсовпетро» в размере 12,4 млрд. рублей. Платежи от 9718 федеральных государственных унитарных предприятий и организаций предусмотрены в проекте бюджета на 2002 год в размере лишь 0,5 млрд. рублей при том, что по оценкам Счетной палаты Российской Федерации чистая прибыль, полученная государственными унитарными предприятиями только в 2000 году, составила 50 млрд. рублей.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" запланировано увеличение доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, по сравнению с утвержденным бюджетом 2001 года с 5,6 млрд. рублей до 8,4 млрд. рублей, или с ростом на 49,5%. Однако, по сравнению с ожидаемой оценкой 2001 года, номинальный рост доходов по данной статье бюджета составит лишь 5,9%, что в 2 раза ниже прогнозируемых темпов инфляции на 2002 год. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, исключая арендную плату за землю, вообще прогнозируется на уровне ожидаемой оценки 2001 года. Таким образом, Правительством Российской Федерации не принято достаточных мер по выполнению требования Бюджетного послания по значительному увеличению доходов федерального бюджета, получаемых от использования государственной собственности, существенным источником которых должны стать доходы от использования объектов недвижимости.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» предусматриваются поступления в доход федерального бюджета в размере 4 млрд. рублей от прибыли Центрального банка Российской Федерации, что в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» должно составлять 50% балансовой прибыли Банка России, полученной за 2001 год.

В соответствии с действующим законодательством Банк России самостоятельно определяет смету расходов и правила ведения бухгалтерского учета, формирования учетной политики. В связи с этим финансовые результаты его отдельных операций отражаются, минуя счета доходов, что оказывает влияние на размер прибыли, отражаемой Центральным банком Российской Федерации. По мнению Счетной палаты Российской Федерации, в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» должны быть внесены изменения, предусматривающие введение государственного внешнего контроля за формированием его прибыли, исполнением сметы расходов на его содержание, организацией бухгалтерского учета и учетной политики.

Существенным дополнительным источником пополнения доходной части федерального бюджета 2002 года должны стать доходы федеральных органов исполнительной власти от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Однако, в законопроекте эти объемы поступлений по группе доходов «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» не указаны. При формировании объемов расходов федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, указанные объемы уменьшаются на сумму прогнозируемых ими доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. По мнению Счетной палаты Российской Федерации, такой подход к формированию расходов федерального бюджета не позволяет в достаточной степени оценить обоснованность размеров дополнительных источников финансирования, а также нарушает установленный статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип общего (совокупного) покрытия расходов общей суммой доходов бюджета, в соответствии с которым доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.

Отмечая предполагаемое существенное повышение среднего уровня собираемости налоговых доходов в законопроекте по сравнению с предшествующими годами, Счетная палата Российской Федерации полагает, что точность и достоверность проектировок отдельных показателей проекта бюджета нуждается в дополнительном обосновании. В ходе рассмотрения проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» в комитетах и комиссиях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации целесообразно детально рассмотреть все имеющиеся резервы увеличения возможных поступлений в федеральный бюджет, в том числе от возврата ранее предоставленных средств федерального бюджета на возвратной основе.

Немаловажной проблемой достоверности и обоснованности проекта доходов федерального бюджета на 2002 год является состояние нормативно-методической базы по их формированию. Единственным документом, регламентирующим работу по разработке проекта доходов на федеральном уровне, являются утвержденные заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации А.Л. Кудриным 12 апреля 2001 года Методические рекомендации по формированию доходов федерального бюджета на 2002 год. Однако данные методические рекомендации носят достаточно общий характер, определяют лишь основные подходы к формированию доходов бюджета, используемую отчетность и информацию, и не раскрывают технологию и алгоритм расчета конкретных показателей налоговых и неналоговых доходов. Непосредственные расчеты доходов федерального бюджета осуществляются на основе сложившейся в Министерстве финансов Российской Федерации практики. В целях создания более основательной методической базы Правительству Российской Федерации необходимо принять меры по обеспечению разработки полноценных методических указаний по расчету значений соответствующих показателей в разрезе групп, подгрупп, статей и подстатей доходов классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Данные методические указания должны предусматривать алгоритмы расчета налогооблагаемой базы, облагаемых оборотов, уровней собираемости, прогнозных мировых и внутренних цен и других параметров.

Заключение

Анализ прогнозируемых и фактических объемов доходов федерального бюджета за 1999—2001 годы свидетельствует об их заведомом занижении Правительством Российской Федерации на стадии формирования проекта федерального бюджета.

Так, в 1999 году в расчетах к федеральному бюджету объем доходов составил 473,7 млрд. рублей, а фактически — 615,5 млрд. рублей, с приростом в 141,8 млрд. рублей, или 29,9%. При формировании проекта федерального бюджета на 2000 год доходы были заложены в сумме 797,2 млрд. рублей, по факту— 1132,1 млрд. рублей, то есть с увеличением в 334,9 млрд. рублей или 42%. Ожидаемая оценка доходов федерального бюджета на 2001 года составляет 1481,8 млрд. рублей, что на 288,3 млрд. рублей (24,1%) больше суммы, утвержденной в федеральном бюджете.

Таким образом, Правительство Российской Федерации стремится защитить федеральный бюджет от колебаний рыночной конъюнктуры и создать определенный запас для достаточно произвольного маневра финансовыми ресурсами в течение года.

Сохраняется тенденция формирования доходов федерального бюджета преимущественно за счет налоговых доходов, доля которых в общем объеме доходов федерального бюджета на 2002 год практически не изменяется по сравнению с 2001 годом и прогнозируется в размере 93,4%. Соответственно, неналоговые доходы в составе доходных источников занимают невысокий удельный вес — 5,6%

Таким образом, создавая определенный финансовый запас, государство создает тем самым благоприятные условия для развития собственной экономики и направляет эти финансовые потоки в виде дотаций, субъектам нуждающимся в финансовой поддержке.

Благоприятная экономическая обстановка в России позволяет государству поднять уровень жизнь своего населения. Примером того служит постоянное увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, постоянное увеличение размеров пенсии, дотационных выплат.

Подводя итог, можно сказать, что налоги играют главную роль в формировании бюджета.

Используемая литература:


1.     И.А. Погосов Финансы, денежное обращение и кредит, - М.: ООО «Проспекть-Н»

2.     Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997

3.     Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999

4.     Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год (анализ концепции) // Экономист, 2001. №11

5.     Налоги: федеральные и местные // Финансовая газета. 2001. № 12

6.     Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. -  2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000

7.     Федеральный закон от 27.12.2000 №147-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» // Российская газета, 28 декабря 2000

8.     Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2002 год»

9.     Выписки из Заключения Экспертно-консультативного Совета  при Председателе Счетной Палаты Российской Федерации «о Федеральном бюджете на 2002г.»

10. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2002 год»


Ссылки на страницы используемые в глобальной сети INTERNET:


#"_Hlt8976945"> - Экспертно-консультативный Совет при Председателе Счетной Палаты Российской Федерации:

Ø     Заключение Совета на проект Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2002 год";

Ø     Оценка прогноза социально-экономического развития России на 2002 год;

Ø     Доходы федерального бюджета на 2002 год;


#"#">#"_Hlt8976590">#"_Hlt9000345"> – Бюджет Российской Федерации:

¨     Бюджетная система РФ;

¨     Программа Союза Правых Сил (Совершенствование процедур разработки, утверждения, исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета и проблемы статуса внебюджетных фондов в системе государственных финансов);

¨     Заключения Экспертно-консультативного Совета  при Председателе Счетной Палаты Российской Федерации «о Федеральном бюджете на 2002г.»;

¨     Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «о бюджетной политике на 2002год»;


#"#">#"1.files/image002.jpg"> Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2001 года (в %)



Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2001 года (в %)




Поступление налогов и сборов, контролируемых МНС России, в федеральный бюджет в 1999-2001 годах


Бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год"

20 апреля 2001 года Президент Российской Федерации В.В.Путин в соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации направил Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.С.Строеву, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу и Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" (см. письмо от 31 марта 2001 года N Пр-605).

В письме Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову глава государства указал, что "Правительству Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 171 и пункта 3 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации надлежит принять Бюджетное послание Президента Российской Федерации за основу при подготовке проектов федерального бюджета на 2002 год и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".

Текст Бюджетного послания содержит основные ориентиры бюджетной политики в 2002 году, вытекающие из стратегических направлений, сформулированных в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу".

Как следует из послания, важнейшей задачей бюджетной политики в 2002 году и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности. Профицит федерального бюджета в 2000 году составил 2,5 процента ВВП. На 2001 год также предусмотрена бездифицитность федерального бюджета. Президент РФ отметил, что такая политика должна быть продолжена в 2002 году и в последующие годы.

Более подробно остановимся на определении Президентом РФ первоочередных задач бюджетной политики в области доходов.

Отмечено, что увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития частного бизнеса, сокращению нелегального теневого оборота.

Президентом РФ определены следующие основные направления дальнейшего развития налоговой реформы:

-                     принятие главы Налогового кодекса РФ, регулирующей вопросы налогообложения прибыли; исключение из налоговой системы полностью налогов и сборов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также налога на покупку иностранных денежных знаков, - не позднее чем с 2003 года;

-                     продолжение снижения ставок единого социального налога;

-                     сохранение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов;

-                     продолжение реформы налогообложения пользования природными ресурсами. Необходимо вводить и постепенно расширять применение рентных принципов в отношении налоговых платежей за пользование недрами. По словам Президента РФ, целесообразно перейти к исчислению платы за пользование недрами на основе рыночных цен, сохранив практику установления экспортных пошлин на добываемые ресурсы.

В соответствии с Бюджетным посланием, соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации по названным направлениям должны быть подготовлены и приняты уже в текущем году, чтобы их можно было положить в основу бюджетной политики на предстоящий год.

Что же касается области расходов, то Президент РФ выделил следующие первоочередные задачи бюджетной политики:

-                     установление жестких смет расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений;

-                     завершение формирования механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий для бюджетной системы;

-                     овладение современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрение индикаторов результативности затрат государственных средств для того, чтобы расходная часть федерального бюджета стала инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей;

-                     продолжение оптимизации сети высших и профессиональных учебных заведений в соответствии с потребностями страны;

-                     разработка в текущем году Правительством Российской Федерации Концепции реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот;

-                     осуществление государственных закупок (заказов) должно происходить прозрачно, на конкурсной основе;

-                     осуществление расходов на оплату бюджетными организациями потребляемых топливно-энергетических ресурсов должно быть жестко увязано с тарифной политикой государства в этой сфере;

-                     начать в 2002 году реформирование пенсионной системы. При этом, по мнению Президента РФ, нельзя допустить снижения достигнутого уровня пенсионного обеспечения сегодняшних пенсионеров;

-                     обращение особого внимания на реформирование государственной службы и судебной системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.